105. В. И. Агошков. Статистика городов Орл. г. 19в

105. В.И.Агошков. Кромское Поочье (Орёл, 1997)

Автор  - Н.Азбукин. См. начало №101

Б) Благотворительные.
Нельзя не припомнить о Протоиерее Воскресенской церкви в г. Орле Иоанне, скончавшемся в 1823 году. Этот добродетельный пастырь бедным давал и кров и содержание в богадельнях, которые устроил при месте своего служения;
для сирот и малолетних учредил здесь же училище, в котором они безмездно получали первоначальное образование.

Император Александр, уважающий доблести в каждом из своих подданных, наградил Протоиерея Иоанна за подвиги благотворительности орденом Св. Владимира 4 степени.

Больниц считается 11, по одной в каждом городе, кроме Брянска. Богаделен – 7: в Орле — 1, в Брянске — 3, в Малоархангельске, Севске и Трубчевске — по одной. Домов для умалишённых, неизлечимых и инвалидов - по одному в Орле.

В течение 1837 года было призрено; в больницах — 2207 муж. и 120 жен., богадельнях — 30 и 120, при доме умалишённых — 60 и 29, при доме неизлечимых — 64 и 7, при доме инвалидов — 131 и 65. В Ельце предполагается учредить окружную лечебницу, которая была бы центральным местом для лечения больных из соседственных уездов.

В Орле также в непродолжительном времени будет основана другая больница для неизлечимых больных, на счёт приношений, сделанных Мацневыми. Государь Император, при докладе его Величеству об этом предположении, Высочайше повелел поставить в заведении портреты самой благотворительницы г-жи Мацневой, сына её Стат. Совет. Н.М. и внука Генерал-майора М.Н. Мацневых.

НРАВСТВЕННЫЕ НАКЛОННОСТИ.
Из сословий, обитающих в городах, дворянское и духовное отличаются от других более очищенным вкусом и благороднейшим направлением. Более других, по крайней мере, по наружному виду, подходит к высшему сословию купечество Елецкое; здесь помышляют уже о высших удовольствиях и наслаждениях.

Время науки вообще для средних сословий ещё не настало.

Подобно высшему сословию, которое изменяет формы одежды в духе современности, среднее старается также сбли-жаться с нынешними условиями и требованиями. Так, оно оставило прежние кокошники и стало носить повязки; сарафаны заменились платьями модных покроев. Лишь между немногими горожанами сохранились некоторые особенности старого времени, да и то большею частию между мещанами, которые менее других увлекаются нововведениями.

Так, у Болховитянок остались ещё: жемчужные рефеты, спускающиеся с головы на глаза, сарафаны и особенного покроя кафтаны; у жительниц Трубчевска — колпаки на головах, и кофты на груди.
Но эти остатки прежних времён с каждым годом уничтожаются более и более, и делаются достоянием антиквариев.

105. В.И.Агошков. Кромское Поочье (Орёл, 1997)
Сверено с оригиналом
*


Рецензии