Диалоги 5. Поворот дела
ПОВОРОТ ДЕЛА ©
Музей. В выставочном зале двое мужчин. Один стоит перед картиной, сосредоточенно глядя на неё, другой, неторопливо прохаживаясь по залу, подходит к первому.
- 19 век?
Первый, не поворачивая головы:
- Да, он.
- Многовато тёмных тонов. От этого общий вид чуть мрачноват, как вы считаете?
- Да, пожалуй.
- И фон для художника, похоже, был вторичен.
- Да, похоже.
- Но лица бесподобны!
- Да, бесподобны.
- Простите за назойливость, но вы вот уже с полчаса стоите возле этой картины, а рядом полотно того же художника, и ничуть не хуже. Чем же особенно именно это?
- А вы знаете, что ещё полгода тому назад эти два полотна были частью частной коллекции и бережно опекались?
- Правда?
- И после смерти коллекционера были проданы сюда его замужней дочерью, за ненадобностью?
- Да? Почему они?
- Не вписывались в общий фон дома.
- Вы так говорите, будто знаете больше остальных об этом.
- Я был хорошо знаком с Петром Ивановичем – коллекционером. Именно эту картину он ценил больше других.
- Но, может быть, родственники были весьма стеснены в средствах или у дочери с отцом были очень непростые отношения.
- Может быть.
- И потом, полотна явно в хорошем состоянии и им здесь ничуть не хуже, чем было, наверное, у Петра Ивановича. И нельзя отбросить и то, что теперь их могут видеть многие. Это ведь - произведения
искусства.
- Теперь, да. А полгода назад оба стояли в подвале музея на полу, прислонённые к стене, и никому до них не было никакого дела.
- Да вы что? Совсем не похоже.
- Разве вы не читаете газет? Пять месяцев назад, они пестрели заметками о том, что известный заокеанский коллекционер скупает полотна этого художника и готов заплатить любые деньги. С одним, правда, условием: соответствующую экспертизу оплачивает продающая сторона.
- Какой поворот дела!
- Вот именно – поворот. Эти картины тут же извлекли на свет божий и принялись реставрировать. Теперь они вот здесь, перед нами.
- Вам всё это небезразлично. Кто вы – работник музея,
реставратор, искусствовед, коллекционер, журналист, или Пётр Иванович был вашим лучшим другом?
- Нет.
- Тогда вам не нужно об этом переживать; мы не можем улучшить условия всем произведениям искусства, как не могут быть счастливыми все люди без исключения. Этим полотнам повезло – и замечательно!
- Наверное, вы правы: главное в любой судьбе – это неожиданный поворот.
- Простите, но, разговаривая с вами, я никак не могу отделаться от ощущения, что вы, глядя на эту картину, о чём-то очень сожалеете, и вам это не даёт покоя.
- Именно так… Я – зять Петра Ивановича. Это я не ладил со стариком, а не жена. Я настоял на продаже музею этих полотен и некоторых других коллекционных вещей. Нанял двух случайных рабочих, сам привёз сюда картины, спустился вместе с ними в подвал… И, чёрт бы всё это побрал, задержался возле вот - неё!
- Что сделано, то сделано. О чём же вы не можете забыть?
- Рабочие, решив, что я иду вслед за ними, ничего не сказали остальным, тем, кто был наверху. И я оказался запертым в подвале! На два с лишним дня, без еды и воды! Вы себе можете это представить: вокруг коллекция старика, и я, посреди неё. Чего я только не передумал и не вспомнил. Вот вам и поворот дела.
Свидетельство о публикации №211090301574