Говорят дети

Рома, от 1,5 лет до 1,9 лет:
Папай   - папа (мой)
Мамай   - мама (моя)
Бабай   - баба (моя)
Моня    - Роман (про себя). "Моня ест", "Моня идет гулять", ... 
Дуб     - большое дерево
Большой дуб - очень большое дерево.
Чтобы показать небольшое дерево, покажет вначале на большое: "Это дуб, дуб". Потом покажет на небольшое: "Поменьше".
Цининит - кондиционер. И прибавит: "Капает".
Бибика  - машина. Называл так с года. Теперь - машинка, папина машина.
Нихт    - не хочу (с года). Теперь "Моня не хочет", произносится без паузы между словами.
Конарик - комар, и добавит "кусает".
Ну, ну, ну - нельзя трогать
Малкая - маленькая
Гусинка - гусеница (игрушка).
Запатор - светофор. От запрещать (движение).
Кудав - удав из мультфильма "Куда идет слоненок".
Капет - пакет
Баралайка - балалайка ("Ну-ка чудо-балалайка, нам немного поиграй-ка" - из мультфильма    
            "Волшебный магазин")

Дима, 1,5 года. Это более спокойный ребенок, слов на ветер зря не бросает. Говорит кратко и емко.
ма - мама.
па - папа.
ба - бабушка, но и любая женщина и даже большая девочка.
ба(х) - упал, ударился, потерял, стена - запомнил, что ударился о нее головкой и показал             еще раз наглядно, причем (х) у него произносится как простой выдох.
дере - дерево, деревья. Очень их любит, поэтому, иногда, произносит полностью "деревья". В Сочи, где он отдыхал с родителями и братом, ветви деревьев были прямо за окном на уровне 4-го этажа. Вернувшись домой, все еще пытается найти их на балконе  16-го этажа и очень расстраивается, когда не находит.
де - дедушка.
дя - любой другой мужчина.
а - это он о себе, очень любит смотреть свои фотографии и гордо при этим заявляет:"А!"
ка(р) - ка(р) - птица, произносит на английский манер, как каа - каа.
кра - красивый, красивая вещь.
Дима, 1,8 года.Большой прогресс, знает и правильно выговаривает множество слов: дядя, тетя, бабушка, деда и др. Говорит короткими фразами. О себе в третьем лице.
Словотворчество:
гукка - гусеница
бабука -машина (от бу-бу или ба-ба)
вика - вилка
переверка - лопатка
мика - медведь, мишка.
ека - елка.
буки - буквы.
Когда его переодевают, обязательно скажет, - Димка голенький. Знает и называет цифры от 1 до 9, практически все буквы, хотя некоторые путает

***
Роме дали немного мелких денег и кошелек, чтобы отвлечь его от какой-то шалости. Ребенок увлеченно складывал монетки в кошелек и вытряхивал их на диван. Ему показали на монетку:
"Это рубль. А это десять рублей". Прошел месяц. Рома подходит к маме.
-Мама, дай кошелек.
-?
-Там деньги, машинку покупать.
- Придет папа и даст тебе денег.
Приходит папа.
- Папа дай 100 рублей и 10 рублей.
- Зачем тебе?
- Машинку покупать большую и маленькую за 10 рублей.
- У меня нет денег.
Рома важно показывает на полку в шкафу:
- Возьми в кошелечке.
(Роме нет еще 2-х лет).


***
Утром Рома торопит маму побыстрее его одеть.
- Куда ты торопишься?- спрашивает мама.
- Надо ехать на работу на машине с папой,- важно отвечает мальчик.
- Зачем?
- Надо работать.Заработаю денежку и куплю машинку.


***
Роме уже 2 года. Он только-что проснулся. Заходит на кухню, где сидят папа и мама. Рома босиком, но в пижамке. Одна нога запуталась в штанине. Ребенок смотрит себе на ноги.
- Где же другая ножка?- спрашивает он удивленно. Затем подтягивает пижамку, появляется ножка.
- Вот она! Ну, выходи, не бойся.


***
К Роме в гости из другого города приехали бабушка и оба дедушек. Ребенок доволен, расказывает о своих новых игрушках, подбегает к бабушке, дедушке, тянет их играть.
Вечером, усталый Рома: "Приехали разные дедушки,- потом помолчал,- и разные бабушки".


***
Вечером. В помещении душно. Дедушка снял майку и сидит отдыхает.
Рома, выходя после душа, видит дедушку: "Дедушка голенький!"- поясняет он остальным.


***
Рома смотрит в окно. За окном далеко внизу видна трасса, по которой непрерывным потоком идут машины.
"Дорога. Машины едут большие и маленькие,- рассказывает он деду,- на работу. Ходить нельзя по дороге. Можно ходить по тротуарам".
"Теперь дед знает, где можно ходить, и с ним ничего плохого не случится",- соглашается дед. Внук доволен. Дед у него понятливый.


***
Рома ходит по комнате, подбирает игрушки и бросает их в манеж. Затем подходит к маме:
"Сади в манежик". Мама сажает его в манеж, но сама в недоумении, с чего это ребенок сам попросился в манеж? Выходит на кухню и тут все становится ясным. Рома достал бутылку с минеральной водой, открыл ее и полил водой весь пол в кухне.


***
Роме понадобилась игрушка, лежащая в манеже. Он молча пододвинул к манежу компьютерное кресло, залез на него. С кресла спустился аккуратно в манеж. Взял игрушку и кинул ее на коврик возле манежа.
Стоит, думает, как вылезти из манежа. Наконец, придумал.
- Выпустите ребенка,- заявляет он во всеуслышание.


***
Двухлетний Рома стоит перед припаркованным у подъезда многоэтажки Мерседесом и плачет. Мама тянет его за руку.
- Ну пойдем, хватит плакать!
Мальчик упирается и плачет еще сильнее. Проходящий мимо мужчина останавливается и спрашивает: "Мальчик, почему ты плачешь?"
Мальчик отвечает сквозь слезы: " Машинку хочу. Большую. Черную. Мерседес". Мужчина не находит что ответить и уходит.


***
Уже неделя как у них гостит бабушка. Помогает по хозяйству, присматривает за внуком, готовит. Если раньше, проголодавшийся Рома вечером просил маму: "Сыночек хочет кушать кашку,- то теперь забегает на кухню и просит бабущку,- внучок хочет кашку".
Причем, он сам понял, без объяснений взрослых, что если бабушка называет его внучок, то и просить он должен соотвественно. Сообразил не сразу, а дня через 3-4. Ведь бабушка сыночком называла папу, а его внучком. Теперь он утром вбегает на кухню и радостно сообщает: "Бабушка, твой внучок пришел тебе помогать!",- и тутже берется переставлять чайную посуду, несет ложку маме в комнату или посудной тряпкой начинает везде, в том числе и на полу, вытирать пыль. Зная уже рвение внука, бабушка заранее стала готовить ему небольшие задания - уроки, которые ребенок с удовольствием выполняет.


***
Бабушку и дедушку Рома называет по имени. Вторую же бабушку не хочет называть.
- Рома, скажи - баба Рая.
Молчание.
- Скажи - баба Рая.
Молчание. Затем, спустя некоторое время, придумал.
- Мамина мама.


***
Уже в 1,5 года Рома знал все цифры до 10. Часто даже сразу не понятно, где он их видит. Рома с дедом идет в магазин. " Четверка, - говорит мальчик, и через паузу, - и нолик". Оказывается, рядом с магазином стоит знак ограничения скорости до 40 км в час. В другой раз Рома увидел другие цифры. "Шестерка,-говорит Рома, поворачивает головку,- девятка". Опять поворачивает головку и с удивлением замечает: "Нет, шестерка" Опять поворачивает голову: "Девятка". Оказывается, на коробке, стоящей на шкафу, написано "Argos. 6 pieces".
Количество предметов на известных картинках называет сразу, не считая.
Из букв больше всего ему нравятся "У" и "ы". Увидит в титрах мультфильма, обязательно скажет. И так и так повернет головку. Ищет букву "ы".
- Буква Ы с палочкой!


***
Маленькая Алиса 1 год 10 меяцев. Приехали гости и оставили обувь у порога. Берет в руки туфли и несет одному из гостей. Тот в недоумении относит их обратно. Алиса спокойно берет туфли и опять ему приносит. Как только он, догадавшись в чем дело, поставил их в обувницу, она берет туфли следующего из гостей и молча приносит их ему. Хозяйка!


***
Алиса взяла полуторалитровую бутылку минеральной воды и принесла деду.
- Спасибо, Алиса,- дед относит бутылку на место. Ох уж эти взрослые, ничего не понимают! Алиса берет бутылку и опять приносит деду.
- Алиса хочет пить?- спрашивает дед.
В ответ - тишина. Ребенок смотрит на деда, на воду. Наливают ей детской воды. Алиса мотает головой. Пришлось притвориться будто наливают ей воду из той бутылки, что она принесла. Только после этого она попила и успокоилась.


***
Бабушка одевает Рому. Ребенок крутится,капризничает.
- Пусти меня!  Пусти!
- Одену, тогда пущу.
- Пусти, я пойду!
- Куда ты пойдешь?
- К папе!
- Зачем?
- Любиться будем.
Папа вернулся сегодня из недельной командировки.


***
Дедушка купил в магазине печенье и принес домой. Печенье оказалось слегка поджаренным. Рома выпросил у бабушки одно печенье, посмотрел на него и возмущенно говорит:
- Бабушка, надо вымыть печенье. Оно грязненькое.
***
Утром Рома смотрит на трубу соседнего дома.
- Труба большая, грязная. Надо вымыть.
На что дед возражает ему, что труба хоть и грязная, но она у соседей.
"Пойдем,- засобирался Рома, - пойдем на улицу".
Дед интересуется, зачем надо идти на улицу.
- Будем мыть трубу соседей.


***
Мама учит Рому.
- Балуются и дерутся только глупые.
Рома подумал и сделал вывод.
- Я глупый.
Подумал еще.
- Мама тоже глупая.
Еще подумал.
- И папа глупый.
Выдержал паузу и добавил окончательно.
- Все мы глупые.

***
После просмотра мультфильма "Волшебный магазин" Рома берет мелкие игрушки и сталкивает их между собой.
- Шахматы дерутся,- поясняет Рома. (В мультфильме шахматы сражались между собой на волшебной доске).
Одна из игрушек падает на пол.
- Шахмат упал,- поясняет мальчик.
- Рома, надо говорить не шахмат, а шахматная фигура.
Падает вторая игрушка.
- Фигура шахматная упал, - важно поясняет мальчик.

***
На прогулке Рома проходит мимо поваленного бурей дерева.
- Дуб поломался,- замечает Рома,- надо его чинить.


***
Рома 2,5 года выпросил у деда 2 сувенирные свечки. Сидит, рассматривает их, трогает руками. выпачкал руки в саже. Недоволен. Показывает ручки:
- Это что?
- Это сажа, не трогай фитилек и ручки будут чистыми.
- Почему сажа? Давай свечу засвечим!
- Не засвечим, а зажжем. Тогда свеча будет гореть.
Рома помолчал, подумал и выдал:
- Только надо осторожно, а то пальчики обожжем.
Через некоторое время ему надоело играть

- Пусть свеча блистает. Дедушка дай еще свечу.
- Где я ее возьму, больше нет.
- Вот там,-показывает на полку,- треугольная.
Дед не хочет давать ему свечку.
- Хватит тебе двух для игры. Не вижу я там свечек, нет больше.
Рома вздохнул:
- Тогда придется купить новую свечку.

***

Рома 3-х лет идет утром с папой в детсад.
- Папа, в садике есть игрушки для девочек. И для мальчиков есть игрушки. И для меня игрушки есть,- рассказывает он отцу.
Папа спрашивает:
- А разве ты не мальчик?
На что сын резонно возражает:
- Я мальчик Рома!

***

После продолжительных зимних каникул мальчика привели в садик.
- Наконец-то я в садике,- радостно кричит ребенок.

***

- Папа,- говорит 3-х летний Рома по дороге домой из детского садика,- меня сегодня наказали.
- Что же ты сделал плохого,- спрашивает папа.
- Ничего не сделал. Просто починил новый детский утюг. Окончательно. На запчасти. А воспитательница меня в угол поставила.

***
Роме 3,5 года. Он уже выговаривает все буквы, очень старательно их произносит и страшно этим гордится. Внимательно рассматривает картинки в журнале-каталоге Лего.
- Папа, хочу такой небосклеп.
- Ты хотел сказать небоскреб?
- Я и говорю, небосклеп!
- Он скребет небо, поэтому называется небоскреб, - поясняет папа, чтобы сыну было легче запомнить.
- Ага, поэтому он и небоскреб,- недоверчиво соглашается мальчик.

***
Диме 2,5 года. Сидит и увлеченно что-то рисует цветными карандашами.
- Дима, что ты рисуешь?
- Ветер.

***
Дима в неполные 2 года и 10 месяцев рассуждает о природе вещей.
- Бывают игрушечные вещи, а бывают настоящие. Настоящий стол, настоящий диван, настоящая картина, настоящий компьютер, настоящие часы.
Подумал немного,- нет часы не вещь.
- А что такое часы,  - поинтересовался я.
- Часы, это такой прибор, который показывает время. Тик так, тик так и стрелки крутятся,- показывает пальчиками как.
Потом добавил,- и картина тоже не вещь.
Тут уже я заинтересовался не на шутку,- а что же?
- Картина это такая...такая, такой прибор!

***
Рома показывает деду, приехавшему в гости, новую детскую книжку.
- Деда, гляди какую нам новую книгу присрали!
- Что, что сделали,- не понял дед.
- Присрали, курьер присрал!
Рома не так давно научился хорошо выговаривать букву Р и теперь она у него
звучит четко и раскатисто.
- Ты хотел сказать прислали,- догадывается дед.
- Я и говорю, присрали!

***
У Димы (3 года) появились новые игрушки и он тут же дал им имена. Сусликов зовут Бибюн и Пент. Наполовину моржа - наполовину зайца зовут Биван А Цуси (по другой версии Биван А Цуся).


 
 







 


 


Рецензии
с удовольствием прочитала. Важный Рома прямо так и стоит в глазах!

Наталья Швец   18.01.2017 20:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.