Воспитание, как основа Бытия

«При хороших умственных способностях, которыми обладают абхазцы, они любопытны и склонны к нововведениям»

Штабс-капитан барон Торнау.

  Тяжелая ситуация во всех сферах нашей жизни не лишает нас надежды на возможность построения иного будущего, готовить которое надо уже сейчас. В этом ряду развитие национально-государственного образовательного процесса в Абхазии – цель стратегическая. Что является целью самого образования, и какое образование нужно нашей стране, эти вопросы не могут быть праздными и не волновать общество хотя бы потому, что они касаются каждой семьи в Абхазии. Вряд ли нормальный человек не согласиться с тем, что целью №1 образования является воспитание полноценной личности.  На тему, какое образование нужно нашей стране, можно порассуждать. Сразу исключаю из рассмотрения ту систему образования, которая ориентирована на обслуживание экономики сверхпотребления. То, что направлено на получение прибыли в качестве основной цели, бесконечно далеко от духовности и нравственности. Говоря о тех или иных заграничных моделях образования, как возможных образцах для нас, мы как то забываем про свою собственную абхазскую модель образования. Правда, сейчас ее нет в готовом виде, но при наличии воли создать ее можно. Что это за абхазская модель системы образования? Начнем по порядку.  Федор Михайлович Достоевский говорил, что нация, переставшая жить большой идеей, обречена на вымирание. Возможно, такая нация биологически еще будет существовать, может быть, даже просуществует длительное время, но ее удел безрадостен и неизбежно печален. Конечно, можно и не прилагать больших усилий по отстаиванию своего пути и «просто» войти в состав других народов и государств, но даром ничего не дается и в таком случае, платой за капитуляцию будет растворение в среде других, более стойких и успешных «национальных проектов». Не пытаться выстроить свои смыслы Бытия и «думать животом» конечно можно, но, во-первых, мы проиграем конкурентную и безжалостную борьбу с теми, кто навяжет в таком случае нам свои смыслы. Во-вторых, это просто пошло. Ну, а в третьих у нас есть, что сказать сообществу. И нам не нужно ждать милости сильных мира сего, чтобы они предоставили нам какую-то свою Стратегию то ли «Шелкового пути», то ли какого либо «партнерства» или «соседства». Независимое государство - Абхазия это значимая часть Кавказского Мира. Кавказское пространство соседствует с другими значимыми мирами, с Русской цивилизацией, Закавказьем, Турцией, Ближним Востоком. И абхазская часть Кавказа как мироощущение позволит нам обосновать себя в вполне понятном этно-социо-культурном пространстве. Каким же содержанием мы можем наполнить его абхазскую часть? На что именно мы можем опереться, чтобы не потеряться в современном мире? Кавказцы, граждане Республики Абхазия, чье единство выражено определением Народ Абхазии, могут быть объединены единым воспитанием полноценного гражданина и патриота своей Родины. Именно традиционное абхазское воспитание веками служило «визитной карточкой» Абхазии.  Наш советский «Шерлок Холмс», Василий Ливанов, как-то хорошо сказал, что традиция, это не повторение прошлого, а развитие принципов. Полного возврата к прошлому быть не может, но из своего прошлого в будущее необходимо взять самое лучшее, от высоких образцов поведения предков в тех или иных сложных ситуациях, до элементов национальной культуры в быту. Воспитание национального духа и национального достоинства – одна из целей образования.  Если этого не делать, то в таком случае ситуации, когда заграничным туристам предлагается в качестве услуги устроить их свадебную церемонию «по-абхазски» или старик, одетый в черкеску по дороге на Рицу, чтобы с ним могли фотографироваться отдыхающие, будут считаться в порядке вещей – «Любой каприз за Ваши деньги, чего изволите?» Представляется, что педагогику следует рассматривать как искусство нравственного воспитания и гармоничного совмещения научных и культурно-исторических знаний. Причем, задача усложняется поиском правильных пропорций между национальным и мировым наследием, из которого для обучения своего молодого поколения необходимо выбрать самые лучшие и высокие примеры. Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики, мы должны сказать, что школа призвана в первую очередь, воспитывать в ребенке носителя своеобразного национального и культурного типа, представителя своей нации и страны, укорененного в ее истории, вере и культуре, поддерживать в народе верное понимание своего нынешнего положения и исторического предназначения. Образование без воспитания не принесет ничего положительного его носителю, а может принести огромное горе и окружающим – Гитлер и Пол Пот были неплохо образованными людьми и, тем не менее, пролили моря крови.  «Общечеловек» без здорового национального начала, основанного на Духе и Традиции – это тоже, по сути, несчастный, «недочеловек», «батарейка» общества сверхнаживы и потребления. Понимая, что основой хорошего образования является правильное воспитание и, говоря о лучших традициях воспитания в Абхазии, мы неизбежно затрагиваем «Апсуара», «Абхазство».  Вот тут начинается проблема. Мы свидетели кризиса многих сторон традиционного поведения в наши дни. Часто те, кто говорит об «Апсуара» сами не живут по нему и лично для себя и своих близких делают исключения. Прекрасно когда в семье изначально ребенка воспитывают в духе «Апсуара», но не везде это так, а государство со своими гуманитарными институтами, вместе с многочисленными творческими союзами до сих пор не предложило четкого, внятного, понятного для всех объяснения что такое «Абхазство». Есть отдельные интересные предложения, как, например, наработки Нодара Чанба, других наших граждан, которые заслуживают внимательного изучения, но до сего дня они остаются невостребованными. Между тем в мире есть примеры, когда те или иные духовно-нравственные или моральные установки получали вполне понятное и конкретное выражение. На чем основано воспитание? На высшем примере для подражания. Людям рекомендуется хотя бы пытаться быть похожими на Высшие примеры и поступать правильно в тех или иных случаях. Для Христиан Высший Пример это Спаситель, а Евангелие – помощь в жизненном пути. У мусульман Хадисы пророка Мухаммеда выполняют ту же функцию.  В японском обществе «Хагакурэ», более известное как «Бусидо», представляло кодекс поведения воина – каким образом следует вести себя в мирное и военное время. Круг рассматриваемых вопросов был широк, от того, чем руководствоваться при покупке вещей и постройкой дома и заканчивая отношением к смерти. В Абхазии по такому пути пошел Михаил Лакрба, чьи великолепные новеллы с образцами «Большого стиля» абхазского поведения не уступают творчеству из страны Восходящего солнца. Необходимо дальше идти по такому пути, создавая печатную, аудио и видео продукцию, рассчитанную на разный возраст, от детского сада до ВУЗа. Чтобы будущий гражданин, Патриот, Воин и Созидатель рос на конкретно выраженных в книгах, альбомах, дисках национальных примерах поведения, начиная от самых основных и простых и постепенно постигая сложные. Тогда реальная забота государства о воспитании полноценного человека, вместе с заботой и семейным воспитанием заложат основу, а то или иное предметное образование дополнят создание воспитанной Личности, на благо семьи и на пользу Родине. 



Студеникин Александр, кандидат исторических наук

07.10.2010г.
г. Сухум


Рецензии