Раззудись плечо, размахнись, рука!.. О критике

"Раззудись плечо, размахнись, рука!.." или Всегда ли полезно махать топором?

Данные размышления появились не на пустом месте, а навеяны темами многих обсуждений и дискуссий на некоторых литературных сайтах и литпорталах, а также собственным опытом по сайту "Проза".
Думаю, есть смысл остановиться на нескольких пунктах, которые будут полезны и для тех, кто пишет критические рецензии, и для тех, кто пока вообще не умеет их писать.
***
Для многих слово "критик" ассоциируется с чем-то вроде  злой собаки, натасканной облаивать и грызть тех, кто имеет смелость выложить свои работы на всеобщее обозрение.
Или же топора, беспощадно рубящего посаженное автором дерево.
Что уж греха таить, многие так и делают, дай им этот топор в руки...

Однако, по моему глубокому убеждению, критик должен походить не на безумного лесоруба, размахивающего топором направо и налево, а аккуратного и добродушного садовника, с особой тщательностью ухаживающего за своим садом и подрезающего только то, что мешает растению развиваться.

Так же и с критикой: важно не забывать, что это не урок БЕЗЖАЛОСТНОСТИ, а урок БЕСПРИСТРАСТНОСТИ.

Цель рецензии – не в том, чтобы показать свое превосходство в плане красноречия, грамотности и умения находить ошибки, но, прежде всего в том, чтобы указать на них автору, и помочь ему от них избавиться. Помните: «отвергая – предлагай»?..
То есть, объяснять вполне ровно, корректно и достаточно подробно, - не ругая, а просто излагая свои аргументы.

Поэтому с этической точки зрения лучше избегать таких выражений, как:
- «…еретические зачатки мозговыноса…» – едкая шпилька, которая хороша в личном дружеском разговоре, но никак не в рецензии;

- «…описание собственной тяжёлой судьбы автора с многочисленными приукрашиваниями…»;
- «…с WORD автор явно незнаком». – А мы не знакомы ни с автором, ни с его судьбой, и поэтому не должны переходить на личности;

- «…эту работу написала школьница в порыве желания продемонстрировать собственную чувственность, описав трагедию…» - тем более, ссылаться на возраст, пол и т.д. и т.п.;

- «… попытаемся разжалобить читателей, чтобы они в итоге посочувствовали автору: «ай-ай, какой он негодяй, помер, да как ему и надо, и как она, бедняжка, настрадалась». - Недопустимо переносить негативное восприятие текста на отношение к автору.
Так же, как недопустимо и высмеивание автора за что бы то ни было. (Исключение составляет ПАРОДИЯ, призванная обобщить ошибки автора и выявить его штампы. Что – опять же – никак не должно затрагивать ЛИЧНОСТИ автора).

«Полем деятельности» рецензента должен быть ТЕКСТ: ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЕГО ГЕРОЙ.

«Ещё чуть-чуть, и была бы Мери Сью, но даже до её уровня автор не дотянул». –
А вот это, напротив, очень хороший прием! Чтобы четче выразить свое впечатление от написанного, можно воспользоваться каким-то образным сравнением для пояснения мысли, или найти аналогию с чем-то уже знакомым (фильмом, книгой, персонажем), сразу же вызывающим нужную ассоциацию.

«Общий вывод: Это читать нельзя. Художественной ценностью не обладает. Литературой не является». – И уж тем более, не следует навешивать ярлыки и оглашать «окончательный» приговор!
Даже эти же самые мысли можно изложить другими словами, - так, чтобы при этом напрочь не отбить у автора желание писать.

С чего же начать и о чем писать в рецензии?

Начните с главного:
-  понравилось вам или нет. (Хотелось бы иметь такую книжку, к примеру)).

- О чем это произведение? Понятно ли выражена мысль, или автор в какой-то момент ушел в сторону?

- Интересно ли было следить за героями? (Привлек ли сюжет?)

- Самая сильная/слабая сцена.

- Самый запоминающийся персонаж/характер. Почему? Какие черты привлекли внимание?
- Всегда ли герои поступают логично? Или где-то противоречат заявленному характеру? В какие моменты вы с автором не согласны? Почему? (Ваши советы и пожелания).

- На что автору следует обратить внимание: на правописание, на стилистику, на логику, на что-то другое?

Если вы ответите хотя бы на пару вопросов, вы уже "наскребете" если и не на полноценную рецензию, то на отзыв - точно.))

И последнее, что ОБЯЗАТЕЛЬНО должно иметь место в любом разборе, как бы слабо и плохо произведение на самом деле ни было: нахождение положительных моментов.
У одного можно найти нестандартные мысли; другой берет искренностью; третий умеет подыскивать сравнения; четвертый прекрасно выдерживает логику сюжета…
Хорошо, пусть на самом деле этого часто нет… И текст убог, сер и бесплоден, как пустыня. )) Но. - Хоть абзац, хоть фраза, хоть пара слов!.. - В КАЖДОМ произведении есть хоть крохотная, но искорка того огня, что зовется Красотой!
Не поскупитесь отметить хотя бы такую малость.

И тогда автору после «разбора полетов» захочется не огрызнуться на рецензентов или бросить литераторство к такой-то бабушке, а, напротив, с благодарностью впитав все замечания, скорее засесть за работу, чтобы что-то исправить и сделать свой текст лучше!
***


Рецензии
Елена, вы написали полезную информацию для читателей "Прозы" о рецензиях и критике. Вот только следовало бы покомпактнее и конкретнее изложить материал для прочтения. Часть задач "рецензии" вы указали. Но эти советы потонули в многословии, и потерялись для восприятия.

Рискну внести некоторое дополнение к вашему изложению. Научно, что такое рецензия, критика, отзыв, аннотация, редактирование писать не буду, потому как это долго, нудно и заумно. Да этого и не требуется на "Прозе".

Напишу лишь о самом понятии "рецензия", что "логотипно" в конце каждой работы призывает читателя написать автору о прочитанном произведении.

Сама РЕЦЕНЗИЯ состоит из трех основных частей:

1. Где читатель (рецензент) отмечает все хорошее (на его взгляд).
2. Где отмечает все недостатки работы.
3, Где дает рекомендации по их устранению.

Вот это, так сказать, "скелет" РЕЦЕНЗИИ. Остальное - рецки, как презрительно называют написанные ремарки автору читателем, под грифом "Написать рецензию".

С уважением, Ант.

Антонина Глушко   17.07.2015 13:28     Заявить о нарушении
Антонина!
Спасибо за ваш живой отклик на столь нужную и актуальную для литературного сайта тему!
Знаете, просто не ставила себе целью написание именно "научной" статьи. Не всем интересно, да и не всегда понятно. Поэтому и получилось то, что вы видите.
Будь моя цель другой - тогда все было бы "по-классике", как и положено. Не сомневайтесь.:))
С уважением,

Елена Серебряная   17.07.2015 17:29   Заявить о нарушении
Лена, чувствуется, что вы человек неравнодушный к творчеству авторов (по-крайней мере на "Прозе"). Думаю вам будет нелишним, в добавление к изложенному материалу написать более конкретные рекомендации, и желательно с критическими замечаниями относительно "рецек". Ваши рекомендации помогут читателям правильно реагировать на авторское творчество, а самим авторам улучшать его.

Ну что это, скажите пожалуйста, за "рецензия", когда читатель, на талантливо написанную зарисовку о животном (кошке), начинает распинаться о своих собственных котах, какие они у нее замечательные. Извините, автору нужны его кошки?

Ему хочется услышать отзыв, как им написана зарисовка, как изложен материал, как выписаны герои (тот же котенок и его хозяйка), каков язык и услышать, что нужно сделать, чтобы еще более улучшить свои литературные изыски.

Считаю если у читателя есть желания "поболтать" с автором о своей жизни и кошках (собаках) для этого есть раздел "написать автору". Вот там можно излагать все что
его волнует. А в разделе "написать рецензию", должна быть именно она (рецензия), а не распинание о собственной автобиографии с кошками.

С уважением, Ант.


Антонина Глушко   18.07.2015 02:48   Заявить о нарушении
По большому счету вы, конечно, правы.
Но. Огромное такое "НО": это ведь не профессиональный сайт, и люди, которые сюда приходят, в большинстве своем - тоже непрофессионалы. Они пришли сюда по велению души, для своего удовольствия, поэтому, думается, не совсем честно и правомерно требовать от них именно РЕЦЕНЗИЙ. Каждому здесь просто хочется чем-то поделиться - своим творчеством, своими мыслями, просто поговорить с кем-то, найти единомышленников...
Что касается рецензий, - кто хочет научиться писать настоящие рецензии, тот учится; узнаёт больше, изучает литературную "кухню", приемы, стили и т.п.
Именно так: КТО ХОЧЕТ. Для остальных остается вольное изложение своих впечатлений о прочитанном. А разве это так уж плохо?:))

Да, иногда, конечно, хочется, чтобы твое произведение "разобрали по косточкам", посмотрели на него с точки зрения профессионала, но - живой человеческий читательский отклик тоже важен! И разговоры о кошках - в том числе. :))
Ну ошиблись создатели сайта, написав "рецензия" вместо "отзыв". Но тут уж ничего не поделаешь. Так что - ИМХО - вольному воля. Вы не согласны?

С теплом,

Елена Серебряная   18.07.2015 09:45   Заявить о нарушении
Леночка, конечно же я полностью с вами согласна, и разделяю ваше мнение и доводы. Только вот иногда становится обидно за тех авторов, работы которых заслуживают издательских публикаций, а получают лишь подобные "рецки".

С пожеланиями вам удач, Тоня.

Антонина Глушко   19.07.2015 06:51   Заявить о нарушении
Тут вы правы, как никогда!
Здесь, на сайте, встречаются поистине талантливые авторы и по-настоящему высокохудожественные произведения, которых читают и оценивают лишь немногие, хотя, выйди их книга в бумажном формате, они, наверняка, получили бы огромную популярность!Будь моя воля, я бы порекомендовала многих и многих, - с тем, чтобы их книги могли увидеть свет и найти своего читателя!

И вся эта красота проходит мимо издателей, которые об этих авторах и слыхом не слыхивали. Так что очень и очень жаль, что наши "рецензии" никаким образом не влияют на то, заинтересуется издательство автором или нет... Эти отзывы важны только для этого сайта, в пределах которого человек может получить известность. Вот такие вот пирожки...:((

С теплом,

Елена Серебряная   19.07.2015 09:34   Заявить о нарушении
Полностью с вами, Леночка, солидарна. С уважением, Ант.

Антонина Глушко   19.07.2015 10:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.