М. Соколов. Интеллигенция злится...

Максим СОКОЛОВ: "ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ЗЛИТСЯ НА ТРУДЯЩИХСЯ И НАЗЫВАЕТ ИХ БЫДЛОМ"
 №/ Журнал "Фома"

16.08.2011 Максим СОКОЛОВ: "ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ЗЛИТСЯ НА ТРУДЯЩИХСЯ И НАЗЫВАЕТ ИХ БЫДЛОМ"
Проект "Интеллигенция"

 Начиная серию разговоров о русской интеллигенции, "Фома" делает своего рода эксперимент. Интеллигенция — уникальный общественный феномен, присущий исторически только российскому обществу. О ее судьбах и роли в жизни страны спорят много. Решили поговорить об этом и мы. Вопросы у "Фомы" те же, что и у многих. Плюс — есть и свои, особенные.
 Как складывались отношения Церкви и интеллигенции? Почему именно она в XIX веке оказалась в авангарде безбожия и нигилизма, а затем через сто лет также в первых рядах защищала Церковь? Какова вера интеллигенции? Каково ее будущее?
 Мы пытаемся собрать разные мнения, разные позиции, посмотреть с самых неожиданных точек.
 Наш первый собеседник в рамках проекта «Интеллигенция» — публицист Максим Соколов. По его словам, не стоит забывать, что интеллигент, как правило, идет в Церковь спасать ее, а не спасаться самому.


— Максим Юрьевич, на Ваш взгляд, какие исторические изменения претерпела интеллигенция в постсоветское время и в какую сторону трансформировалась как сословие?
 — Она утратила гарантированность своего бытия, своего благосостояния. Вообще все зависит от того, как определять интеллигентское сословие. Социальные критерии, которые действовали при Советской власти, сейчас уже не действуют. А что касается каких-то умственных или ментальных особенностей, то это несколько иной случай. Интеллигенция обладает своими особенностями сознания, родимыми пятнами, и так далее. Притом что с точки зрения своего социального бытия интеллигенция поменялась весьма сильно, а в плане ее сознания поменялось не очень много, как мне представляется. В известном смысле то, что про нее говорилось сто лет назад, может быть сказано и сегодня. Всяческая мечтательность, прекраснодушие — плоть от плоти помещичьего прекраснодушия. Живет на средства отечественной буржуазии, а служит исключительно народу.

— Но тогдашнюю интеллигенцию можно было назвать народнической. Ее идеал — служение народу, он был ее кумиром. Нынешнюю же интеллигенцию вряд ли можно назвать народнической.
 — Тут я с Вами согласен. Служение народу ей как-то прискучило. Более того, одним из весьма распространенных интеллигентских выражений является слово «быдло», что свидетельствует о весьма специфическом народничестве.

— Не могли бы Вы дать определение интеллигенции? Что она такое — то есть, о ком идет речь собственно?
 — Сословие людей, живущих умственным трудом и в своих отношениях с обществом и государством претендующих на учительство и наставничество.

— А считаете ли Вы себя интеллигентом?
 — Не слишком. Быть героем «Вех» не так уж и почетно, а порой даже совсем непочетно. Конечно, обозревательскую деятельность при желании можно подвести под учительство, но моя неинтеллигентность здесь выражается в том, что я всего лишь пою, о чем вижу и что думаю, никак не претендуя на то, чтобы всех строить по флигельману.

— А как изменилось отношение интеллигенции к Церкви за эти годы?
 — Оно чрезвычайно изменилось. При Советской власти, по крайней мере, при поздней Советской власти, то есть в брежневскую эпоху, отношение к Церкви было скорее положительным, но, боюсь, что это основывалось на некотором недоразумении. Церковь рассматривалась как своего рода естественный союзник интеллигенции в противостоянии власти, как некая структура, которая в силу своего положения вынуждаема к некоей Фронде.

 А сейчас выяснилось, что, во-первых, Церковь не есть враг моего врага, и, следовательно, какой же она мне друг? Во-вторых, выяснилось, что представление о Церкви как о диссидентской или квазидиссидентской структуре было не вполне верным. Церковь мыслит свое бытие несколько в других категориях. Далее, с прекращением гонений, как это всегда бывает в церковной истории, наружу явились самые разные черты церковного обихода, в том числе и не самые привлекательные. При этом не надо забывать, что с точки зрения верующего человека есть некое различие между земной Церковью со всеми ее немощами и нестроениями и Церковью небесной. Если же для человека Церкви небесной не существует, а есть только то, что он видит земными глазами, то он, очевидно, может найти много поводов для критики. Наконец, не надо забывать про такое замечательное свойство интеллигентов, что он приходит в Церковь не спасаться, а приходит в Церковь, чтобы ее спасать.

— В чем на Ваш взгляд причина распространенности штампов о Церкви, связанных с темами «Церковь и богатство», «Церковь и государство», «агрессивная экспансия Церкви» и т.д.?
 — Во-первых, надо бы заметить, что у этих штампов очень давняя история, не то чтобы почтенная, но очень давняя. Как только Церковь выходит из катакомб, она начинает заниматься храмосозиданием, начинает проводить богослужения с полной торжественностью. Я думаю, что где-нибудь в 6 или 7 веке от Рождества Христова какой-нибудь житель тогдашней одичавшей Европы, глядя на храмосозидание, мог сказать то же самое, что говорится в 21 веке. То есть, согласитесь, что величие храмов и роскошь убранства и богослужений прямо наводит на подобные мысли. В конце концов, если Вы не верите в Бога или в Церковь, и считаете, что с Господом Богом вы как-нибудь сами договоритесь, то возникает вопрос, зачем тогда вообще нужна Церковь. И тогда вы вполне логично приходите к выводам в духе Емельяна Ярославского или более ранних авторов, того же Вольтера, что все дело в корыстолюбии попов. Зачем они все это устраивают и дурят трудящихся, когда и на этом свете жить совсем неплохо, а если тот свет даже и есть, то я и сам как-нибудь разберусь? А тут какие-то попы… Наверно, у них есть какая-то корыстная составляющая. Это довольно естественный ход мыслей.

— А для Вас это естественный ход  мыслей в контексте европейского Просвещения, или это скорее какая-то аномалия европейского развития?
 — Я думаю, что если Вы отвергаете Церковь, и ищете разные аргументы, чтобы себя и других убедить в том, что ничего полезного в этом учреждении нет, то к мысли о своекорыстии вы придете автоматом.

 — А чем, все-таки, на Ваш взгляд, вызвана такая острая полемичность  определенной части интеллигенции в адрес Церкви? Чем Церковь их так раздражает?
 — Ожесточенность и взвинченность всегда была присуща атеистам. Давно замечено, еще со времен Римской империи, что спокойный агностицизм — довольно редкий духовный дар. «Я не имею такого органа чувств, мне это представляется неактуальным и неважным, но другим это представляется актуальным, ну, наверно, им это надо, ну и пусть, а я на этот счет не имею никакого мнения» — такой спокойный агностицизм достаточно редок. В основном же это приобретает характер вражды, злобы, а к тому же становится одним из доказательств бытия Божьего. Если Бога нет, что же вы так яритесь и что же вас так корчит? Можно ли так корчиться по поводу несуществующих вещей?

— Нынешняя интеллигенция отличается от дореволюционной в плане отношения к Церкви? Изменилось ли тут что-то?
 — Все скорее повторяется. На самом деле отношения к власти, отношения к Церкви, отношение к разным прочим традиционным институтам как-то очень сильно практически воспроизводится. Как-то получается, что ничего не забыли и ничему не научились.

— А наша страна чему-то научилась?
 — Наша страна чему-то научилась. Если бы она ничему не научилась, тогда интеллигентская критика власти, Церкви, всего прочего встречала бы больший отклик в сердцах трудящихся. Трудящиеся тоже, возможно, весьма многим недовольны, но недовольны как-то по другому, не так, как им предписывает интеллигенция. А интеллигенция на это злится и называет трудящихся быдлом.

— Рискну задать такой вопрос: какова, на Ваш взгляд, главная ошибка интеллигента?
 — Горд очень.

— Сформировалась ли на сегодняшний день на Ваш взгляд церковная интеллигенция или она только складывается?
 — Она есть, думаю, она всегда была. Была даже в годы гонений. Была и в годы до гонений. Какое-то количество церковных интеллигентов всегда было, есть и будет. Другое дело, что церковная интеллигенция действительно стоит как-то особняком относительно основной интеллигентской массы.
 Дело, наверно, в том, что гордых людей гораздо больше, нежели смиренных.


 Р.S. Редакция "Фомы" будет очень рада отзывам на этот и другие материалы нашего "сериала "Интеллигенция"", а также на критику самого подобного формата интернет-публикаций, который пока является для нас новым.
 
info@foma.ru

http://www.foma.ru/article/index.php?news=5894


Рецензии
Не удивительно, что "Фома" гуляет в трех соснах путаясь, особенно не удивительно, что интеллигенция на саму же интеллигенцию пар гонит.:))

Мало осуждать кого-то, еще интереснее осуждать классифицируя! Бесы в восторге.

Интеллигенция в функциональном значении слова (в латинском яз)понималась как широкий спектр мыслительной деятельности.
В социальном значении слово используется со второй половины 19 века, и подразумевает группу людей, обладающую критическим способом мышления, высокой степенью рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта.
Во многих словарях формулируется как слой «людей, профессионально занятых умственным трудом». Но... Это еще не предмет осуждения. Допустим, речь идет о деятельности сознания, и что?
Не всякий интеллигент в 18-19 веке был масон. :)))

Жуковский пишет: «Кареты, все исполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию».
Думается дурной тон в понимании значения "интеллигенции" задал Карл Маркс, хотя писал он о Пруссии.
Слово /интеллигенция/употребляется во втором издании словаря В. Даля, как «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей».

Представители интеллигенции выделялись из различных социальных групп Европейских стран: духовенства, дворянства, ремесленников. То есть ДУХОВЕНСТВО считалось интеллигенцией.
И только пришедшая к власти после октябрьского переворота движущая сила, умело направляемая способными к критическому мышлению гегемонами сумела всё перевернуть с ног на голову, истребить, расстрелять всех в том числе и духовенство из разумной, образованной и умственно развитой части всех сословий. После чего эта "сила" классовую ненависть пронесла через годы бездуховного строя, выучилась,получила критический способ мышления и теперь, причислила к интеллигенции всех работников умственных профессий, будь они происхождением и воспитанием из самых что ни на есть трудящихся. И ошибкой интеллигента называют гордость. Точно другие слои общества менее подвержены этому греху.:)
Это умиляет.
Даже святые горды по-своему. Ну да, человек умственного труда, если горд, то умом, а рукастый горд сноровкой, спортсмен - достижениями, очень даже находят чем гордиться священники, монашествующие и все-все без исключения. И кто мудрствует, тот ищет свою философию и теряет веру, но кто завидует и осуждает теряет веру не меньше. Потому что Христос сказал, что последний будет первым и об этом забывать не стоит. Как не стоит забывать, что смирение - это любовь, и эти свойства души поверх барьеров, сословий, общественных групп и классификаций.

Людмила Либерцева   15.09.2011 19:38     Заявить о нарушении
Мила, мне понравилась такая формулировка, встреченная в одной из статей "ФОМЫ":
"Во Христе нет ни эллина, ни иудея;
ни интеллигента, ни пролетария"...

Благодарю за серьёзные размышления! )))

Борис Пинаев   15.09.2011 22:50   Заявить о нарушении
Верно. У каждого от Бога своё устроение, и согласно устроению этому человек развивается, возрастает и достигает полноты.

Людмила Либерцева   16.09.2011 20:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.