Дети Волчицы. Они идут...

            Первую книгу цикла (или что бы это ни было) который называется «Дети волчицы» с гордым заголовком «Поздняя весна» автора Эльнара можно прочесть здесь: http://proza.ru/avtor/eisonne . Стоит ли это делать: вопрос другой. На него я и постараюсь ответить в процессе написания этого обзора. А то пока сам не знаю. Типа судьба книги повисла на волоске. Как и судьба описанного в «Поздней весне» (ПВ) фэнтезийного мира. В том понимании, что все может погибнуть, и спасти этот мир, пооткрывать двери, поднять зарплаты, или, чем там ещё занимаются избранные, смогут лишь эти самые избранные, хранимые самой Судьбой, но на самом деле представляющие из себя… а что они собой представляют, будет описано в разделе «персонажи». А пока краткий обзор сюжета.

            Краткий обзор сюжета

            ПВ относится к так называемым многоплановым романам. То есть сюжетных линий много, по-настоящему много, так много, что можно запутаться. Что и произошло с Вашим Покорным Слугой. Вникнуть во все перипетии у меня не особо получилось, зато общее течение уловить общее течение удалось. Далее следует ещё более краткий обзор основных сюжетных линий.

            Отважные Конкистадоры.

Впавшие в немилость злобного и коварного Императора Этернидада веселые сериальные друзья с кучей неразрешенных семейных проблем по имени Диего, Алваро (не понятно, почему не Альваро – читается легче, да и если уж передирать имена и географию у несчастных «белых спин», то лучше по полной), Исабель и Марита отправляются в добровольную ссылку. На протяжении более чем десятка глав они спасают свои семьи, а также с помощью непонятных чудес бегут из неприступных тюрем, уничтожают тупых зомби посредством самоубийственной храбрости и вмешательства Высших Сил, мочат не менее тупых разбойников, и вообще времени даром не теряют.
Также параллельно развивается тема странной любви. А также частично раскрываются тартарские глубины хитросплетений женской логики. Для тех, кто не в танке объясняю. Исабель вышла замуж по расчету. К сожалению, не по своему. А любила другого. Вот какой мощный и главное совсем не заезженный сюжетный ход. После пяти лет такой удаленной любви, последовательная Исабель, наконец, встретившись со своим подлинным любимым, отчего-то удивляется, что нормальный здоровый мужчина не только уже и знать не её хочет, а еще и пытается слить легитимным правоохранительным органам. Но не получается. Случается одно из первых Чудесных Спасений, предопределенных самой Судьбой.
Причем, спасение не простое, а с применением дико технологичных потайных ходов, активируемых при помощи книг-обманок. Мощный сюжетный ход. Для американских ужастиков пятидесятых годов. А заканчивается всё тем, что они оказываются Избранными самой Судьбой для спасения мира. И всё это растянуто где-то на сорок тысяч слов. Как и две остальные истории.

            Ремарка: Чудесных Спасений и потайных ходов в ПВ больше чем нужно. Намного больше, поскольку рекомендуемое количество их в качественном произведении: 0.

            Ещё есть в ПВ История Злобных Монголов.

            Злобные монголы на самом деле вовсе не злобные. У них просто альтернативная цивилизация. Которую остальные не понимают. И потому ненавидят и боятся. Короче, что-то вроде коммунистов. У кочевников есть свой мегапредводитель по имени Темир. А у него есть двое детей: Инара и Инар. И с самого начала они начинают встревать в разнообразные неприятности – то на каких-то троллей-наоборот наткнуться, то врага этернидадского народа, сбежавшего из-под неусыпного ока Императора, спасут, обогреют и приютят, то с кровожадными фанатиками порубятся на мечах, то дуэль между парочкой главных героев устроят.
Правда, дуэли все кончаются тем, что дуэлянтов либо разнимают, как шкодливых мальчишек (слишком либеральные у персонажей ПВ взгляды на средневековую честь, однако), либо кто-то проявляет высокие моральные качества и оставляет поверженному сопернику жизнь, либо вмешивается успевающая везде Судьба. Кстати, экшн в романе вялый, стилистически не очерченный и тоже несколько испорчен тем фактом, что постоянные Чудесные Спасения не дают хоть на миг поверить, будто в процессе очередной дикой рукопашной зарубы либо молниеносного бегства с персонажами может приключиться нечто нежелательное. Смерть, например.
            Неплохо описаны быт степняков, их обычаи. Но сюжета здесь ещё меньше, чем в сказании об Отважных Конкистадорах. Правда, как и в большинстве фэнтези романов, тема средневековой грязищи и нищеты раскрыта очень неважно. Ни тебе болезней, ни тебе младенческой смертности, ни тебе ужасов ранней старости, ни тебе потоков фекалий, изливаемых из окон на улицы готичных городов, ни тебе битком набитых людьми гниющих лачуг, ни тебе десятин, ни тебе бедняков, ни тебе разлагающихся на глазах попрошаек, голода, казней, пыток, еретиков или хотя бы элементарного социального неравенства. Все персонажи из высшего общества, им не до «грязищи», конечно. Есть эпизод о рабстве.
Но то лишь эпизод, а нужно, чтоб вырезанные наемниками, которым перестали платить, деревни, постоянные неурожаи и кровавая феодальная тирания подавалась, как будни, как повседневная действительность. Конечно, выше были перечислены почти все известные штампы о «тёмных веках», но, когда гонец говорит, что «в городе зреет недовольство», то хотелось бы между делом увидеть причины. И хотелось бы видеть «железную руку» Темира, объединившего под своей властью всю Степь. Это же персонаж с потенциалом Императора Цинь из «Героя», но в первой части показан лишь, как любящий отец.

            Безбашенные шахиды Аль-Каиды.

            Есть ещё одно государство в мире «Детей волчицы». Называется оно Аль-Кахира, и вплоть до стилистики названий и имен её граждан просто слизано у собирательного образа арабских стран. Ничего против использования реальных прототипов я не имею. Но, когда прототип практически нельзя отличить от его литературного отображения, это выглядит, по крайней мере, странно. Напрочь убивает еще и страна «Кинь Су» со слишком прямой аллюзией на Великий Шелковый БАМ.
            В Аль-Кахире настала эпоха дворцовых переворотов. Для художественного удобства все ускорено в стопицот раз. И все бы ничего, если бы и здесь не проступала эта патологическая однобокая позитивность почти всех персонажей. Братоубийца – и тот на самом деле оказывается «хорошим». Он за отца мстил. Правда, в результате этих «добрых намерений», бардак в высшем руководстве страны только усилился.
Ну а, собственно история вертится вокруг принцессы Лаллы и Риаддина, которые, продираясь сквозь картонные опасности (картонные, потому, что очень быстро Чудесные Спасения заставляют зевать даже во время очередной рукопашной зарубы), доставляют дипломатическую переписку. Средства связи в фэнтезийном мире исторически достоверно дрянные, и пока они эту переписку доставляют, она теряет актуальность. И, вот, когда, наконец, назревает нешуточный сюжетный замес с военным подкреплением, отправленным на помощь теперь уже врагу, «продолжение» следует.

            В романе присутствуют ещё несколько сюжетных линий. Есть и положительные стороны. Например, в конце книги, все ключевые персы собираются в одном месте. С другой стороны, больше всего не хватает какого-нибудь промежуточного злодея. Желательно убиенного в финале. И злодея вообще. В целом сюжет звезд с неба не хватает. К тому же присутствуют самоповторения (одни и те же бегущие из крепостей узники и казненные вассалы, за которых пытались заступиться принцы) и некоторая растянутость. Некоторая – ещё мягко сказано.

            Нельзя забывать о легендах и историях. Их в ПВ полно. Серость размазанного по десяткам тысяч слов сюжета они скрашивают. Из них можно узнать интересные факты о мире произведения. Кстати, концепция предтеч прокралась и сюда. Здесь их незамысловато именуют «Старыми людьми». Застрявший на тысячелетия на одном и том же уровне развития мир – черта большинства фэнтезийных романов – тоже присутствует. Хотя и тут не обошлось без позитивных моментов. Тема нытья о «старых славных временах», столь типичная для Средневековья, раскрыта неплохо.

            Итак, сюжет ПВ плох тем, что он слишком затянут, события, которые могли бы его раскачать, описаны слишком плоско по отношению к другой составляющей текста – быту, еде и диалогам. С другой стороны, с кучей сюжетных линий автор справилась неплохо. Герои таки собрались в одном месте. И в целом во время чтения любой из глав общее направления развития сюжета понятно. Жаль, всё это скорее отсутствие недостатков, чем плюс.

            Персонажи

            Все персонажи на самом деле хорошие, храбрые, всегда готовы помочь, обращаются друг к другу всё время на «Вы», да и поорать или там поконфликтовать толком не способны. Ведут они себя все время одинаково, и всё выглядело бы просто катастрофические, если бы не кое-какая минимальная биография у каждого из них, а также кое-какие взаимоотношения. Последние, кстати, тоже залиты мёдом. К положительным моментам можно отнести разве то, что мужские персонажи чувствительными женоподобными гермафродитами, как часто у писательниц получается, не выглядят. А героини так вовсе в своем репертуаре: дети, семья, счастье, любовь и в слезы чуть что. Таких не берут в «призраки».
Из общей массы выделяется разве что одоган – болтливая экстрасенсорная старуха с любимым словосочетанием: «Утерянные знания», которая любит рассказывать истории. А ещё есть Диего – настоящий озорной Zорро с непередаваемой манерой речи, который, к сожалению, мелькает редко. А ещё у него отношение к жизни яркое и бодрое. На фоне остальных – просто великолепно проработанный персонаж. Император – тот ещё упырь. На жену ему свою глубоко начхать, сына ни за что не про что он губит (у него наследники ещё есть). Конечно, очевидно, что принцу ничего не грозит, и всё же. Гатон версии 2.0 – неплохой злодей. Жаль, его злодейская деятельность в ПВ носит сугубо локальный характер.
            Дальше говорить бесполезно. Сборище густобровых ангелочков с лозунгами «Добро победило!» на красных транспарантах… И это настолько раздражает, что я даже поставил многоточие (единственное на всю рецензию).

            Стиль

            Конечно, есть и штампы, но есть в тексте и здоровая самоирония (в конце-концов, как можно на полном серьезе писать о Судьбе, Чудесных Спасениях и темной перспективе прихода темнейшей темной тьмы), и бодрые диалоги (которые, правда, к концу, превращаются в викторианско-витиеватые; и опять все говорят одинаково), и удачные оригинальные сравнения, и изображение магии (никаких молнийпосоховогнешаровартефактов в ПВ с огнем не сыскать), и концепция мира неплоха (на смену эльфогномонечисти здесь пришли, к сожалению, чересчур прозрачные отсылки к истории человечества). Одновременно в тексте выше среднего содержание опечаток и грамматических шероховатостей.

            При всём этом, стиль – лучшая составляющая ПВ,

            Выводы

            ПВ – не то, чтобы и плохой роман, но удивить мало чем способен. Он был бы лучше, если бы реальность не просвечивала сквозь швы построенного фэнтезийного мира, сюжет был бы лучше, а персонажии «серее», и среди них попались бы парочка беспринципных ублюдков. Потому что враги главных героев – безликие тупые мобы, что в ролевой игрушке. Женщинам понравится однозначно больше. Ведь на самом деле, «остальная часть» сюжета – описания чувствований, болтовни, мимики и выражений после каждой реплики в диалоге – это как раз для них.

            Сюжет: 5,0

            Персонажи: 5,5

            Стиль: 7,5

            Оригинальность: 7,0

            Общее впечатление: 6,5

            Итоговая оценка: 6,5/10


Рецензии
Примерно подобную рецензию я и предвидела, учитывая взгляды рецензента. Вернее, расхождения между взглядами автора и рецензента.
В основном рецензия верна, если не говорить об излишний ироничности рецензента. Хотелось бы больше беспристрастности.
Играет определенную роль и индивидуальность восприятия, когда рецензент видит то, чего у меня и в помине не было. "После пяти лет такой удаленной любви, последовательная Исабель, наконец, встретившись со своим подлинным любимым, отчего-то удивляется, что нормальный здоровый мужчина не только уже и знать не её хочет, а еще и пытается слить легитимным правоохранительным органам" - все совсем наоборот. Она
его отвергает, после чего он решает ее сдать, как раньше доносит на Алваро, не выдав участия в заговоре Диего, что бы себя не подставлять.
Удивлена, что сюженая линия Исабель-Алваро оценена, как достаточно незаезженная. Не буду спорить, что большинство героев получились достаточно абстрактны.
Сюжет - это скорее мозаика. Знаю, что не хватает динамичности и жесткости. Что утешает, так это оценка стиля и достаточной несентиментальности героев мужеска пола.
В целом - есть о чем подумать.Точнее, подумать, как все это переделать.

Гришаева Надежда   04.09.2011 14:01     Заявить о нарушении
Все переделывать вовсе не обязательно. Во-первых, если целей слишком много, эфекта слишком мало. Но вот с речью и степенью злокозненности персов и "рельефностью" сюжета однозначно надо что-то делать.

С Вами приятно иметь дело

Гуйван Богдан   04.09.2011 14:28   Заявить о нарушении
Так, речь, острота сюжета и злокозненные персонажи - это совсем не мало.
Потому, наверное, и вторая книга не идет, что большая часть героев очень схематична. Не хотят они дальше жить в таком виде.

Гришаева Надежда   04.09.2011 15:28   Заявить о нарушении
Ну так меняйте их! Развитие персонажа - это даже ещё мощнее. Объясню на примерах.
Диего. Его надо выдвинуть на первый план. И забить Ваши продолжительные диалоги именно его репликами. А затем пусть предаст своих. Предатель из него получился бы отличный. Ну и за предательсто в третьей книге Диего стоит прикончить. Со вкусом и безобидными пытками.
Граф Альваро. Замутите какой-нибуть сюжетный поворот, связанный с его прошлым. а то совсем непонятно, кто, откуда, и ПОЧЕМУ император так его любил.
Риаддин должен говорить гораздо более рублено, рвано и колоритно, выдавать разнообразные убойные фразы и отпускать подобные комментарии. Он же суровый разбойник. А говорит, как русский дворянин! Ну и спорить он может по всем пунктам с кем угодно. У него должно быть неповторимое мировоззрения.
В общем, Вам стоит взглянуть на все по новому, возможно, добавить ещё одну сюжетную линию. Короче, первая часть не настолько ужасна, чтобы ее груз мог мешать писать продолжение.

Желаю удачи

Гуйван Богдан   04.09.2011 20:48   Заявить о нарушении
Конечно, я не собираюсь изменять совсем все. Поэтому, и думаю теперь, что и как изменить.
Вот, почему-то Диего в роли предателя не представляю. Придется на эту роль назначать кого-то другого.

Гришаева Надежда   05.09.2011 09:13   Заявить о нарушении
Здравствуйте. Смотрю перешли на новый вид творчества. Вернее в ранг творчества возвели рецензии, в них вы непревзойденный мастер.

Виталий Киреев   31.07.2013 13:31   Заявить о нарушении
Ну, это далеко не лучший мой обзор. Он довольно несерьёзный, а шутки не везде удачны, и, что хуже всего, затмевают суть. Вопрос к автору. Почему роман исчез со страницы? Взяли в печать, или занялись доработкой?

Гуйван Богдан   31.07.2013 14:04   Заявить о нарушении
Ответ автора: роман в доработке и была попытка опубликовать. Пока неудачная. Выбрала не самый популярный жанр.
Богдан, хотела сказать спасибо за те правки по тексту. Очень пригодились, когда занялась доработкой. Оказывается, как не правишь, все равно пропускаешь досадные мелочи. Некоторые вещи лучше видно со стороны.
И еще, что там с вещами, которые затмевают суть?

Гришаева Надежда   04.08.2013 16:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.