Подснежники

Я аккуратно слез с кровати, чтобы не разбудить жену, в соседней комнате спала трёхлетняя дочь, поэтому я собирался тихо и быстро. Неслышно повернув ключ в замочной скважине, я закрыл дверь и вышел на улицу. Ранняя весна. Ещё не до конца рассвело, холодный мартовский ветер обдувал меня со всех сторон, будто норовя залезть под пиджак. Подняв воротник повыше и опустив голову, я направился к рынку. Редкая морось била мне прямо в лицо. Утренние улицы были таинственно пустынными, даже машины ездили тихо и редко.
У входа в рынок под брезентовым навесом располагался скромный цветочный ларёк. Из соседнего магазинчика мне сообщили, что продавщица скоро будет. Кроме меня у ларька стоял сгорбленный старик, его всего просто трусило от холода и от старости. На его обветшавшем плаще, казалось, не было ни единого живого места, весь в заплатках. Но ботинки были отполированы до блеска, хотя даже это не скрывало их возраста: левый был подвязан леской, видимо, подошва отваливалась. Седые волосы спадали на бледный морщинистый лоб, щёки были в редких порезах, как мне показалось, от бритвы. Тусклые глаза несчастно смотрели из-под тяжёлых век, губы были обветрены. Старый вязаный шарф обнимал его морщинистую шею. Он стоял, старательно грея руки в карманах.
Подошла продавщица, она была слегка полновата и не высокого роста, рыжие, видимо крашеные волосы были собраны в неопрятный хвост на затылке, макияж –очень яркий, что вызвало у меня некое отвращение. Выражение лица было хитроватым, надменным. Подойдя к нам, она натянуто улыбнулась.
-Что вам, молодой человек,- обратилась она ко мне довольно неприятным голосом.
Мне было жаль старика, да он и пришёл раньше меня, поэтому я пропустил его вперёд, при этом ответив ей:
-Мужчина раньше пришёл, его отпустите.
-Ой, иди отсюда, алкаш, чего тебе? – с пренебрежением обратилась она к старику.
-Сколько букетик у вас, подснежников?- не обращая внимания на её тон, спросил старик.
-Подснежников тебе? Алкашке своей понесешь? - сказала она и залилась громким хохотом, - пять гривен, что не хватает?! Иди отсюда, околачиваются тут.
Я видел, как на глаза старика накатывались слёзы, он сопел, будто сдерживая в себе гнев, сопел и смотрел в землю.
-Скажи, будет у тебя на три гривны букетик, у меня нет больше, - обратился он к продавщице, протягивая ей на грубой ладони три смятых купюры, по одной гривне каждая.
Та довольно ухмыльнулась и, процедив что-то сквозь зубы, начала рыться в своей плетёной корзинке, полной первых белоснежных подснежников. Достав с самого дна чахлый и реденький увядающий букетик, она протянула его старику, резко забрав с его ладони деньги.
-Держи, алкаш, и этого тебе много, неси своей алкашке.
Ужасное чувство отвращения к этой эгоистичной продавщице закипало во мне, я, не отрывая глаз, следил за поведением старика. С его опухшего воспалённого глаза скатилась скупая мужская слеза, оросив выбритую щёку.
-Да что ж ты делаешь? – возмущённо обратился я к продавщице, - сколько стоит вся твоя корзина?
- Гривен пятьдесят,- растерянно и испуганно произнесла она.
Я достал из кармана пятьдесят гривен и, отдав их ей, быстро взял корзину. Похлопав по плечу старика, я вручил ему корзину.
-Держи, старик, мне эти деньги ничего не стоят, а тебе на пользу будет, пойдём, отдашь их своей женщине, порадуешь в честь праздника.
Ещё одна слеза скатилась по его щеке, и, застыв на миг на скуле, исчезла под шарфом.
-Спасибо, спасибо, я благодарен. Я не жене, она скончалась давно, я дочке. Она у меня болеет, с постели уже год не встаёт, да и  не родная она, жалко стало сиротинушку, вот и приютил.
Старик отвечал дрожащим голосом, изредка сглатывая, чтобы не расплакаться.  В его серых глазах блеснула искорка, он просто не мог выразить благодарности, да и не надо. Проходя мимо магазина, я зашёл и купил два торта, один старику, а один себе домой, жене и дочке. Старик принял мой подарок. Я похлопал его по плечу и простился. Он взял торт и пошёл вперёд по аллее, периодически прихрамывая на левую ногу. А я, обнимаемый до костей холодным мартовским ветром, что гнал по грифельному небу серые тучи, направился к себе домой, к любимым жене и дочке.


Рецензии