Судьбы крутые повороты. Глава7. Коканд

Мы очень долго ехали.даже мне надоело. Один раз на станции меня Дуся послала бросить открытку в почтовый ящик.Мама нам дала открытки и написала адрес, чтоб она знала.где мы проезжаем.Дуся всегда на станциях их в ящик опускала. На  этот раз, на станции вагон остановился, как раз напротив ящика и Дуся послала меня. Я побежала. 

Открытку сразу опустила, но мне навстречу спешила молодая женщина, она тащила перевязанный  веревкой чемодан и за веревку держался мальчик,совсем  маленький.Он плакал,идти не хотел
–Девочка, помоги! Я взяла мальчика за ручку, и мы пошли на лестницу.


-Тебя мне Бог послал, спасибо,ты  добрая девочка. Я была счастлива, что помогла. Но, когда вниз спустилась, на нашем месте стоял  мне незнакомый поезд.Недалеко  увидела я женщину в красной фуражке и  поняла, что она главная, я подошла  спросить, где поезд?

Но она повела меня в милицию. Я  ничего не сделала плохого  и не боялась. Оказалось, что  поезд перевели  на другой путь. И меня похвалили, что я не растерялась и точно знала куда еду, каким поездом.   
               
Дуся очень волновалась и плакала.  Она думала,что я потерялась. А я все вспоминала,как мальчик просил меня не уходить. Я бы могла помочь им в поед сесть,но побоялась,что Дуся ругать будет.  И поезд без меня уйдет. А мы еще стояли пять часов.



Ну, наконец,город Коканд. Тогда расписаний не было у поездов. Дедушка заранее прислал маме план,как нам идти с вокзала,но Дуся ничего не поняла. И город странным был.Люди по городу ходят в  халатах. У многих на лицах занавески черные. Дуся сказала,что это паранджа,все женщины должны ее носить.

Вокруг все удивительно и хоть я девочка смелая, но мне немного страшно.Домов и окон нет вообще.только высокие заборы горячие,как печки и двери похожие на те,которые у нас в шкафах. Одну такую мы толкнули и попали во двор. Мы хотели спросить,как нам пройти на улицу 2 Шарк. Ну на нас мальчишки закричали и тетка выскочила в парандже. Она,  руками замохав, на нас кричала.

 Мы, ужас,как напугались и убежали. Потом над нами все смеялись и дедушка сказал, что нас,наверно,за воришек приняли. Однажды, я во дворе с соседской девочкой играла и к нам в калитку постучала женщина в парандже.Я испугалась,а тетя обрадовалась,женщина была соседкой,мамой девочки Саиды.


Я потом  ходила  в  гости к ним.  И мама угощала нас урюком. Без паранджи она была, как все, обыкновенной  мамой. Мне очень  нравиться в  Коканде жить,меня все любят,а главное, любимая кузина рядом. Жаль только, театра нет. Сестра играет на виолончели дома, два раза в день, по часу,больше время нет.

Виолончель я тоже полюбила. Только звук у нее грустный,я тогда думаю о своем брате и  плакать хочется. Сестра грустить мне запрещает и говорит, что я вообще не виновата,что маленькой тогда была, не понимала.Я слушаться  ее стараюсь. В Коканде жизнь хорошая только совсем, совсем  другая.


Мой дядя  по специальности кондитер, он научил  работать всех и они с дедушкой взяли «патент»  Мы делаем конфеты разные и еще по заказу торты.Я раньше дедушку боялась,не знала,что он добрый,а теперь любдю. И я работать помогаю. Мне интересно, вкусно. Я быстро выросла. Мне сделали по росту крюк, чтоб мешать сахарное тесто.

И краску я умею составлять  на удивленье всем. Обо мне дедушка сказал однажды «Моя кровь, душой работу любит" И я старалась очень хорошо работать,не то,что младшая сестра,которая утром вставать не хочет и  ревет по всяким пустякам.

А я понимаю,что нужно заработать много денег,чтобы,когда закончится война, восстановить разбитое фашистами хозяйство.Работали все дружно. Но меня даже будить не приходилось, я вскакивала раньше всех. И в школу тоже приняли. Ходила,правда я туда не каждый день.

 Меня больше сестра учила дома. Она учится в институте,учительском,и говорит, что я  должна знать больше, чем учат в школе.Что,когда мы все вернемся в Польшу, она пойдет в консерваторию, а я, если хорошо  все буду знать, пойду в гимназию, чтобы потом  искусство изучать.

Сестра о нем рассказывает очень интересно и приносит мне альбомы из библиотеки, чтобы я знала  живопись и мастеров великих.
Картинки в альбомах я могла бы целый день рассматривать, но тоже время нет, работать нужно.

И были вечера, которые запомнила я навсегда. Когда тетя уже все мыла, сестра готовила уроки,а дедушка ложился отдохнуть на чайхану. Тогда я с ним пристраивалась рядом.   Он начинал расказ про свою родину – Литву. В этой стране сплошные чудеса. Леса там все волшебные,а звери добрые, они с людьми друг друга понимают.

 
Еще там  есть чудесный праздник, когда по берегу реки горят  высокие костры, а люди все поют, пьют пиво, веселятся и жарят на кострах сосиски.       .   Потом, когда я подрасла, мне дедушка рассказывал истории: про Польшу, про Литву и про людей хороших и плохих.


Дедушка говорил, что зло в людях от глупости, от нежелания подумать. Я эту истину усвоила и стала думать.Думала я и раньше,еще когда дома жила.        Во дворе меня считали маленькой.А главной была  Марта, ее раньше всех в школу записали,и она страшно задавалась.

И у нее родился братик Фомка,она возила его по двору и забесплатно никому катать каляску не давала. Мне тоже хотелось иметь своего младшего братика,но мама только обещала.Мой старший брат совсем большой и занят важными делами,ему не до меня. Однажды Марта рассказала,как я могу узнать родит ли мама братика.

Для этого я должна притвориться спящей и слушать,что будут в кроватм  делать мама с папой. Когда услышу,тогда у мамы начнет рости живот, потом из него вылезет  ребенок .  И я услышала,и стала ждать.Только живот не рос,а Марта еще велела ждать.В конце концов мне надаело,я поняла,что Марта снова меня надурила.

 У мамы спрашивать я не решалась. Мама меня и так ругала за то ,что я девченкам верю, они обманщицы. А Марта продолжала задаваться. Я кочергой ударила ее.Поднялся страшный шум,она орала ,как буд-то было очень больно и ее мама прибежала.


Бабушки на скамейке тоже кричали на меня. "Драчунья, ты за что ударила подружку"? Я обьяснила им.А когда мама моя вышла,все Бабушки громко смеяться стали,а мама схватив меня за руку, и потащила в дом и запретила вообще выходить.

Очень обидно было,но взрослых понять трудно. Во двор больше меня не выпускали,гулять мама водила в парк. Мне очень скучно. И я стала придумывать и рисовать себе друзей.Любимый старший брат мне подарил тетрадку и научил,как рисовать улыбки.Друзья мои стали веселыми, и я придумывала игры с ними.

Нам вместе было весело.Потом приехали кузины.И сразу изменилось все.Я много нового узнала. Мне шестой  год пошел, я уже понимаю все.
Затем пришла война,пропал мой брат. Я снова думала, только уже не о веселом. И только в Коканде стало лчше,только когда опять увиделась с кузиной.

Сестра мне библию читала. А дедушка обьяснял,что было непонятно. Потом я библию сама читала, но понимала я лишь то, о чем рассказывал мне дедушка.
Теперь спросить  нельзя. Дедушки больше нет. Он умер от тоски по родине  и сыне, погибшем на войне в далекой Англии.

И сам он тоже остался навсегда в земле узбекской. Не суждено было ему домой в Литву вернуться. А я полюбила его родину. И может судьба наколдует мне ее увидеть, я верю в чудеса. Тогда я наберу земли с его родного поля и привезу сюда. Узбекская  земля смешается с землей литовской и дедушке будет теплей.

Нам его очень не хватает и кажется, что он вот-вот зайдет. Когда дедушка был жив, бабушка разговаривала мало, а теперь  все вспоминает  вслух: о дедушке, о своем детстве, о горах.


Бабушка выросла в горах, в среде отважных  гуралей.
А дальше так случилось, что полюбила она дедушку, хоть он был бедным и никогда не видел гор, да и вообще не был  поляком. Сестра тогда сказала мне.               


- Ты уже взрослая  и должна знать историю семьи. Дедушка не разрешал на эту тему говорить. А слово дедушки было законом. И только твоя мама нарушила его. Она оставила родных и  родину, уехала в Россию с твоим  папой. 
Твой папа добрый, это правда, но мама... 

В России она перестала верить в Бога, молиться стала на "вождей" И брат таким же вырос. Поэтому и до шестнадцати не дожил.
Люди считают себя умными и думают, что знают все. Только это не так. Они не понимают, что только Бог располагает всем.


–Я это знаю, мне дедушка  рассказывал о  людях, но моя мама?
–Твоя мама  виновата, что перестала верить в Бога. Но мы  все молимся, чтоб Бог ее простил.
-Я тоже молюсь о маме.               


 И,  наконец, пришел  самый  долгожданный праздник. Закончилась война! Из всех дворов на улицу бежали люди: узбеки, русские, поляки, все обнимались, целовались, плакали и радовались вместе.А во дворах  уже варили плов.  Людей всех  зазывали, угощали. Радость была одна на всех.

Потом, когда прошло немного дней, у нас собрались земляки. Все говорили,  что наконец можно домой вернуться. Но, как и где взять деньги на дорогу? Поляки все хотят немедленно уехать, а евреи не знают, что им  делать. У них  всех близких, которые на родине остались, убили. Соседи тоже все  разорены, Им негде и переночевать.

 Дядя пообещал все выяснить, помочь. И вскоре  люди стали уезжать. И письма присылать одно страшней  другого. «У вас, кроме сарая дальнего, сгорело все».писали они дяде. И вот  в Коканде мы уже одни остались. Но дядя говорит, что мы еще не можем уезжать.

Чтобы  восстановить хозяйство, нужно много денег, и мы должны подольше здесь работать.Ну,скоро пришло время, и дяде сказали, что без Советского гражданства в Узбекистане больше жить нельзя. Война  закончилась. Теперь все иностранцы должны принять Советское  гражданство.

Ну дядя принимать гражданство не хотел и у него патент забрали.  Работать дальше нам нельзя.               
За бабушкой приехал сын, мой младший дядя, и бабушка уехала к нему, в свой край, где  родилась. В доме у нас стало тихо, скучно.

Сестра  со мной, почти, не занимается, в школе каникулы. С Саидой тоже мы теперь не дружим, ей мама не разрешает ходить ко мне.
Сестра  сказала, что Саиду замуж отдают.  Новость была ошеломляющей. Как это замуж, она, почти, на целый год младше меня.

МальчишекСаида всегда избегала и меня стыдила, что я им  глазки строю.
Конечно, все это неправда про меня. Хоть один очень красивый мальчик Рашид мне нравился, но он был старше, да и вообще на другой смене. Саида придумала про глазки. 

И вообще это было еще  в четвертом  классе. А сейчас уже я  взрослая, пятнадцатый пошел и мне не до мальчишек.
Но, за кого она выходит замуж? Мне очень интересно. Вдруг, я через калитку  увидела Саиду, она с ведром к арыку шла. И я,  схватив  ведро,  за нею побежала.


 - Саида! она сразу остановилась, это правда, что  ты выходишь замуж?  Она  испугалась.
- Кто тебе сказал?
- Моя сестра сказала.
- Сестра?  Да,  это правда, ответила она.


– Ух,  здорово! Чего же ты молчала, тоже мне подруга. А я  знаю его?         – Нет, ответила Саида, ты его не знаешь, Саида говорила  грустно.
– Ты что не рада?  Ведь  будет  свадьба! Ну, расскажи, пожалуйста, кто он. Я никому не скажу.
– Да, все равно. Я про него уже рассказывала, ты забыла.

Он был другом моего отца и спас его на фронте. Сам ранен был но его не оставил и много километров на себе тащил.
На фронте его спас, а дома папа умер. Рахмед нам помогал,он человек  хороший и папе обещал о нас заботиться.

Вот теперь берет меня в жены. Саида  вдруг заметила идущих женщин и убежала, со мной даже не  попрощалась и воды не набрав.

Я не обиделась, мне почему-то Саиду стало жаль. А потом была свадьба и дядя взял меня с собой. Было много гостей и много разных угощений, а пили все из одной пиалы, передавали ее друг другу.

 Потом танцевали. Мне дядя тоже разрешил. Узбекский танец я в школе танцевала лучше всех. И здесь мне хлопали, хвалили. Но Саиды я не видела, она вообще не появлялась. Дядя сказал, что у узбеков так принято. Какие странные обычаи. Чтобы не танцевать на собственной свадьбе. Хорошо, что мы не узбеки.

После веселой свадьбы, дома еще скучнее показалось. Хотелось скрей все рассказать, сестре,но ей было не интересно. Она погладила меня по голове  и вдруг глаза ее наполнились слезами.Мне стало страшно, наверное случилось что-то или кто-то умер.       

- Сестричка, что с тобой? но Моника только рукой  махнула и поднялась. Ей мой вопрос был неприятен. И вдруг я поняла причину ее грусти. Все из-за Вольки. Я давно замечала, но думала- это моя фантазия. Сестра такая умная уже учительницей стала, а с ним нельзя даже поговорить.

Конечно,Волька уже взрослым стал, даже покрасивел, но  все равно такой же рыжий.  И хоть я уже знаю, что Волька не немой, он все  равно всегда молчит.

               

История с Волькой началась очень давно. Однажды мой дядя, проходя мимо арыка увидел беспризорника, который что-то там стирал.
Дядя привел его к нам. Мальчишек он всегда  жалел и часто приводил, чтоб накормить. Ну, этот  ему  особенно понравился.


Тетя согрела целый чан воды, его переодели в дядину одежду и неожиданно оставили у нас. Мальчишка был высоким,рыжим,как клоун в цирке и очень худым. Одежда на нем болталась, как на палке. Дядя  сказал, что его зовут Волей, он сирота и нам нужно его жалеть.


По-русски Волька ничего не понимал, по- польски понимал, но ничего не отвечал, вообще всегда молчал.А когда он из-за стола вставал,то прижимал руку к груди и кланялся тете и дяде.
Мне это было очень смешно, но я не смеялась, я догадалась, что он немой.

Еще я замечала, что Волька исчезал, когда к нам люди заходили, видно стеснялся немоты.В семье со мной по польски говорили, а я по-русски отвечала. Волька тогда удивлено смотрел на меня.Он меня не любил,я это знала,ну и пусть. Я думала меня и так все любят,даже когда умер дедушка.

   Я же родная. А Волька чужой, у него нет ни мамы,ни папы и нет сестры. Он бедный беспризорник и даже ничего сказать не может. Мне всегда хотелось его пожалеть.Если б с ним можно было говорить,я рассказала бы ему про все,и про себя и про своего брата.

Но Волька ничего не понимал по русски и мимо проходил, как будто меня нет вообще. Сестра  жалела его больше всех  и иногда, между работой, с ним отдыхала под тутовником. Они вместе молчали, но меня сестра к ним  не звала. Я тогда думала, не может же сестра в него влюбиться.

Она учительницей будет, а с ним  даже поговорить нельзя.
Ну, вот  однажды,случайно мимо проходя, услышала,как Волька ясно, что-то рассказывает дяде на совершенно незнакомом языке.Я бросилась к сестре, хотела новость  рассказать, а она сказала только, что некрасиво подслушивать чужие разговоры.

Она обидела меня, я не подслушивала никогда.Но стало ясно,что у дяди и у сестры есть тайна связанная с Волькой.Из-за него теперь сестра со мной не занимается. Для меня нет у нее время, а с ним сидит, даже когда уже все спать ложаться.

Я решилась ей прямо все сказать.  И,вдруг она заплакала. Я сразу "язык прикусила" А сестра сказала.
-Да,ты права.Мы любим давно друг друга.Но с нами он не едит, он уезжает в Германию..


- В Германию, оторопела я. Он что с ума сошел? Там же фашисты. Сестра, сквозь слезы, ухмыльнулась. Фашистов нет давно. Они Германию погубили. Все немцы ненавилят их.         
– Ну, все равно, непонимала я, пусть даже так, только зачем поляку туда ехать? Сестра молчала, а я в недоумении стояла.

Вдруг она перестала плакать и, окунув лицо в бочку с водой, вытерлась фартучком.
- Он не поляк и имя его Вольфганг, а не Воля. Мы с папой это давно знаем. Я с удивлением смотрела на  нее. И тут она  решила все мне рассказать.
 
– Вольфганг, объясняла мне сестра, приехал в Польшу из Германии с папой и мамой, не надолго, до всех страшных событий. Папа его военным был, но никогда не был фашистом, мама же Вольфганга была еврейкой,а фашисты евреев убивали.

 Отец очень любил ее,и чтобы оградить от распространяемых нелепых слухов, на время, решил поехать отдохнуть к Адаму. Адам был его лучшим другом.Когда-то они учились вместе. Теперь Адам был егерем и жил  вдали от города, с женой и  сыном  Мареком, ровесником Вольфганга.

Жены тоже давно дружили и прекрасно вместе проводили время. А мужчины ходили на любимую охоту. Но, возвращаясь, не смотря на хорошую добычу,бывали очень мрачными.  В  лесу друзья открыто говорили о странностях  в  немецком  обществе.

– Сейчас, рассказывал другу Манфред, в среде военных  напряженно. Конечно, говорить не принято,но постоянная в душе тревога. У многих смешанные семьи, дети, даже внуки. Ходят слухи, что всем  придется  развестись. Ну, это невозможно, и  как же дети?

Слухи растут, но их не присекают. Жить невозможно в постоянном страхе и унизительно. Адам молчал и слушал друга. Поэтому к тебе приехал отдохнуть и поохотиться.  Не скрою, я в замешательстве. Да и не я один. Происходящего не понимают многие.

- Я тоже слышал кое что, сказал Адам, но не мог поверить, ведь немцы - нация умных, образованных людей, что с ними происходит? Я не могу понять.   .     – Я тоже, но боюсь, что скоро фюрер покажет,что к чему.
- Ты что, в  виду имеешь Гитлера?  Прости меня, но это ж бред.

Ефрейтор бесноватый, разве он фигура для  немецкой нации?
Или все ваши генералы безголовые.Такую страну отдать в руки психически больному. Манфред головой качал.                – Нет генералы у нас не безголовые, только не все теперь уже в их силах.

Бандитам руки развязали. Они врываются в дома  к достой ным людям,убивают,   грабят. Им все дозволено. Адам слушал рассказы друга с ужасом. .          -Ну,если дошло до этого,Германия в безумии. И,тогда однозначно, домой тебе нужно вернуться одному. Пусть  семья поживет у нас на свежем  воздухе.

Ведь все это не может долго длиться и к осени все станет на свои места. У нас твоей семье ничто не угрожает, ты будешь приезжать.
Манфред прислушался к совету друга и приезжал. Но наступило время  страшное.Люди стали неузнаваемы и  немцы не походили больше на самих себя.

Участь евреев была решена и все дальнейшее ужасно.
Однажды уезжая, отец сказал, что если он не сможет приезжать, чтобы они во всем  доверились Адаму.
А, если наступит худшее, Адам их отвезет  в Литву.Там живет его мать и люди верные.


Все остальное в руках Бога. Будем молиться, чтобы нам встретиться. Отец предвидел правильно. Когда фашисты оккупировали Польшу, Адам их перевез в Литву. И Марек к бабушке с ними поехал. В Литве у матери Адама им было очень хорошо.

Мальчики стали ходить в школу и в костел. Волфганг молился за отца.Ну, один раз Адам приехал ночью и сказал, что срочно нужно уезжать. Он их довез,почти, до Каунаса, дальше было нельзя. И тогда с мамой они пошли пешком  вместе со всеми беженцами.

А рядом, по большой дороге солдаты шли, тащили пушки.Вдруг они стали кричать беженцам,  "Скорей бегите в лес, впереди танки»  Все побежали, лес рядом был. А солдаты пушки разворачивали и в танки целились.  Но танков было много Солдаты стали падать и вместе с ними люди, которые не успевали до леса добежать. 

Вольфганг бежал быстро, а у мамы  в  руках  был  чемодан. Она споткнулась и упала. Он побежал обратно к маме, но люди все бежали в лес и  его потащили за собой.
Мне было страшно слушать. От ужаса хотелось закрыть уши. Но сестра продолжала,я слышала.      

 -Танки прошли, люди обратно пошли к дороге. И тут Вольфганг увидел маму. Она лежала вниз лицом. Он бросился, хотел поднять, но его оттянули. Мама  была мертва и все  другие, вокруг, тоже.Его о чем-то спрашивали, он только мотал головой.Мама говорила,что если услышат их речь, то примут за фашистов и сразу расстркляют.

Его взял за руку большой мужчина и повел за собой. Они шли долго по  лесу, пока не вышли к другой станции. Там погрузили всех в вагоны и повезли.      В голове Вольки все смешалось. Он не  знал сколько прошло дней, думал только о  маме, как она там одна.   

Его записали, как мальчика немого. Иногда чем-то кормили, но больше ни о чем не спрашивали.Я слушала и думала, как  бедный Волька вынес все. Ужасно! А я, не зная ничего, его, почти, что ненавидела. Я плакала от состродания, а сестра продолжала говорить.

- Когда приехали в Коканд, его отправили в детдом, но оказалось, что  детдом для  говорящих. Он понимал уже по-русски, но говорить вообще отвык. Его перевели в школу для глухонемых. Там говарить детей  учили  жестами, и это подходило.

Но появился доктор, который приходил детям осматривать уши и рот. Доктора Вольфганг заинтересовал. И испугавшись, он сбежал из этой школы. Ему было уже почти тринадцать и его приняли  в колхоз выкапывать морковь.

В то  время шли дожди, грязью покрывало  людей с ног до головы. И, после работы, он шел к арыку мыться,песком стирал свою одежду и тут же надевал. Пусть мокрая, но чистая. Там встретил его папа. Вот,я и рассказала тебе все. 

Ну, а теперь ему  домой можно  вернуться. Он очень любит свою родину, свой город  маленький на трех больших озерах.  Вольфганг  все  помнит, любит отца, и думает, а может он живой  и может  ему  помощь нужна?  Вольфганг очень хороший человек, а ты его просто не знаешь.

 Мне было очень стыдно, как я могла его ненавидеть?                - Сестричка, прости меня, ведь я не знала ничего.  Теперь за все я у него буду просить прощения. И молить Бога,чтоб он нашел отца.               

Волька простил меня. Наверно он святой. Ну, скоро он уехал. Сестра  скучала, плакала. Нам тоже надо было собираться. И тут вдруг оказалось, что мне ехать нельзя. Я была в ужасе,что будет со мной?

Мои родители должны прислать согласие на мой отъезд. Я думаю, что этого не может быть.Ведь мама торопит всех обратно возвращаться к ней. Меня она, конечно, не отпустит. Что ж  будет? Казалось, сестра обьяснит. Но ответ ее был неожиданным,жестоким.
            
– Твоя  мама во всем  виновата. Если б она не уехала в Россию с твоим папой, все были б живы и здоровы. Ее нужно убедить на родину вернуться.Только она упрямая.Ты убедить одна ее не сможешь, с тобой поедет папа.
                пых слухов, на время отпуска, решил поехать отдохнуть к Адаму. Адам был его лучшим другом.Когда-то они учились вместе. Теперь Адам был егерем и жил  вдали от города, с женой и  сыном  Мареком, ровесником Вольфганга.

Жены тоже давно дружили и прекрасно вместе проводили время. А мужчины ходили на любимую охоту. Но, возвращаясь, не смотря на хорошую добычу,бывали очень мрачными.  В  лесу друзья открыто говорили о странностях  в  немецком  обществе.

– Сейчас, рассказывал другу Манфред, в среде военных  напряженно. Конечно, говорить не принято,но постоянная в душе тревога. У многих смешанные семьи, дети, даже внуки. Ходят слухи, что всем  придется  развестись. Ну, это невозможно, и  как же дети?

Слухи растут, но их не присекают. Жить невозможно в постоянном страхе и унизительно. Адам молчал и слушал друга. Поэтому к тебе приехал отдохнуть и поохотиться.  Не скрою, я в замешательстве. Да и не я один. Происходящего не понимают многие.

- Я тоже слышал кое что, сказал Адам, но не мог поверить, ведь немцы - нация умных, образованных людей, что с ними происходит? Я не могу понять.   .     – Я тоже, но боюсь, что скоро фюрер покажет,что к чему.
- Ты что, в  виду имеешь Гитлера?  Прости меня, но это ж бред.

Ефрейтор бесноватый, разве он фигура для  немецкой нации?
Или все ваши генералы безголовые.Такую страну отдать в руки психически больному. Манфред головой качал.                – Нет генералы у нас не безголовые, только не все теперь уже в их силах.

Бандитам руки развязали. Они врываются в дома  к достой ным людям,убивают,   грабят. Им все дозволено. Адам слушал рассказы друга с ужасом. .          -Ну,если дошло до этого,Германия в безумии. И,тогда однозначно, домой тебе нужно вернуться одному. Пусть  семья поживет у нас на свежем  воздухе.

Ведь все это не может долго длиться и к осени все станет на свои места. У нас твоей семье ничто не угрожает, ты будешь приезжать.
Манфред прислушался к совету друга,он часто приезжал. Но наступило время  страшное.Люди стали неузнаваемы и  немцы не походили больше на самих себя.

Участь евреев была решена и все дальнейшее ужасно.
Однажды уезжая, отец сказал, что если он не сможет приезжать, чтобы они во всем  доверились Адаму.
А, если наступит худшее, Адам их отвезет  в Литву.Там живет его мать и люди верные.


Все остальное в руках Бога. Мы будем молиться, чтобы нам встретиться. Отец предвидел правильно. Когда фашисты оккупировали Польшу, Адам их перевез в Литву. И Марек к бабушке с ними поехал. В Литве у матери Адама им было очень хорошо.

Мальчики стали ходить в школу и в костел. Волфганг молился за отца.Ну, один раз Адам приехал ночью и сказал, что срочно нужно уезжать. Он их довез,почти, до Каунаса, дальше было нельзя. И тогда с мамой они пошли пешком  вместе со всеми беженцами.

А рядом, по большой дороге солдаты шли, тащили пушки.Вдруг они стали кричать беженцам,  "Скорей бегите в лес, впереди танки»  Все побежали, лес рядом был. А солдаты пушки разворачивали и в танки целились.  Но танков было много Солдаты стали падать и вместе с ними люди, которые не успевали до леса добежать. 

Вольфганг бежал быстро, а у мамы  в  руках  был  чемодан. Она споткнулась и упала. Он побежал обратно к маме, но люди все бежали в лес и  его потащили за собой.
Мне было страшно слушать. От ужаса хотелось закрыть уши. Но сестра продолжала,я слышала.      

 -Танки прошли, люди обратно пошли к дороге. И тут Вольфганг увидел маму. Она лежала вниз лицом. Он бросился, хотел поднять, но его оттянули. Мама  была мертва и все  другие, вокруг, тоже.Его о чем-то спрашивали, он только мотал головой.Мама говорила,что если услышат их разговор, то примут за фашистов и сразу расстркляют.

Его взял за руку большой мужчина и повел за собой. Они шли долго по  лесу, пока не вышли к другой станции. Там погрузили всех в вагоны и повезли.      В голове все смешалось. Он не  знал сколько прошло дней, думал только о  маме, как она там одна.   

Его записали, как мальчика немого. Иногда чем-то кормили, но больше ни о чем не спрашивали.Я слушала и думала, как  бедный Волька вынес все. Ужасно! А я, не зная ничего, его, почти, что ненавидела. Я плакала от состродания, а сестра продолжала говорить.

- Когда приехали в Коканд, его отправили в детдом, но оказалось, что  детдом для  говорящих. Он понимал уже по-русски, но говорить вообще отвык. Его перевели в школу для глухонемых. Там говарить детей  учили  жестами, и это подходило.

Но появился доктор, который приходил детям осматривать уши и рот. Доктора Вольфганг заинтересовал. И испугавшись, он сбежал из этой школы. Ему было уже почти тринадцать и его приняли  в колхоз выкапывать морковь.

В то  время шли дожди, грязью покрывало  людей с ног до головы. И, после работы, он шел к арыку мыться,песком стирал свою одежду и тут же надевал. Пусть мокрая, но чистая. Там встретил его папа. Вот,я и рассказала тебе все. 

Ну, а теперь ему  домой можно  вернуться. Он очень любит свою родину, свой город  маленький на трех больших озерах.  Вольфганг  все  помнит, любит отца, и думает, а может он живой  и может  ему  помощь нужна?  Вольфганг очень хороший человек, а ты его просто не знаешь.

 Мне было очень стыдно, как я могла его ненавидеть?                - Сестричка, прости меня, ведь я не знала ничего.  Теперь за все я у него буду просить прощения. И молить Бога,чтоб он нашел отца.               

Волька простил меня. Наверно он святой. Ну, скоро он уехал. Сестра  скучала, плакала. Нам тоже надо было собираться. И тут вдруг оказалось, что мне ехать нельзя. Я была в ужасе,что будет со мной?

Мои родители должны прислать согласие на мой отъезд. Я думаю, что этого не может быть.Ведь мама торопит всех обратно возвращаться к ней. Меня она, конечно, не отпустит Казалось, сестра обьяснит. Но ответ ее был неожиданным,жестоким.
            
– Твоя  мама во всем  виновата. Если б она не уехала в Россию с твоим папой, все были б живы и здоровы. Ее нужно убедить на родину вернуться.Только она упрямая.Ты убедить одна ее не сможешь, с тобой поедет папа.
               


Рецензии