Размышления над посланием апостола Павла к Филимон

Чтение

Послание святого апостола Павла к Филимону


      1 Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону
возлюбленному и сотруднику нашему,
      2 и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику
нашему, и домашней твоей церкви:
      3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса
Христа.
      4 Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах
моих,
      5 слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и
ко всем святым,
      6 дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании
всякого у вас добра во Христе Иисусе.
      7 Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому
что тобою, брат, успокоены сердца святых.
      8 Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе,
что должно,
      9 по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а
теперь и узник Иисуса Христа;
      10 прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах
моих:
      11 он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне;
я возвращаю его;
      12 ты же прими его, как мое сердце.
      13 Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил
мне в узах за благовествование;
      14 но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе
дело твое было не вынужденно, а добровольно.
      15 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе
принять его навсегда,
      16 не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно
мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе.
      17 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как
меня.
      18 Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне.
      19 Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о
том, что ты и самим собою мне должен.
      20 Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе;
успокой мое сердце в Господе.
      21 Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты
сделаешь и более, нежели говорю.
      22 А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по
молитвам вашим я буду дарован вам.
      23 Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа
Иисуса,
      24 Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.
      25 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим.
Аминь.


Размышления

                Приветствие Павла (стихи 1-7)
   
    Павел – кто он такой и почему узник? Это фарисей, воспитанный  Гамалеилом , членом синедриона, уважаемым человеком того времени. Ревнитель иудаизма, гонитель христиан до тех пор, пока Иисус Христос не явился ему лично по дороге в Дамаск. Из Дамаска, покаявшийся и наученный основам христианства, Павел пошёл  в Аравийскую пустыню для переоценки ценностей, а затем благовествовал Евангелие Иисуса Христа сначала иудеям, а потом язычникам, в чём, с Божьей помощью, и преуспел. Насаждал церкви в Азии и Европе. С целью благовестия властей Римской империи, апостол в узах (кандалах) шёл в Рим арестантом.
    Узник – человек носящий узы, т.е. кандалы. Узник Иисуса Христа с моей т. зрения - арестованный и заключённый в эти самые узы за распространение Евангелия. Вывод: даже если человек несвободен, то он может служить Иисусу Христу.
    Иисус Христос – Сын Божий, пришедший на землю во плоти, рождённый земной женщиной от Святого Духа, до 30 лет живший как обычный человек, но праведной жизнью, крестившийся у Иоанна Крестителя водным крещением и в это же время  исполнился Святым Духом, сошедшим на Него в виде голубя, прошедший испытания в пустыне и укрепившись в силе проповедовал Евангелие Царства Божьего в Иудее и Самарии, воспитавший учеников. Был предан своим учеником Иудой, распят на кресте вместе с разбойниками и умерший в тот же день, воскресший на третий день, вознёсшийся на сороковой день. На кресте взял на себя грех всего мира и тем самым освободил от греха всех верующих в Него. В настоящее время находится одесную (справа) Отца Небесного и ходатайствует перед Ним за верующих в Него (Иисуса).
    Тимофей – кто такой, почему брат? Ученик Павла, помогал ему в миссионерской деятельности, пастор церкви в Ефесе. Брат – сразу же указывает на принадлежность к христианству. Вероятно был знаком Филимону. Упоминается также в книге Деяний святых апостолов и других посланиях Павла, два из которых написаны ему лично.
    Филимон – кто такой, почему сотрудник и возлюбленный? Сотрудник – вероятно был христианином и не на последних ролях; возлюбленный – вероятно пользовался авторитетом в христианских кругах или просто упоминается о любви Господа к своим детям через Иисуса Христа.
    Апфия – возможно, что родственница Филимона, вероятно даже жена или сестра.
    Домашней твоей церкви. Церковь – это общность людей (общество) собирающихся вместе для молитвы, поклонения, хлебопреломления, общения по домам и в храме. Домашняя – круг людей, близких к одному дому, собирающихся по друг у друга. Твоя – вероятно Филимон был пастором или хозяином дома, где собиралась церковь. Возможно, что  Павел эту церковь и создал или принимал участие в её образовании. Не исключено, что это часть Колосской церкви.
    Бог Отец – это Бог сотворивший небо и землю и всё, что на ней (растения, животные, люди, вода, минералы и т.д. и т.п.). Бог создавший человека для общения с Собой. Он всемогущий и сильный, добрый и любящий, но в то же время ревнивый и наказывающий, исцеляющий и прощающий, всевидящий и провидящий, праведный и долготерпеливый, милостивый и справедливый. То, что Он Отец открыл людям Его Сын, Иисус Христос.
    Господь Иисус Христос - господин, т.е. хозяин. Бог через Иисуса Христа искупил нас от греха, а Его (И.Х.) поставил Господином над нами, но признать Его Господином каждый должен добровольно.
    Благодарю – по-другому дарю добро. Доброе отношение и выражение своих добрых чувств одного человека к другому.
    Всегда вспоминая о тебе в молитвах моих. Всегда – значит постоянно. Молитва – разговор с Богом. Вспоминая – называть в разговоре имя этого человека. Зачем  Павлу в разговоре с Богом вспоминать о каком-то Филимоне и тем более всегда? Если Павел говорит с Богом о Филимоне, то значит они знакомы довольно-таки хорошо и есть повод для воспоминаний.
    Слыша о твоей любви и вере. Любовь – плод Духа, подробнее в 1 Кор13. Вера – с одной стороны дар Духа, с другой – плод Духа. Дар (подарок) просто получают, а плод надо вырастить. Если же о любви и вере слышно за тридевять земель, то значит есть повод для распространения этого слуха.
    Все святые – все те, кого Бог простил, принял, очистил, оправдал и освятил.
    Общение веры твоей – общаться, значит находиться в обществе, вступать в контакт с другими людьми. Общение – категория духовная. Общение веры, с моей т. зрения, разделение с другими своими выращенными плодами Духа и своими дарами полученными от Духа Святого.
    Деятельное – производящее действие.
    Познание всякого у вас добра – свойство совершенных людей, которым не надо не надо размышлять, что хорошо, а что плохо, у них чувства натренированы делать хорошие дела и избегать плохих.      
    Во Христе Иисусе – в церкви, т.е. в обществе людей, которые посвятили Ему свою жизнь.
    Радость – плод Духа.
    Утешение – видно сделал (делал)  что-то Филимон такое, что было чем утешаться, особенно обиженным и оскорблённым.
    Успокоены сердца святых – значит хорошо служил людям Филимон.
 
                Ходатайство за Онисима (стихи 8-20) 

    Дерзновение – дерзость, смелость. Видно, большой шишкой был Филимон, что нужна была смелость в общении с ним.
    Приказывать тебе – большую власть дал Бог Павлу, если он мог приказывать даже самому Филимону.
    Что должно – видно, Павел мог учить людей, что им можно делать, а что нет.
    Старец – значит, Павлу было в это время более 60 лет (см. 1 Тим5:9, т.е. если вдовица старше 60 лет, то старец и подавно).
    Стих 10 – вероятно, Онисим сидел в одной камере с Павлом, услышал от него Евангелие, покаялся и родился свыше, что дало Павлу повод называть его сыном.
    Был негоден, стал годен – вероятно, Онисим был настолько ленив или своенравен до покаяния, что им просто пренебрегали как человеком, даже рабом, а после покаяния, с Божьей помощью, настолько изменился, что Павел захотел иметь его своим помошником.
    Возвращаю, прими – вероятно, Онисим не хотел быть рабом и бежал от Филимона, а Павел уговорил Онисима вернуться к хозяину, в рабство, и теперь уговаривает Филимона принять его, не наказывать и впредь хорошо с ним обращаться. Непонятно только, если Филимон был таким хорошим – и любящим, и утешал, и радовал, и успокаивал сердца святых,- то почему от него убежал раб. Видно, времена были такие суровые.
    Сердце – есть сердце физическое, т.е. орган перекачки крови, а есть духовное, означающее самое дорогое, что есть у человека (с т. зрения Вочмана Ни «сердце – это воля, разум, эмоции и совесть», иными словами душа, руководимая совестью). В данном случае всё равно какое, Павел предлагает своё самое дорогое, что имеет. Значит, Онисим в самом деле так дорог ему, если только это не пафос (хотя даже если и пафос, то это убедительный способ показать Филимону своё отношение к Онисиму).
    Удержать, послужил, благовествование – Павел намекает, что хочет использовать Онисима для евангелизации и тем самым рассчитывает, что Филимон выполнит его просьбу для такой цели. 
    Вместо тебя – Павел показывает, что Онисим будет благовествовать, а Филимон,                занимаясь другими своими делами будет причастен к спасению душ.
    Стих 14 – Павел рискует - а вдруг Филимон не вернёт Онисима. Но что бы ни случилось, он хочет соблюсти законность того времени. Вещь (в данном случае беглый раб) должна быть возвращена владельцу. Из послания к Колосянам видно, что Филимон отпустил Онисима к Павлу (Кол4:9).
    Стихи 15-16 – Павел утверждает, что Онисим бежал по Божьей воле, чтобы услышать Евангелие и покаяться. Он открытым текстом говорит, что т.к. Онисим во Христе приходится Филимону братом, то он уже не может быть рабом у христианина. Павел бросает Филимону вызов, - если ты уже показал свою любовь, то докажи это ещё раз в отношении к Онисиму. Легко любить свободных и равных тебе, полюби-ка раба. Этими словами Павел подложил бомбу под рабовладельческий строй.
    Стихи 17-18  - Павел повторяет,что Онисим такой же как он, Павел, и обещает возместить ущерб.
    Стих 19 – Павел напоминает о долге Филимона, но неясно какой это долг – материальный или духовный.
    Стих 20 – Павел ещё раз просит Филимона и как бы намекает, что он до этого ничего не просил.

                Увещания в надежде встречи (стихи 21-22)

    Надеясь – надежда это вера в вероятность осушествления желаемого (по Ожегову).
    Зная  - если знал, то почему надеется? Звучит больше как побуждение к действию.
    Вместе – возможно с вышеупомянутыми (Апфия, Архипп и даже, вероятно, Онисим).
    Приготовь помещение – видно, собирается прожить у него долго, т.к. если недолго, то можно просто потесниться.
    Молитвы ваши – вероятно Павел считал, что он настолько желанный гость в доме Филимона, что все будут молиться, чтобы встретиться с ним.
    Даровал вам – очень высокая самооценка, если своё посещение дома Филимона Павел расценивает как подарок.

                Приветствие и благословение (стихи 23-24)

    Стих 23 – Епафрас – возможно тоже сидит за проповедь Евангелия; Марк – напарник Павла вместо Варнавы; Аристарх и Димас упоминаются в книге Деяний и других посланиях Павла; Лука – автор одного из Евангелий и книги Деяния святых апостолов. Вероятно, они были знакомы с Филимоном.
    Сотрудники - вместе трудятся на Божьей ниве.
    Благодать Господа – добрый подарок от Бога.

12.09.03


Рецензии
"И кричали ему иудеи: если ты действительно сын божий. а не очередной проходимец, кои толпами бродят по улицам нашего Ершалаима, то явим нам чудо - сойди с креста! И тогда мы тебе поверим!"
А ведь какие умные и практичные жили ДВЕ тысячи лет назад люди!!!

Петр Евсегнеев   12.09.2011 14:39     Заявить о нарушении
А потом эти умные и практичные люди ДВЕ тысячи лет скитались по всему миру не имея своей Родины.

Юрий Шокин   12.09.2011 20:31   Заявить о нарушении
И в 1917 они наконец-то нашли свою родину. И вот сто лет мучают ее и нас...

Петр Евсегнеев   12.09.2011 21:34   Заявить о нарушении