Не таинственная история сохранения мировых шедевро

Поводом к написанию очерка стала не только сенсация в мире искусства, но и возможность рассказать читателям газеты Новости Узбекистана о Гетти-центре считающегося наиболее значимым в перечне известных музеев мира.
Но для начала все же о сенсации облетевшей все информационные агентства мира в начале августа 2007 года. Музей Гетти-центр расположенный в Лос Анжелесе, вернет Италии 40 античных произведений искусства, на общую стоимость $100 млн., среди которых есть 2,2 метровая статуя Афродиты, являющаяся римской копией греческой скульптуры. По словам сотрудников музея именно это произведение искусства было "яблоком раздора" на многолетних переговорах. 
Доводы итальянской стороны – “статуя, созданная в V веке до н.э. из мрамора и известняка, была вывезена с Апеннинского полуострова незаконно”.
В результате достигнутого сторонами соглашения статуя Афродиты останется в экспозиции Гетти-центра до 2010 года, но другие произведения упомянутые итальянцами будут возращены в Италию уже в ближайшее время.
Всего Министерство культуры Италии выдвинула претензии в отношении 52 произведений искусства.
Много споров вызывала статуя Юноши-победителя. Греческая скульптура, выполненная в бронзе, датированная IV веком до н.э. считающаяся  самым великим творением этого рода, сохранившимся до наших дней. Музей Гетти приобрел этот шедевр в 1977 году за 4 миллиона долларов.
Современная судьба статути названной после приобретения ее Музеем "бронзой Гетти", полна детективных подробностей достойных внимания голивудских сценаристов.
Статуя, случайно попавшая в сети итальянских рыбаков, ведущих свой промысел в нейтральных водах, по утверждаению итальянских юристов, впоследствии “была незаконно вывезена за рубеж в итоге став собственностью Гетти-центра”.
В ответ на претензию итальянцев о незаканности приеобретения статуи, адвокаты Гети-центра отвечали об исключении из практики приобретения экспонатов из сомнительных источников. По сообщению информационного агентства ВВС “в  конце 2006 года все же музей признался во владении экспонатами, нелегально вывезенными из Европы”. Собственно после этого представители итальянского культурного ведомства и стали более настойчивы в требовании вернуть экспонатов, в том числе и Афродиту.
Изучив все ответные доводы адвокатов, итальянцы напомнили и об эпизоде   2005 года, когда хранитель музея Мэрион Тру предстала перед судом в Риме за попытку сговора с целью вывоза из страны украденных древностей. Дабы не бросать тень на авторитет музея, проработавшая в его штате 20 лет Мэрион Тру уволилась после начавшегося суда, при этом Гетти-центр до настоящего времени продолжает оплачивать юридическую защиту своей бывшей сотрудницы. Сложность ситуации и в том что следствие имеет  большой объем материалов, касающихся не только ее деятельности в течение 10 лет, но и ее напарника, торговца предметами искусства Роберта Хечта, против которого также выдивинуто обвинение в незаконном сговоре с неким Джакомо Медичи, которому в настоящий момент грозит 10-летний срок заключения.
При всех сложностях многолетних дебат о законости и не законности приобретения мировых шедевров представители Министерства Культуры Италии все же заявили, что удовлетворены результатом «долгих и сложных переговоров», и надеются на долгое и успешное сотрудничество с музеем. Жест логичный. Быть партнером Гетти-центра для любого государства,  музея, галлереи или частной коллекции, более чем престижно. Выгодно ли в финансовом отношении. Безусловно.
При этом к чести Гетти-центра его посетили не платят ни одного цента за возможность видеть и слушать профессиональные комментарии и лекции о уникальных шедеврах мирового искусства, некоторые из которых обновляются каждые 10 недель.   
Инцедент с итальянцами не единственный в современной истории музеев мира. И было бы странно если инцедентов не было вообще. Мир частных коллекционеров, государственных музеев и галлерей вряд ли вообще способен их избежать, дополняя ими удивительные и таинственные истории смены владельцов мировых шедевров, которые не всегда вершаться на известных акукционах.

Может оттого мир коллекционеров и не любит липких подробностей о себе. Но они всплывают, и лишний раз подтверждают то что вынужденно приходится терпеть уже нам простым смертным, ради спасения мировых шедевров, периодически оказывающихся в руках меркантильных пройдох играющих на чувствах тех, кто счастлив от обладания физически выраженной искрой гениальности человеческого индивидуума.

Автор идеи  создания Гетти-центра нефтяной король, миллиардер  Джей Пол Гетти ((J. Paul Getty, 1892-1976), чье состояние при жизни оценивалось в 3 млрд. долларов, а собранные экспонаты и сегодня квалифицируются как лучшая из мировых коллекций античного и средневекового искусства.

Началом его увлечения коллекционированием мировых шедевров, считается  1974 г. Именно в тот год он начал собирать римский и греческий антиквариат, французскую мебель и европейскую живопись. Впоследствии колеекция разместилась на вилле Гетти на одном из тихоокеанских островов.  О ценности шедевров Гетти-центра можно судить по некоторым фактам которые в разные годы паросачивались в СМИ.
К примеру полотно Вангога "Ирисы", в 1990 году было оценно почти в 54 миллиона долларов.
В 1976 году, выяснилось, что миллиардер завещал своему музею свыше 700 миллионов долларов, которая квалифицировалась как самая большая сумма, когда-либо оставленная в наследство какому-то учреждению в Америке и за ее  пределами.
Следующий факт - уже после создания Гетти-центра на должность директора-распорядителя был приглашен Гарольд Уильямс - бывший советник по безопасности США при президенте Картере. Средства которые согласно завещения Пола Гетти перешли в распоряжение Центра и дополнились удачными финансовыми операциями  Гарольда Уильямса и составили  4,3 миллиарда долларов, что в четыре раза превышало средства крупнейшего музея Америки – Метрополитена. Кроме этого Гетти-центр получил возможность ежегодно тратить 225 миллионов долларов - из которых 40 миллионов предназначены для приобретения произведений искусства, а остальные - на финансирование специальных программ . На базе одной из них при Гетти-центре начал действовать Институт истории искусств и гуманитарных наук, импеющий более десяти филиалов  в Америке и библиотеку в 800 тысяч томов книг.

Воплощение идеи - создать Гетти-центр - начало осуществляться в 1983 году усилиями Фонда Пола Гетти. Первый шаг приобретение в Лос Анжелесе на подножии гор Санта-Моника в Брентвудском районе города, 290 га земли.

Далее долгое и тщательное изучение творчества известных корифеев современной архитектуры, способных воплотить амбициозный план в реальность. Из 33 авторских работ и творческих биографий престижных кандидатов, Фонд Гетти выбрал проект 63-летнего нью-йоркского архитектора Ричарда Мейера прославившегося своим вкладом в архитектурный модернизм.   

Один из сторожилов Лос Анжелоса, многие годы на правах волонтера помогающий деятельности Гетти-центра, с улыбкой рассказал мне, что самой большой трудностью у создателей центра стало получение разрешения администрации мерии Лос Анжелеса, на строительство музейнного комплекса. В хронологии истории центра есть и другой забавный эпизод - часть жителей города была против применения двух видов отделочных материалов, мотивируя это тем что солнечные лучи, отраженные металом и стеклом, будут слепить глаза…

Много споров вызывала планируемое число посетителей Гетти–центра - 1.3 миллиона человек в год. Выдержат ли уникальные экспонаты такую нагрузку. Выдержали. Во многом благодаря применению самых современных музейных технологий сохранения мировых шедевров. Ряд технологических новинок были разработаны непосредственно для Гетти-центра и имено учеными центра. Единственное, что не могут позволить ученые центра, это использование посетителями фото вспышек, при том что видео и фото съемка экспозиций не запрещена. Но этот запрет, не исключение а общепризнанный принцип сохранения мировых шедевров.

За 14 лет строительства центра все страсти и споры разрешились. И сегодня жители Лос Анжелеса благодарно гордятся подарком миллиардера городу,  считая не посещение Гети-центра потерянным шансом соприкосновения с великим и вечным.

Центр действительно учит и воспитывает посететелей восприятию великого и вечного, не взирая на их рассы, социальный статус, географию гражданства и возраст который варьируется от пяти лет и не ограничивается далее.

Особенностью подготовки восприятия способствует причудливая игра архитектурных форм, их композиционные особености, подбор материалов и само расположение комплекса с которого открывается завораживающая панорама раскинувшегося внизу мегаполиса.

Большое значение имеет зелень которая дополняет настроение архитектурного комплекса, и непосредственно Центральный сад Гетти-центра. Зеленный фон центра спроектирован архитектором Лори Олином (Laurie Olin) в сотрудничестве с Ричардом Мейером. Ландшафт навеян садово-парковыми традициями Калифорнии и древнего Средиземноморья, создавая баланс естественного и рукотворного, гармонично дополняя общее восприятие посетителей.

Немного пусть сухой, но все же заслуживающей внимания статистики. Общее количество деревьев растущих сегодня на территории Гетти-центра составляет 10 тысяч. Количество высаженных по периметру дубов 8 тысяч. Общая площадь  Центрального сада 1.25 га., представлена 300 видами растений. Количество азалий у Зеркального басейна Центрального сада – 400. Количество кактусов в Саду Южного мыса – 300, приедставляющих семь видов этого растения. Центральный сад с полной занятостью обслуживают четыре главных садовника, которым не менее профессионально помогают 32 рядовых садовника.   
   
Было не справедливо обделять представления читателей не упоминанием и некоторых технических характеристик, подчеркивающих грандиозность идейного замысла устроилей Гетти-центра.

Строительство музейного комплекса обошлось Фонду Гетти в два миллиарда долларов, возведя его в статус не только самого дорогого в мире, но и самого дорого здания в истории Америки (период 1998 г.).

Гетти-центр, визуально сложно квалифицировать сухим техническим термином “единое здание”, хотя по проекту оно таковым и явлется. Сложно потому что здание состоит из взаимосвязанных между собой шести сооружений, “укутанных” в светлый алюминиий и итальянский травертин, гармонично размещенных на террассах и площадках холма. Известняк один из основным матиралов, напоминающих о родине и эпохах первых экспозиций коллекции Пола Гетти - римском и греческом антиквариате.

Материал завезен из карьера Бани ди Тиволи (Италия), где его добывали еще древние ремляне используя для строительства Колизея, фонтата Треви, и колонады Святого Петра.   Для транспортировки в порты Калифорнии известняковых блоков общей массой 16 тысяч тонн (92.903 кв.м.) при средней массе одного блока 127 кг., понадиболось совершить 100 рейсов океанских сухогрузов. 

Джей Пол Гетти, не единственный американский мультимиллардер завещающий Лос Анжелесу не только значительную часть своего наследства в недвижимости, но и огромных сумм на их содержание. Но об этом чуть позже.


2007 г
Лос Анжелес


Рецензии