Об уходе из жизни

 Эвтаназия, (гр. эу - танатос - "хорошая смерть").

   Главные аргументы ее противников - религиозный и нравственный. Однако та же религия не запрещает обезболивание и реанимацию. Боженька хочет забрать душу, а врачи препятствуют. Экое свинство. То же с суицидом.
Человек не должен ощущать себя хозяином своей жизни,не имеет права на девиантное поведение. Суицидент идет против воли божьей. Однако порог физической и
особенно душевной боли, заставляющий переступить последний Порог, в высшей степени индивидуален.
   У меня был подзащитный, который после 10 класса участвовал в краже приборов из физкабинета родной школы. На процессе присутствовали педагоги и все его
одноклассники, он сидел на скамье под конвоем. По степени участия, (стоял на шухере), и малолетству был освобожден в зале суда, получив условную статью. Я
еще и кассационную жалобу вознамерился писать. Не понадобилось. Через несколько дней после суда он шагнул в Вечность с крыши пятиэтажки. Оказалось, что его даже не надо было судить. Ему хватило только посидеть на скамье подсудимых на глазах у друзей.
   И был клиент, проходящий по нескольким статьям,в т.ч. по части третьей ст. 117 - изнасиловал двух девочек, 8 и 10 лет. От адвоката он отказался, но, поскольку
санкция предусматривала смертную казнь, меня, салагу-защитничка, назначили принудительно. Опытные зубры-коллеги дело отвергли, что называется, с порога, поскольку кроме неприятностей оно ничего не сулило и было бесплатным.
   Одно изнасилование оказалось более, чем сомнительным, (скорее всего следак подвесил давний "глухарь"). Коллегия эпизод не исключила, но и "вышак" не
назначила. Получил "пятнашку". Во время процесса нелюдь смаковал подробности педокоитуса, обвинял матерей, мол, не уследили, издевался над детьми, (процесс был закрытым, но допросить надо было и тех и других), и заявил, что, если не расстреляют, переживет всех нас и вернется за этими же девочками, когда они подрастут. Его болевой порог отсутствовал.
   "Самоубийство есть измена кресту" - непривычно резко сказанул однажды Бердяев. Ну а если человек ничего кресту не обещал? "Убивая себя, человек наносит
рану миру как целому, мешает осуществлению царства Божьего" - попивая кофеек, припечатывал далее Николя Лександрыч из Парижу. А, повсеместно вырубая леса,
чтобы изготовить бумагу и написать на ней, пардон, эту херню, мы не наносим рану миру? Зарезав теленка и с наслаждением вкушая отбитое у него мясо, мы не нарушаем целостность Вселенной?
   Грустно. "Человеческое, слишком человеческое".

   Театр и жизнь отличаются лишь тем,
   что театр с вешалки НАЧИНАЕТСЯ.

   Человек должен решать сам, стоит ли его жизнь того, чтобы дожить ее до конца. Он сам должен владеть, распоряжаться мыслями о смерти.
   Если уж на то пошло, то никакая форма жизни не может и не имеет права количественно возрастать безгранично. В этом смысле смерть есть альтернатива
вакханалии размножения, она - необходимое приобретения эволюции, свойство жизни, если хотите. Да, смерть жестока. Но жестокость и жалость - человеческие категории. В природе же, повторюсь, существует рационализм, целесообразность. Кто-то из религиозных мыслителей XIX века сказал, что человек это "животное, ко-
торое хоронит" Достаточно спорно, но если уж так, то можно добавить - "и помнит" Кроме того человек знает о НЕИЗБЕЖНОСТИ смерти. Усугубит ли это знание его
печаль, зависит от него самого.
   Да и вообще есть жизни, главное событие которых - смерть. "Каждый ни на что в мире не имеет столь неоспоримого права, как на собственную особу и жизнь" - Шопенгауэр. В той же Библии описаны случаи самоубийств не порицаемых, как минимум, т.е. без какой либо моральной и ортодоксально-религиозной оценки, и наоборот - восхваляемых. Можете проверить: - (Суд. IХ, 54; Суд. ХYI,
30; 1 Цар. ХХХI, 4-5; 2 Цар. ХYII, 23; 2 Мак. ХIY, 41-46). Даже помощника Главного Фигуранта, казначея Иуду, евангелисты не осуждают, а сообщают о факте сухим протокольным языком оперативной сводки и акта судмедэксперта - вернул деньги, повесился, чрево расселось, кишки наружу.
    А уж Верховный Суицидент так и вовсе прославился и даже вознесся. Сознательно ведь шел на казнь, - "Делай, что должен" - просил Иуду. Это называется суицидальным поведением. Только вот идеологическая подкладка у этого самоубийства помощнее. Так ее и поменять можно, а иногда и нужно. А сколько подвижников, добровольно ушедших в смерть, возведены церковью в ранг святых?! Выходит, что исключения не исключены?!
Желание смерти показывает самое прозрачное истинное состояние духа. Не желая подчиниться жизни, и не умея подчинить ее себе, человек подчиняется смерти, тем самым, подчиняя ее себе. Суицид - абсолютный, пусть и отрицательный, экстремум свободы. Отрицательный не в смысле противоположном положительному, а от слов "отрицать, отрекаться, отказываться, не признавать, не соглашаться"
   Конечно же, самоубийство дискредитируют неумелые и не имеющие оснований. В первом случае это суицидальная попытка, во втором - глупость, и в первом и
втором - фарс.
   Смертная казнь, (насильственное лишение жизни), - санкционированная законом жестокость. Не существует закона, запрещающего самоубийство. Лишить человека смерти, отобрать у него это право - та же жестокость.
   Чтобы не разреживалось стадо, церкви придется согласиться с правом человека на распоряжение своей жизнью по собственному усмотрению. Начать можно хотя бы с того, что по другому взглянуть, что на церковный обряд и погребение по-человечески имеют право ВСЕ.
   Даже немцев в войну хоронили. А самоубийца, наложивший на себя руки по причине  власти, которую тот же немец хотел свергнуть, такое право имел не всегда.
   Или же наоборот не пожелают такого права. Прецеденты есть и уже давно. Александр Мень, например, отпевал самоубийц. Как он говорил, с разрешения своего
духовника.

   Дверь в милосердие открывается от себя.

   Какое мы имеем право, и за что должны осуждать уважаемого и любимого нами человека, чувствующего себя приговоренным к жизни, к проигрышу, и самостоятельно, с достоинством уклонившегося от этой пытки, бросившего карты и вставшего из-за игорного стола?
   Или, например, глубокий старик, уставший ждать смерти, не желающий ходить под себя, трястись и скалиться в заискивающей маразматической улыбке решает самостоятельно поставить точку - его - что? Тоже осудим? А ведь он просто защищает собственное человеческое достоинство, свое "Я".

   Не огорчайтесь, если покойник ничего не оставил вам.
Он оставил вас.

   "Возблагодарим же Бога за то, что никого нельзя заставить жить" - Сенека.


Рецензии