Беглый Человек

«Беглый Человек, или биография Михаила Булгакова»

                Вот это я тебе взамен могильных роз,
                Взамен кадильного куренья,
                Ты так сурово жил и до конца донес
                Великолепное презренье.
                Ты пил вино, ты, как никто, шутил
                И в душных стенах задыхался,
                И гостью страшную ты сам к себе впустил,
                И с ней наедине остался.
                И нет тебя, и все вокруг молчит
                О скорбной и высокой жизни,
                Лишь голос мой как флейта прозвучит
                И на твоей безмолвной тризне <...>
                Придется поминать того, кто полный сил
                И светлых замыслов и воли,
                Как будто бы вчера со мною говорил,
                Скрывая дрожь смертельной боли.

                /Анна Ахматова/

                ***

Мало, что можно добавить косвенно по биографии, все давно написано и выложено во многих источниках, так что многое из написанного ниже, будет совпадать, но субъективно личные рассуждения будут моими, как и все основная идея. Главное показать остальным, какой был человек и как прошла его жизнь, что толкало его на поступки и некоторые решения. А без биографии это будет сложновато, все же ее придется выложить в кратком содержании с моими краткими добавлениями.
      
        Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940). Автобиография.

Михаил Булгаков стал первым ребенком в своей семье. Родился он 3 мая 1891 года в городе Киеве на Воздвиженской улице. Родители его были весьма значимые люди в своих кругах. Отец Афанасий Иванович Булгаков довольно интересная фигура, занимался историей и религией, в последствии стал профессором Киевской духовной академии. Мать Михаила Варвара Михайловна, о ней сохранилось не так много информации, в основном занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, впрочем, как и многие женщины  в то время. Сильно было влияние отца, который с детства воспитывал Михаила как нравственного человека. Булгаков стал первым ребенком в семье, поэтому он был старшим, и на него возлагалось больше ответственности. В 1909 он заканчивает киевскую. Первую гимназию тем самым получив свое первое образование.  После смерти отца в 1906, по моему мнению, на мать и на Михаила легла большая ответственность, все таки семья была не маленькая, семеро человек. Отсюда и твердая закалка характера. Не знаю, почему таков был его выбор, но он решил пойти по тропе врача и поступает в том, же 1909 году на медицинский факультет Киевского университета. А в 1908, что не мало важно в конце весны он знакомиться со своей будущей женой Татьяной Лапка. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи. Учеба проходила гладко, учился Михаил хорошо. Тогда у него уже и появилась первая тяга к творчеству, но пока всерьез этим не занимался.  Вскоре Булгаков решает жениться и его не останавливает очень тяжелая финансовая ситуация. В 1913 году М. Булгаков вступает в свой первый брак — с Татьяной Лаппа (1892—1982). Вот, как раз момент из её воспоминаний: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже — я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье — пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. …Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой после церкви ехали в карете. На обеде гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего — нарциссов…» Отец Татьяны ей в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги в их кошельке быстро растворялись, так как Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси, на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит — ни колец, ни цепи моей. „Ну, значит, всё в ломбарде!“»
Так протекала их жизнь, особо большого заработка не было, и приходилось жить, чем придется. Он хотел поступить на службу и служить врачом в морском ведомстве, но по состоянию здоровья его не берут. Вскоре началась первая мировая Война, которая изменила многое, включая и взгляд Булгакова на жизнь в целом, его буквально захлестнула «жизнь полевого врача». М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.  В 1917 пристрастился к наркотикам, в данном случае к морфию. В феврале 1918 освобождается от службы по болезни. Конец февраля - возвратился в Киев, работал частнопрактикующим врачом-венерологом. Весной - излечивается от морфинизма. Когда началась Гражданская Война, многим приходилось выбирать сторону. В феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. Врачи были в большом дефиците в то время, поэтому даже малые знания в этой области уже делали тебя врачом, не говоря о человеке с дипломом, поэтому ему просто пришлось идти на службу.  Далее события его жизни разворачиваются более загадочно, поэтому по одной из версий:  М. Булгаков был мобилизован в Красную армию в качестве военного врача; 14-16 октября вместе с частями Красной армии вернулся в Киев и в ходе уличных боёв перешёл на сторону Вооруженных сил Юга России и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка. Пришлось побыть на Кавказе, поучаствовать в походах, в том же 1919 в Октябре - участвовал в походе на Чечен-аул и Шали-аул против восставших горцев. 26 ноября - первая публикация: фельетон "Грядущие перспективы" в газете "Грозный". Начало декабря - приехал во Владикавказ, стал работать в военном госпитале. В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем — в Вооружённых Силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками провёл в Чечне, затем во Владикавказе. В 1920 бросает карьеру врача и вспоминает свои творческие навыки, начиная тем самым литературную деятельность. В конце января - увольняется из госпиталя, и идёт работать журналистом. Начинает набираться опыта в этой сфере. В Феврале - сотрудничает в газете "Кавказ", публикует различные статьи. Его сильно интересует театр и это ему нравиться даже больше чем все остальное, он начинает писать пьесы и уже в этот 1920 летом-осенью - постановка пьес "Самооборона" и "Братья Турбины".  А в конце октября - уволился из подотдела искусств. Потом его жизнь еще больше закручивается, он становиться довольно известным в литературных кругах. В 1921: Середина марта - постановка пьесы "Парижские коммунары", 15 мая - постановка пьесы "Сыновья муллы", 26 мая - уехал в Тифлис (Тбилиси). Конец июня - уехал в Батум. Середина сентября - уехал из Батума в Москву через Киев. 24 сентября - приехал в Москву. 1 октября - зачислен секретарем Литературного отдела (ЛИТО) Главполитпросвета. 23 ноября - закрытие ЛИТО. Конец ноября - начал работать заведующим отделом хроники в "Торгово-промышленном вестнике".  В этом же 1921 он опубликовал отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. (С 1922 по 1926 год в «Гудке» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.) В марте 1923 он решает вступить во Всероссийский союз писателей. В 1924 встречает свою новую любовь, это произошло на вечере издательства "Накануне", он встретился с Любовью Евгеньевной Белозерской (1898—1987).  25 февраля - опубликована повесть "Дьяволиада" в 4-м выпуске альманаха "Недра". Апрель - разводится с Т. Н. Лаппа. Начало августа - опубликована первая часть повести "Записки на манжетах" во 2-м выпуске альманаха "Возрождение". Конец декабря - опубликована первая часть романа "Белая гвардия" в № 4 журнала "Россия". В 1925. Январь - начал работать над повестью "Собачье сердце". 15 февраля - читал повесть "Собачье сердце" на квартире у издателя "Недр" Н. С. Ангарского. Февраль - опубликована повесть "Роковые яйца" в 6-м выпуске альманаха "Недра". 3 апреля - приглашен работать во МХАТ; начал писать пьесу "Белая гвардия" (будущие "Дни Турбинных"). Конец апреля - опубликована вторая часть романа "Белая гвардия" в № 5 журнала "Россия" (заключительная часть не напечатана из-за закрытия журнала и невыхода в свет № 6). 30 апреля - зарегистрировал брак с Л. Е. Белозерской. 31 октября - читал пьесу "Белая гвардия" труппе Художественного театра. С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом прошла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину. Однако в своих выступлениях И. Сталин соглашался: «Дни Турбиных» — «антисоветская штука, и Булгаков не наш». Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как В. Маяковский, А. Безыменский, Л. Авербах, В. Шкловский, П. Керженцев и многие другие. В 1927. 7 февраля - выступил на диспуте "Дни Турбиных" и "Любовь Яровая" в театре им. В. Э. Мейерхольда. 9 ноября - снята с репертуара пьеса "Зойкина квартира". В 1928. 2 января - заключил договор с МХАТом на пьесу "Бег". Апрель - возобновлена пьеса "Зойкина квартира" в театре им. Евг. Вахтангова. 24 октября - запрещена пьеса "Бег". 11 декабря - премьера пьесы "Багровый остров" в Московском камерном театре. В этом же году ездил с женой на Кавказ посетил Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. Вот как раз в этот самый момент его и посетила идея написания «Мастера и Маргариты». В 1929. 2 февраля - письмо И. В. Сталина драматургу В. Н. Билль - Белоцерковскому с отрицательным отзывом о пьесе "Бег". 28 февраля - познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской. 6 марта - опубликовано решение Главреперткома о снятии с репертуара всех пьес Булгакова. 17 марта - последнее представление "Зойкиной квартиры". Апрель - снятие с репертуара "Дней Турбиных". 8 мая - сдал в издательство "Недра" главу "Мания фурибунда" из романа "Копыто инженера" (будущий роман "Мастер и Маргарита"). Начало июня - последнее представление "Багрового острова". Начало июля - направил письмо-заявление И. В. Сталину, М. И. Калинину и др. с просьбой о выезде из СССР. Сентябрь - написал письма секретарю ЦИК А. С. Енукидзе и А. М. Горькому с просьбой похлопотать о выезде за границу. - работал над повестью "Тайному другу". 2 октября - подал заявление о выходе из Всероссийского союза писателей. Октябрь - начал работать над пьесой "Мольер". В 1930 ситуация Булгакова сильно меняется. Произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года[7], с просьбой определить его судьбу — либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин, который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. 25 апреля - на Политбюро решено предоставить Булгакову работу там, где он пожелает. 5 мая - пишет письмо И. В. Сталину с просьбой принять его в первой половине мая, поскольку "средств к спасению у меня не имеется..." 10 мая - поступил во МХАТ ассистентом режиссера. Май - начал работать над инсценировкой поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души". В 1931. 75 марта - ушел из ТРАМа. Июль - начал работать над пьесой "Адам и Ева" для ленинградского Красного театра и театра им. Евг. Вахтангова. Сентябрь - подписал договор с ленинградским Большим драматическим театром (БДТ) на инсценировку "Войны и мира". Конец сентября - отказ театров от постановки "Адама и Евы". 12 октября - подписал договор на постановку "Мольера" с БДТ. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 году, после почти пяти лет репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. Но все же в этом же году, 18 февраля - МХАТ возобновил "Дни Турбиных". 25 февраля - завершил инсценировку "Войны и мира". 14 марта - отказ БДТ от постановки "Мольера". 11 июля - подписал договор на книгу о Мольере для серии "Жизнь замечательных людей". 18 июля - подписал договор с Театром-студией Ю. Завадского на перевод пьесы Мольера "Мещанин во дворянстве" (осуществлен под названием "Полоумный Журден"). 3 октября - расторг брак с Л. Е. Белозерской. 4 октября - зарегистрировал брак с Е. С. Шиловской, принявшей фамилию Булгакова. 18 ноября - завершил работу над пьесой "Полоумный Журден".  В 1933. 8 марта - сдал в редакцию ЖЗЛ книгу о Мольере. 7 апреля - А. Н. Тихонов (Серебров) (редактор серии ЖЗЛ) пишет отрицательный отзыв о булгаковской биографии Мольера. 18 мая - подписал договор с Ленинградским мюзик-холлом на пьесу "Блаженство". Декабрь - начинал исполнять роль Судьи в мхатовской инсценировке "Записок Пиквикского клуба". В 1934. Январь - возобновил интенсивную работу над второй редакцией будущего романа "Мастер и Маргарита". 23 марта - подписал договор на пьесу "Блаженство" с Театром сатиры. 31 марта - подписал договоры с киностудией "Союзфильм" на сценарий "Мертвые души". Конец апреля - направил заявление А. С. Енукидзе с просьбой о двухмесячной зарубежной поездке. 4 июня - был принят в Союз советских писателей. 7 июня - отказ о выдаче загранпаспорта. 16 августа - подписал договор с киностудией "Украинфильм" о сценарии "Ревизор". Сентябрь - начал работать над пьесой о Пушкине. 9 октября - заключил договор с Театром Сатиры о переработке пьесы "Блаженство" (в результате была написана новая пьеса "Иван Васильевич").  В 1935. 9 сентября - завершил работу над пьесой "Александр Пушкин". 30 сентября - завершил работу над пьесой "Иван Васильевич". 5 ноября - начал работать над переводом пьесы Мольера "Скупой". 10 декабря - подписал договор с издательством "Academia" на перевод пьесы Мольера "Скупой". В 1936. 16 января - окончил работу над переводом "Скупого". 16 февраля - постановка пьесы "Мольер" во МХАТе. 5 марта - начал работать над учебником "Курс истории СССР". 9 марта - в "Правде" опубликована статья с критикой постановки "Мольера"; снятие "Мольера" с репертуара. 13 мая - запрещение после генеральной репетиции постановки пьесы "Иван Васильевич". 19 мая - начал работать над переводом "Виндзорских проказниц" Шекспира для МХАТа. 16 июня - предложил композитору Б. В. Асафьеву написать либретто оперы "Минин и Пожарский". Июнь - июль - завершил работу над второй редакцией будущего "Мастера и Маргариты". 14 сентября - отказался от продолжения работы над переводом "Виндзорских проказниц"; - подал во МХАТ заявление об увольнении и заявление в Большой театр о приеме на работу. 1 октября - зачислен на работу в Большой театр либреттистом-консультантом. 26 ноября - начал работать над "Театральным романом". В 1937. 18 марта - завершил работу над либретто "Черное море". Конец марта - завершил работу над либретто оперы "Минин и Пожарский". Весна - начал работу над третьей, заключительной редакцией романа "Мастер и Маргарита" (в мае роман получает свое окончательное название). Июнь - начал работу над либретто оперы "Петр Великий". Сентябрь - прекратил работу над "Театральным романом". 13 сентября - завершил либретто оперы "Петр Великий". 8 декабря - начал работу над инсценировкой романа Сервантеса "Дон Кихот" для театра им. Евг. Вахтангова. 4 февраля - написал письмо И. В. Сталину с просьбой о смягчении участи Н. Р. Эрдмана. 26 мая - 24 июня - перепечатана завершенная рукописная редакция "Мастера и Маргариты". 22 сентября - начал работу над либретто оперы "Рашель". Середина сентября - начал работу над пьесой "Пастырь" (будущий "Батум"). 8 октября - завершил инсценировку "Дон Кихота". В 1939. 26 марта - завершил либретто "Рашель". 26 апреля - 14 мая - читал друзьям полный текст романа "Мастер и Маргарита". 18 мая - у Булгакова возник замысел пьесы о Ричарде Первом ("Ласточкино гнездо"). 24 июля - сдал в МХАТ пьесу "Батум". 27 июля - читал пьесу "Батум" в Художественном театре. 14 августа - уехал вместе с Е. С. Булгаковой и постановочной бригадой МХАТа в Грузию для работы над пьесой "Батум", возвратился в Москву из Тулы после телеграммы, отменяющей поездку. 10 сентября - уехал вместе с Е. С. Булгаковой в Ленинград. 11 сентября - у Булгакова резко ухудшилось зрение, поставлен диагноз - нефросклероз. 15 сентября - возвратился в Москву, консилиум врачей подтвердил диагноз. 4 октября - начал диктовать Е. С. Булгаковой исправления в тексте "Мастера и Маргариты". 18 ноября - 8 декабря - находился на лечении в подмосковном санатории "Барвиха": состояние Булгакова временно улучшилось. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В последний роковой год 1940, Булгаков продолжал работать, буквально до самой смерти. 6 января - сделал записи к пьесе "Ласточкино гнездо". 22 января - заключил договор с МХАТом на постановку пьесы "Александр Пушкин" ("Последние дни"). 13 февраля - диктовал поправки к "Мастеру и Маргарите". 10 марта - в 16 часов 39 минут Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску. М. Булгаков похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е. С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Материалы взятые для составления автобиографии:

1)http://ru.wikipedia.org/wiki/,_
2) http://bulgakov.lit-info.ru/

                ***

Исходя из биографии видно, как происходила и продвигалась жизнь великого человека. В то время когда он жил, он не знал особой славы, да и житьё это было непростое. Тяжелее всего, подлинному таланту выживать и добиваться своего признания, у Булгакова большую часть времени так и было. Думаю многие гениальные люди прошлого, просто бы позавидовали нам, тому какую свободу сейчас мы имеем, ведь от нас лишь требуется смелость и упорство. Думаю, Михаил Булгаков, порадовал бы нас еще большим количество творческих идей и произведений, не говоря уже о театре, который он любил больше жизни. А это уже отдельная тема, театр был слабостью его до самой смерти. Даже считаю, что он больше писал рассказы, что бы иметь хоть какие то средства к существованию, ведь видно из биографии, что часто его театральные представления не допускали к показу. Ещё одним доказательство его любви к театральному искусству служит, роман «Жизнь господина Де Мольера», можно сказать еще биография. В этом рассказе если прочитать внимательно, видно, что главный акцент выставлен на эмоции, на действия главного героя, что бы как то красочнее это показать зрителю. И как то даже и написано в виде театрального действия.
     Булгаков один из самых читаемых людей 20го. века. Но слава пришла к нему уже лишь после смерти. Властям были не угодны его фантастические идеи, его свобода в изложении слова, да и слишком уж открытые реплики в рассказах. Он писал так, как сам хотел и то, что сам хотел, а не то, что нужно было непосредственно властям, которые любили перекрывать кислород большинству творческих людей, если они так сказать «не пресмыкались перед ними на коленях».  Но Булгаков все же сумел оставить после себя такое наследие благодаря которому, современному читателю есть чему поучится и что извлечь именно для себя. Его романы несут философский смысл, особенно всеми известный роман «Мастер и Маргарита», на создание которого ушли многие годы и который он диктовал своей жене, в минуты болезни, до самой смерти. Через свои книги, он мог общаться со своим читателем, ведь на протяжении жизни его лишали даже этого.
    Человек, который любил Пушкина, но не признавал других «современных» поэтов, поэзия вообще для него была отдельной темой для разговора. Интерес к Пушкину выразился у Булгакова в работе над пьесой о Пушкине «Последние дни» (1934-1935). Булгаков являлся продолжателем наших великих классиков, но ко всем поэтам предъявлял очень высокие критерии, которые жили в его время, большинство он просто не признавал и не любил когда в его присутствии читали свои стихи. Даже Анна Ахматова, которая часто бывала в гостях не осмеливалась прочесть свои стихи из за этого. Только Пушкин оставался его идеалом, из Пушкина порой он черпал вдохновение для души. Для Есенина у него так же была отдельная частичка в своих мыслях, но этого он то же не признавал. И главной темой всего написанного, как раз и станет, судьба Булгакова и его схожесть по духу с Есениным. Когда думаешь о Есенине, сразу встаёт перед тобой образ светлого, улыбающегося человека, жизни любимого, ветреного и вдохновленного, как бескрайни просторы России, родины. Если представляешь Булгакова, то сразу непринужденно ощущаешь, задумчивость, строгость, какую то точность, логичность, смелость и твердость. Возможно само творчество человека и творит «его» «образ» в глазах читателя, ведь представьте на один момент любого любимого вами писателя, поэта, человека, что первое приходит на ум? У меня воображение создает образы, это как фигурки окрашенные чувствами, подлинно которые не передать словами и не сложить в строки.
    Главный мой интерес к Булгакову это в первую очередь его мистика, что же заставило человека писать романы с такими можно даже сказать феерическими названиями? Такие, как Дьяволиада, Мастер и Маргарита, Багровый остров. Он любил таинственность и как подлинный мастер слова, старался передать её через странички в своих книгах, читателю. Меня просто завлекает и тянет в эту атмосферу загадочности, но меня всегда больше всего волновало, что толкает человека написать именно это, именно о том? Я больше всего хочу знать причину. Всем известно как приходит вдохновение, как в определенный момент времени тебя буквально поражает молния, твои мысли озаряет, но сам толчок даёт, как обычно жизнь. Может какие то мелочи, ты смотришь вокруг, и видишь совсем другое, а потом это новое, другое уже ложится на бумагу, в твоем новом фантастическом мире. Вдохновение это та же любовь, только длится не так долго, может мгновения, а может и дольше, но если упускаешь этот момент, то можешь написать уже и вовсе не так как хотел с самого начала, пропадает желание, «творческий аппетит». Мастера и Маргариту уже довольно долго изучают скептики и другие эксперты, мы не будем лезть в те же дебри, потому что это может довольно на долго втянуть в трясину размышлений.
     Жизнь Булгакова вот ответ, если бы мы имели больше материалов, больше документов, чего то что бы могло более подробно описать его быт, мы бы смогли понять настоящие причины написания его произведений, то что толкнуло его на это. Но, увы, теперь остается только гадать. И так человек который не любил поэтов, а сам когда то писал стихи, ведь были же пробы, были эксперименты, доказательства его стихотворений до сих пор сохранились, но судя по всему душа не легла в этом направлении. Но Есенин, Есенин потрясал Булгакова, Булгаков наблюдал за ним, за его творчеством. Тогда Есенин был самым известным из всех, самым знаменитым в прямом смысле. Булгаков видел, как Сергей страдал, видел через творчество, видел через газеты, через поступки, разговоры. Он видел как Есенин подвергался гонению, как он был то нужен, то не нужен. И все это дало свои результаты. Смерть Есенина потрясла всех, включая и Михаила. И как я сам считаю в дань памяти великому русскому поэту Сергею Есенину, Булгаков отвел ему роль в своем последнем романе «Мастер и Маргарита». Сам, читая роман несколько раз и смотря фильмы, я даже и не думал, как то связать фигуру Есенина и поэта Бездомного!  Но размышляя о самой фигуре вымышленного поэта в романе, я замечал схожесть, но не предавал этому значения. Но после того как вновь увлекся Есениным, эта схожесть стала очевидна, а вскоре нашел доказательства этому, которые и хочу изложить в данной рукописи. Вообще роман Булгакова слишком много планен, слишком многослоен, что бы разгадать все ветки и все направления самой идеи. Многих людей он просто брал из своей жизни, очевидно, что через роман он хотел запечатлеть для потомков весь «театр» того времени, местами драматично, а местами и сатирично. Поэтому полностью я бы даже и не смог понять всех выбранных им фигур, то есть кто из тех людей участвует в процессе, даже какие то моменты из жизни он также брал и переносил в книгу да так, что и нельзя было сразу понять, что это именно то! Теперь становится очевидным, почему такие долгие годы его не печатали, даже после смерти Булгакова. Я лишь расскажу о схожести с Есениным одной из фигур.
    Признаюсь полностью сам я бы не догадался всей очевидности фигуры, кое что пришлось почерпнуть у других критиков, а теперь понимаю все же как это очевидно на самом деле. И так поэт Бездомный, кто он? Помните, как по книге развивалась его сюжетная линия. Несколько эпизодов, но для начала, почему вообще Бездомный? Что за глупая кличка, фамилия? Ну так вот, вовсе не глупая: человек не имеющий дома, он же вечно был без квартиры, вечно ему не давали жильё, помните? А теперь подумайте о Есенине, у него вообще был дом? Сергей Есенин не мог получить от властей постоянное жильё, ему приходилось буквально всю жизнь мотаться по съемным квартирам и друзьям. Бездомный поэт, вот вам и Есенин, первое сходство, человек имевший славу и известный всеми, так и не заслужил жилья, парадокс. А сам Булгаков? Да у него так же особо то и не было квартиры, а квартирный вопрос в то время был очень сложен. Кто мог похвастаться, что ему дали просто так комнату, или что то такое. Жильё, как говорится было на вес золота. Тем то и связано, поэт Бездомный, квартирный вопрос, вот две веточки. Второе слава Есенина, его знали все, а этого он сам особо и не замечал. Помните сцену когда, Воланд вытащил газетку, еще в самом начале книги: «…иностранец вытащил из кармана вчерашний номер «Литературной газеты», и Иван Николаевич увидел на первой же странице свое изображение, а под ним свои собственные стихи». Что свидетельствует о большой известности поэта Бездомного, о его значимости в литературном сообщество. Вот и второе совпадение.
     Как отмечал в своей статье Валерий Мешков: Хотя Булгаков именовал свой роман кратко, для родных и друзей, как «роман о дьяволе», надо все же помнить, что это фантастический роман о дьяволе, с большой долей пародийных, сатирических и юмористических элементов. И в этом, фантастическом мире романа, «прославленный» поэт Бездомный унаследовал многие характерные черты, и даже биографические подробности, знаменитого российского поэта советского времени Сергея Есенина. И в самом деле, стихи Есенина с его портретом, при его жизни печатались во многих советских газетах. Любой писатель с ревностью для себя отмечал это обстоятельство, и особенно Булгаков, которому с некоторых пор любые публикации в советской прессе «были заказаны».
   Я в последствии нашел статью Валерия Мешкова и отметил для себя, что не один я как раз и думаю об этом поразительном сходстве. Очевидно теперь, что Бездомный и есть копия Есенина. К чему я привел такой пример, у Михаила Булгакова таких примеров множество, это свидетельствует о его высокой изощренности ума, и нельзя с наскоку разгадать все тайны его книг, подлинный мастер, пишет на века, пишет тайнами, зашифровывает в свой текст «послания», свою философию. У Булгакова есть еще роман, называется «Театральный роман», её то же можно назвать одной из его таинственных творений, хотя он сам говорит, что эта рукопись попала к нему от какого то человека, если вы поинтересуетесь в начале книги там это подробнее написано. Но само действие романа разворачивается несколько загадочно, есть человек, журналист, среднего класса, а в итоге с ним происходят странные происшествия, он пишет книгу, а потом уже и целую пьесу, но ему все завидуют и не говорят своих истинных планов.
    Биография Булгакова, для нас до сих пор остается тайной, возможно благодаря стараниям советских властей скрыть его творчество и его самого от зрителей. Но главного не отнять ни кому, подлинного таланта и «не горящих в огне рукописей», Мастеру не сжечь своей истории. Всегда право судить достается времени, а труды оставленные после себя, это то не многое что мы можем предложить будущим поколениям, то в чем мы можем жить. И жив в роле Мастера Михаил Афанасьевич Булгаков и живы его строки, беглый человек, какой  бы ни была его судьба, всегда найдет своего зрителя. А я скромно следящий через пыль времен, отдаю дань почтения любимому писателю и знавшему своё дело человеку.
    
    Август – 04.09.2011


Рецензии