Спокойствие - венец духа
Спросят: «Почему нельзя сразу явить сужденное?» Отвечайте: «Колонны дома ставятся в порядке. И когда рабочие скажут: дай мы сразу поставим, – строитель скажет: разрушить задумали!»
Так содержит капля весь мир.
Явление неограниченных возможностей даст вам спокойствие восприятия.
Учение Живой Этики: Озарение, из 2.2.6.5.
СПОКОЙСТВИЕ – ВЕНЕЦ ДУХА (2) *
(Из Посланий Высокого Источника)
Здоровье тела, то есть его равновесие, зависит от качества сдержанности. Многие заболевания начинаются от нервов, которыми не умеют владеть. Распущенность нервов влечет за собою неуравновесие и физического аппарата. Начинаются перебои в работе, а затем утверждается и болезнь. Равновесие духа тесно связано с равновесием или здоровьем тела. Можно сказать, что болезни начинаются с неуравновесия духа. Поэтому нельзя допускать, чтобы его что-нибудь нарушало. Спокойствие утверждается, несмотря ни на что. Поддаваться власти явлений, могущих вызывать беспокойства, волнения, страх или утрату равновесия, – значит отдать себя этим явлениям в рабство. Но они все пройдут и во времени забудутся. Стоит ли ради того, что сегодня вызывает острые и неприятные переживания, но что забудется завтра, терять равновесие и становиться рабом преходящих явлений? При разновесии невозможно аккумулировать психическую энергию. Без нее же человек – ничто.
«При изучении Истории Верований можно заметить, как неоднократно человечество уже охватывало тонкие понимания, но затем старалось забыть и отвергнуть уже постигнутое. Можно видеть, как издревле люди постигали закон перевоплощения для того, чтобы в судорожном гневе снова отвергнуть его. Причина жреческого отрицания понятна – каста защищала свои прерогативы, а закон Бытия мог уравнять права людей.
Так происходило в разные века, но волны познания и невежества везде одинаковы. Они создают возмущение вод, так нужное для продвижения сознания. Потому каждый стремящийся к познанию приобретает спокойствие духа среди волнений и бурь.
Не будем оставаться в невежестве, когда знание стучится во все врата» Учение Живой Этики: АУМ, 264.
Воинствующая тьма постоянно активна. Особые усилия направляет она на то, чтобы нарушить каждый очаг Света. У темных злобная радость, когда им удается угасить Свет, где бы он ни начинал возгораться. Ученику предлагается задача: устоять против тушителей. И Иерархия Света в это время не Помогает ученику не потому, что не Хочет или не Может, но потому, что он должен пройти самостоятельно и утвердиться в Свете. Они, темные, хотят вызвать отчаяние и убить веру в мощь Иерархии Блага. И слабые сердца не выдерживают искуса, и веру теряют, и погружаются во мрак безысходности. Могут спросить, почему испытания столь длительны и временами столь мучительны. Но знаете, что Высокие Духи годами Томились в темницах. Далекая цель настолько величественна и прекрасна, что временные тягости и трудности, как бы велики они ни были, тысячекратно покрываются счастьем и радостью духовной победы и приближением к Иерарху. Учитель может быть очень близок, и особенно в моменты тягчайших испытаний, но только плотная оболочка затемняет знание духа. Формула «Я с вами всегда» подтверждает это явление. Нелегко претерпевать испытание и в то же время хранить спокойствие и непоколебимую веру в Высшие Силы. Сказано было давно: «Претерпевший до конца спасен будет».
«Город был вполне укреплен; стены и башни прочны; при каждых вратах стояла стража – неприятель не мог проникнуть в твердыню. «Но, стражи, будьте осмотрительны, не смущайтесь стрелами врага. Придуманы стрелы с особыми надписями, чтобы привлечь внимание дозора. Увлекут надписи стражников, смутится ум и останутся врата без защиты». – Так в некой Мистерии описывалось положение психической энергии при смятении духа.
Сказать ли в поэтических образах или в символах, иероглифах, или в медицинских выражениях, или в суровом указе, все формы будут одинаково указывать на значение основной энергии. В Мистериях часто употреблялись предостерегающие символы от вредного смятения. Можно сильно укрепить психическую энергию, но малое смущение может открыть врата самому опасному врагу. Нужно уметь в час смятения призвать хотя бы мгновенное спокойствие. Такое спокойствие и хотя бы один вздох праны уже явят крепкий щит.
Врач должен внимательно прислушиваться к древним символам. Когда библейские повествования скажут о посылаемых болезнях и поветриях, можно понять, что поникший дух допустил самые ужасные заразы» Учение Живой Этики: Братство, 74.
(Гуру – Н.К.Рерих). Каждая победа над собою, каждое завоевание означает также и получение, и расширение познания. Таким образом, знание приобретается победою над собою. Место, освободившееся от выброшенного недостатка, не остается пустым, но заполняется уже не недостатком, но достоинством или полезным качеством. А так как качества духа являются в то же время и орудиями познавания, то с их ростом и накоплением накапливаются и знания. Так, например, любовь служит лучшим познавателем того, на что она устремлена; или постоянство, непременно приводящее к цели; или спокойствие ума, открывающее возможности познавания, не отягченного мешающими процессу эмоциями. Утвержденные качества духа открывают широко врата познавания окружающего нас мира.
(М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). «Овладение собою Пошли, Владыка». Владыка Пошлет, но приложите усилие. Доколе же позволять будете неуемной астральной оболочке терзать себя совершенно ненужными и вредными эмоциями? Мир, который выше «всякого разумения», не может войти в сердце, пока астрал властвует над сознанием. Кому и какая польза от всех тех переживаний, которые бесконтрольно и при попустительстве воли нарушают равновесие духа. Пора уже властною рукою положить предел психической распущенности. Да, да, ведь это не что иное, как распущенность психической энергии. Темные пользуются неуравновесием астрала и подбрасывают омрачающие и нарушающие спокойствие мелочи, они очень чувствительно и больно колют. И, если не научиться их обуздывать и собою владеть, они создадут невозможность успешного и победного движения дальше.
При утверждении контроля над мыслями очень важно, чтобы мысль попала под луч сознания. Будучи таким образом освещена, она выявляет свою сущность и сгорает под лучом, если негодная. При этом нетрудно отмечать, сколько мыслей негожих пытаются вторгнуться в сознание и угнездиться в нем. Подбрасываемые и раздуваемые темными мысли выявляются тут же, и облегчается с ними борьба. Когда такая зоркая настороженность уявлена в применении, можно ее углубить и внимательно наблюдать за своими чувствами и их характером, не дозволяя, чтобы несветлые чувствования и переживания омрачали ауру. Окажется, что множество мелких эмоций постоянно стремится нарушить гармоническое и спокойное состояние ауры. Даже при малом раздражении и прочих чувствах несветлых заградительная сеть ослабевает и выжигается фосфорная ткань нервов. От подобных эмоций человек может бесконечно устать и чувствовать себя совершенно разбитым, если они достаточно сильны и дисгармоничны. Значит, самоконтроль означает и охрану здоровья. Узда на всех чувствах ученика является ступенью, не одолев которой не может он двинуться дальше. «Спокойствие есть венец духа». Равновесие, утвержденное прочно, мощною охраною служит от вторжения хаотических волн беспокойного моря людского. Как же неотложно, спешно и настоятельно нужно утвердить в себе эти великие качества – спокойствие и равновесие. И можно ли променять их на что-либо или принести в жертву разным мелким и крупным переживаниям, в которых утопают обычные люди. Спокойствие достигается большою ценой и готовностью ради него пожертвовать всем, что его нарушает.
«Урусвати знает, как постоянна Наша забота о каждой самоотверженности. Поток этой заботы охватывает и соседние явления. Такое обстоятельство редко учитывается. С удивлением замечают, что некоторые проявления, Нам не близкие, находятся под Нашею защитою. Присмотритесь и увидите, что недалеко находятся самоотверженные деятели.
Истинно, качество самоотверженности полезно и для Тонкого Мира, и развивается оно в земной жизни, но плоды приносит в Надземном Мире. В таком подвиге земные деятели научаются не привязываться к своим творениям. Нужно признать, что привязанность к своим творениям очень отягощает в Тонком Мире. Существо, погруженное в свои творения в разных веках, теряет новую сосредоточенность, которая так нужна для тонких познаний.
Если житель Тонкого Мира привяжет себя к мировоззрению минувших существований, он воспрепятствует своему новому миропониманию. В экстазе самоотверженности люди легче всего отрываются от уз плоти. Мы высоко ценим такие взлеты духа.
Также отмечайте борцов против несправедливости, в Надземном Мире они полны новых возможностей. Лицемеры говорят, что несправедливость есть понятие относительное. Возразите им, что в каждом отдельном случае несправедливость есть явление явное, и человек с чутким сердцем отлично ощущает границу несправедливости.
Борьба против несправедливости есть явление чистое, лишенное самости, и вы, друзья наши, помогайте борцам против несправедливости, этим вы будете действовать заодно с Нами, а ведь каждое сгармонизированное действие есть уже рождение мощи.
Сказанное сегодня есть страница Нашей Внутренней Жизни. Забота о самоотверженных деятелях и помощь борцам против несправедливости оказывается Нашим любимым занятием. Эти два вида деятелей подвергаются особым нападениям тьмы. Многие из них не выдерживают такую борьбу, ибо имеют привычки, их ослабляющие.
Мы иногда просим о самой высокой степени доверия, которая порождает спасительное спокойствие. Боец должен быть спокоен, ибо знает о безупречности своей цели. Он знает злоумышления темных, знает, что битва неизбежна. Но пусть он знает, что у него имеются и сильные Друзья. Пусть он знает это в полной непоколебимости. Каждое его колебание наносит Другу боль.
Подумайте об этой боли и вспомните о каплях пота.
Мыслитель говорил: «Умейте слить мысли ваши с Надземными Мирами».
Урусвати знает, что равнодушие подобно гнилому колодцу, даже звезды не могут отражаться в нем; так путники остерегаются останавливаться около него. Можно привести много примеров, подходящих к мертвенному равнодушию. Оно не только губительно человеку в земной жизни, но еще больше в Надземном Мире; такой человек не может совершенствоваться и невольно погружается в невежество.
Не смешайте равнодушия со спокойствием. Спокойствие есть заря светоносная, но равнодушие – мрак беспросветный. Спокойствие есть улыбка радости, но равнодушие – кривая усмешка. Люди, нередко пытаются, скрыть невежество под знаком равнодушия, но такой союзник очень опасен, заразителен больше, нежели от самой смертельной болезни.
Смерть не существует для духа озаренного, но равнодушие есть признак смерти. Человек может в Надземном Мире впасть в долгий сон. Сердце его не только не проснется для светлых полетов, но ничто не разбудит сонного чурбана; так уплотнится Карма, и лишь мучительная борьба предстоит утерявшему свой путь.
Пусть изгонит человек равнодушие. Пусть он осознает, в чем его назначение. Пусть путник зорко и деятельно устремляется в Беспредельность.
Мыслитель говорил: «Даже все животные не равнодушны» Учение Живой Этики: Надземное, 601, 800.
___________
* Полностью эссе: СПОКОЙСТВИЕ – ВЕНЕЦ ДУХА размещено стр. 18-19 в «Галактическом Ковчеге»: "Ключи Учения Жизни" – http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68-1275
Свидетельство о публикации №211090300151