Неснятый фильм Сергея Эйзенштейна

      
      В  июле 1926 года во время своего визита в Москву известные американские актёры Мэри Пикфорд и Дуглас Фэйрбанкс встретились с советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. От имени киностудии «Artistas Unidas”  они пригласили его посетить Голливуд.
     Целых четыре года Эйзенштейну пришлось ждать, когда он сможет осуществить эту поездку. В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своим помощником Григорием Александровым и оператором Эдуардо Тиссэ были направлены в длительную зарубежную командировку. Её основной целью была пропаганда достижений советского кинематографа. Также  они должны были познакомиться с  последними достижениями капиталистического Запада в области звукового кино.
     Эйзенштейн выступил с лекциями в Берлине, Гамбурге, Лондоне, университете Кембриджа, Антверпене, Амстердаме.
     В апреле 1930 года в Париже он подписал контракт  с киностудией «Paramount Pictures”  на экранизацию в США романа Теодора Драйзера “Американская трагедия».
     12 мая 1930 года Эйзенштейн и Тиссэ прибыли  в Нью-Йорк. Прежде чем отправиться в Голливуд, Эйзенштейн дал ряд конференций о советском кино в университетах Колумбии, Гарварда, Принстона и Чикаго.
     В мае этого же года в Нью-Йорк приехала известная аргентинская писательница Виктория Окампо. Здесь она должна была встретиться с Вальдо Франком (писателем и издателем США), чтобы продолжить переговоры по изданию журнала «Sur» («Юг»). Идея его создания возникла в 1929 году во время их встреч и бесед в Буэнос-Айресе.
    В один из дней своего пребывания в Нью-Йорке Виктория Окампо была приглашена на обед меценатом Отто Каном в его роскошный дом в Лонг Исланд. Там впервые аргентинская писательница увидела советского кинорежиссёра. Виктория Окампо  пишет в своих мемуарах о Сергее Эйзенштейне так:           «...молодой блондин с высоким большим лбом. Взгляд прямой и серьёзный». В Нью-Йорк они возвращались вместе по Ист Ривер. Разговор зашёл о Гарлеме. Окампо упомянула о своём темнокожем знакомом Тейлоре Гордоне, который неоднократно ей рассказывал об одном пасторе из негритянской евангелистской церкви в Гарлеме.
   - Его проповеди  настолько духовны и эмоциональны, что собирают большое количество людей, - особо подчеркнула Виктория.
    Эйзенштейн настолько заинтересовался, что попросил представить его Гордону с целью сегодня же вечером поехать и послушать  этого знаменитого   проповедника.
   «В восемь часов вечера очень необычная по своему составу группа, состоящая из двух русских из Советской России (Эйзенштейна и Тиссе), двух аргентинок из буржуазной Аргентины (Окампо и её подруга Делия дель Карриль) и  внука зулусов (Гордона), вышла из такси у негритянской евангелистской церкви в Гарлеме», -  пишет в своих воспоминаниях Виктория Окампо. Дальше она рассказывает о сильном эмоциональном  потрясении,  которое  она  испытала, слушая проповедь.
   «Моё сердце сжалось. Я почувствовала сильное желание плакать и подняла голову, смотря в потолок. Я не хотела, чтобы мои слёзы текли из глаз в присутствии представителей Советского Союза. Но советские сами находились в таком же состоянии, как и я», -  с удивлением  отмечает в книге своих мемуаров Окампо.
   Рядом с ней стоял Эйзенштейн и тихо шептал ей на ухо:
   - Это невероятно! Это невероятно! Ни за что на свете я не хотел бы потерять возможность увидеть этот спектакль!»
    После церкви все пятеро поехали ужинать в один из итальянских ресторанов Гарлема. Окампо и Эйзенштейн уже  чувствовали взаимную симпатию, которая переросла в доверительные отношения. И уже во время их следующей встречи советский кинорежиссёр поделился с аргентинской писательницей своими планами работы в США.
     Окампо пишет в своих воспоминаниях:
   - Он мне ясно дал понять, что не ожидает от посещения Голливуда чего-то необычного. Более того, Эйзенштейн вслух выразил свои опасения, что, возможно, будет вынужден оставить свою работу (экранизацию романа Драйзера «Американская трагедия») незаконченной.
   - В таком случае, почему бы Вам не приехать в Аргентину? В Аргентине, я не сомневаюсь, Вы могли бы снять необыкновенный фильм. Тематика  обширная.  Если Вы откажетесь от работы в Голливуде, то я постараюсь организовать вашу поездку в Аргентину .
    Это предложение Эйзенштейном было принято с воодушевлением. Он пообещал Виктории Окампо немедленно связаться с ней  в случае расторжения своего контракта с киностудией  «Paramount Pictures».
     Во время своей последней встречи в Нью-Йорке Эйзенштейн и Окампо с энтузиазмом обсуждали темы будущего фильма, который он, возможно, будет снимать в Аргентине. Согласились, что это должна быть «документальная кинопоэма», отражающая различные аспекты истории и традиций этой страны.
    Утром 16 июня 1930 года Сергей Эйзенштейн уехал на поезде в Голливуд. Виктория Окампо вечером этого же дня поднялась на борт пассажирского лайнера, чтобы вернуться к себе на родину.
    В Голливуде Эйзенштейн был тепло принят Чарли Чаплином, Уолтом Диснеем. Вскоре он был зачислен в члены голливудской киноакадемии. В честь советского кинорежиссёра был дан банкет.
    Весь сентябрь Эйзенштейн активно работал над адаптацией романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». В это время самые реакционные круги Голливуда настойчиво требовали немедленной его высылки из США за принадлежность к коммунистической партии. 23 октября киностудия «Paramount Pictures» в одностороннем порядке расторгла с советским кинорежиссёром контракт  на съёмки фильма по роману “Американская трагедия». Эйзенштейн покинул Голливуд и вернулся в Нью-Йорк.
    18 ноября Департамент труда отказал в продлении разрешения на пребывание в США Эйзенштейну и Тиссэ и потребовал, чтобы они немедленно покинули страну.
    Эйзенштейн  послал в Буэнос-Айрес телеграмму Виктории Окампо. В ней он сообщал о расторжении своего контракта с «Paramount Pictures” и готовности приехать в Аргентину.
   Мечты Окампо сбывались. Кинорежиссёр с мировым именем будет снимать фильм о её любимой Аргентине!
     Но у неё не было необходимых денег на это дорогостоящее мероприятие. Окампо, не теряя времени, посетила всех своих знакомых богатых латифундистов и банкиров. Она не сомневалась, что ей, известной писательнице, представительнице   аргентинской аристократической   семьи,  они дадут в долг  необходимые средства для выполнения этого проекта. Но Окампо ждало горькое разочарование. Виктория везде получила отказ. В своих воспоминаниях  Окампо пишет, как она пыталась заинтересовать богачей:
   - Вы что, не видите, что это уникальная возможность? Вы даже не рискуете потерять свои деньги! Вы не только их вернёте, но ещё и получите  прибыль!
     Все усилия были напрасны. Окампо была уверена, что её соотечественники просто не поверили в успех её проекта и боялись потерять свои деньги.
    На самом деле все, к кому обратилась писательница, действительно боялись. Только  не потерять деньги, а приобрести большие неприятности с правящим в стране режимом. Ведь 6 сентября 1930 года в результате государственного переворота в Аргентине был свергнут законно избранный президент Ипполит Иригойена. К власти пришло профашистское правительство генерала Хосе Урибуру, которое объявило о введении в стране военного положения.  Был распущен парламент, запрещена деятельность политических партий. И  какой латифундист или банкир мог дать  деньги на кинокартину, которую будет снимать режиссёр-коммунист, приехавший из Советской России?!
     Окампо послала телеграмму Сергею Эйзенштейну, в которой с горечью объяснила, что не смогла добыть денег для финансирования их совместного проекта.
   В конце ноября 1930 года Сергей Эйзенштейн  уехал в Мексику, где приступил к работе над фильмом «Да здравствует Мексика!», который  взялся финансировать американский писатель Эптон Синклер.
     Виктория Окампо умерла в 1979 году. До самых последних дней своей жизни она не могла простить себе, что так  и не смогла  достать денег на съёмки кинокартины про её любимую Аргентину гениальным русским режиссёром Сергеем Эйзенштейном.   


Рецензии
Спасибо, Сергей! Очень интересно! Жаль что политическое безумие стало на пути искусства!

Юлия Французова   17.03.2025 19:39     Заявить о нарушении
Вы правы! Спасибо за комментарий!
С уважением, Сергей.

Сергей Горбатых   18.03.2025 03:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.