Диалоги

Холл появился как будто из небытия. Секунда назад ничего не было, а сейчас как будто вытолкнули в это помещение со стенами нежного бежевого цвета. Вокруг не было ни шума, ни суеты. Как будто все оказались здесь рядом, не успев  ни испугаться, ни толком понять что же это было. Или что было мгновение назад?
Уже не важно. Здесь и сейчас – вот что теперь важно. Все осторожно осматривались. Свет, нежный, спокойный свет мерно лился через стеклянный потолок на всех присутствующих. Все сооружение по форме напоминало зал ожидания на вокзале. (откуда я это знаю? – промелькнула мысль). Напротив было четыре одинаковые двери и небольшие поручни перед ними, безмолвно призывающие разделиться на 4 группы.
- надо узнать у кого-нибудь где это мы. А смысл? Если я даже не помню своего имени! Да и вряд ли кто-то сейчас знает больше меня.
Донесся отрывок беседы. Двое молодых людей, с трудом подбирая слова, тщательно их прожевывая, непривычно каверкая, пытались узнать хоть что-то друг у друга.
- я оказался прав. Все знают не больше моего.
Откуда-то сверху донесся успокаивающий женский голос, было похоже на объявление о прибытии поезда (вот опять!).
- внимание, прибывшим просьба разделиться на 4 группы по равному количеству людей в каждой и подойти ближе к дверям, которые, как вы могли заметить, находятся на южной стороне комплекса. Спасибо за внимание. Не паникуйте, наберитесь терпения, вы все скоро поймете. (сигнал конца сообщения).
Судя по всему, здесь часто возникают из ниоткуда такие группы людей, отобранные по неведомым признакам, сходствам и различиям. Да они даже одевают нас всех одинаково! Кажется, это называется теги…тего…
- тоги, поправил сзади стоявший молодой человек. Тоги. У греков были такие одежды. Очень удобно, знаете ли.
- спа…спасибо большое…я что, думал вслух?
- нет, что вы! Неужели вы не успели заметить, что здесь все мысли кристально прозрачны? Не знаю как это объяснить, но это поразительно! Жаль негде записать, была бы сенсация! Это же можно исследовать! Сколько поразительных откры….
Не успел он договорить, как все четыре двери разом открылись. Из каждой колонны опасливо вошли внутрь по одному человеку, и двери быстро, но плавно закрылись. Никто даже не успел заметить что было за ними.
***
прошло, наверное, около трех суток, прежде чем двери снова распахнулись перед следующими участниками неведомого эксперимента.
За это время началась целая дискуссия по поводу того, что там может быть, и почему здесь только четыре входа, и ни одного выхода.
Выбора не было, или шагать вперед, за дверь, или же оставаться здесь навечно. Так чем безысходность лучше неопределенности?  Один, два, три шага и вот слышно, как дверь с легким жужжанием закрывается.
***
 В комнате включился свет и в эту же секунду голову словно пронзили тысячи маленьких разрядов электрического тока. Способность говорить, казалось, отпала навеки. Глаза судорожно осматривали комнату. Темно-коричневые стены и пол, как будто обитые войлоком, небольшая кабинка в углу, как будто беседка и один стул, стоящий рядом с ней.
- ровно через минуту все это пройдет, ты сможешь нормально говорить, потерпи, друг. Да, я знаю что ты спросишь сперва, так что позволь заранее дать тебе ответы.
Во-первых, я здесь очень долго. Дольше чем все вы в миллионы раз. Имя свое я не помню, так что называй меня Дедушкой или Старец, как тебе будет удобно.
Во-вторых, Моя задача – ответить на твои вопросы, подготовить…(он осекся) подготовить к дальнейшему. 
В –третьих, ты уже можешь говорить. Так что смелее. И не бойся, никто не причинит тебе вреда.
- спасибо, Дедушка. Как я сюда попал и как отсюда выйти?
- …
- почему ты молчишь?
-узнаешь чуть позже, юноша, а пока что садись на этот стул.
-спасибо. А о чем мы с Вами будем говорить?
- ох, о разном, об удивительном и прекрасном, страшном и необходимом….
***
- знаешь, юноша, мне кажется, что раньше ты был опустошен. Тебя мучила сильная боль, с которой ты не смог справиться, именно поэтому ты здесь.
- да, Вы правы. Было такое. Казалось, что это конец. Ничего не получалось, все планы рухнули как карточный до…
-тихо!  -прервал старик. Никаких даже мыслей о картах. Научись думать чище.
- да, конечно, извините. Все ушло, как песок сквозь пальцы. Знаете, это как в той песне – все, о чем мечтал- ушло, все цветы, которые трогал – завяли, все, что я имел –умерло,  а все люди, которых я знал – растворились, исчезли. Нет, не только в этом было дело. Уже все решил, распланировал, и тут бац! И понимаешь что сидишь в пустой комнате, ни с чем, никому не нужен, всеми забыт. У всех счастье, им слишком хорошо, чтобы думать как кому-то сейчас может быть плохо. Не спасли даже все эти обещания и чуть ли не клятвы быть всегда рядом и помогать, подавать руку помощи, чтобы вместе избегать падений. А раз я здесь, то, похоже, ни один друг так и не успел вовремя. Да даже если кто и спохватился, было поздно.
-  и неужели ты не понял самого основного? Ты же сейчас сам дал себе четкий план действий, как можно было выкарабкаться.
-да? И как же?
Откуда-то вылез экран и на нем появилась картинка, на которой раненый солдат ползет куда-то, укрываясь от разрывающихся рядом снарядов. Ноги его в крови.
- тебе не надо стоять на месте и смотреть как живут другие. Рвись вперед, вгрызайся в эту землю как этот солдат, швыряй ее руками, разгребай себе путь. Разве не видишь ты, как сильно он ранен и насколько сильнее боли его желание жить? – спросил старец.
Слова громом прозвучали где-то внутри. Странно, но он не мог продолжить мысль старца. В голове остались только воспоминания, которые вызывались как по волшебству и, собственно, сами вопросы. Ничего более. Как будто губка. Впитываешь, переосмысляешь, понимаешь.
-  юноша, запомни, слова – это как снаряды на войне. Одни могут пролететь мимо, другие – задеть, а третьи, осколочные слова, задевают ноги, тело, разум. Соперники, неприятели будут всегда. Не распыляйся на них. Самой лучшей местью им будут твои достижения. Покажи что ты лучший, а не кто-то из них.
Раздался грохот, картинка зашевелилась, все как будто ожило.
- Дедушка, меня уже начинает трясти от этих нравоучений.
-нет, тебя не трясет. Это трясется земля под твоими ногами. Обернись. Видишь толпы бегущих людей? Все они хотят занять твое место, спихнуть тебя, пока ты остановился. Продолжишь движение или позволишь затоптать себя?
- продолжу. Удвою силы, продолжу – повторял юноша.
Как будто они больше не были в комнате. Картина могла мгновенно смениться, и казалось, что не только наблюдаешь, но и принимаешь в ней непосредственное участие.
- Дедушка, смотри, а вот там кто-то на машине несется…ой,  что это? Вертолет??? Как же так?
- а кто сказал, что в жизни есть правила? Если способ действенны, то смелее. Но тут две дороги.
Вокруг появился зал с бархатными сиденьями, сценой, и роялем на ней.
- смотри. Пианист на концерте. Сейчас он может или отдать всего себя музыке, передать все эмоции людям, сидящим в зале, или же он может начать промахиваться мимо нот, пропускать часть произведения. А какая ему разница? Люди-то деньги заплатили.
А разница есть, друг мой. Для первого важна положительная оценка, хорошая репутация, положительная реакция зала и конечно, хорошие впечатления. И возможно, его мастерство будет признано. Другой же, ленивый выскочка, ищущий легкой наживы. Разумеется, он не отдается целиком своему делу, и сам понимаешь, такой пианист никому не нужен.  Выбирать тебе. Упорный труд, и оттачивание мастерства, возможно даже в ущерб чему-то, или же алчность и ветреность.
- но Вы же знаете, что я выберу, не так ли?
- …
- почему снова молчите?
- узнаешь чуть позже, друг мой.  А теперь – дальше.
Картинка снова изменилась. Теперь это было изображение дома, где живет пожилая семейная пара, и видно как к ним подходят двое молодых. Возможно, это их дети. Или же сын с женой. Второе получилось представить лучше.
- да, юноша, как только ты чего-то добиваешься, и чувствуешь, что земля не выскочит из-под ног, ты можешь  начать тянуть за собой родных тебе людей. Все хотят лучшего. Но помни одно –если у человека есть то, что ему дорого, что ценнее всего, то никакая сила, никакое давление не заставит его сдвинуться с места, пока же он сам не решится. Да и решится ли?
- но если так будет лучше?
- а откуда ты можешь точно знать, что лучше для другого человека? Ты же не можешь жить за него. Отбери у ребенка конфетку, потяни его за руку, сказав, что там будет куча таких. И что, ребенок пойдет?
- глупый – возможно. А умный расплачется, так?
-…
-да-да, знаю, решать мне, Дедушка.
- помнишь ты говорил, что все ушло как песок сквозь пальцы?
- да, конечно. Такое не забывается. Это невозможно.
- верно, ты прав, человеку порой бывает невыносимо трудно, а то и невозможно залечить раны, оставленные другими. Шрамы остаются навсегда. Но не строй воздушных замков, не говори лишнего. Конечно же, это может быть красиво, возможно даже правдоподобно. Но любою крепость можно взять, любой замок сломить. А воздушный – тем  более. Одна трещина и смотри, вся эта тарабарщина летит вверх дном, осыпаясь и обнажаясь, оставляя только послевкусие и пыль, как неприятный осадок.
- а давать обещания можно?
- нужно. Но только если знаешь, что ты сможешь его сдержать. Или же из кожи вон вылезешь, но сдержишь.
- а если нарушать?
- …
- хорошо.
- сосуд, юноша, сосуд.
- что?
- пустой сосуд.
- представил. Но все еще не пойму…
Стало очень жарко, горячий ветер ударил в лицо. Барханы…это же пустыня!
-Дедушка, что мы тут делаем?
- а теперь понимаешь?
- да…понимаю..никому не нужен пустой сосуд в пустыне!
-верно, он так же бесполезен, как человек, который постоянно нарушает обещания, данные им самим же. Или же другое сравнение – чемодан без ручки – если положить в него вещи, то тащить будет удобнее, освободятся руки..но у него ж нет ручки! То есть получается, что проще выкинуть, нежели тащить бесполезный груз.
- верно, Дедушка.  Нужно ограничить круг общения.
- нет, юноша, не совсем так. Тут главное не оказаться закрытым в колбе. Не замыкайся и не отдаляйся от людей. Эмоциям нужен выход.  Те, кому ты действительно дорог, поймут тебя всегда. Если же выхода не будет…
-то?
- …
- то все пойдет крахом?
На экране появилось изображение паровоза, который разогревали до нужной температуры. Он мощно пыхтел и чихал паром.
- юноша, это паровоз. Возможно тебе известно, что первая модель паровоза была создана английским инженером Ричардом Тревитиком в 1804 году. Конечно, прогресс не стоял на месте, так что вскоре появились полноценные махины, способные тянуть за собой целые составы. Представь, что все твои эмоции копятся внутри котла паровоза. И если вовремя не спустить пар, то котел попросту разорвет на части. Конечно, вся эта махина станет непригодной грудой железа.
- то есть жизнь можно представить как движение поезда?
- да, конечно. Только определись, кем ты хочешь быть?
- одним из тех, кто находится в составе?
- …
- а, понял! Машинистом, Дедушка, машинистом!
- верное решение. Никогда не стоит лезть с толпой в вагон.  Как только один не успеет ухватиться и не удержится, падать начнут все. Всегда ищи оригинальные и лучшие пути.
Из громкоговорителя чей-то голос начал озвучивать какие- то цифры, результаты измерений, перечислять детали паровоза.
- а это зачем, Дедушка?
- это тебе как пример.
- пример…чего?
- мир – это простое и сложное. Выполняешь простое – ты на шаг ближе к свершению сложного.  Точно так же, как из относительно простых деталей складывается техника, обладающая мощным потенциалом.
- а есть ли золотая середина? Почему нельзя однажды остановиться на достигнутом?
- …
- да что же означает твое молчание? Для чего оно, если мы тут одни и разбираем чуть ли не по цветам все события?
- верно, цвета. Жизнь имеет цвет. Нет, не так. Жизнь как радуга. она опоясывает мир. она и мимолетна, и скоротечна, но если прочувствуешь все цвета,все тепло и эмоцию каждого светлого оттенка, только тогда ты сможешь сказать, что  насладился. только тогда ты придашь каждому оттенку истинное значение. не пытайся надумать их раньше времени.
-  как же это возможно, раньше времени?
- в детстве все мы учим все цвета. Но тогда не возникает никакой неприязни к какому-то из цветов. Все они одинаково интересны, увлекательны.  Затем какой-то цвет начинает нравиться больше. Вот ты уже взял в руки карандаши. Рисуешь что-то. Пусть это будет домик и трава с деревом. Вот ты рисуешь и понимаешь, такое рисовать любишь, а например, красный цвет здесь не нужен. Вот так и выпадет он из общего набора. Потом же на него накладываются ярлыки – не люблю этот цвет потому, что….скажем, он не сочетается ни с чем.
Или же еще пример. Случилось что-то плохое. Например, машина выскочила из-за поворота, и водитель еле успел нажать на тормоз. И она была синего цвета. Конечно, неприязнь останется и к машинам, и к синему цвету. В какой мере- зависит от тебя.
 - у меня вопрос…
- да, юноша.
- зачем мне знать столько правил на одну какую-то жизнь?
- какую-то?! Хехе, не-е-е-т, ты еще пожалеешь об этих словах. Она стоит того.
- тогда что мне делать дальше? Да и зачем мне теперь все это знать ,если больше я туда не вернусь?
- ошибаешься. Сейчас ты стоишь перед выбором. или же я делаю так, что ты забываешь все прошлое и начинаешь по-новому, или же возвращаешься к себе, к тому, как ты существовал ранее.
- конечно же второе, я выберу второе!
- в прошлый раз ты тоже так сказал.
- как ?! как это возможно?!
- а так. У тебя был выбор – или вернуться назад, или сделать шаг вперед. И ты отступил. Не решился. Конечно, вся эта беседа стерлась из памяти и ты попал в замкнутый круг – из тупика – прямиком сюда. И так будет продолжаться вечно. До тех пор, конечно, пока ты не ошибешься дверью или же не решишься на новое. Память изнашивалась сильнее и сильнее, ты начинал забывать, откуда знаешь какие-то названия. В первый раз ты вообще сказал, что снаружи не холл, а зал ожидания какой-то, даже голос как на вокзале.
- а что за теми тремя дверьми?
- …
- хорошо, ладно. А могу я рассчитывать на всего один, ни к чему не относящийся, совет мудреца?
- хм, хорошо. Я обманул тебя. В жизни есть два правила:
1. не говори, всего что знаешь.
2. …
- ах! Теперь я все понял! Улыбка невольно расползалась.
Хорошо, тяжело вздохнув, сказал юноша. Я готов сделать шаг вперед.
- будь по-твоему.  Ты можешь задать свой последний вопрос.
- а что за теми, тремя дверьми?
- все же тебе интересно. Не страшно будет узнать?
-нет! Нет конечно!
- за первой – рай, за двумя другими – ад и чистилище.
-а …..ч-ч-ч-ч-то тогда это?
- а это, друг мой, исключительная возможность начать новую жизнь. Редкий и ценный дар. Помни об этом . а теперь – прощай.
- прощайте, Дедушка! Спасибо Вам!
В то же мгновение вокруг стало темно, снова небытие, но было комфортно и спокойно. На этом минуты покоя закончились. Началось какое-то возмущение, как будто его тянут куда-то сильно-сильно, при этом все тело как будто сдавливают.
Хлопок. Какое-то странное место. Пульсирует. Но этого он больше не понимал. Все исчезло из мозга, втянулось в какую-то отдаленную зону. Все воспоминания стерлись. Наверно, это и есть начало – была последняя мысль.
Подсознание тщательно упрятало разговор со старцем в надежное место в мозге. Ведь до всего этого он теперь должен был додуматься сам.
Давление, боль..нечем дышать… хочется кричать, но чувствуется, что не время, еще совсем чуть-чуть…
***
-Алло, да, это Дедушка.  Проверьте что все, что было, осталось в подсознании и выйдет наружу только тогда, когда это необходимо. Юноша наконец согласился начать все сначала. Да, спасибо. я лично отправил его в новый дом, в новую жизнь.
***
Несколько врачей принимали роды. Муж был рядом, неумело успокаивал ( да какое к четям успокоение – больно невыносимо!), держал за руку, дышал вместе с ней, как показывали на курсах.
Раздался крик младенца.
- поздравляем! У вас мальчик!


Рецензии
Вот эту сторону тебя, Валь, я до сегодняшнего дня знал лишь урывками...) Keep going, bro!

Александр Люциан   04.09.2011 21:06     Заявить о нарушении
Что называется, Внезапно)))) ok, I"ll try)

Валентин Червинский   05.09.2011 01:59   Заявить о нарушении