От золотой рыбки... фото самира алиева
ОТ ЗОЛОТОЙ РЫБКИ - К ЗОЛОТОМУ ШАРУ,
или бойтесь желаний, которые могут осуществиться
Часть первая. Золотая рыбка.
Признаюсь сразу: к написанию данного эссе меня подтолкнуло прочитанное мною недавно в «Эхо» интервью с лингвистом Ильгаром Сафараливым, заведующим кафедрой древнерусской литературы и старославянского языка в одном из красноярских вузов. В его обширных рассуждениях о сказках народов всего мира проскальзывает, к сожалению, усилившаяся в последнее время тенденция... Лингвист развивает мысль о том, что герои русских сказок зачастую получают все, не прилагая к этому ни малейших усилий. Желания Емели выполняет говорящая щука, желания старика – Золотая Рыбка. Есть еще и скатерти-самобранки, и Сивки-Бурки, являющиеся перед всякими Иванушками-дурачками... короче, мужикам ничего делать не надо, не надо ударять пальцем об палец, лишь загадай желания – и получишь все! И царевну, и полцарства впридачу, и все такое прочее... Российский сатирик Михаил Задорнов, которого я, впрочем, слишком уважаю, чтобы как-то критиковать, тоже считает, что эти сказки выражают великую мечту русского народа – получить все на халяву, и чтобы при этом не надо было бы работать. А вот в европейских сказках, говорит Задорнов, все работают, трудятся... Но я, смею уверить, помню русские сказки не хуже Сафаралиева и Задорнова. Помимо Иванушки-дурачка в них фигурирует еще и Иван-царевич, и вот ему-то ничего с неба в руки никогда не падает, он получает свое путем огромных усилий и сказочных подвигов – поход к логову Кащея Бессмертного, сражения с дикими зверями и не менее дикими врагами, поединок со Змеем-Горынычем... Ивану-царевичу приходится и махать мечом, и шевелить мозгами, и лишь после этого он получает царевну и полцарства (вернее, 51 процент и контрольный пакет акций, говоря по-современному) – какая уж тут халява!
Европейские сказки я тоже помню не хуже Задорнова. И скажу вам так: европейские-то они европейские, и в них всяческие Золушки и папы Карло действительно вкалывают, как... как папы Карло, но все равно - упорный и честный труд никогда не приносил никому из них достатка! И герои европейских сказок приходят к благоденствию не трудом своим, нет – а лишь благодаря счастливой случайности, выпавшему им счастливому шансу. Ну что – папа Карло? Много ли он заработал, крутя ручку своей шарманки? Жил он в каморке, глодал он корки! И так бы до конца дней своих и прозябал бы в нищете, если бы не чудо. Принес ему сосед говорящее полено, из которого папа Карло выстругал деревянного пацана, и этот-то пацан, Буратино который, и вывел папу Карло и всех своих друзей в счастливую страну! Шанс, в виде говорящего полена! А младший сын мельника, которому отец, словно издеваясь, оставил в наследство не мельницу, не осла даже, а какого-то кота в сапогах! Представляете себе состояние младшего сына? Представляете его дальнейшую беспросветную жизнь?! Тем не менее, именно этот смышленый кот оказался своего рода бонусом – он-то и устроил дальнейшую судьбу своего хозяина, и замок ему добыл, и титул маркиза де ля Карабас, и королевскую дочку ему сосватал! Опять шанс, в виде усатого и хвостатого кота, пусть даже и в сапогах! А Золушка-то, Золушка! Много она имела со своих трудов, вертясь по дому с утра до вечера, подобно юле? Лишь придирки мачехи да издевательства приемных сестер! А что помогло ей выйти в люди? Счастливая случайность, туфелька, оброненная на балу, да и на бал-то эта пигалица попала с помощью не кого-нибудь, а феи-крестной! И снова – сектор «шанс» на барабане! Шанс, чудо, который дается тебе случаем, и который ты не должен упустить, если, конечно, ты не полный кретин, дебил или имбецил... Так что никто в европейских сказках своим честным трудом ничего себе не заработал, кроме горба, мозолей или там грыжи. В восточных сказках – арабских или индийских – простой забитый крестьянин или ремесленник тоже видел в перспективе большой шиш. Положение изменялось лишь в том случае, если простому человеку попадался кувшин с запечатанным джинном или высушенная обезьянья лапа, исполняющая желания. Правда, если вдуматься, техническая эксплуатация джинна или обезьяньей лапы ни к чему хорошему, как правило, не приводила... Да и у русского народа есть замечательная поговорка – «от трудов праведных не наживешь палат каменных!». Поговорки советского периода, отличавшегося, казалось бы, наибольшей лояльностью к рабочему человеку, тоже оптимизмом не отличались. Как сейчас помню: «работай, работай, работай – и будешь с большим ты горбом...», или, дурачась, я орал в свое время с коллегами по ремонтно-восстановительному цеху завода холодильников: «Нам солнца не надо – нам партия светит! Нам хлеба не надо – нам работу давай!!!» Сказочные замки, терема, мосты строились за ночь по волшебству, в отличие от реальных зданий, возводимых годами. Так что не стремление к халяве вижу я в сказках, как российских, так и прочих, а давнюю мечту человечества – поскорее увидеть блестящий результат, минуя при этом утомительный, нудный, изматывающий процесс...
Часть вторая. Золотой шар.
Вторая часть моего эссе навеяна опубликованной недавно опять-таки в «Эхо» (в рубрике «Турклуб») статьей о разбросанных по нашей планете местах, где исполняются мечты и желания. Таких мест известно немало – например, делийский столб из чистого железа, воздвигнутый полторы тысячи лет назад (непонятно, как древние индийские мастера его сделали, даже современная технология этого не может); или так называемый «Зодиакальный район» в Яффе, Израиль (в этом городе, если верить преданиям, Ной строил свой легендарный ковчег); или Колодец Смерти в Чичен-Ице, Мексика (туда жрецы племени майя сбрасывали самых красивых девушек, принося их в жертву своим богам); или хакасские менгиры – огромные плиты, 4 тысячи лет назад врытые в землю неустановленными племенами непонятно как и неизвестно для чего... и так далее. Их, оказывается, много, таких мест, во всех частях света. Ну и, конечно, тему мест, где исполняются желания, никак не могли обойти стороной сказочники и фантасты. Для последних это вообще благодатная тема – ведь фантастика зачастую представляет собой ту же самую сказку, но облаченную в серьезные, солидные наукообразные одежды. По этому поводу стоит, например, вспомнить повесть российского фантаста Еремея Парнова «Проснись в Фомагусте», - о том, как группа международных авантюристов случайно набрела в потаенном уголке Гималаев на волшебную долину, в которой материализуются человеческие мечты... Ну и другие подобные произведения. Однако классическим образцом «осуществителя желаний» в фантастической литературе является, безусловно, знаменитый Золотой Шар из повести братьев Стругацких «Пикник на обочине».
Мне очень часто приходится объяснять людям, что «Сталкер» и «Пикник на обочине» - далеко не одно и то же (случается, что люди не желают прочесть повесть, мотивируя тем, что видели, дескать, фильм Тарковского). Но повесть и фильм очень сильно отличаются друг от друга. «Пикник» был написан в начале 70-х годов прошлого века и лишь спустя десять лет вышел книгой (десять лет ее выходу препятствовали редакторы, придирающиеся буквально ко всему). «Пикник на обочине» - несомненно, одна из самых лучших повестей в мировой фантастике. Сюжет ее таков: находящийся где-то в Канаде (или в Австралии, не суть важно) маленький индустриальный городок в одну ночь подвергается загадочному «Посещению», исходящему из глубин Космоса. Люди города в панике бегут из него, а вернуться уже не могут – на территории города возникла так называемая «Зона», в которой действуют совсем иные физические законы, и невесть откуда появилось множество ловушек, смертельно опасных для человека. Введенные в Зону войска сгинули без следа. Тогда Зону решают обнести колючей проволокой, окружить кордонами войск ООН и впускать внутрь лишь ученых. Однако очень скоро выясняется, что на территории Зоны разбросаны всякие артефакты, некоторые из которых можно обратить на пользу человечеству, а из некоторых можно сделать и новое, небывалое оружие. Тогда-то и появляется новая профессия – «сталкер». Это некая помесь мародера с контрабандистом, отморозок, который по ночам, с риском для жизни (его могут погубить вредоносные артефакты Зоны, может застрелить военный патруль, а может убить и конкурент-сталкер) проникает за колючую проволоку, выносит артефактов, сколько сможет, а потом перепродает их специальному скупщику за нехилые бабки. При этом сталкеров ловят и сажают, сталкеры калечатся и погибают, у выживших рождаются дети-мутанты, но – такие деньги оправдывают все! И, пока ученые мужи планеты спорят, в чем суть этих артефактов, контейнеры ли это с образцами внеземной техники (заброшенные на Землю с целью облегчить будущий контакт с человечеством) или же обыкновенный мусор, выброшенный некими инопланетными туристами (после пикника на обочине Галактики) - сталкеры по ночам лезут и лезут в Зону, рискуя схлопотать патрульную пулю, подвергнуться какому-нибудь смертоносному излучению Зоны либо вляпаться в убийственный коллоидный газ неземного происхождения...
Но самым привлекательным и самым недоступным из артефактов Зоны является так называемый «Золотой Шар», якобы способный выполнять сокровенные желания. К нему-то и идет в конце повести главный герой, сталкер Рэд Шухарт, идет сквозь все страшные чудеса Зоны, идет, сверяясь по самодельной карте и взяв с собою юного паренька по имени Арчи. Арчи нужен Шухарту вот для чего: на подступах к Золотому Шару сталкеров подстерегает смертельно опасная ловушка – «мясорубка». Рэд хладнокровно пропускает вперед юношу и загоняет того в ловушку. После гибели напарника Рэд беспрепятственно проходит к Золотому Шару и к ужасу своему осознает, что не знает, чего ему желать! Жизнь превратила Шухарта в хищника с клыками и когтями, который всегда рассчитывал лишь на самого себя и не верил ни в какие чудеса, который разучился желать и мыслить! И самое обидное – это то, что Арчи, по всей видимости, сумел сформулировать свое желание. Паренек успел выкрикнуть его за несколько мгновений до смерти: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!». Но этому желанию, увы, так и не суждено было сбыться... А Рэд Шухарт так и остается сидеть у Золотого Шара. Он молит о том, чтобы Шар сам каким-то образом уловил его желания и исполнил их...
В середине 70-х за постановку фильма по мотивам «Пикника» взялся Андрей Тарковский. Прежде всего, ему понадобился оригинальный сценарий, и он буквально замучил братьев Стругацких, добиваясь какого-то смутного, одному лишь ему известного результата. В итоге от варианта к варианту (а всего было сделано 11 вариантов сценария «Сталкера») Золотой Шар был преобразован сначала в Золотой Круг, потом – в Машину желаний, потом – в терраску, на которой исполняются желания, а в окончательной версии – в комнату, в которой исполняются заветные желания. А крутой маргинал Шухарт превратился в рефлектирующего юродивого, который служит проводником к этой самой комнате... Я, откровенно говоря, не люблю фильм «Сталкер», потому что всякий раз соотношу его с литературным первоисточником и с горечью отмечаю, как много из того богатства идей и замыслов, заложенных в повести, не нашло своего отражения в фильме, поскольку было неинтересно Тарковскому (великий режиссер, как известно, не любил фантастики). Тем не менее, я сильно сопереживаю героям фильма, Писателю и Профессору. Особенно в том момент, когда они, пройдя сквозь Зону, оказываются на пороге той самой комнаты. Писатель наотрез отказывается входить в комнату! Он понимает, что таинственная комната исполняет не те желания, которые человек осознает разумом, а желания заветные, самые искренние, самые глубокие, самые выстраданные... то есть подсознательные. Это-то и пугает Писателя. Прожив сложную, тяжелую жизнь, морально опустошенный, полностью разуверившийся в людях, он понимает, сколько негатива накопилось за эти годы в его душе, и опасается, что весь этот негатив неосознанно выльется на головы всего человечества, негатив, многократно усиленный чудесной силой комнаты, как огромным увеличительным стеклом. «Что у меня выстрадано? Ненависть? Гадливость? Неприятие? – мучительно рассуждает Писатель. - Как я туда полезу со своей израненной душой? Ведь одно из двух. Либо душа моя хочет покоя, тишины, безмыслия, беспамятства, забвения – и тогда я вернусь идиотом, счастливым кретином, пускающим пузыри... Либо душа моя отмщения жаждет. И тогда мне страшно даже подумать, сколько судеб окажется на моей совести...». А Профессор вообще пришел сюда, оказывается, совсем за другим. Он принес в своем рюкзаке портативную атомную бомбу и собирается взорвать Зону к чертовой матери! По мнению Профессора, именно Зона и комната виноваты в стремительном росте негатива во всем мире, потому что они чудесным образом исполняют желания всевозможных мерзавцев, сюда добравшихся. «А уровень мотивации преступлений падает! А военные перевороты, «гориллы» у власти, мафия в правительствах – может быть, это тоже ваши клиенты! Откуда вы можете это знать?» - кричит он Сталкеру. И еще Профессора пугает будущее: «А вы представляете себе, что будет, когда в эту комнату поверят все? И когда они все кинутся сюда... И не десятки – тысячи! Все эти несостоявшиеся императоры, великие инквизиторы, фюреры всех мастей. Все эти благодетели рода человеческого! И не за деньгами они сюда кинутся, не за вдохновеньем – мир переделывать! По своему отвратительному образу и подобию!» Конечно, я поневоле проецирую ситуацию на себя и думаю, как бы я сам поступил на месте Писателя и Профессора... Отвечу честно – не знаю... Впрочем, это тема для отдельного разговора. Ясно лишь одно - непростое это занятие, загадывать желания в фантастическом произведении... Впрочем, и в сказке ведь тоже не легче. А уж в реальности-то, посещая места, в которых исполняются любые желания! Тот же Писатель высказался так: «Это же закон жизни! Мечтаешь об одном, а получаешь совсем-совсем другое. Ходят, лезут, как мошки на огонь, но ведь это от глупости, от недостатка воображения!» Иногда я пытаюсь представить себе, какие желания приходится «выслушивать» делийскому столбу или хакасскому менгиру – и у меня начинает «сносить крышу». Наверное, от самых примитивных и сугубо личных (обладание любимой девушкой, крупный выигрыш, удачная карьера) до глобальных и довольно патологических (мировое господство, например, или лютая месть какой-нибудь целой нации – представляете, чего попросил бы какой-нибудь генерал Дро или тот же Андерс Брейвик? И потом, неспроста ведь эсэсовцы так упорно искали Священный Грааль!). И все это – действительно от глупости и недостатка воображения. А интересно, кто-нибудь в реальной жизни просит у этих самых сакральных мест Земли того же, чего просил юный и несчастный Арчи - «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!»? Крупно в этом сомневаюсь...
И потом, хорошо ли это, когда сбываются чьи-то желания? Ходит такая легенда, ни опровергнутая, но и не подтвержденная братьями Стругацкими: будто бы в первоначальной версии «Пикник на обочине» заканчивался такими словами: «И настала тьма»... Понимаете, что таилось в глубинах души у сталкера Рэда Шухарта?
И под занавес никак уж не могу удержаться от анекдота, ибо их множество сочинено на тему джиннов, золотых рыбок, волшебных палочек и колдуний. Анекдот этот, хоть и не совсем приличный, зато прекрасно иллюстрирует мысль, что желания свои следует загадывать максимально внятно и четко. Возможно, вы этот анекдот и знаете. Про бизнесмена, который с печальным видом проводит целые дни на теннисном корте. Он получил от глуховатого джинна большой теннис, хотя на самом деле просил-то нечто другое...
Примечание. Цитаты приведены по изданию: Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Киносценарии. Москва, АСТ, 2002 г.
Баку, 14 августа 2011 г.
Свидетельство о публикации №211090100872