Полвека с нами в Жезказгане

Сегодняшнее молодое поколение горожан, а среди них и энергичные бизнесмены, и банкиры, глядя на здания жилой застройки и дымящиеся трубы предприятий, думают: все это существует не один десяток лет. Безусловно, город, в 1954 году получивший свой статус, уже отметил полувековой юбилей и держит путь к 60-летию. С каждым годом все реже ряды участников строительства этих жилых комплексов, этих уникальных по своему значению шахт и заводов, этих административных и зрелищных сооружений.
В моей биографии жизнь в этом степном крае занимает почти 67 лет и, естественно, что в памяти до сих пор, как в компьютере, живут дела минувших дней, строительного бума и имена людей, активно строивших город.
За годы перестройки, начиная с 1985-го, мало что изменилось в облике нашего города. Многое исчезло бесследно.
Многие помнят, как обеспечивала город своей продукцией птицефабрика, Кенгирский СХОС, Талапский совхоз.
Продукция трикотажной фабрики пользовалась спросом и в ближнем, и в дальнем зарубежье. На территории Рудника функционировал построенный по самой передовой технологии колбасный цех.
В районе ТЭЦ работал тепличный комплекс, в котором круглогодично выращивали огурцы, помидоры и прочую нужную горожанам зелень. Сейчас все, что я перечислил, или уничтожено, или кому-то передано в аренду.
 Мне скажут, мол, что с тобой, дорогой, ты не понимаешь времени, в котором живешь? Да нет, я понимаю и время, в котором живу, и вандализм по отношению к созданному в прошлом богатству, разрушенному и разворованному недалекими людьми.
Какой комплекс для выращивания индюшек и индюков был построен, какие деньги были в него вложены государством, какой труд затратили люди на его возведение. Трудно сказать, но судьба этого уникального комплекса печальна. Все растащили и разграбили.
Строительством жилых и промышленных объектов в Жезказганском регионе занимался коллектив ордена Трудового Красного Знамени треста «Казмедьстрой», созданный в 1944 году, в годы Великой Отечественной войны в поселке Кенгир.
Скоро День строителя — праздник созидателей. Сколько этих строителей осталось в городе? Раз, два и обчелся. Да и старожилов-ветеранов не густо. Но ведь были они, эти люди, строили. Гляди, сколько возвели и жилых домов, и фабрик, и заводов. Конечно, причина была одна — медь. Людям, добывающим и выплавляющим медь, и жилье, и больницы, и детские сады, и школы все нужно, а где возьмешь, на паровозе не прикатишь — строить надо.
И приезжали люди со всего Советского Союза строить в глухой степи современный индустриальный город. Все, как на дрожжах, росло в нашем городе. И было этих людей тьма: и по путевкам комсомола, и по вербовке, и просто так из интересса к новому, к людям, и в поисках работы. Кто же они, эти люди и какова их судьба?
К примеру, Анатолия Кичатого, приехавшего в Жезказган в ноябре 1958 года. Анатолий родился в селе Ново-Украинка Актюбинской области в семье хлебороба Ивана Макаровича Кичатого. Детей в семье было семеро, отец всех приучал к труду с раннего детства.
Ольга Трофимовна, мать семейства, тоже внушала детям, что труд на земле кормит людей. Ну, ясное дело, дети постигали родительскую науку о жизни. Жили зажиточно, на столе всегда была обильная и вкусная еда. Колхоз, в котором работали родители, был крепкий, все у людей было: и выпить, и закусить, а если надо, и гостей угостить.
Отец Анатолия вернулся с фронта в 1943 году после ранения, и какой из него был работник? Так что до конца войны Анатолий пахал на земле, и, по существу, был уже взрослым самостоятельным человеком. Парню 16 год, а образование у него всего 4 класса. «Негоже это», — решила его старшая сестра Мария, работавшая в то время после окончания 10 классов учительницей в школе.
И решила поговорить с братом и его друзьями. «Что это вы, неучами так и будете? Давайте пишите заявления на дневное отделение».
Ребята написали, а затем с 1945 по 1948 год жили коммуной в выделенной им общежитием комнате, сами готовили, без понуканий учились. А по воскресным дням ходили за 6 километров в родное село за продуктами. В то тяжелое время ребята росли серьезные, да и к окончанию школы им было почти по 18 лет.
Затем он поступил на работу на Актюбинский химический комбинат им. Кирова.
Вызывают его однажды в горком комсомола и говорят: «Слушай, в Казахстане в Темиртау восстановили завод СК, туда нужны специалисты из Тульской области. Обучать вас будут в городе Ефремове. Поедешь?». «А что, поеду»,—ответил Анатолий и дал свое согласие.
Анатолий закончил курсы переподготовки и поехал в Темиртау на работу. Цех, в котором он трудился, был завершающий, где должен быть получен ацетоальдегид, но пока ничего не получалось. Анатолий в свою смену налаживал процесс, а сменщик все делал по-новому.    Он пошел к начальнику цеха и предложил вести процесс получения ацето-альдегида непрерывно, не переналаживая. Так и сделали. Это была победа: освоение новой технологии прошло успешно.
Сашку, друга детства, призвали в армию. Анатолий пошел его проводить. При беседе с Сашкой военком спросил, нет ли у него знакомого парня, такого же возраста, как он. Тот ответил, что есть. «А где он?» — спросил майор. «Да здесь, ждет меня во дворе». «Ну-ка, зови его быстро сюда». Сашка позвал Анатолия. У майора возникла проблема: кто-то не явился на сборный пункт — нехватка. Он говорит Анатолию: «Служить пойдешь?». А тот ответил: «Конечно, пойду». Служба в армии в то время считалась почетной. Так Анатолий Кичатый попал в артиллерийский полк в город Ашхабад.
Вначале была полковая школа старшин, затем батарея. Тут тебе и матчасть, и стрельба прямой наводкой, и стрельба с закрытой огневой позиции. Ну, у старшины забот полон рот. А Анатолий, крестьянский сын, был мужик хозяйственный.
Однажды привел он своих пушкарей на обед в столовую, смотрит: одной порции не хватает. Пошел к командиру батареи, к капитану: «В чем дело? Кого сняли с довольствия?». А тот отвечает: «Тебя, дорогой, тебя. Меня переводят в другой дивизион, а тебя, по согласованию с командующим округом, я забираю с собой. Понял, Кичатый?».
На дембель Анатолий вышел в ноябре 1953 года, в год смерти Сталина.
Вернулся домой, пошел помощником машиниста паровоза, бегавшего по территории завода по рельсам узкой колеи.
Некоторое время спустя, Анатолий уже водитель студебеккера в воинской части. Но в зимний период езда в Актюбинск была опасна. И он вернулся домой водителем машины в городскую больницу Ключевска.
В 1955 году Анатолий женился на Любе Евдокимовой.
Брат Любы, Иван Евдокимов, в то время капитан Советской Армии, служил в Жезказгане и приехал в отпуск знакомиться со свояком. Познакомились, вроде бы сошлись взглядами, и Иван предложил Анатолию поехать в Жезказган, где шла большая стройка и открывался строительный техникум.
Ну, Анатолий, легкий на подъем, сел в поезд и в ноябре 1958 года поступил на работу в управление «Казсантехмонтаж» слесарем сантехнической службы четвертого разряда. Приехал он без семьи, один.
В то время начальником предприятия работал Данил Павлович Шатилов, и главным инженером был Аркадий Кац.
Данил Павлович при образовании в 1944 году треста «Казмедьстрой» был его первым управляющим. А в Жезказган приехал из Балхаша, где работал на строительстве медного комбината. Человек он был веселый, инициативный, грамотный и многое сделал для своего управления в период работы. Его заслугой были капитальные здания производственной базы и создание коллектива.
Аркадий Кац в целях подготовки кадров сантехников договорился с Василием Федоровичем Булгаковым, директором строительного техникума, открыть вечернее отделение для подготовки практиков. Именно туда и поступил Анатолий Кичатый. К учебе относился серьезно и за весь период обучения не пропустил ни одного занятия. Кроме повышения разряда, никакого повышения по службе не было, до конца обучения Анатолий просил его не трогать, хотя предложение и было со стороны руководства. Любиного брата перевели в Тюлькубас военкомом, а свою квартиру по договоренности с руководством «Сантехмонтажа» он переписал на Анатолия, и тот вызвал к себе семью.
Анатолий Кичатый, познав в период работы все тонкости монтажного производства, был востребован.
Вначале его назначили прорабом, потом старшим прорабом, потом руководителем группы подготовки производства, а затем главным инженером управления. В общем, за 19 лет работы Анатолий Иванович прошел отличную производственную школу и в последний период был начальником управления.
Дальше — больше. Ему предложили пост заместителя управляющего трестом по строительству жилья и соцкультбыта. С участием Анатолия Ивановича строились объекты ТЭЦ, обогатительной фабрики № 2, медеплавильный завод, фабрика по обогащению марганцевой руды в Жездах и масса других объектов в Жезказгане, Сатпаеве, Жайреме, Руднике, Жамбыле.
Его заслуги высоко оценили товарищи по работе и прави-тельство. Анатолий Кичатый, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, Почетный гражданин города Жезказгана, семь раз избирался депутатом городского совета депутатов трудящихся и пользовался большим уважением коллег, горожан.
В феврале 1990 г. он ушел на пенсию и весь отдался любимому делу — развел огород и держал коров.
У Анатолия Ивановича два сына, дочь и пятеро внуков.
Жизнь продолжается, хочу от всей души поздравить ветерана жезказганской стройки и тех, кто еще живет здесь, с Днем строителя. Живите долго, ветераны, ваш город воздает вам по заслугам и благодарит за труд, который вы ему посвятили.
С праздником, созидатели!


Рецензии