Один из пилотов забытой войны

Уже больше 50 лет прошло с тех пор, как отгремела война на Корейском полуострове, в то время засекреченная, а ныне почти забытая. Стираются в памяти события, уходят из жизни ветераны боев. Другие войны и потрясения в жизни страны заслоняют эти события. Но иногда  происходят  случайные встречи, которые неожиданно возвращают в далекое прошлое…
Оказалось, что  отец моего коллеги по работе был летчиком, воевавшим в Корее в 1953 году. Посмотрев пожелтевшие от времени документы и фотографии того времени, я понял, что судьба  приоткрыла мне историю жизни незаурядного человека, достойного сына своего времени, представителя того ушедшего поколения, которое вынесло на своих плечах  страшную тяжесть не одной войны.
Скупые строчки автобиографии  гласят:
Семенов Дмитрий Васильевич родился 24 октября 1918 года в с. Богородицкое Ухоловского района  Рязанской области. Русский. После окончания школы в 1936г. занимался в аэроклубе. Потом Серпуховская военная  авиационная школа летчиков, которую закончил в 1940 году. Был направлен  на Дальний Восток в морскую авиацию. Начал службу  в сентябре 1940 года младшим летчиком  в 45-м истребительном авиационном полку, в то время вооруженном истребителями И-15бис и И-16. В составе полка на истребителе Як-9 принимал участие в войне с Японией, уже в качестве командира звена. Полк обеспечивал воздушное прикрытие  боевых действий кораблей Амурской флотилии и базировался на аэродромах Маньчжурии. Награжден медалью «За победу над Японией».
 После войны – служба  в различных частях морской авиации Тихоокеанского флота в должности  командира эскадрильи. В 1951г. был назначен  помощником командира 781-го истребительного авиационного полка ВВС ТОФ, дислоцированного на аэродроме Унаши Приморского края (ныне Золотая Долина). В то время полк летал на  американских истребителях Р-63 «Кингкобра», последних самолетах, полученных по программе ленд-лиза.
После переучивания  на реактивную технику (истребители МиГ-15бис) полк был направлен  в специальную командировку в Корею, где находился с февраля по октябрь 1953. Полк, под командованием подполковника Н. Снопкова,  входил в состав 216-й истребительной авиационной дивизии 64-го истребительного авиационного корпуса, уничтожившего за войну 1106 вражеских самолетов (37,6% от всех сбитых самолетов). На боевом счету полка, дислоцированного на аэродроме Аньдун (впоследствии на Мяогоу и Дапу), было  12 сбитых  (1 F-84 «Тандерджет», остальные    F-86 «Сейбр»),и 7 поврежденных самолетов.
Период с февраля 1953г и до окончания войны был особенно сложным. К концу войны американцы  получили новейшие модификации самолетов «Сейбр» F-86Е и F, превосходившие наши МиГ-15 бис по ряду показателей, что придало войне в воздухе еще более ожесточенный характер. Кроме того, полк комплектовался летчиками морской авиации, имевшими налет 30-50 часов, что было совершенно недостаточно для уверенного владения машиной. Для сравнения, американские пилоты имели минимальный налет на «Сейбрах»  200часов.Тем не менее люди сражались и побеждали.
 В тех боях капитан Д.Семенов  со своим ведомым  ст.лейтенантом  А. Куцыгиным одержал 2 победы.
В литературе приводится эпизод, когда они путем резкого маневрирования заставили столкнуться на выходе из пикирования два «Сейбра» 335 эскадрильи, которые им записали на  счет как поврежденные. В тех тяжелых боях полк потерял 9 самолетов и 5 летчиков.
После окончания Корейской войны, закончившейся подписанием перемирия в Паньмыньчжоне, полк вернулся в Унаши. Капитан Семенов за участие в войне получил орден Боевого Красного знамени, два ордена Красной звезды, орден Дружбы КНР. Начала поступать новая техника самолеты Миг-17,МиГ-19, пошло переучивание летчиков. Морская авиация и в то время не знала покоя - вела борьбу с американскими самолетами-разведчиками в районе Охотского моря и Курильских островов. Участвовал в ней и 781-й полк.
Майор Семенов, как опытный летчик, в 1955г. был переведен в формирующуюся истребительную авиацию ПВО страны, служил командных должностях, был руководителем полетов, передавал свой богатый боевой опыт молодым пилотам. Был уволен в запас в декабре 1959г.
Но на пенсии посидел недолго - небо его не отпускало. И вот, уже в должности старшего инспектора-летчика  Амурского обкома ДОСААФ, он снова летает. Затем, пройдя обучение, с 1963г. по 1970г. работает  старшим диспетчером  службы движения  Благовещенского аэропорта. Ветераны аэропорта еще помнят, как он спас  аварийный пассажирский самолет Ил-18 со ста пассажирами, посадив его на военный аэродром г.Завитинска, что категорически запрещалось в то время. На самолете, летевшем из Хабаровска, отказал двигатель, аэропорт Благовещенска не мог его принять по метеоусловиям, до запасного аэродрома гражданской авиации он бы просто не дотянул. И он принял решение, противоречащее инструкциям, но спасшее жизнь людям.
Умер Д.В.Семенов в 1991году. Его семья бережно хранит документы и награды.


Рецензии
Дорогой Станислав Митрофанович! В день рождения моего папы (24 октября) мы искренне благодарим вас за то, что он теперь не забыт! Да пилоты той войны были вынуждены молчать до 1994года, пока их участие не рассекретили! Но увы это было сделано поздно, после смерти многих воинов интернационалистов (в том числе и его)! Пусть светлая память о них навсегда останется в наших сердцах! За тех кто в небе, то над морем, то над сушей! Семёнов А.Д.

Александр Семёнов 7   24.10.2012 15:49     Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.