Человек философствующий

Человек философствующий
 
  В конце XX века на карте героев человечества, до этого включающих в себя Геракла, Тесея, Наполеона, появился новый персонаж - «человек толпы». Ортега–и-Гассет в «Восстании масс» писал: «Происходит явление, которое, к счастью или к несчастью, определяет современную европейскую жизнь. Этот феномен — полный захват массами общественной власти». Весь XX и XXI век стал тому подтверждением – масса не только захватила общественную власть, но стала и править миром.

  Новая точка на карте – «человек толпы» в корне изменил ценностные установки общества. Подвиги, как величие силы воли, были осмеяны и освистаны, как никому не нужные. Образование, как система, развивающая прежде всего ум и душу, была переведена в экономическую полезность знаний. Высокая культура (опера, симфония, классическая живопись), задающая стандарты красоты и моральных ценностей, уступила сове место массовой, где подобное высоколобие стало считаться отсталостью от времени. Маленький человек толпы оказался вовсе и не маленьким – ему с виртуозностью гения удалось совершить настоящую революцию в умах. 
Новая философия
  Развитие капитализма, сопряженного с бурным экономическим развитием и ростом доходов определило новые ценности и установки. Человек перестал быть бунтующим. Он стал потребляющим. Основой его философии стали деньги, труд и потребление. «Зарабатывать, чтобы тратить» – вот главное кредо нового человека. Мир перестал измеряться в терминах творения, бытия и Бога, как в Средневековье. Новая линейка, по которой теперь меряется мир звучит как экономическая полезность. Человек теперь имеет ценность лишь как человек что-либо производящий и покупающий. А главной характеристикой «человека-толпы» становится вещизм (пристрастие к вещам, материальным ценностям в ущерб духовным) и аффлюэнца («эпидемия» чрезмерного труда и постоянная озабоченность своим материальным положением).
Но возможно ли в таком обществе наука философия? Философия, которая ничего материального не производит и чья экономическая полезность равна нулю?

Кому принадлежит время?
 
   Выдающийся философ XX века Жиль Делез писал, что одним из факторов зарождения философии в Греции  стала появление целого класса людей, которые обладали досугом и посвящали этот досуг прежде всего государственным и интеллектуальным занятиям, а не войне или торговле. Время для них было временем собственного самопознания и развития духа. Философия нового человека определяется словами отца-основателя американского государства: «Помни, что время –деньги». Эти слова, вошедшие в наш повседневный лексикон, принадлежат Бенджамину Франклину, описавшему свой деловой и жизненный опыт в «Наставлении молодому торговцу», представляющему собой подробный свод правил поведения, следование которым приводит к успеху. Но если время – деньги, то, значит, времени нет вообще и остаются одни деньги. И время, которое раньше принадлежало самому человеку, оказывается принадлежащим обществу и вещам.

Экономическая несостоятельность
 
  Для нового человека выбор философии  - это, прежде всего, бездействие, а, следовательно, и экономическая несостоятельность. Фигура человека свободно выбирающего досуг как основу жизни, отказывающегося от общественно-полезного труда, вызывает скандал, воспринимается как оскорбление, которое наносится всеобщей готовности жертвовать собой, своими желаниями, отдыхом, сном, мечтами ради главной задачи человека – трудиться, быть полезным и зарабатывать деньги. Поведение человека-толпы в значительной степени обусловлено именно осознанием этой задачи не как внешнего принуждения, а как внутреннего смысла своего существования. Отрицание этого смысла делает человека изгоем, ставящего под сомнение оправданность жертв, добровольно приносимых человеком-толпы. «Диоген в бочке» откровенно и цинично декларирующий свое право на науку, в которой нет пользы – это преступник, сектант, человек богемы, идиот (изначально древнегреческим словом idiotes обозначалось частное лицо, отказывающиеся принимать участие в общественной жизни античного полиса). Его присутствие лишь заставляет добропорядочных  и трудолюбивых граждан, желающих работать, чтобы тратить, теснее сомкнуть свои ряды, потуже затянуть свои пояса и завести будильники на еще более раннее время. Доктор физико-математических наук Владимир Арнольд пишет: « Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления».
  Новому человеку не нужен человек философствующий, более того последний оказывается страшной угрозой и подрывает основные жизненные кредо общества потребления. Будет ли человек-толпы уничтожать подобных изгоев любыми средствами?  Ведь именно человек философствующий доказывает, что можно не производить и не тратить, при этом оставаясь человеком, что можно довольствоваться лишь истинной, а не деньгами, что сама система общества потребления является по сути ущербной. Но на все это потребуется время. А время – деньги.


Рецензии
Американские коллеги объяснили преимущества примитивного образования и культуры не только д-ру В. Арнольду, но и государственным лицам. Объяснение оказалось очень убедительным и привлекательным. Американцы умеют зажигать.

Светлана Будяшкина   04.09.2011 20:33     Заявить о нарушении