Записки Прогдиггера 49 Славянский фолк

Мне кажется, каждый любитель рока рано или поздно проходит через увлечение фолком. Оно потом, правда, довольно быстро сходит на нет, но какие-то группы остаются любимыми надолго.

В России с фолком довольно сложно. Русские народные песни давно и прочно ассоциируются либо с хором бабушек на вечере самодеятельности в санатории для престарелых, либо с махровой попсой, вроде Золотого кольца или Бабкиной в ее наиболее привычном амплуа (я только однажды видел выступление вокального коллектива Бабкиной, который пел а капелла в сопровождении только одного саксофона – был потрясен). Второе направление в фолке, имеющее армию поклонников на постсоветском пространстве, -  это кельтский фолк. Как будто у нас своего ничего нет.

В Беларуссии и Украине ситуация немного другая. Как утверждается, белорусское фольклерное наследие самое обширное в мире: около полумиллиона песен. Конечно, в ходу из них остались лишь десятки или сотни, но народные песни у беларусов в крови, поэтому и необходимости обращаться к кельтским мотивам у них нет. Повезло беларусам и еще в одном: самая знаменитая рок-группа советской Бедоруссии с самого начала была фолковой – Песняры. В России были тоже свои Песняры – ВИА Ариэль, но у них не было ни такой популярности, ни таких сильных песен.

Сегодня ситуация абсолютно не изменилась: русские народные песни по-прежнему петь особо некому. Конечно, есть новые имена, вроде Пелагеи, да только это все, к сожалению, не то.

Моя коллекция фолка не очень большая – я не особо усердствовал в этом направлении. Кроме того, фолк часто доступен только в виде всевозможных сборников и компиляций, а я предпочитаю слушать исполнителей альбомами. Поэтому в списке оставлены только группы:

 Бан-Жвiрба – уникальный андеграундный проект из Гомеля. Их гитарист долгое время выступал с группой Dazers (кажется, так), исполнявшей почти весь концертный репертуар Led Zeppelin. Я был на одном из концертов – просто потрясающе, особенно игра смычком. Потом группа распалась, и гитарист собрал новый состав, радикально сменив стилистику: от классического хард-рока к белорусскому фолку, замешанному на современной альтернативе и хард-коре.
 ВеданЪ КолодЪ – этно-группа, исполняющая в том числе песни на старо-русском наречии.
 Крыви – одна из самых знаменитых белорусских фолк-роковых групп середины-конца 90-х.
 Мила Кикина  - начинала совместно с Олей Арефьевой, потом их пути разошлись – Людмила ушла в сторону чистого фолка. Очень сильная певица. 
 Оле Лукое – этно-группа, ориентирующаяся на шаманские песнопения. Реверансы в сторону Кастанеды и народов Заполярья. Весьма трансовая музыка.
 Палац – заводной белорусский фолк-поп-рок. Были очень популярны, по-моему, даже в России.    
 Пелагея – новоявленная этно-звезда российской эстрады. Впрочем, поет довольно неплохо. Лишь бы Янку не пела – но это мое субъективное мнение.
 Русичи – этно-хор, исполняют от народных до казачих песен. К року не имеют никакого отношения.
 Старостин, Курашов, Волков – российский вариант Троицы (см. ниже). И слава Богу.
 Стары Ольса – один из лучших фолк-ансамблей средневековой музыки (Беларусь). Все как положено: волынка, колесная лира, лютня и тому подобное. 
 Троица – это наше все. Результат двадцатилетних этнографических изысканий Ивана Ивановича Кирчука, гуру белорусского фолка. Группа невероятной духовной мощи, очень бережно переносящая самобытную белорусскую музыку и манеру пения в контекст современности. На мой взгляд, одна из эталонных групп жанра в истории музыки.
 Хуун ХуурТу – тувинская этно-группа, знаменитая горловым пением. Один из самых популярных азиатских этно-коллективов.
 Чолбон - якутский арт-рок, понятно, с обилием фолклерных мелодий.   


Рецензии