Игорь Смысловский - мемуары артиста глава 60

          Хмелецкий очень прилично поставил пьесу "Царь Юрий" - Соловьева, но неблагожелательно отнесся к попыткам Голубовского внести свои коррективы с позиции главного режиссера. И отношения их резко изменились вплоть до того, что Хмелецкий был вынужден уйти из театра. А я в этом спектакле играл роль Шуйского. Говорили, что прилично и прессу имел положительную. Спектакль хорошо принимался зрителем и мог бы, наверное, долго идти, но Голубовский снял его с репертуара.
  Это мероприятие прозвучало странно и некрасиво. И вот, наконец, в театре радость и успех.

  Это сделал спектакль "Верхом на дельфине" Жуховицкого. Спектакль поставил Голубовский при режиссерской помощи Володи Коровина. Все они очень хорошо играли.
Очень был на месте и хорошо играл центральную роль Анатолий Иванов. Великолепно играла свою героиню Люся Долгорукова. Хороши были Люся Гаврилова, Леночка Бортник, Вадим Кучеровский. Спектакль хорошо прозвучал, был принят зрителем, прессой и руководством. Короче, он вошел в золотой фонд и долго с успехом шел в театре.

   Интересно был оформлен Беловым. К сожалению теперь он уже не идет в театре. Гроссмейстер по шахматам Котов, ныне к сожалению уже покойный, принес в театр свою пьесу "Белые и черные". Пьеса рассказывала о жизни и творчестве великого русского шахматиста Александра Алехина. Сюжетно она была неплохо построена и очень неплохо была воспроизведена на сцене главным режиссером Голубовским.

  Центральную роль Алехина играл недавно приглашенный в театр актер Леонид Калугин. Актер пришел к нам в труппу из Брянского театра и находился тогда в прекрасной форме. Молодой, красивый, работоспособный он великолепно сыграл и молодого и старого Алехина.
Я в этом спектакле играл многократного чемпиона мира великого шахматиста Эмануила Ласкера. С большим увлечением работал я над этой ролью. Образ очень интересный. Я видел его лично в 30-х годах во время международных состязаний в Москве. Их я посещал довольно часто, ибо я тогда болел шахматами и много состязался в коллективе Камерного театра. А по квалификации тогда уже достиг 3 категории. Так что область эта мне была знакома и нужно было только достоверно воссоздать образ гениального шахматиста и необыкновенного человека.


     Работа была сложная, кропотливая. Материалами я распологал при активном содействии Александра Александровича Котова. В результате удалось почувствовать себя всемогущим в шахматных баталиях с олимпийским спокойствием и выразить это спокойствие через размеренную, скупую пластику. Над фигурой и гримом пришлось изрядно поработать костюмерам и гримерам. Кроме хорошего партнера Кулагина мне повезло еще с партнершей Ириной Потоцкой, которая теперь уже играла мою жену, а когда-то была моей внучкой.

    Интересные сценические родственные отношения.

Очень сожалею, что нет ее теперь в театре. Могла бы еще хорошо послужить нашему делу.

       Немного помагал Голубовскому в работе с актерами пришедший в театр молодой режиссер Георгий Соколов. У него был очень полезный метод работы. Особенно он это продемонстрировал в своей самостоятельной работе над спектаклем "Портрет" - Гоголя. Он сам сделал инсценировку и очень хорошо работал над ней, в результате получился очень хороший спектакль. Даже Голубовский признал этот спектакль и никогда не поминал его лихом.
Я играл в этом спектакле старого художника, пользуясь какими-то свежими красками. Вооброжаемым партнером моим было великолепное искусство живописи, что позволило мне необычно действовать в обычной сценической жизни. Спектакль хорошо был принят. Нас очень хвалили. Был он очень интересно оформлен Петром Беловым. Пожалуй, это была его большая удача. Актеры любили играть этот спектакль, но к великому огорчению он не делал хороших сборов. И на основании этого Голубовский, как мне кажется, не без удовольствия снял его с репертуара, тем более что его автор Жора Соколов вошел в серьезный конфликт с Голубовским и последний попросил его удалиться из театра. Что-то не мог он найти контакта с самостоятельно мыслящей режиссурой.


Рецензии