Память сквозь время

Время уносит в небытие события, происходившие на земле с нашим народом. В дни празднования Великой Победы на площади участников этого грандиозного, незабываемого события становится все меньше. По сведениям городского совета ветеранов, их осталось чуть больше ста человек. Кровопролитная война унесла на полях сражений свыше десяти миллионов солдат и офицеров, воевавших с фашистскими захватчиками. В числе отдавших жизнь за Родину были люди всех национальностей Советского Союза, в том числе огром-ное число наших земляков, казахов. Фашисты предполагали, что смогут быстро пройти к Москве, так же быстро, как и в Европу. Но планы вермахта взять Россию внезапным нападением оказались неосуществимыми. Несмотря на превосход-ство в вооружении и силе, фашисты встретили на подступах к Москве великое сопротивление народа.
На земле России, под Ржевом, среди зеленой травы и густых перелесков, покоятся погибшие за Родину солдаты и офицеры, не давшие оккупантам пройти к сердцу нашей Родины — к Москве. Их свыше одного миллиона. И можно ли сегодня перечислить их имена? Более 50 братских могил вдоль линии фронта, где велись ожесточенные бои на подступах к столице. На большинстве захоронений стоят стелы с именами павших.
Поисковые группы постоянно находят на полях сражений останки солдат, число захороненных в братских могилах доходит порой до десяти тысяч. А по существу, кто знает истинное количество солдат, нашедших покой на полях боевых действий?
Ко мне домой часто заходил друг моего сына Вадима, одноклассник Алиаскар Матишев. Ребята тех лет на редкость сохранили дружбу. Они общаются, созваниваются, интересуются событиями, семьями. Все они уроженцы Жезказгана. Но сегодня судьба их разбросала по миру. Одни живут в Жезказгане, другие - в России, третьи - в Украине, четвертые - в Англии, Канаде. Но когда их руководителю, известному в нашей республике археологу Эмме Усмановой исполнилось 50 лет, они собрались в Караганде, несмотря на все дела, работу, семьи.
Я спросил Алиаскара: «Как дела? Чем занимаешься?». Он ответил: «Недавно с семьей посетили могилы родного и двоюродного деда, погибших во время войны в России, под Тверью, и в Белоруссии, в Витебской области». Я спросил: «Что, вы не знали?». «Да, не знали», - ответил Алиаскар и рассказал, как все было.
Отец моего отца Мотыш Сарымов (мой дед) ушел на фронт в начале войны. Из его писем было известно, что воевал он в 114-м мотострелковом батальоне. Мой отец, Болат Матишев, работал на ЛМЗ сталеваром-литейщиком до 1972 года. С открытием ЖМЗ перевелся на медеплавильный завод, работал плавильщиком до пенсии. Сегодня ему 72 года. В одной из поездок в поселок Рудник, находясь в гостях у своей землячки Патикуль Айтжановой, они заговорили о том, что отец Болата пропал без вести. Она подошла к книжному шкафу и достала книгу «Боздактар», изданную в Кызыл-Орде, и сказала: «Просмотри эту книгу». Перелистывая страницу за страницей, я наткнулся на знакомые фамилии и дал посмотреть их отцу. На одной странице было написано: «Сарымов Мо-тыш - рядовой. Родился в 1899 году, бывший 5- й аул Казанского аульного совета, образование — малограмотный. В 1941 г. призван в ряды Красной Армии Сырдарьинским районным военным комиссариатом. Воевал в качестве стрелка в составе 114-го стрелкового батальона. Скончался после тяжелого ранения 16.12.1942 г. в военном госпитале 2749. Похоронен в Бобочевском боре, г. Калинин.
Сарымов Касым - рядовой. Родился в 1910 году, бывший 5-й аул Казанского аульного совета. Образование — начальное, колхозник. В 1942 г. призван в качестве артиллериста в состав 15-го особого артиллерийского батальона. Погиб 27.01.1944 г. Похоронен на кладбище 251-го дивизиона в Витебской области, район Дубровно, деревня Рыленки».
Ну надо же, через 67 лет мы нашли своего деда и его младшего брата. В 60-70-е годы отец направлял запросы в военкомат Кзыл-Орды. Ответ был таков: «Пропал без вести».
…22 июня 1941 г. грянула Великая Отечественная война. По всей стране началась мобилизация в ряды Красной Ар-мии. В далекой Кызыл-Ординской области, перед Сырда-рьинским военкоматом, среди призывников были Мотыш Сарымов, Айтжан Калкаев и многие другие жители. Среди провожавших был младший брат Мотыша Касым, который уйдет на фронт в 1942 году. Мотыш держал на руках четырехлетнего Болата и трехмесячного Серкетая и крепко обнимал жену Айшагуль. Айтжан — четырехлетнего Жолдасбека и маленькую Патимакуль. Рядом стоял старший сын Кенесбек и жена Мугилсим, которая работала председателем сельсовета. Прощаясь с женами, они дают наказ: «Берегите детей! Вы в ответе за них». Эти хрупкие женщины, сквозь невзгоды и суровые испытания, с честью выполнили наказ. Они ушли из жизни, так и не узнав о судьбах своих мужей. В письмах с фронта было написано: «Пропал без вести». Мугилсим умерла после Победы, осенью 1945 года. Айшагуль — в мае 1979-го.
На семейном совете отец сказал, что надо обязательно съездить - на могилу отца и его брата в Беларусь. Первым поехал в Тверь и нашел братскую могилу старший сын Болата в 2007 г. Помогала ему жительница Твери Ирина Семеновна Демина.
В 2008 году, в сентябре, Болат, младший брат Серкетай, Алиаскар, Талгат с семьей поехали в Москву. А кладбище оказалось на окраине Твери в лесном массиве. Мы увидели стелы с именами погибших. Отец шел, опираясь на костыль.
67 лет длился этот путь. Мы понимали, какие мысли роились в их головах. Наверное, они думали: «Как сложно, какая судьба была уготована небесами...». И вот они, сыновья, внуки и правнучка из далекого Казахстана, из родных, пахнущих ковылем степей Кызыл-Орды и Жезказгана, идут поклониться погибшим родным. Это память сквозь годы, которую сохранили семьи Болата и Серкетая. Рядом с отцом шел имам мечети города Твери. После недолгих поисков стела с надписью «Мотыш Сарымов» была найдена. Имам Ибрагим по мусуль-манским обычаям прочитал поминальную молитву из Корана, в которой он обратился к Аллаху с просьбой упокоить душу деда. Он не забыт, его помнят и гордятся им! После прочтения молитвы у всех присутствующих было ощущение исполненного долга. Среди покоившихся в братской могиле было много мусульман, дядя привез немного земли, взятой с могилы матери, и высыпал ее рядом со стелой. Никто не мог представить себе, что через 67 лет сыновья вновь окажутся рядом с отцом. По обычаям мусульман, мы дали поминальный обед в мечети города Твери.
Возвратились в Москву, а глубокой ночью с Белорусского вокзала поезд вез нас в город Оршу.
…Младший брат Мотыша, Касым, был колхозником, получил начальное образование, строил большие планы, но война перечеркнула его надежды. И в возрасте тридцати двух лет, в 1942 году, он ушел на фронт...
Город Орша встретил нас мелким дождем. На железнодорожном вокзале мы обратились за помощью в отделение милиции. Выслушав нашу историю там сначала не поверили, что потомки погибшего за освобождение Белоруссии воина из далекого Казахстана приехали в деревню Рыленки, чтобы найти и поклониться своему дяде и деду. Нам ответили, что этой деревни нет, но неподалеку от трассы Москва — Минск, в 30-и километрах от Орши, есть мемориальный комплекс «Рыленки». Они помогли нам с транспортом.
Прибыв на место, мы увидели изумительную картину. Среди лесов возвышался мемориальный комплекс. Солнечные лучи как будто раздвинули серые тучи и осветили братскую могилу. Сам Всевышний нам помогал. После недолгих поисков мы нашли стелу с фамилией деда. Наш сопровождающий Андрей рассказал, что в городе есть поисковая группа «Русичи», которая каждый год проводит раскопки на полях сражений, и показал свежее захоронение, где покоились 57 солдат и офицеров.
Мне показали видеосюжет, на котором было снято пребывание казахстанцев у могил своих родных. Трудно без волнения смотреть на встречу пенсионеров, ветеранов труда, их детей с покоящимися, такими же, как и они, солдатами. Кто-то, читая на стеле фамилии, говорил: «Боже мой, сколько здесь полегло русских, казахов, татар, киргизов, украинцев, да тут представители всех республик бывшего Советского Союза. Родину защищали все, кто встал в ряды Красной Армии».
У мусульман принято совершать хадж в Мекку, к святым местам, чтобы очиститься от грехов и отдать дань Аллаху. Сыновья и внуки Мотыша и Касыма Сарымовых совершили светлое дело, навестив через 67 лет места захоронений отца и дяди.
Далеко Жезказган от Твери и Орши. Долго, очень долго шли поиски мест гибели деда и отца, которые числились в списке пропавших без вести. Но то ли провидение, то ли Аллах показал дорогу и привел родных к ним, в далекую Россию. Таково веление судьбы. Такова воля Всевышнего. Человек не умирает, когда о нем помнят, когда он живет в сердцах родных, друзей. И тогда происходит то, что случилось с братьями Сарымовыми. К ним, в неведомые доселе для их родственников места, с горсточкой родной земли приехали близкие люди.
Мир праху их, пусть земля будет пухом им и их товарищам, спящим с ними в одной братской могиле. Память преодолевает время и хранит образы погибших героев. Они не забыты.


Рецензии