Отсеченные от Божьей церкви
Et mortuus est Dei Filius: prorsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit: certum est, quia impossibile
«И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно»).
Тертуллиан
Принято считать, что инквизиция с её пытками, отдающими запахом злой гениальности, молотом ведьм, и Томасом Торквемадо, по слухам, замучившим во имя веры половину население Европы, остались в темных веках. Сейчас не полыхают костры, по городам не разъезжают инквизиторы, в воздухе не носится запах горелой плоти, а люди слаще спят по ночам. Более того церковь старается приспособить веру под новые реалии современной жизни. Но так изменилась ли римско-католическая церковь или в умах архиепископов и кардиналов все еще полыхают костры, горят ведьмы и уничтожаются не богоугодные книги?
Начало инквизиции или «Святого отдела расследований еретической греховности» было положено в 1215 году папой Инокентием III. А уже в 1252 году выходит знаменитая папская булла «Ad extirpanda» (лат. «для искоренения»), разрешающая пытать уличенных в ереси. В начале XV века Святая инквизиция получает второе дыхание. Центром особой греховности, а, следовательно, увеличения инквизиторских судов становится Испания. Так, в период от 1481 года до 1498 года около 8.800 человек было сожжено на костре, 90.000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям, 6.500 человек, спасшихся от казни посредством бегства или смерти. Развитие науки – медицины и астрономии и появление ученых, таких, как Галилео Галилей или Андрее Везалий, начинает подрывать основы христианства, а, следовательно, церкви. Борьба с подобным богоотступничеством не покладая рук ведется инквизицией в течение трех тысяч лет. На костры всходят еретики, ведьмы, колдуна, ученые, мавры.
Однако самым главным заблуждением современного человека является убеждение в том, что священная инквизиция существовала благодаря страху людей перед её властью, что в корне является не верным. Институт инквизиции полностью соответствовал духу средневековья и представлениям средневекового человека. Так, к примеру, выпущенная в XVI веке книга «Молот ведьм» описывает способы определить ведьм и колдунов и пытки, посредством которых можно выудить у чернокнижников правду. Книга была настолько популярна, что выдержала более 29 переизданий, а гениальный художник Альбрехт Дюрер был готов посвятить ей свою кисть. Инквизиция была выражением состояния ума средневекового человека. Костры веры, ожидание конца света и прихода антихриста, боязнь, что твоей душой завладеет злой дух – вот комплекс представлений, властвующий над средневековым человеком. Вера как основа жизни.
Последний столб инквизиции должен был рухнуть в 1948 году, когда был издан последний список запрещеннах книг. Туда попали 4000 книг, запрещённых из-за ереси, аморальности, элементов порнографии и политической некорректности. Однако, Ватикан, в лице Римско-Католической церкви продолжил наблюдение и осуждение недостойной или аморальной литературы.
Бич Божий
В 2003 году после выхода в свет романа Дэна Брауна «Код да Винчи», в лондонской The Times была опубликована статья, в которой архиепископ генуэзский кардинал Тарчизио Бертоне, уполномоченный Ватиканом, заявил, что книга представляет собой целенаправленную попытку дискредитировать Римскую католическую церковь «с помощью абсурдных и притянутых искажений». Книгу кардинал назвал "безосновательной и лживой", а семинар на телеканале BBC, проводимый кардиналом, назывался «История, лишенная истории»: "Книга продается везде, – говорил кардинал. - Ее все читают, и велика опасность, что многие поверят этим басням". То же произошло и с книгой Джоан Роулинг «Гарри Поттером». В 2009 году в газете L’Osservatore Romano Эдуард Риатли в статье «Два лица Гарри Поттера» писал: «Несмотря на некоторые достоинства, повествование формирует позитивный идеал, в основе которого лежит колдовство. Отчаянные манипуляции вещами и людьми происходят благодаря знанию оккультных наук». Баптисткий пастор Дэвид Бэй, комментируя роман Гарри Поттер говорил: «…эта штука вышла прямо из ада…Гарри Поттер учит наших детей принятию оккультных наук». Папа Бенедикт назвал романы о Гарри Поттере «разрушающими христианскую веру в юных душах прежде, чем она успеет вырасти». А в книге «Гарри Поттер и Библия» («Harry Potterandthe Bible») Ричард Эбэйнс высказался не менее резко: ««Книги Роулинг, по крайней мере, уменьшают чувствительность у детей к опасностям оккультизма, который в свою очередь может вызывать в них интерес к духовно вредному набору верований. В некоторых детях Роулинг может зажечь желание подлинной магии».
Ни верой единой
В вопросе о том, как возможен подобный гнев церкви в XXI веке, не стоит оглядываться на время. Церковь один из самых консервативных общественных институтов, однако, именно подобная неизменность правил и принципов позволяет церкви оставаться церковью вне зависимости от течений времени. Практика запрещения книги не уникальна. Истребить листы бумаги значит истребить и ересь в умах. Так, например, «Декамерон» Джованни Бокаччо был включен в Индекс запрещенных книг в 1559 году за безнравственность, а 1559 году «Государь» Николло Макиавелли попал «под абсолютный запрет».
Однако, существенная разница между реакцией церкви, сейчас и тогда - есть. Если в XVI веке церковь сама находила и уничтожала ересь, будучи главным органом власти, контролирующим инакомыслие, то теперь сама ересь начинает нападать на церковь. Церковь оказывается в силках, подобно тем, которые сама когда-то устанавливала для еретиков. Новые книги, подобно «Коду да Винчи» формируют новые мифы, и как следствие новую историю; открытое объявления мифа легитимирует его, и он начинает претендовать на то, чтобы называться реальностью. Запрещенные книги Эразма Ротердамского, Николло Макиавелли, Джордано Бруно, Коперника не содержали новых мифов, как другой реальности, они лишь трактовали и объясняли существующую. Так, «Два взгляда на создание миров» Бруно объясняет гелиоцентрическую модель Коперника, «Похвала глупости» Эразма Ротердамского - это сатира на современное ему общество, а «Государь» Николло Макиавели – критика Италии XV века. Дискурс не противопоставлял себя реальности, а являлся неотъемлемой его частью. И сама реакция Римско-Католической церкви однозначна – эти книги об этой реальности, но реальности воспринимающейся неверно.
Есть один из немногих примеров, когда позицию церкви XVI века можно сопоставить с XXI. Это дело Мартина Лютера. В 1520 году издается папская булла «Exsurge Domine» против Мартина Лютера: «Восстань, о, Господи, и рассуди твое дело. Дикий кабан вторгся в твой виноградник», а Карл 5 заявляет в Вармском эдикте, что Лютер является «членом, отсеченным от Божией церкви, упрямым раскольником и отъявленным еретиком». Безусловно, 95 тезисов Лютера были связаны с критикой времени, да и до этого существовали выступления против папства. Однако они носили несколько другой характер. Возглавленные гуманистами выступления против индульгенции рассматривали проблему с точки зрения человечности. Лютер же критиковал догмы, то есть христианский аспект учения. Он создавал новую реальность, а впоследствии создал и новую веру, как новый вид мировоззрения и восприятия Бога.
Охота на миф
Но существует ли по мнению церкви колдовство? С момента публикации «Молота ведьм» прошло не одно столетие, и было бы на первый взгляд странно утверждать, что представления, существовавшие в XVI веке, остались прежними и в XXI. Однако, Римско-Католической, баптисткой и православной церковью серия романов о Гарри Поттере обозначается как оккультизм и колдовство, а, следовательно, и то и другое, по мнению церкви, существует. Обозначение предмета указывает на его существование; предмет обозначен - магия и оккультизм, оценка дана – с точки зрения церкви такую книгу не стоит читать. Система мировоззрения церкви, выработанная веками, неизменна – ведьмы, колдуны и оккультизм существуют. В отличие от романа Дэна Брауна, где церковь развенчивала миф, называя книгу «басней», и таким образом восстанавливая истинную реальность, роман о Гарри Поттере приобретает совершенно другие черты – он изначально не может быть развенчан. Магия существует, она обозначена, борьба с ней возможна лишь посредством уничтожения ведьм и колдунов. С. Г. Лозинский пишет: «Начало инквизиции (в другой форме и под другим названием) совпадает с началом самой христианской церкви. И точно так же неправильно хронологическое ограничение инквизиции средними веками. Она существует до настоящего времени. В составе учреждений папской администрации в Риме до сих пор имеется «Святая Служба Инквизиции» (Подразумевается конгрегация священной канцелярии). Если в данный момент церковь не подвергает своих врагов суду, пыткам, сожжению, то это объясняется исключительно тем, что светская власть не подчиняется требованию церкви проводить в жизнь постановления ее судов» . Конгрегация доктрины веры является преемницей Вселенской Инквизиции, и в её компетенции находится наблюдение за ортодоксальностью и чистотой вероучения и морали проповедуемого в Римско-католической церкви. В апостольской конституции Иоанна Павла II Pastor Bonus от 28 июня 1988 года говорится: «Обязанность, надлежащая для Конгрегации Доктрины Веры, состоит в том, чтобы продвигать и охранить доктрину веры и морали повсюду в католическом мире: по этой причине всё, что любым способом касается таких вопросов веры, находится в пределах её компетентности».
Институт инквизиции и практика сожжения и запрещения книг становится главенствующей на протяжении долгого периода. Комплекс церковных установок остается прежним. Магия и оккультизм объявляются действительными и подлежат уничтожению. Однако подобная реакция церкви лишь усиливает миф, придает ему очертания реальности, кровь и плоть. Миф, в качестве романов о Гарри Поттере, приобретает новое значение – он приравнивается к таинственным масонским ложам, секте иллюминатов и алхимикам, а сама книга становится гримуаром подобно Ключу Соломона, магии Арбателя и гримуара Гонория. Комплекс Средневековых представлений, созданных человеком 21 века из отрывочных знаний, начинает проявляется. Главный редактор «Лента-Пресс» Ольга Голосова высказывается по поводу романа: «Роулинг – несчастная женщина, некогда состоящая в Ордене сатанистов Алистера Кроули. Она написала очень грустную историю. В её романах нет ни радости, ни счастья, ни спасения, ни выхода». Средневековые мифы вновь проявляются – книга о ведьмах может быть написана только ведьмой.
Поттеровские происки
«Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!»
Быт.28:12-16
В 2002 году издательство Bloomsbury издает серию романов о Гарри Поттере на латыни - «Гарриус Поттериус», и на древнегреческом. Латинский язык является официальным языком Святого Престола и города-государства Ватикан, а также, отчасти, Римско-Католической церкви. Древнегреческий - язык Сократа, Аристотеля и олицетворение всей греческой культуры с 2 тысячелетия до н.э. по 5 век н.э. Церковь содержит в себе набор устоявшихся символов – папа, Ватикан, и в том числе и латинский язык. Устойчивость этих символов обеспечивает и устойчивость самой церкви. Именно поэтому сами символы бережно охраняются и герметизируются. Однако, новый миф, миф образованный XXI веком оказывается в состоянии ассимилировать все – и оккультизм с магией и науку и даже церковь. В новый миф включается вся символика вне зависимости от того, насколько она подходящая. Поглощение всего доступного и даже отрицающего этот миф – вот главный посыл новой мифологии.
Однако, вопрос о том, как церковь будет бороться с подобными мифами остается открытым. Сможет ли вера противостоять новым до селе неизвестным искушениям? Или как библейская Ева подастся соблазну: «и увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». В подобной борьбе между старым и новым мифом нет правых и не правых, но будет проигравший.
Свидетельство о публикации №211090401094
А вообще понятно - человек либо с Богом, либо с сатаною. Никто не мешает ему сделать выбор. В православии вообще нет таких запретов и индексов. Вольному воля....
Но если автор вообще не верит в Бога - не все ли ему равно. Ж. де Местр очень интересно писал об инквизиции.
Мария Березина 13.06.2012 18:13 Заявить о нарушении