В ожидании 11 сентября-
Последняя трагедия, пожалуй, наиболее показательна - чудовищное злодеяние с одной стороны... С другой стороны, это событие оказалось очень кстати для "сплочения американской нации перед лицом угрозы", укрепления имиджа тогдашнего президента Буша-младшего и оправдания последовавшей агрессии в Ираке. Между тем многие вопросы о том, как подобный теракт оказался возможным, до сих пор остаются без ответа.
Так бывает, что заказчики теракта ("кому выгодно?") могут оставаться безвестными. Известны, как правило, лишь жертвы и (в лучшем случае) рядовые исполнители. Между тем, для полноты картины нельзя забывать и о целевой аудитории терактов. Да, именно так: о целевой аудитории (как в рекламе или маркетинге, включая маркетинг политический) - то есть о тех людях, на которых теракт должен произвести впечатление. Не секрет, что главной целью терроризма сегодня оказывается давление на общество и/или власть путем формирования общественного мнения в определенном направлении (и в этом порой СМИ оказываются невольными пособниками террористов). Пострадавшие от терактов непосредственно - это люди, которых по сути приносят в жертву для достижения данной цели. (Теракт - по сути не что иное, как человеческое жертвоприношение, происходящее в 21 веке почти так же, как во времена язычества). Пострадавшие от терактов опосредованно, вторично - те, на кого оказывает воздействие эмоциональная, психологическая "ударная волна" теракта. те, кто "заражается" страхом и пессимистическими ожиданиями. Так, по данным "Левада-центра" количество россиян, испытывающих страх перед терактами не уменьшилось спустя прошедшие после Беслана 7 лет <a 88% опрошенных опасались, что они или ближайшие родственники могут стать жертвой теракта, не боялись всего 7%. Сейчас тех, кто не боится, 9%, однако подавляющее большинство, 73%, по-прежнему полагают, что их жизнь под угрозой</a>.
Конечно, страх перед терактами с социально-психологической точки зрения оказывается закономерным и устойчивым общественным явлением. Очередные теракты оказываются в этом аспекте лишь поводами, подпитывающими "хронические" настроения ожидания трагических событий. Носителями подобных настроений оказываются довольно многочисленные группы лиц, характеризующихся повышенной тревожностью и страдающих скрыто протекающими тревожно-депрессивными расстройствами. Для них страх теракта служит "канализацией" плавающей тревоги, направлением ее на конкретный объект. Уж если бояться, то "лучше" бояться чего-то конкретного - будь то теракт, или кризис, или конец света... И хотя канализация тревоги несколько облегчает психологическое состояние тревожного субъекта, но по механизму тревога, страх продолжают оставаться иррациональными, иначе говоря, не только нелогичными, но порой и откровенно неразумными и соответственно могут становиться источниками неадаптивного поведения. Причина заключается в том, что в основе подобных эмоциональных реакций и спровоцированного ими поведения лежат регрессионные, "детские" психологические механизмы
Благодаря им взрослый человек, "впадая в детство", начинает чувствовать себя беспомощным, как маленький ребенок - и совершает неадекватные поступки, будучи не в силах противостоять давлению негативных эмоций.
Свидетельство о публикации №211090601123