Часть одиннадцатая о женщине

    Часть одиннадцатая

    Тема любви - адекватна теме о женщине.Практически эти темы нерасторжимы - в них героиня - любовь-женщина и женщина-любовь.Наиболее предметно и наглядно сказанное воплощено в пластике многовековой человеческой мысли-ваятельницы. Свидетельства человеческой мудрости,гибкости и упругости ума,тончайшего извива чувств - в отношении к женщине.Она-то,может быть,и оказалась когда-то (да может быть оказавается и сейчас!)
поводом для высказываний самых броских,самых жгучих,самых несказанных... Мы же приво-
дим ниже,увы! лишь сказанное!

                КТО  ХОРОШ,  КТО  ПЛОХ ?

    Такова в некоторых случаях человеческая логика:если о двух предметах идёт речь и
одному даётся высокая оценка,то другому обязательно приниженная.И вот в обойме "некоторых случаев" оказывается женщина и мужчина.Здесь прекрасные и милые сло-
ва о первой зачастую сопряжены с отрицательными оценками второго.Мало того,они и обидны-то только потому,что являются фоном,отпечатлевающим непременно верховность прекрасных
созданий!

    Дабы не быть утомительным в развитии уже будто бы ясно очерченной темы и её разре-
шения в оценках тут же погружаемся в калейдоскопичность афористических высказываний...

    "Мужчина,не умеющий хранить тайн женщины, - презреннейший негодяй!" (Г.Филдинг).
Что ж,жестокость писателя,но у него есть более мягкие выражения!Остановимся ещё на одном:"В женщинах есть деликатность,которая не позволяет им чувствовать себя непри-
нуждённо в присутствии человека,имеющего на них виды,но не пользующегося их благосклон-
ностью".

    Ну,а вообще-то (по Демосфену),"женщина может в одно мгновение разрушить то,что мужчина своим умом создавал годами"!А вот ещё одна пословица гласит:"Женщина в семью -
как клин в дерево".

    И всё же,несмотря на столь её демонические способности,вблизи которых трепетному
мужчине грозит,как правило жизни,роковой исход для его судьбы,есть мыслители,которые
 свой изначальный и естественный трепет души сохраняют навсегда.Таков Анатоль Франс:
"Женщина - это ловко расставленная западня.Только почуял её - и уже попался.Увы,вос-
хитительная прелесть этих созданий издали действует ещё сильнее,чем вблизи.И чем
меньше они удовлетворяют страстное желание,тем больше внушают его".

    И может быть,во всех этих противопоставлениях есть извинительные мотивы,которые так явственно слышимы в словах Достоевского (в рассказе "Кроткая"):"А женщина любящая,о,
женщина любящая - даже пороки,даже злодейства любимиго существа обоготворит".

    ...Пусть же вечным будет вопрос,вынесенный в заголовок:его можно "снять",к нему
можно прибавить ещё один - то и другое будет опрометчивым шагом!Ну,а кто из читате-
лей одержим действием - пусть сделает этот шаг!

                ВЕЛИКОЕ   ПРОТИВОСТОЯНИЕ

    О,как бесконечно прав Фёдор Иванович Тютчев! - "Любовь,любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной - Их съединенье,сочетанье,И роковое их слиянье,И... поеди-
нок роковой..."

    Загадочна женщина,но столь же загадочен и мужчина, - от этого качества не свободны
и их взаимоотношения.Например,гениальным Достоевским подмечено (в "Подростке"):"О,
мужчина в решительном нравственном рабстве у женщины,особенно,если великодушен!" Но
знаменитая Жорж Санд предостерегает обоих:"Дерзок тот,кто,видясь ежедневно с предме-
том своей любви,думает устоять против страсти". А вообще-то (по Жан Барту):"Супружес-
тво - золотая цепь,когда надеваешь её,свинцовая,когда носишь,и железная,когда пытаешься
её разорвать".

    К развитию что ли смысла заголовка этого эссе хотелось бы столкнуть двух старых
европейских писателей.Вот уже упоминавшийся Г.Филдинг - "Женщина,наслаждавшаяся однажды
любовью мужчины,пройдёт больше половины дороги в преисподнюю,лишь бы не дать насладить-
ся тем же и другой..." Но вот что провозглашает Луи-Себастьян Мерсье:"Мужчина всегда
будет больше ценить красоту,чем ум женщины,потому что последним может пользоваться каж-
дый".Не потому ли всё это подобное происходит,что по Анри де Ренье "женское сердце
чувствительно к мужскому восхищению,а тщеславие,которое женщины при этом испытывают,
может подсказать им немало глупостей"? Но как бы то ни было - "женщина охлаждается,
когда мужчина выскажется весь..." (И.А.Гончаров).

    Впрочем,у этого замечательного русского писателя один герой из "Обыкновенной ис-
тории" советует нам:"Оружие против женщины - снисхождение,наконец,самое жестокое -
забвение! Только это и позволяется порядочному человеку".

    ...Всё это лишь частички того высказанного и осмысленного человечеством,что есть в нашем распоряжении.Но,право,не хочется продолжать пикирование.Наверное,заключить этот
небольшой рассказ нужно благодарностью к женщине,да к тому же словами великого гума-
ниста мира - Достоевского:"Русская женщина всё разом отдаёт,коль полюбит - и мгнове-
ние,и судьбу,и настоящее,и будущее".

                ДИФИРАМБЫ

    К Ней - к Женщине - все лучшие стихотворные строчки адресованы поэтами всех эпох
и времён!В них,зачастую, - красота,свежесть,гибкость мысли,неувядаемость выраженного
чувства,наконец,блестящая звучная афористичность.Вот несколько примеров.Китайский по-
эт У111-го века Ли Бо:"Укрывшись веером,как месяц из-за тучи,Ты лишь украдкой выгля-
нешь любя.Но видеть и не обладать - уж лучше Не видеть никогда тебя". А вот русский
писатель А.Вельтман:        "Очаровательна,румяна,
                Игривой живости полна,
                В прозрачной ткани из тумана,
                Пленила чувства мне она!
                Не сплю я...вся душа в томленьи!
                Я жду её...я весь горю!..
                Ревнивцы,бросьте подозренье,
                Я жду румяную зарю!"

    "О как в тебе лазури чистой много И чёрных,чёрных Туч!" - восклицает Вл.Соловьев.
Он же:"О милая!Всё гордое созданье,Все гордые слова твой друг отдать готов За мимо-
лётный миг хоть одного свиданья,За звук один возлюбленных шагов". А у В.Бенедиктова:
"Земная ты...Но небеса Творит сама твоя краса".

    "Со мной всю жизнь - один Завет:Завет служенья Непостижной!" - исповедуется А.Блок.
А Марина Цветаева в ответ:"Друг!Неизжитая нежность душит".

    Участник "Северной Лиры" на 1827 год малоизвестный поэт В.Астафьев:"Как вздох люб-
ви она прекрасна".

    Армянский классик Ваан Терьян:"Перед взором твоим я стою,как слепой".Или его же.
"Имя милой - словно стоны лир".

    Очаровательный Петрарка:"Язвительны прекрасных глаз лучи".

    А у... примеры пусть продолжит с удовольствием и упоением наш читатель - они нескончаемы.Почему же так обнаженна душа поэта,пытающаяся выразить существо образа любимой?Ведь,столько слабостей мы отметили - в сфере афористики - относящихся к сла-
бому прекрасному полу! Не знаю как кто,но ответ на это мне видится у блестящего немецкого романтика Фридриха Шлегеля:"Только женщина может быть подлинно несчастной
и подлинно счастливой!"

                ПРИЧАСТЕН  К  АФОРИЗМУ

    Зачастую некоторые любители чтения беллетристики увлекаются выписыванием различных,
на их взгляд и вкус,броских выражений и изречений.Челевечество дало множество этим вы-
сказываниям названий:это и афоризм,и апофтегма,и паремия,и бонмо и т.д.Даже,если хотите,есть и область знания - паремиология - собирательство крылатых слов и текстов по
тому или иному принципу филологии.Грешу этим и я.Собираю.И притом с давних пор.

    О,как много в литературном океане,влитых в него маленьких ручейков из искромётных мыслей,рождённых творческой энергией больших и малых писателей и поэтов разных стран,
народов и эпох!Много высказано ими суждений о жизни,о быте,о природе,об искусстве,на-
конец,о женщине...Разговор неисчерпаем.

    Вот и мне этот разговор по душе - благо,когда уместно. В писательстве,замечено уже давно,сначала пишется о чём-нибудь развёрнуто,широко,масштабно,затем тема сворачивает-
ся;факты,события,явления уплотняются,и вот как бы в конденсированном виде делается заключение - возникает мысль.Она нас увлекает,ласкает,тешит,наконец,учит!

    Истари филологии (да и не только ей!)знакома так называемая стилистическая фигура -
силлогизм.Это две посылки и заключение или вывол...

    Вот о женщинах много писали,например,французы.Да и в общем-то,кто о них не писал? Ну,да ладно,пусть будут французы...Как-то посчастливмлось мне прочесть стилиста-клас-
сика французской литературы уже начала ХХ века Анри де Ренье,изданного у нас (1930-е)
в лучшем до сих пор издательстве "Academia".В небольшом произведении "Амфисбена" есть
такие слова:"У всякой женщины есть потребность быть завоёванной".Да и как же может быть иначе,ведь,известный в прошлом наш русский театральный критик А.Р.Кугель в своих "Литературных воспоминаниях" как-то заметил:"Наряд - оружие женщины,поэтому по-
беждённая женщина слагает своё оружие".Ну,ладно,думаю сам себе,пусть будет так...

    Читая другого французского классика - Виктора Гюго - его предшественника (Ренье),
вдруг натолкнулся на любопытную фразу:"Нагая женщина - это женщина во всеоружии!" Хм,
вот они оказавшиеся рядом (пока в моём воображении) две посылки силлогизма! Можно
 теперь изречь и заключение,то бишь вывод:"Женщину можно победить,но её нельзя обезо-
ружить!"... Но это уже сделал не какой-нибудь великий французский классик литературы,
а я,рядовой чтец их великих произведений...



                --------------------
 


Рецензии