Воспоминание - У линии фронта

-Эй! Эй! Мальчишка! Постой! — услышал я себе вслед.
Я обернулся.
За мной, торопясь, семенила старушка.
-Постой! - тяжело дыша, кричала она.
Стою.
Она поравнялась со мной:
-Ой, милый, милый! Ты ли это? - радовалась она.
-Я.
Я не узнавал старушку.
-Сколько лет я не видела тебя! Десять, пятнадцать?
Я не узнавал ее. Но, кажется, она была мне знакома.
Приятна.
-Почему ты так изменился? Тебя не узнать. Что стало с тобой?
Так восклицала.
Если она знала меня, то, действительно,
Знала — иным.
-Я был на войне, матушка. Война изменила меня.
Она, сверкая живым взглядом, покачала головой:
-Ну что ты! Ты стал лучше, мягче, красивее. Разве так бывает с теми, кто на войне?
Я пожал плечами:
-Наверное. Как видишь.
-Хитрун-малыш! Да разве с войны такими возвращаются! Ты посмотри на себя!
Она разглядывала меня, любуясь.
-Я не вру, матушка. Я стараюсь не врать в важных вещах.
Она звонко рассмеялась:
-И почему же ты так хорош, вояка? Ты думаешь, я не видела тех, кто приходил с войны? Их — полным полно! И все — калеки, неврастеники, страдальцы.
-Я не знаю, почему так бывает. Я не знаю, почему так.
Я не врал.
Бабушка, будто разгадав загадку, хитро прищурилась:
-И за кого ты воевал, сынок! На той ли войне, что и они?
Да, она умела смотреть в корень. В корень.
-Я воевал за самого себя. Я воевал за себя. За свою жизнь. За саму свою жизнь. Кажется, все остальные воевали за что-то еще. Но явно не за это.
Брови бабушки взлетели в удивлении:
-Ты - воевал за свою жизнь? Разве на войну идут, чтобы воевать за свою жизнь? Ты еще и шутник, милый мой!
-Я воевал на передовой, матушка.
-За свою жизнь? На передовой? - недоумевала она.
-Так.
Мне следовало идти.
Зачем мне говорить с ней? Разве такова — война?
-Я пойду, матушка. Сегодня вечером сборы. С утра мы отбываем на фронт.
-Ты не хочешь поговорить со мной, внучек? - на ее глазах появились слезы.
Я покачал головой:
-Не хочу. Но если ты хочешь, скажи — почему постоянно идет война? Я не видел ни дня мирной жизни, матушка.
-Ты выбрал не то место и не то время, внучек, чтобы видеть вокруг себя мир. Спроси себя — зачем ты выбрал не то место и не то время?
Я пожал плечами:
-Наверное, ошибся. Все ошибаются, матушка.
Она согласилась со мной, прощаясь.
Я пошел туда, куда шел.
Но — нет. Остановился.
Она все еще смотрела мне вслед.
Я крикнул ей:
-Я снова пойду в арьергарде, матушка! Снова пойду! Потому, что тогда — ошибся! Ошибся!
-Храни тебя Бог! - прокричала старушка, взмахнув ладошкой.


Рецензии