Балкарский пленник Дневник

               


  Б  А  Л  К  А  Р  С  К  И  Й      П  Л  Е  Н  Н  И  К
                (Д  н  е  в  н  и  к)


                Н А Ч А Л О

      Опять тянет в горы, на высоту, в "каменный век"; вот таков я человек!
Друзья-альпинисты не стремятся: убивают, мол, там. А я не боюсь, говорю - если ты добрый, тебя нигде не убьют, гостем будешь, братом. Наверное, они не пробовали быть такими - лезли на вершины, избегая общения с жителями гор.
      Как-то мне горец, к которому я зашел поздороваться, отклоняясь от маршрутной тропы, сказал, глядя на мимо проходящую группу туристов: "Это не хорошие люди", - объяснил - "они не заходят".  Так рождается обида, за ней - чувство неприязни, боязнь, вражда, война. Я не хочу этого, я еду в горы  к людям "каменного века", - века, когда не было заповеди "не убивай", потому что тогда человек человека не убивал. Не было заповеди "люби ближнего", потому что любовь к  человеку была дана от рождения. Она и сделала человека Человеком. Итак, я еду к людям, которые так живут. Моя дочь Ирина в составе группы альпинистов поехала во французские Альпы: а вдруг там не убивают пришельцев? Ну, что ж, когда мы вернемся, сравним.
      Итак, поехали! Маршрут: из хутора - станция Миллерово - Ростов - Пятигорск - Нальчик - селение Верхняя Балкария - далее везде.

                20 - е августа

      Накануне встретил друга, на всякий случай, спросил его - не едет ли он в сторону Миллерово в ближайшее время. Оказалось, едет именно в ту сторону и именно в тот же день, когда и я. Мне в пути всегда везет, а сейчас везет в полном смысле слова: друг везёт бесплатно, быстро и к месту.
      Ночь на 20-е. Едем в "Окушке". Беседа "украла" дорогу в 150 километров. Расписания автобусов из Миллерово на Ростов я не знаю, и не надо: как только подъехали на автовокзал, проходящий автобус обрадовался и сразу повез меня в Ростов. Утром эстафету принял другой автобус и повез меня в Пятигорск. Там меня поджидал извозчик-таксист, он меня доставил на ночлег в пансионат под торжественным историческим названием "Красный Октябрь".  Ну, не хотят сдаваться большевики! А пансионат этот - старинный одноэтажный особнячок на три комнаты в маленьком дворике, в тихом переулке. Плата за сутки минимальная среди максимальных. Всё сохранилось в нем со времен октябрьских погромов. Хозяйка моложе, угостила чаем, душем и холодильником.       Поел домашних плюшек с чаем, созвонился с другом, которого еще никогда не видел, договорились о встрече в полдень следующего дня. Место назначили в центре у магазина "Магнит", куда всех примагничивает. А как узнать друг друга, если мы знакомы по Интернету? Он (Артем) сказал, что его можно узнать по самой крупной фигуре и большой небритой морде на лысой голове. Таких на курорте не бывает, только в Магадане (откуда он родом). Я назвал свою примету: желтая кепка, остальное - как у всех мужиков - животик выпирает и плохо одет.
       Но день еще не закончился, когда я после вечерней прогулки вернулся спать в свою хижину. Захожу  в "номер" (круто сказано!), а там уже поселился сожитель. Человек молодой, высокий, красивый, зовут Тамерлан (во как!). Ну, прямо как из Чечни. Глядь, а он и впрямь оттуда! Началась беседа, да какая длинная! Я начал со своих выстраданных мыслей. Он принял мои слова созвучно. Я попросил прощения от имени моего народа у его народа. Он ответил, что не надо делать этого, так как у нас общий враг. Можно много рассказывать о том, как мы обменивались и объединялись мнениями и взглядами на острые события. Его эрудиция и вскрывшееся высшее гуманитарное образование подтолкнули меня прочитать ему несколько своих стихов, в которых я изливаю свои переживания (мягко сказано) за народы, которые столкнул злодей в гражданской войне. Он прослезился. А потом я ему подарил свой сборник с пожеланием прочтения его единомышленниками.

                21 - е августа

      День начался с ожидания встречи с Артемом. Брожу по курорту, как и все  бродячие. Все идут неведомо куда и неведомо зачем. На обочинах улочек, бульваров и аллей - вытавка-продажа товаров со скидкой и просроченных продуктов, сдобренных улыбками продавцов. Курортники тискают в руках экспонаты - носки, кофточки и всякое исподнее, но не покупают. Все довольны общением, это входит в программу лечебного моциона.
      В ожидании и я моционю. Осмотрел раритетной архитектуры здания и встретил старого знакомого: Кису Воробьянинова. Он побронзовел, превратился в статую, по-прежнему просит "айн пар копек". К нему подходят, здороваются за руку, заздорованную до блеска. Он не отвечает никому "верной дорогой идете, товарищи!", все уже поняли, куда кому идти. С почтением я склонил голову у памятников М.Лермонтову и Л.Толстому.
      Я нашел открытое (но еще закрытое) кафе, договорился с пузатым хозяином, чтобы разрешил посидеть-пообщаться с другом в назначенный час. Пошел к магазину "Магнит", где мы договорились примагнитится с Артемом. Подхожу к "точке", вижу - стоит мужик, крупный, но не очень, не слишком заросший. Спрашиваю, не Артем ли он. Тот отказался признаться. А через пять минут я понял, как грубо я ошибся: на мою желтую кепку надвигается «человек-гора».  Здороваемся. Обнять его невозможно - за день не объедешь, до головы не достанешь. Меня он не стал уродовать объятьями, пожалел для начала. Я только ограничился комплиментом: "у вас в Магадане все такие?". Пошевелил его патриотические чувства.
      Сели за столик в кафе. "А у нас было!" (классика). Стаканчики я заранее выпросил у продавщицы кваса. Виноградное сухое из коллекции Аликова я специально сохранил для встречи. Началась беседа. Я, как начал первым (не пить), так и не дал открыть рта небритому лицу. Лицо, смотрю, тоскует, потом сказало: «Я  -  болтун, но таких болтунов, чтобы не дали мне ничего так долго вымолвить, не встречал». Но "домашненькое" мы все-таки пили, рот его действовал. Нет, конечно, мы собеседничали. Его замечание я принял как комплимент. Мы ведь оба - писатели, и оценили друг друга по словарному запасу, по запасу мыслей и чувств, которые накопили к нашей встрече. А о чем мы говорили - это "большой секрет для ребят" (классика).
      Встреча закончилась, когда пришла маленькая, миленькая Ирина и нежной ручкой сдвинула «человека-гору» с собой в сторону непосещенных еще родственников.
      Я же двинулся на электричке в Кисловодск, наэлектризованный желанием посетить город детства - "тихий, как сон". Ну что, дружище, что о нем сказать? А сказать-то нечего, но все же... От вокзала к знаменитому парку пробирался сквозь барахолку. Дошел до "Нарзанной галереи" - нарзанчику попить бесплатно. Ан нет: галерея закрыта на перерыв! Чудеса! Что - за нарзаном на склад пошли? Или нарзан бесплатный экономят? А может из-под полы с черного входа продают? К знаменитой колоннаде я не пошел, там рынок. К "Стеклянной струе" тоже идти не рискнул: вдруг она закончилась или на перерыв отключили. Выведал у аборигена способ быстро добраться до "Красных камней", сел на автобус и доехал до места, откуда до объекта рукой подать. Рукой-то рукой, а вот ногой... Иду по аллее на подъем к цели. Встречных спрашиваю, далеко ли до "камушков". Одни отвечают - полчаса,  другие  -  "не знаю". Иду дальше, спрашиваю у встречных о том же. Отвечают про "полчаса" и "не знаю".  Потом стали говорить про "пять минут". Через каждые пять минут, раз пять мне говорили про этот срок. Вот какие у нас курортники! Ничего не знают - ни времени, ни расстояния. Всю жизнь вождям доверялись! Ну, ничего, дошел до заветной цели, до высоты орлиного полета. Правда, орел на "Камнях" был изваянием. Сделал памятное фото и - бегом на отходящую электричку. Успел.
      Прихожу в свой приют "Красный Октябрь", а в комнате - новый сожитель. Этот постарше и выглядит пришельцем из "центра". Завязался разговор о цивилизованных окрестностях Кавказа. Собеседник оказался москвичом. Я спросил как москвич москвича: "вы любите Москву?", на что он ответил точно и конкретно - "нет". С этого момента началась наша беседа на тему "Почему". Всяких "гадостей жизни" в столице, о которых мне поведал Дмитрий, я перечислять не стану, одно лишь отмечу: ему хочется "вон из Москвы..., найти чувству уголок..." (классика). И это уже в его 40 лет! Не хочет он жить среди униженных и оскорбленных. Я, конечно, вкратце (за один час) рассказал о нашей "эмиграции", о жизни и творчестве в "тихом мире". Поведал ему о жанре моего писательского и поэтического "мастерства". И тут он раскрыл "секрет" своих занятий. Он оказался кадровым представителем театра "Современник", устроителем гастрольных поездок актеров театра. И не всяких там «каких-то», а в частности - Валентина Гафта!  Я - в восторге. Начались разговоры о Гафте, человеке необычной красоты и одаренности. Ведь он много пишет, читает со сцены, создает скетчи, не боясь последствий. А сам Дмитрий содействует в издании его произведений. Тогда я обратился к Дмитрию с вопросом: не смог бы он показать Гафту кое-что из моих "опусов". Мы договорились связаться в Интернете: я перешлю отдельные свои "испражнения", а Дмитрий со своей точки зрения оценит и решит, гожусь ли я Гафту в друзья. Беседа была долгая и богатая. Еле заснули.

                22 - е августа

       На автобусе - в Нальчик. Встретил меня, как договорились, Марат, и мы на его машине скоро оказались в селении "Верхняя Балкария". Интересное название: как бы не населенный пункт, а целая страна. И на самом деле - это так. Ощущение такое - будто ты на другой планете: жизнь идет без помех "снизу" и "сверху". И высота огромная, и отсутствие признаков соседства с "другим миром". Горы окружают со всех сторон, въезд в Страну через длинную дыру-туннель сквозь гору. Других подъездов и подходов нет. Само селение располагается по многочисленным "этажам" и полкам. Все ярусы заняты жилищами и плантациями яблоневых садов и капусты. И такое зрелище - от глубины ущелья до головокружительной высоты! Яблони в каждом хозяйстве. И не яблоньки, а могучие, вековые деревья с гроздьями огромных плодов на толстых ветвях. Дома и дворы выглядят на европейском уровне. На три тысячи жителей две мечети и две школы. В школе каникулы, а мечети функционируют: время от времени окрестности оглашаются звуками молебнов. Все исправно приходят на намаз или дома отправляют его. Судя по автопарку снующих машин и архитектуре домов, обеспеченность и благосостояние жителей на приличной высоте.
      Ну, вот я в гостях семьи Гузоевых. Вхожу во двор... Пол двора устелен плиткой, хоть сразу разувайся. Разулся и, как все, надел домашние тапочки. Хозяева подарили. Потом для теплоты ног подарили толстые вязаные носки. В помещение, устланное коврами, вхожу босиком. Недвижимость у хозяев солидная: комнаты для всех членов семьи - отдельно для стариков, взрослых детей, внуков и правнуков. Отдельное помещение для гостей, кухня с салоном для застолья. Имеется гостиная, где по вечерам собирается вся семья. Жилье оснащено газом для кухни, ванной комнаты и отопления. Всюду мягкая мебель. Много телевизоров, компьютер. И конечно - великолепный сад. Здесь я вблизи познакомился с яблонями. Такое даже Мичурину не снилось! Все деревья регулярно ошкуриваются, ежедневно опрыскиваются техническими средствами. На  ветвях немыслимое количество яблок. По краям сада плодоносят сливы, абрикосы, алыча, грецкий орех, кусты смородины. Между яблонями посажена картошка, тыква, зелень. Капусту хозяева выращивают на отведенных участках в горах. Капуста и яблоки являются главным продуктом дохода, и немалого. Урожаи забирают и вывозят покупатели прямо со двора. Такое впечатление, что одно селение кормит всю Россию! Как хорошо, что здесь не ступала нога миротворцев, что здесь нет "конституционного порядка"!
      На краю сада начинается крутой, как стена, обрыв. Глубоко внизу шумит река. За рекой возвышается невероятной высоты вертикальная стена не скальной породы, а мелкого гравия с окаменевшими за тысячи лет песками. Зрелище грандиозное, уникальное! Дальше и выше - центральный хребет Кавказа. У жителей селения на той высоте находятся сенокосы и пастбища для овец и коров. Каждый клочок земли среди скал употребляется, обслуживается непрерывным трудом! Никто не будет завоевывать эту землю, на которой нужно так трудиться, как трудится народ Верхней Балкарии; никто не захочет. Это народ высокой этики и культуры. Его культура - в слиянии с Природой, в труде по способности, в потреблении по потребности. "Внизу" я не встречал таких людей.
Теперь становится понятным выражение "низкий". Мы ниже их во всем, не только по отношению к уровню моря. Вот почему их селение носит название "Верхняя Балкария", это название символическое.
   
                23 - е августа

      Утро. Встаю в 8 часов. Все еще спят. Я выхожу в сад полакомиться упавшими плодами слив, абрикосов. Фотографирую с умилением окружающую среду, не могу остановиться. А ландшафты постоянно меняются, и я не перестаю любоваться жизнью облаков - одеждой горных вершин. У каждой горы своя тучка, так и висят они целый день. И яблони не дают мне покоя: всё снимаю и снимаю, не срываю (они не созрели), объективом "запоминаю" это чудо.
      Зовут завтракать. Айран, сыр, салаты, плов, чай со смородиновым вареньем, вырезанные куски из арбуза. Этот набор яств на столе всегда. Жаль, что не могу сразу и много съесть.
      10 часов утра, звонок издалека, но близкого мне человека - моей Лапушки. Она слушает  первый мой рассказ о первых впечатлениях. Потом приходит молодой с милым лицом Мохарбек (родственник), мы садимся на Уазик и едем на сенокос. Это далеко и высоко, над горой-стеной напротив. Садится по пути еще один косарь, парень мало и плохо говорящий, как сказали, слегка "тронутый". На майке со спины буквы "СПЕЦНАЗ". Я спросил Мохарбека: это он "там" тронулся? Он ответил, что от рождения. Я подумал, что парню еще повезло. А то я знаю таких после "выполнения долга".
      Ехали наверх как экстремалы, добрались до мест покоса. Ребята стали косить, а я "откосил" и пошел гулять по приволью. Набираю высоту. Открываются вершины хребта, хочу туда - поближе к его отрогам. Вот и последние лесочки, последние кусты шиповника, калины, боярышника, начинаются скалы. Я - на высоте в полном смысле слова: кругозор необъятный, самочувствие отличное,  всё и все ниже меня. Чувство меры подсказало мне норму времени, сил и смысла. Спускаюсь к косарям. Они все косят. Размах богатырский, смотреть приятно. Смотреть, как другие работают, можно долго и без устали. Дождавшись меня, ребята устроили перекус с беседой. За рамки темы о Природе и красоте жизни мы не выходили. Надо же! Живут своей жизнью, своими заботами! И тут я понял: это не они, а мы "тронутые". Это мы "там" начинаем каждый день жизни с удовлетворения собственного любопытства о чужих делах, спотыкаясь о собственные препятствия. Это мы "там" ждем, когда кто-то решит наши собственные проблемы. Это мы теряем свои силы в ожидании блага с минимальными затратами труда. Ну, разве мы не "тронутые"? А они все косят и косят! Косили ребята до вечера. Дома у Мохарбека нас вкусно и обильно покормили.
      Вернувшись в Семью, я начал развлекаться с детками. Они познакомились с игрой "Эрудит", которую я захватил с собой. Сели, разложили буквы, стали составлять слова. И с первого же раза мальчик Мохамат-Али вдруг сложил слово "солнце"! Игра пошла, эрудиция росла. Играли до самого ужина.
      После ужина стали смотреть телевизор. У них - "тарелка" с очень необычным набором каналов: республик России и бывших республик Юга и Востока. Много "детских" программ.  Программы без "вирусов" лжи и фальши. Я спросил  девочку Маржан, какой ее любимый предмет изучения в школе. География. Стали говорить с ней на эту тему, я спросил, знает ли она где у них здесь восток. Она пожала плечами. Тогда я захотел узнать у нее, где восходит солнце. Не знает. Вместо Маржан ответила мама Джамиля: встают они поздно, когда солнце уже высоко, и никто не знает, откуда оно восходит. Да еще и горы вокруг, откуда же им знать - где восток, где запад. А я подумал: живут же люди! Не нужны им стороны света, ни восхода, ни захода не знают: всегда яркий день или темная ночь. И вот стало темно. Пришли Алим и Хусейн с работ. Поужинали, поговорили. Мужчины сходили перед сном (нет, не в туалет) в мечеть на вечерний намаз и молитву. Над селением звучит прощальная молитва, наступает полный покой и благодать.

                24 - е августа

      Утро начинается так же, как вчера. И как всегда. Мужчины ушли в мечеть. Вспоминаю наших мужчин на хуторе: они тоже сейчас идут... Ищут, где бы "полечиться" после "вчерашнего". Потом идут к конторе, курят в компании и ждут поручений на работу от руководства. Кто остался без занятий, начинает искать источник утоления жажды, чтобы заняться "вчерашним". Церкви на хуторе нет, веры нет...
      Алим собирается на кошары. Подошла его очередь сторожить коров и овец на верхних пастбищах. Я собираюсь с ним. Меня тянет еще выше, хочу повидаться с ледниками. Путь очень далек, цель очень высока: там пятитысячники Кавказа. Алим с напарником туда двигаются "на четырех", то есть верхом, а я - "на своих-двоих", так как отказываюсь от лошадиного транспорта. Мне объяснили, как дойти до тропы наверх, а там по тропе дойду до кошар, жилища чабанов. Я вроде бы понял и пошел.
      Итак, я снова в походе! Предстоит, как я понял, целодневный "переход Суворова через...". Меня это не пугает, я все же - альпинист, как-никак! Иду по дороге вдоль речки, высоко на склоне угадывается предстоящая тропа маршрута. Но внизу начала тропы я не нахожу. Нижний путь привел меня к тупику, и я решил штурмовать травянистый склон напрямик к тропе. Штурм длился часа три, тропа не появлялась. А по ней до кошар, по рассказам, еще часа три пути. Не достигнув тропы, я сдался и по пути подъема решил спуститься. Так совершил я свой второй поход. Ну, что ж, в порядке разминки и тренировочного похода - это хорошо. Несколько раз я перезванивался с пастухами, они меня потеряли. Я их успокоил и обещал придти на следующий день по правильному маршруту.
      Вернулся я к ужину. Вечер прошел в играх с детишками. Научил их играть в слова - из букв одного длинного составлять много коротких. Маржан придумала самое длинное: "скоросшиватель". Я удивился: и в Балкарии такие слова употребляют! Наигрались, пошли к старшим в гостиную комнату. Беседовали о судьбе балкарского народа. Они хорошо знают свою историю от самой древности, помнят исторические события, горькие годы военных времен. Знают по сохранившимся памятникам о сильных предках, которые строили родовые башни и каменные сооружения, каждый камень которых даже теоретически не по силам поднять нашим современникам. Они рассказали о том, где предки жили. Выше сегодняшнего селения сохранились остатки жилищ, откуда их обитателей выдворила «народная власть» вниз для легкого правления. А ниже, к реке, у народа были плантации. Их заселили, и люди стали искать клочки земли высоко в горах для огородов, сенокосов и пастбищ. Началась война, к концу которой пришли в селение советские войска и в считанные дни, даже часы, вывезли балкарцев и другие народы Кавказа в Среднюю Азию. Там их бросили раздетыми, голодными в пустыне на произвол Судьбы. Кого не смогли вывезти, перестреляли. По пути в Азию люди умирали, и их просто выбрасывали из вагонов. Спасибо жителям Казахстана, они приютили балкарцев. Все жили в дружбе, в общем труде и взаимном уважении. В 50-е годы балкарцы стали возвращаться на свои родные места. Но здесь были новые трудности и беды: соседний народ (да и не весь народ) не пускал их, отбирал добро и средства на обустройство, убивал...  Кто-то и до сих пор поддерживает эту вражду. А балкарцы верны своим обычаям и святым законам: они очень мирные, трудолюбивые, семейственные. Не жадные и не скупые, просто живут своим трудом со своей земли. Не пьют спиртного, не курят. К гостям относятся по-родственному. Тихие и добродушные. Свои дела сверяют по Корану.
      
                25 - е августа   

      В этот день, после разминки, я решил достичь новых высот Кавказа. Снова пошел на кошары, на этот раз с проводником Сейпушем. Пошли "другим путем", как завещал нам... Пошли во второй половине дня в расчете через четыре часа достичь цели. И достигали. Пресловутая тропа оказалась по плечу всадникам, приспособлена для четвероногих. С моим опытом альпиниста я "не падал лицом в грязь", в бездну ущелий, в водные потоки и прочие места. Проводник мой, Сейпуш, никак не ожидал, что я так успешно буду преодолевать трудности маршрута. Он на всем пути ни разу не ожидал меня, и в "конце туннеля" (классика) похвалил. И было за что похвалить: я не имел высокогорной одышки, физически не уставал, беседовал с ним. Он, наверное, переживал за меня и все время говорил, что до кошар осталось пятьсот метров. И вот таких "остатков" набралось штук пять. А когда вдалеке, метров еще за пятьсот, я увидел жилище чабанов, Сейпуш меня покинул и ушел обратно, домой. Оказывается, он по собственному желанию решил сопровождать меня и оставаться не собирался. Спасибо, Сейпуш! А я, приближаясь к объекту, за сто метров до него, получил мощный приветственный душ от местной тучи. В кош я зашел полностью вымокший, чтобы не выглядеть "выжатым лимоном" (классика).  Переоделся в сухое, выпил айрана и срочно залег на нары согреваться и спать.
      Пока я отдыхал, трое чабанов - Алим, Азрет и Руслан - совершали вечерний намаз, приготовили ужин. Потом мы сели за стол беседовать. Общение с ними возвысило мои мысли и чувства на небывалую высоту. Через некоторое время Азрет задал мне неожиданный для меня вопрос: "Вы хотите принять мусульманскую веру?". Я тонко ответил, что хотел бы сказать, как отношусь к религии и Вере. Ответа я не дал, а начал излагать свою жизненную позицию, чтобы собеседники не подумали обо мне как о воинствующем атеисте. Тут Руслан, молодой неженатый человек, взял слово. Он сказал: "Всякий человек рождается мусульманином, потом не всякий им остается". Дальше продолжался наш с ним диалог в русле его Истины. Двое других легли спать. Нам с Русланом было не до сна. Мы стремились понять друг друга, взаимно обогащаясь духом и мыслями. Я укрепил свою позицию, а Руслан более четко определился в своей. Главное, что мы извлекли из диалога, это то, что для того чтобы не гибла в человеке вера во Всевышнего, родителям нужно  в детях поддерживать чувство веры уже с пеленок своим поведением, обрядами и традициями. Нельзя ждать, пока ребенок пройдёт воспитание в детских учреждениях и затем возвращать его в Веру. Это будет искусственным и лицемерным действием. Во многом это "искусство" принадлежит церкви, государственным учреждениям и правителям с их собственными интересами.
      Надо было все-таки ложиться спать, решили общаться поутру.
      Несколько слов о Руслане. По уровню беседы, я угадал: у него высшее образование гуманитарного направления. Русская речь построена хорошо, интеллект при нем. Мусульманин с высшим образованием - это очень высоко! Благоприобретенные внимательность, чуткость и прочие качества я отношу к духовным качествам. Он оказался не чабаном, пришел на кошары вот по какой причине. У его семьи здесь пасутся коровы, одна из них сломала ногу и заболела. Ей нужен лечебный уход. Мысли о том, чтобы ее забить («чтоб не мучилалась»), как у нас принято, в семье не допускают: она ведь кормит теленка и семью. Руслан ухаживает за коровкой: промыл ей перекисью рану, перевязал ножку, носит ей воду, корм. Она стала поправляться, больше пьет воды, кушает. А теленка он воспитывает, приучает кушать травку. Вот такие его заботы.

                26 - е августа

      Всю ночь шел дождь и никуда не ушел к утру. Пастухи спали, и никто никуда не собирался выходить. Только бараны и коровы выходят в такую погоду. И я. Я понял, что не видать мне ледника и решил с утра линять вниз. Встал, поел хлеба с айраном, простился с хозяевами. Они мне дали сухую одежду, накинул на себя плащ-накидку и пошел вместе с дождем. Руслан дал мне свой электронный адрес для дальнейшего общения. Хочется его продолжить.
      Дорога вниз оказалась не менее трудной и тяжелой: заработали другие мышцы и суставы.  Пришлось идти медленно, отчего нагрузка не снижалась. Пока я шел обратно, мне звонили чабаны сверху и Марат из Нальчика, беспокоились за мою судьбу. Позвонил даже племянник Миша из Москвы. Он выразил свою радость и гордость за меня тем, как я преодолеваю трудности. Я дошел, и только дома объявил, как устал. И это была моя Победа! Силы я быстро восстановил коротким сном, согрелся, сытно поел. Вечер провели в беседах.
 
                27 - е августа               
               
       Еще вчерашним вечером я решил больше не наполнять своих родных и друзей гордостью за меня и не выпендриваться перед окружающими. Решил, как следует отдохнуть перед отъездом. Не ехать же с изможденным выражением на лице домой! Завтра - в Нальчик, послезавтра - в Минводы на поезд до Миллерово, откуда - туда, где Руслан (у нас Макар) не пас своих телят, то есть домой, на хутор.
      День проходит в играх с детьми. Я научил ребят новой игре в шашки, в "Уголки". Игра веселая, они быстро ее освоили. Радовались победам и не расстраивались при проигрыше.
      Матери ребят Джамиле я рассказал о своем опыте выращивания овощей грядочным способом при помощи плоскореза Фокина. В саду продемонстрировал метод формирования грядки и рассказал о процессе выращивания картофеля. Джамиля все усвоила и решила перенять мой опыт. Осталось только приобрести этот плоскорез. С ребятами я пошел в хозяйственный магазин, где продавщице  сказал, что если кто попросит заказать плоскорез, пусть она обязательно привезет на продажу.
       Когда мы возвращались из магазина домой, по дороге мимо нас с огромной скоростью проносились "джигиты" на машинах. Я сказал, что так нельзя быстро ездить там, где ходят люди и коровы. Мохамат-Али сказал: "В Балкарии можно". Я понял смысл ответа так: в Балкарии нет законов государства, которые существуют для наказаний и штрафов, нет злых надзирателей и доносчиков, живущих на средства нарушителей законов. Здесь все живут своей головой.
      День закончился новым знакомством. Заехали на часок родственники. Родители с тремя (у них меньше не бывает) маленькими детками. Отец с высшим образованием. Он скоро едет в Сызрань по приглашению фирмы на работу в должности заместителя директора фирмы по обслуживанию и ремонту техники. Вот какие кадры растут в Балкарии и каких не хватает в России! Я горжусь этой страной.
      Вся семья Гузоевых в этот вечер смотрела телефильм с диска, заснятый недавно в Северной Осетии, где состоялась встреча представителей рода этой фамилии. Съехались с разных мест к родовой башне, которая была восстановлена и приобрела прежний вид. Мне привелось увидеть собрание родственников от мала до велика, от древних стариков до малых деток. Праздник встречи состоял из многочисленных выступлений "делегатов съезда" из различных селений Кавказа. Выступали аксакалы с седыми головами, орденами и медалями времен войны и «трудовых подвигов» прошлых лет, выступали видные деятели культуры и науки, успешные бизнесмены. Потом началось застолье. По мусульманской традиции, на столе не было спиртных напитков, тосты произносили с бокалами, наполненными соками. Особенно восхитили меня пляски балкарского народа. Плясали прекрасные девушки и юноши, подтанцовывали старики и бабушки. «Семейное и родовое Единение» - вот как можно назвать это празднество. Такой народ, балкарский народ, вечен. Он живет несколько тысячелетий, он пережил многие невзгоды и разрушения, он всех переживет в своем единстве!
      До свидания, Балкария! Хоть я уезжаю, но я остаюсь твоим пленником. Моя душа в плену твоих гор, твоего народа.

                28 - е августа

Утро туманное, утро холодное...
Горы печальные, снегом покрытые...
Вот и закончилось время походное,               
Ждет меня милая, не позабытая.
==================================
Стихи полезли из меня,
И Лира снова заиграла.
Дождался я отъезда дня,
И впереди - опять вокзалы.
==================================
Мой паровоз, вперед лети
К желанной остановке,
Без остановок на пути,
К любимой в Ушаковке.
==================================
Не ездил я в Швейцарию,
Средства мои малы,
Доступна мне Балкария,
Где люди мне милы.

       Ну вот, наплёл я стишков в ожидании отъезда. Теперь - в Нальчик, к другу Марату.  По пути из окна автобуса я делал прощальные снимки ущелий головокружительной глубины и высоты. Уникальные глубины и высоты! Уникальная узость ущелий! Уникальные для Кавказа места, да и на зависть жителям Альп - я уверен. Живут же люди! Вдоль дороги стоят шеренги домов с усадьбами - один другого красивее. Автобус заполнен пожилыми полненькими балкарками и красавицами - молодыми мамами с детишками, редко по одному, а то по два-три. Мне удалось, исподтишка, заснять двух мамаш. Везу домой огромную коллекцию уникальных фотографий людей и пейзажей.
      В Нальчике встретил меня Марат на остановке рейсового автобуса, заехали мы на вокзал узнать расписание электричек на Минводы. В окошке кассы девушка сообщила время отправления и когда открывается касса: "С шести утра я к вашим услугам". После долгого перерыва из меня вылетела шутка: а до шести она не может быть к моим услугам? Девушка расхохоталась и ответила отказом. Я понимающе ответил: "Значит вы замужем. А я женат, еду домой, к услугам моей любимой". А как же не пошутить, когда я уж скоро десять дней не был дома?! Срок нешуточный!
      День закончился у Марата и его жены Фатимы в гостях. Фатиме я рассказал о каждом из ее родственников семейства Гузоевых, о характере каждого. Она удивленно согласилась с моими характеристиками. Марату я прочел записи из Дневника за некоторые дни. Он захотел иметь мой полный дневник. Я и другим его отошлю. И в Интернете его помещу.
      Говорили мы с Маратом о его бизнесе. Я надоедал ему своими рекомендациями по ведению дел. У него оригинальное дело: на огородных участках, вместо овощей, он выращивает саженцы туи, голубой ели и торгует ими. Штука этих деревьев стоит довольно дорого. Свой урожай он отвозит в Москву и другие города. Спрос постоянный, доход хороший. Фатима много вяжет, тоже - товар. При расставании она подарила своё изделие для моей любимой прекрасную кофту. Расстались мы тепло, с пожеланием впредь встречаться. Марат обещал заехать к нам во время коммерческого рейса. А я загорелся идеей - содействовать его бизнесу в поиске покупателей его продукции.

      Заканчиваю "Дневник" в Минеральных Водах на вокзале. По пути в электричке из Нальчика делал последние фотоснимки пейзажей удаляющегося Кавказского хребта и Эльбруса.
    
      Прощай, Кавказ! До свидания, Верхняя Балкария! Ты мне показала, как можно жить своей, автономной жизнью,  если никто не мешает и не вмешивается в процесс жизни людей. Пускай, милые мои люди, никогда и никто не выселяет вас и не разрушает вашего гнезда! Пусть зависть людская не коснется всех гнёзд народов Кавказа!

                К  О  Н  Е  Ц
               


Рецензии
Наконец я дождалась твоей прозы!Мой дорогой друг, я горжусь тобой. В 75 лет лазить по горам, знакомиться и дружить с интересными людьми, и,главное, уметь все это описать- это здорово! Твои путевые заметки мне очень понравились.Мой брат тоже печатается в таком жанре, но это воспоминания о молодости. Сейчас он уже не способен на такие подвиги. Очень хочется почитать твои хуторские зарисовки.Успехов тебе.

Людмила Москвич   03.09.2011 18:42     Заявить о нарушении