Диалоги 5. Поворот дела

                ДИАЛОГИ

                ПОВОРОТ ДЕЛА      ©

Музей. В выставочном зале двое мужчин. Один стоит перед картиной, сосредоточенно глядя на неё, другой, неторопливо прохаживаясь по залу, подходит к первому.
-  19 век?
Первый, не поворачивая головы:
-  Да, он.
-  Многовато тёмных тонов. От этого общий вид чуть мрачноват, как вы считаете?
-  Да, пожалуй.
-  И фон для художника, похоже, был вторичен.
-  Да, похоже.
-  Но лица бесподобны!
-  Да, бесподобны.
-  Простите за назойливость, но вы вот уже с полчаса стоите возле этой картины, а рядом полотно того же художника, и ничуть не хуже. Чем же особенно именно это?
-  А вы знаете, что ещё полгода тому назад эти два полотна были частью частной коллекции и бережно опекались?
-  Правда?
-  И после смерти коллекционера были проданы сюда его замужней дочерью, за ненадобностью?
-  Да? Почему они?
-  Не вписывались в общий фон дома.
-  Вы так говорите, будто знаете больше остальных об этом.
-  Я был хорошо знаком с Петром Ивановичем – коллекционером. Именно эту картину он ценил больше других.
-  Но, может быть, родственники были весьма стеснены в средствах или у дочери с отцом были очень непростые отношения.
-  Может быть.
-  И потом, полотна явно в хорошем состоянии и им здесь ничуть не хуже, чем было, наверное, у Петра Ивановича. И нельзя отбросить и то, что теперь их могут видеть многие. Это ведь - произведения
искусства.
-  Теперь, да. А полгода назад оба стояли в подвале музея на полу, прислонённые к стене, и никому до них не было никакого дела.
-  Да вы что? Совсем не похоже.
-  Разве вы не читаете газет? Пять месяцев назад, они пестрели заметками о том, что известный заокеанский коллекционер скупает полотна этого художника и готов заплатить любые деньги. С одним, правда, условием: соответствующую экспертизу оплачивает продающая сторона.
-  Какой поворот дела!
-  Вот именно – поворот. Эти картины тут же извлекли на свет божий и принялись реставрировать. Теперь они вот здесь, перед нами.
-  Вам всё это небезразлично. Кто вы – работник музея,
реставратор, искусствовед, коллекционер, журналист, или Пётр Иванович был вашим лучшим другом?
-  Нет.
-  Тогда вам не нужно об этом переживать; мы не можем улучшить условия всем произведениям искусства, как не могут быть счастливыми все люди без исключения. Этим полотнам повезло – и замечательно!
-  Наверное, вы правы: главное в любой судьбе – это неожиданный поворот.
-  Простите, но, разговаривая с вами, я никак не могу отделаться от ощущения, что вы, глядя на эту картину, о чём-то очень сожалеете, и вам это не даёт покоя.
-  Именно так… Я – зять Петра Ивановича. Это я не ладил со стариком, а не жена. Я настоял на продаже музею этих полотен и некоторых других коллекционных вещей. Нанял двух случайных рабочих, сам привёз сюда картины, спустился вместе с ними в подвал… И, чёрт бы всё это побрал, задержался возле вот - неё!
-  Что сделано, то сделано. О чём же вы не можете забыть?
-  Рабочие, решив, что я иду вслед за ними, ничего не сказали остальным, тем, кто был наверху. И я оказался запертым в подвале! На два с лишним дня, без еды и воды! Вы себе можете это представить: вокруг коллекция старика, и я, посреди неё. Чего я только не передумал и не вспомнил. Вот вам и поворот дела.
       


Рецензии