***

 На фотографии примерно половина личного состава нашей
эскадрильи, остальные отсутствуют только по уважительной причине.
Все они герои Великой Отечественной войны, самой кровавой, бесчеловечной,
унесшей более двадцати семи миллионов жизней советских людей.
Фотография-документ, показывающей будни фронтовой жизни боевой
эскадрильи.
По приказу командира эскадрильи весь личный состав эскадрильи,
свободной от подготовки самолётов к очередному боевому вылету,
срочно собрался на две минуты у самолёта № 28(мой самолёт).

Видно,что никто не готовился специально на фото.
У всех озабоченные лица, их оторвали от не менее важных дел.
В центре сидит командир эскадрильи, слева сидит заместитель командира
эскадрильи, классный лётчик от бога, капитан Мартынов, и здесь весь в небе.
Весь в битвах, в сражениях с врагом. Справа сидит инженер эскадрильи.
Справа стоит крайний адъютант эскадрильи, раненый в воздушной битве в лицо,
 бывший лётчик.
Стоит в центре, под коком самолёта автор этих строк, озабоченный, серьёзный.
Он же и хозяин
самолёта, около которого собрались на несколько минут сфотографироваться
на память герои войны. 
 

   
Всеволод Каратеев

Воспоминание.  Мемуары.  Москва  03.09.2011 года

1945. На фронте. Победа.
В январе-феврале 1945 г. войска 4-го Украинского фронта во взаимодействии с войсками 2-го Украинского фронта осуществили Западно-Карпатскую стратегическую операцию, освободили южные районы Польши и значительную часть Чехословакии.
 Ударом южнее Кракова фронт обеспечил с юга наступление советских войск на варшавско-берлинском направлении.
В марте — начале мая войска фронта в результате Моравско - Остравской  операции очистили от немецких захватчиков Моравско - Остравский промышленный район и создали условия для продвижения в центральную часть Чехословакии.
Затем они участвовали в Пражской стратегической операции, в результате которой была полностью освобождена территория Чехословакии.

  Осень незаметно перешла в зиму, так как по погодным признакам зима мало чем отличалась от осени. Та же хлябь, то же самое с морозами: чуть заморозит, выпадет снег, на другой день снег растаял.
Здесь, имею в виду южную Польшу, Чехословакию, Венгрию, Германию, нет зимы в нашем понимании.

Наш полк вместе с могучей армией и фронтом двигался на запад
Наступил 1945 год, год Победы.
Немцы не могли изменить ход войны в свою пользу.
Появление реактивных самолётов Ме-262 и других не могли изменить ситуацию.
Они по прежнему применяли тактику «Свободной охоты».

C середины января 1945 года 15-ая ГИАД действовала на направлении Кошица. Штаб дивизии находился в городе Берегово.
Полки дивизии были рассредоточены на полевых аэродромах Яношево, Мукачево.
3-ий ГИАП расположился на полевом аэродроме около города Мукачево.
Чем ближе к победе, тем яростнее сопротивление врага. Интенсивность полётов значительно возросла. Лётный и инженерно-технический состав к концу каждого боевого дня был, в буквальном слове, выжат.

С 10.03.1945 года дивизия активно участвовала в Моравско-Остравской стратегической операции.

Весна 1945 года в районах нашей деятельности: юг Польши и Германии, Чехословакия, Венгрия выдалась дружной прекрасной, великолепной.
Весна здесь всегда такая красивая, вся в ярких цветах и сочной зелени.

Наш полк перебазировался на аэродром недалеко от города Моравска-Острава.
В городе не было следов войны, побоищ.
Сады цвели на каждом шагу. Такое впечатление, что весь город-сплошной благоухающий парк с бесконечным розарием.

Ходил трамвай как-то не шумно, не пыльно, без суеты и гама делал свою работу, не бросаясь в глаза и не привлекая к себе никакого внимания.
  В ночь с 8-го на 9-ое мая гремели все виды оружия, которые отлично поработали в Великой Отечественной войне, сокрушая до зубов вооруженного врага, ломая ему, хребет и загоняя в собственное логово, где он нашел свой позорный конец.
9-го мая 1945 года был объявлен Днём Победы. Этот день в Моравска-Остраве был на удивление тёплым и ласковым, красивым и душевным, тихим и спокойным.
Природа подчёркивала покой, тогда как разноцветное море людей колыхалось из края в край из дола в дол, подчёркивая радость конца самой кровопролитной, самой бесчеловечной войны в истории человечества.
Крики «Ура!», «Да здравствует мир!», «Слава советским солдатам!» разносились со всех сторон.
Пение  вперемешку с плачем, когда не скрывают слёз, слышалось в человечьем потоке.
Военным дарили многочисленные прекрасные цветы, обнимали и целовали их, особенно горячо девушки и молодые женщины, которых, как ни странно, было большинство.
В этот миг девушки и молодые женщины расцветали нежностью и внутренним радостным огнём ожидания счастья.

Начиная с 10-го мая, несколько дней подряд несметное количество людей шли по дорогам
Моравска-Остравы в разных направлениях: с севера на юг и с юга на север, с запада на восток и востока на запад.
Шли пешком. В одиночку и группками. У каждого узелок. Иные катили или тащили тележки, груженные разной поклажей, перевязанные веревками.
Шли молча. Кое-кто сходили на обочину дороги. Располагались на отдых или приём пищи.
Развязывали скудные узелки и поедали небогатое содержимоё, запивая из бутылок, в лучшем случае, молоком.

Дни стояли райские: солнышко своими лучами грело и ласкало с утра до вечера.
К вечеру природа устраивала настоящий бал из золотистых, розовых, красных, голубых лучей, которые переливались и окрашивали цветы  и темнеющую зелень разным, переливчатым цветом.
На этом фоне праздничная, весёлая толпа красивых людей смотрелась, как непрерывный концерт.

Военнослужащие в основном отдыхали.
Я один, не хотел своих сослуживцев ни видеть, ни слышать, а тем более, пить с ними, гулял по городу, катался на трамвае, рассматривая город и его окраины. Ни о чём не думал.
На трамвайной площадке, кроме меня стояли русские парни в гражданской одежде и веселились по поводу и без.
На очередной остановке, как обычно, сошли  и вошли несколько человек. Среди них девушка лет семнадцати. Стройная русоволосая красавица. И уставилась на меня, стала пристально разглядывать, словно силилась вспомнить кого-то похожего на меня.
Я смутился и немного отодвинулся в сторонку. Она, не спуская глаз, придвинулась ближе ко мне.
Русские парни, что стояли на трамвайной площадке рядом, стали подбадривать меня и её, чтобы не терялись и вышли из трамвая вместе.
Шутки ребят стали привлекать внимание всего вагона, всех пассажиров, которые, весело улыбаясь, вмиг оценили ситуацию.
 Надо было на что-то решиться. Я повернулся в сторону выходной двери, девушка опередила меня и стала впереди меня рядом с дверью, не переставая смотреть на меня.
Перед самой остановкой трамвая, взяла меня за руку и так и вышла из трамвая под одобрительный гвал русских ребят и пассажиров трамвая.

Вагон ушел, весело позванивая колокольчиками, растворился в городской суете.

Барышня и я стояли на  безлюдной остановке, изучая друг друга, любуясь прекрасным весенним
привидением, которое и во сне не часто увидишь.
Естественная красота глаз девицы-красавицы усиливалась длинными бархатистыми ресницами.
Она была какая-то городская с глубокими корнями украинского села, которые остаются не одно поколение.

- Погуляем? – спросила девица и пощла неторопливым  лёгким шагом вдоль дороги.
Я взял её под руку и подстроил шаг.
- Нас четыре подруги из одного украинского села два года были в Германии в городке недалеко от Берлина, - продолжала она.
- Не обижали вас? – несколько осмелев, спросил я.
- Нет – ответила она просто, - мы работали в немецких семьях в качества помощниц по домашнему хозяйству.
- Бесплатно? – уточнил я.
- Почему – же. Нам платили за работу с вычетом за проживание, стол и одежду, - с удовольствием рассказывала Аня.
.
Мы незаметно вышли из города и оказались рядом с колосистой высокой рожью. Прошли в неё несколько шагов, золотистая рожь почти с головой укрыла нас. Я повернулся к Ане, и она оказалась в моих руках, наши губы слились в сладостном продолжительном поцелуе. Её молодые упруго нежные груди и горячее страстное тело всё яростнее прижималось к моему, словно хотело, чтобы я растворился в нём.

Аня подмяла рожь высокую и села на неё, показывая на место рядом.
Наши губы и тела вновь слились. Аня почувствовала, поняла, что теряет контроль над собой, над своим поведением, над своей судьбой.

И она заплакала.
Это были слёзы пережитого страха, ужаса войны.
Это были слёзы любви страстной, жертвенной, женской.
В перерывах между рыданием спросила:
- Как ты себе представляешь моё возвращение в село: скажут, под немцем была – попробуй, отмойся.
 Бери меня сейчас, мою жизнь, мою судьбу, мою любовь. Я себя знаю. Буду верной, заботливой, любящей женой. Ты добрый – любишь детей, нарожаю целую семью, бери, - и покрыла моё лицо слезами и поцелуями.

Вошли в рожь высокую девушка и юноша.
Вышли из ржи высокой женщина и муж.
.

В ближайшее  время здесь, в Европе войны не предвиделось, и не нужна была такая колоссальная армия.

Начали собираться домой, на Родину.

Появились слухи, что будем получать современный цельнометаллический, с отличными тактико-техническими данными самолёт истребитель Ла – 9.

Вскоре наш полк, 3-ий ГИАП, перебазировался в город Станислав, западная Украина, областной центр.
На окраине этого города в бывшей капитальной тюрьме разместился весь наш полк.
Аэродром полевой, недалеко от бывшей тюрьмы, от штаба полка и всех его служб.
Город с 1662 до 1962 года назывался Станислав.
В 1962 году  город переименовали, и он стал называться Ивана – Франковск. 
Современное наименование город получил в честь украинского писателя Ивана – Франко.
Город Станислав с самого начала строился, как крепость бастионного типа и был со всех сторон окружен стенами и глубоким рвом.
Стены нашей казармы, бывшей тюрьмы, имели толщину около метра, пол цементный. Решетки на окнах соответствующие, внушительные, которые не успели, а может, не хотели снять.

Любые переезды не способствуют стабильной уравновешенности, если сюда приплюсовать праздничную расслабленность, то и получается снижение дисциплины и взыскательности.
В результате тяжелейшее трагическое событие – два самолёта Ла - 7 нашей эскадрильи, столкнулись в небе над полигоном, где проходили плановые стрельбы по наземным целям, Один лётчик погиб, другого спас парашют.
Погибшему лётчику во время столкновения снесло голову.
Два опытных лётчика, прошедшие войну, опытные руководители стрельб на полигоне, опытные руководители полётов, познавшие кровавую сечу
не смогли уследить, предотвратить беду.
С лётным составом, да и с инженерно-техническим тоже, кроме всех подготовок к полётам, есть необходимость  проводить психическую подготовку,  обязательно персонально с каждым.


Каждого лётчика, и уделять этому первостепенное внимание.

Вскоре наш 3 –ий ГИАП перебазировался в прославленный город Орёл.
И получили мы на вооружение реактивные самолёты – истребители МиГ – 9.  Класс!

Даже подойти было страшно.
Ходила молва, что техник самолёта после посадки лётчика закрывал фонарь кабины пилота и забрасывал ключ от фонаря, так как якобы ключ больше не понадобится, то есть самолёт не вернётся.
Разговоры разговорами, однако, некоторые пилоты писали рапорты о переводе в винтомоторную авиацию.
Таких лётчиков не уговаривали,  не убеждали.

МиГ – 9 казался огромным по сравнению с самолётом – истребителем Ла – 7.

МиГ – 9 имел два турбореактивных двигателя немецкого производства, которые запускались, производили первоначальную раскрутку ротора двигателя пусковым  поршневым движком фирмы Ридель.
Чрезвычайно трудно было найти общий язык с пусковым двигателем.
К тому же немцы в стадии проектирования пусковой системы двигателя не предполагали, что нужно учесть погодные условия Страны Советов, так как придётся эксплуатировать их при значительных минусовых температурах российской зимы.
На вооружении самолёта было три авиационных скорострельных пушки калибра одна 37 мм и две по 23 мм. Оружие грозное и мощное. Не даром все три пушки перекочевали на следующее поколение самолётов – истребителей МиГ – 15.

Зима в Орле не такая уж морозная, скорее снежная.
Однажды зимой по тревоге должны были влететь полком.
Удалось запустить только один самолёт – мой.
Я "разговаривал" с Риделем на немецком.

Вспомнил свою среднюю школу, молодую учительницу немецкого языка, которая оставляла нас, четверых  оставшихся из всего класса шестнадцатилетних парней, на дополнительное занятие по немецкому языку.
 Вспомнил, как мы делали вид, что не хотим заниматься.


Учительница рассматривала обожающим взглядом каждого. Она чувствовала  своим материнским чутьём трагический конец на войне и этих последних мальчиков.
 
Командир полка Герой Советского Союза полковник Наумов подъехал к моему самолёту с работающими двигателями.
Я выключил двигатели, вылез из кабины и доложил командиру о готовности машины к полёту.
Полковник Наумов сказал, что полетит на моём самолёте. Принесли парашют. Полковник одел его, забрался в кабину, устроился, пристегнул ремни и включил многочисленные сименсы. Осмотрел кабину, и по радио попросил разрешение на запуск двигателей.
       После запуска двигателей, с моей помощью, запросил разрешение на рулёжку на старт, закрыл фонарь, жестом рук дал команду « Убрать колодки», по моей отмашке понял, что можно рулить и прибавил обороты ротора двигателя. Самолёт плавно тронулся с места и спокойно по рулил на старт.

Аэродром в городе Орёл был бугром: половина разбега самолёт виден, а вторая половина разбега и отрыв машины от земли не видны. Это самый нервозный период для механика самолёта.
Кажется прошла целая вечность, а машина всё не показывается в воздухе из – за бугра.
Ну, вот появился, летит!!!
У всех вздох облегчения.
Переживаешь за своего пилота очень, а тут командир полка, полковник, Герой Советского Союза и вообще, чуть не теряешь сознание.
Слетал командир полка нормально. За рулил. Выключил двигатели. Сел в служебный автомобиль и уехал

Из полка поднялась в воздух одна машина, один самолёт. Не здорово.
Одна из причин – недостаточно изучили немецкую технику, не проявили упорства, пошли по более простой дорожке: внедрили самодеятельную систему « Дуй, соси «
Моторист перед запуском двигателей лезет под самолёт и берет в рот дренажную трубку от пускового двигателя.
Механик самолёта сидит в кабине и пытается запустить пусковой движок.
Моторист прислушивается к команде механика: сосёт или дует в дренажную трубку пускового движка до его устойчивой работы.
Система «Дуй, соси» более- менее оправдывала себя в тёплое время года, а зимой не оправдала надежд.
Я отрегулировал запуск двигаиелей без системы « Дуй, соси».  И мороз не страшен.

К слову, за время эксплуатации реактивных самолётов – истребителей МиГ – 9 ни одного чрезвычайного происшествия в нашей эскадрильи не было.

И вот в один прекрасный ясный летний день над нашим аэродромом на бреющем полёте с огромной скоростью пролетела эскадрилья серебристых самолётов – истребителей МиГ – 15.
Чётко сделали горку, веером роспуск на посадку и ювелирная посадка каждого самолёта.
Это была мечта, которая осуществилась.
Самолёт МиГ – 15 имел стреловидное крыло.
Впервые в нашем полку мы эксплуатировали реактивный самолёт – истребитель со стреловидным крылом.
И всё остальное было в ногу со временем – высший класс качества:
-  Двигатель стоял английского производства Ролс – Ройс Нин – 1. На вес золота.
- Кабина пилота герметичная.
.-Сидение пилота катапультное.
- Запуск двигателя, как в сказке, нажал на кнопку и всё: автоматика запустит двигатель, выведет на устойчивые обороты малого газа.
- Вооружение три авиационные скорострельные пушки калибра одна 37мм две по 23 мм.

Вскоре прилетела ещё партия самолётов МиГ – 15 .
И ещё.
Так полностью перевооружился весь полк.
Начался новый этап лётной работы.
Нужно было переучиться в кротчайшие сроки на новую технику и охранять небо нашей Родины.

Я же поехал к новому месту службы учиться и сдавать экстерном на техника авиационного, звание младший техник лейтенант.

Всеволод Каратеев   Москва  03.09.2011 года


Рецензии