Степной. Кубань. День Победы. Интернат. 1945г

   Я перестала ходить в школу с Аней. И я не скучала за ней. Мне было некогда. Когда в школе узнали от Нади и Таи, что они научили меня танцевать танго, то от моих одноклассников не было отбою. Все просили научить их танцевать танго. Я начала с самой младшей в классе девочки, латышки, ее звали Вельта Викснэ. В классе были латыши (репрессированные из Латвии по Сталинским указам) - девочки. Ни одного мальчика не было среди них. Они тоже были переростки, были и 1929 г.р., но по сравнению со мной это были крупные, рослые девушки, я им была до груди. Несмотря на это я их всех по очереди научила танцевать танго. Они не стеснялись, что они такие большие и от души благодарили меня. Все переменки ушли на танцы. Они жили в другом совхозе и  все гурьбой ходили в школу пешком. Никто из них не жил на квартире. У меня в альбоме хранится карточка, фото 6-го "Б" класса, где все и латыши и русские,  а на обороте фото - их фамилии.
 Но я забежала слишком вперед. Eще в 5-м классе мне очень хотелось петь и танцевать. Но кто со мной будет танцевать, с такой малышкой? Один раз я пошла к клубу, чтобы послушать музыку; девочек мать не пускала, а я пошла, пообещав прийти через полчаса. У клуба танцевали под рупор радио. А в парке было пусто. Я стояла под деревом и с завистью смотрела на танцоров. Вдруг сзади меня кто-то схватил за талию и, подняв меня, закружил в воздухе. Я от страха и удивления ойкнула, а он отпустил меня, поставил на место и извинился:"Испугалась, Галчонок, и что ты тут одна делаешь?" "Да так, иду домой," - сказала я своему соседу. А так хотелось, чтоб он был не сосед, а Саша или хотя бы Степка. Сосед был всего на два года старше меня, он мог бы со мной потанцевать, он меня уважал, но я так против него была мала ростом, что он никогда бы не решился на людях со мной танцевать и он, сказав:"Ну, пока,"- пошел танцевать.
  Был чудесный май. Мы учились последний месяц. Это было 9-е мая, но не помню, откуда или куда я шла по площади. Вдруг вижу люди обнимаются, целуются и кричат:"Война закончилась! Немцы капитулировали! Ура!" Откуда взялся баянист с баяном в руках, трактористка спрыгнула со своего трактора, со всех сторон сбегались люди, веселые, но многие со слезами на глазах, а некоторые даже рыдали. Но радость побеждала. Закружились в танце пары; танец танго сменил танец вальс, потом фокстрот, полька, краковяк, потом появились военные, они так отбивали гопак, что у меня ноги чесались броситься в пляс, но я думала о том, что хоть война и кончилась, а большой радости я не чувствовала. Я представляла свою жизнь без дяди Вани, знала, что мама ничего для меня не добьется, а я сама, тем более. Сердце сжималось от обиды и хотелось скорее увидеть маму, Лену и рассказать долгожданную новость. Поезд шел на 67-й разъезд  вечером, пешком бежать 7 км. не хотелось.
   Когда вечером я приехала домой, там в разгаре был праздник. Из Кущевки (райцентра) еще до обеда приехал управляющий и сообщил радостную весть на собрании. К вечеру по домам собрались соседи. У нас за столом сидели Родины, Махоты, тетя Мария (она у нас стала жить после отъезда тети Раи с Шуриком в Майкоп). На столе стояла вареная картошка, тарелка с килькой, соленые огурцы, пирожки и в кружках была налита бражка. А для красоты в середине стола стояла бутылка c водой, вроде с водкой. Водки не было - дорого! Все ждали меня, прислушиваясь к гудку поезда. Лена приехала утренним поездом из Ростова.
   Все заметили, что я невеселая и тетя Галя Родина сказала, что они уже все наплакались, что их мужья погибли, что счастливая только Федора, у нее муж рядом, а война кончилась, не будет бомб, немцев, будем спокойно работать, а вы будете учиться:"Не горюй, а то кто же нам песни споет, садись." Мама полила мне водички на руки, я умылась и села за стол. Бражка пьется приятно, но хмелеешь быстро, потому я чуть-чуть хлебнула, а аппетит разгорелся вовсю. Все повеселели и мама затянула:"Ах ты сад, ты мой сад, сад зелененький.." Потом пели "Летят утки, летят утки, и два гуся, кого люблю, кого люблю, не дождуся..."  Я спела под гитару "Соколовский хор у яра". Всем взрослым надо было утром выходить на работу и они разошлись. Мы - детвора еще послушали на улице квартет и поздно легли спать.
   Мы все говорили, что наконец-то дождались окончания войны. Радость-то какая! О! Если бы мы знали, что впереди нас ждут намного худшие времена... Что никогда мы не дождемся хорошей, справедливой, достойной человека жизни. Какие большие изменения, события ожидали нас, но только не такая хорошая жизнь, которой мы желали, ожидали, надеялись. Все напрасно! Но мы не знали о будущем ничего, только успокаивали сами себя, вот, мол, доживем до лучших времен, не зря же мы победили, теперь мы сами хозяева, будем трудиться и будем лучше жить.
   Когда мы услышали, что в Кущевке есть интернат для школьников, которые живут далеко, где нет средней школы, мы с Аней рванули туда, вот бы хорошо было! Аня говорит:"Вот это да! Не будем ездить домой каждую неделю, ничего не будем делать, гуляй сколько хочешь!" А мне хотелось ездить домой каждое воскресенье, поэтому я сказала:"Главное, за квартиру не будем платить."
   Приехали в Кущевку прямо на первый день занятий. Урок прошел незаметно. Зато на перемене мы увидели одного мальчика и обе влюбилисъь в него сразу, с первого взгляда. На вид ему было 12-14 лет. Черные брючки, матроска, лицо белое, щечки румяные, черный чубик, начищенные ботинки. Кто он? Чей он? Мы не сводили с него глаз. А он, видно, привыкший к таким ротозейкам, как мы, не обращал на нас никакого внимания. Наконец, любопытная Аня узнала, что его зовут Игорь и что он сын директора Степнянских совхозов, который приезжал к нам в отделение номер 1 награждать нашу маму и других. Фамилия Игоря была Нижник. "Вот это самый еврейчик? Сколько же девчат будут сохнуть за ним..." Аня сказала, что она его завлечет... Я ей сказала, чтоб она выкинула из головы дурные мысли... Да, так и получилось. Когда нам после занятий показали наш интернат, мы зашли в комнату и ахнули. Там стояли две железные, голые кровати и не было даже стола. Мы спросили у дежурной, как нам тут жить, где варить, где кушать, на чем спать. На это нaм ответили так:"Привозите постель, керогаз, керосин, продукты и варите и ешьте, что хотите. Интернат дает только крышу над головой, поэтому-то это и бесплатно." Прощай, Игоречек, прощай, наша любовь!


Рецензии
Я НЕ-праздную "День Победы" -
ибо я тут НЕ-причем, это НЕ-мой праздник -
нет моей тут никакой заслуги.
Это мои родственники воевали,
а я - нет (НЕ-воевал, НЕ-побеждал … и т.д.).
---------------
Надо свои Победы иметь - и праздновать их.
А коли их НЕ-т (своих Побед) - то и праздновать
НЕ-т Смысла (НЕ-красиво, моветон - прятаться
за Достижения и Победы других).
---------------
А уж тем более - стыдно Праздновать,
когда все "просрали" - нет больше СССР,
нет Прекрасной, Благополучной … и т.д.
Счастливой Жизни - о какой мечтали
и воевали фронтовики и труженики …
=======================
Подробнее см. Проза.ру:
Сюткин Петр, Трактат №253,
— "День Победы - НЕ-праздную."
* * *

Петр Сюткин   26.06.2021 23:05     Заявить о нарушении