Воздыхания окованных. Книга судьбы и веры

Мне очень хотелось написать о потрясении, которое испытала,читая книгу Екатерины Домбровской «Воздыхания окованных». Долго не решалась,приступаю и сейчас с неуверенностью и внутренним трепетом.Слишком задела она меня, поколебав устоявшиеся представления о духе и душе, заставив усомниться в декларируемом постулате, что вера или есть или нет, что не впитанное с детства, никогда потом не пустит корни. Даже не пыталась скрывать неверия, относя себя к агностикам. 

Признаюсь, при первом чтении книги поспешно пробегала глазами всё, что касалось религиозных воззрений автора, не вдумываясь, а лишь отмечая с грустью, что сама  лишена и намёка на что–то подобное. Но книга затягивала меня неудержимо и  властно, и в какой-то момент я усомнилась в собственной правоте. С того времени горькое осознание внутренней духовной несостоятельности поселилось в душе.

Меня потрясла духовная сила и завораживающая одухотворённость воспоминаний, от которых невозможно оторваться. Секрет их ещё и в том, что в наше беспамятное время у автора сохранился семейный архив, бережно собранный её бабушкой - Екатериной Александровной Домбровской (Микулиной). Племянница Н.Жуковского – основателя российского воздухоплавания, сама известный в стране реставратор икон и древней живописи, она сберегла и передала по наследству бесценные свидетельства эпохи. На их основе и написана её внучкой, тоже Екатериной, эта потрясающая книга.

Да,автор книги -потомок древнего дворянского рода Стечкиных-Жуковских - Микулиных рассказывает о своих близких, используя сохранившиеся документы. Письма, дневники, фотографии создают неповторимую атмосферу ушедшего времени, доносят до читателя аромат прошлого. Перед нами предстаёт удивительная картина жизни нескольких поколений славной семьи, в которой были и знаменитые учёные, и люди искусства, подлинные профессионалы в своей области. Их,таких разных, неординарных, объединяет редкая одарённость, благородство и нравственная чистота. В книге не так много говорится об их успехах на профессиональном поприще, не это главное, Екатерину Домбровскую занимает внутренняя жизнь своих предшественников, состояние их духа, вера. Значимость этого подтверждена самой жизнью автора, которая духовное поприще предпочла блестящей карьере.

А пока вернёмся к книге. Тех,кого называли «соль земли», мы застаём в обстановке трогательной домашности, которая придаёт повествованию особое очарование и притягательность. В отрывках из документов и писем, в историях семейных взаимоотношений столько заповедного,пленительного от России «дворянских гнёзд». В одном из них провела не одно лето детства автор книги. Родовое имение Орехово Владимирской губернии занимает особое место в воспоминаниях, оно с любовью упоминается в дневниках прежних обитателей, светом и болью живёт в душе Екатерины Домбровской.

Заглянем и мы туда на мгновение:
«..Старинный деревянный дом, запущенный и буйно заросший лопухами, крапивой и лесными цветами сумрачный парк, аллеи под сводами вековечных лип, пропускающих на эти заросли лишь редкие солнечные блики, беззаботно играющие в пятнашки в соответствии с волнениями ветра в кронах…»  (глава 5)

Рассказ об укладе жизни  нескольких  поколений старинного дворянского рода  сопровождается очаровательными  подробностями  быта, традиций, исторических событий, в нём слышится светлая и печальная мелодия любви, нежности, сострадания к ушедшим, немало повидавшим  и испытавшим на своём веку. Но это ещё и духовная история русского народа.

Период смены традиционного уклада хозяйствования, разорение мелких дворянских усадеб, обеднение их владельцев пробиваются сквозь ткань повествования, преломляясь в рассказе о несчастной любви одной героини, в непростых отношениях других, в разлуках, разочарованиях, потерях. Реальная жизнь, перемещающаяся из «вишневых садов», где уже слышен звук топора новых хозяев  жизни, в жёсткую  городскую среду, в которой выходцы  из обедневших аристократических  семейств вынуждены многотрудно зарабатывать на кусок хлеба, напоминает нашу на изломе эпох. 

Действие опубликованной  части  книги  охватывает вековой  период  жизни  героев. Начинается в пору коренных преобразований середины XIX века, когда Россия оказалась перед очередным выбором пути, а спустя полвека в мелодию  пленительного рассказа ворвутся отзвуки  войны с Японией, где сложит голову  кузен  сестёр Микулиных. Она тревожно зазвучит в письмах упоминанием о событиях  первой русской революции. 

Почему я решилась писать о книге, которая ещё не закончена, находится в работе. Это чувствуется по публикациям, неровным, как биение взволнованного сердца. Иногда тексты публикуются один за другим, и читатель, привыкший к коротким виртуальным произведениям, запаздывает. Так было и со мной, скачивала, но читала много позже, не успевая откликнуться. Теперь испытываю острое желание вернуться, перечитать, написать рецензии, но удерживает опасение, что отвлеку автора от работы, которая вершится на наших глазах. 

Коль уж заговорила о себе, не могу не поделиться первым впечатлением. Меня поразил резкий контраст между фотографией автора – красивой  женщины с кротким  лицом, ясным,обезоруживающим выражением печальных глаз и выходящей из-под  её пера прозой-мощной, страстной, неуёмной,интеллектуально насыщенной.

И второе потрясение–удивительная манера открыто, щедро,подробно отвечать на каждую реплику или  рецензию. Их хочется сохранить, перечитывать, они дополняют  повествование, придавая ему удивительную сердечность. Да что там, их нужно читать как отдельное произведение, столько там мудрого,глубокого,передуманного. Страшно пропустить или пробежать глазами в нашей поспешной манере схватить и лететь дальше. Здесь не получится, потому что у прозы Е.Домбровской есть удивительное свойство -забирать в плен мысли и чувства надолго, если не навсегда. Возникает желание остановиться,  задуматься,  вернуться, записать поразившую мысль.   

Я не могу не сказать о языке произведения. Он  удивительный и неповторимый, благоуханный и завораживающий до внутреннего озноба. Он разный – ясный, прозрачный, изысканный слог  классической  русской литературы, упоительный и забытый,  неожиданно  сменяется  напористым, жестким, ярко публицистичным. И понимаешь, что перед тобой опытный, великолепно владеющий навыками  полемиста, человек, убеждённый и твёрдый в принципах. Ты чувствуешь, что это продуманная,  выстраданная, очень  дорого  доставшаяся  позиция. 

Для меня книга Е.Домбровской – это образец высокохудожественной прозы, где лаконичная метафора способна заменить обширный исторический экскурс. Чего стоит  только образ барака – как символ распада привычного, веками складывавшегося уклада  русской  жизни. Барак, у нас еще называли казармами эти угрюмые сооружения, в них селили сезонных рабочих. В нём, этом выстуженном ветрами эпохи строении, лишенном человеческого тепла и заботы,  наносился неволполнимый урон личности, оторванной от земли, от семьи. В бараке, с его бесшабашно - вольным, насквозь проспиртованным духом, крепла уверенность обитателей, что терять им нечего, кроме своих цепей. Там начиналась русская смута, там зарождались революции. С этого начинался распад православной патриархальной России. С войны, бунтов и революции начинался жестокий, лишенный сентиментальности век, закончившийся новым потрясением и окончательным распадом страны.

Я не даю ссылки на главы, на факты, на что -то особенно интересное, потому что в книге нет ни одного проходного момента или незначительного эпизода, она написана кровью сердца. Это не патетика, а глубокая убеждённость в великой значимости  произведения для духовного переосмысления нашей жизни.

Трудно  передать всё очарование текста, поскольку писать о таких произведениях пристало людям, наделённым таким же божественным даром видеть, осмысливать, а главное, уметь  донести до читателя то заповедное, что  упрятано в глубинах души.
Но главное для меня то, что автор в рассказе о перипетиях прошлого приоткрывает перед читателем и свой собственный сокровенный духовный путь, свое непростое возвращение к вере отцов.

Перед нами, как в школьной задачке, разворачивается некое встречное движение из 2-х противоположных точек. Из прошлого - к нам: мы погружаемся в духовную историю России второй половины и конца 19 века, когда медленно, но неуклонно таяла и оскудевала отеческая Вера, приближаемся к роковой развязке. Рассказ неуклонно ведет нас все ближе и ближе к нам самим, к нашему времени.

Одновременно перед нами разворачивается движение из наших дней, как бы в прошлое – это путь восстановления веры в судьбе автора, путь  в о з в р а щ е н и я  на круги своя, который, как видится автору, только и может восстановить и воскресить порушенную в России связь времен… Перед нами - некая таинственная реконструкция прошлого, попытка возвращения на ту исходную духовную позицию, - может быть, и обновленную, и даже весьма усиленную, на какой стояла Россия перед тем, как началось в ней тотальное духовное отступление.

 Этот образ встречного движения имеет и философско-богословское  обоснование. В начальных главах книги проводится  очень важная мысль о том, что в отличие от позитивистского, атеистического подхода к жизни, в духовном православно - христианском понимании человеческого бытия возможно и… наше участие в прошлом.

Ведь молитва поминовения усопших несомненно помогает вечной участи тех, о ком мы молимся,  а наша добродетельная жизнь способна искупать ошибки бывших до нас, «испрямляя и их путь в очах Божиих», - примерно так рассуждает Е.Домбровская, опираясь на церковное, можно даже сказать, Библейское учение о единстве духовной и физической природы человечества. Не случайно здесь и возникает и звучит по-новому тема наследственности – так как она открывается нам в христианстве. Это непростое, исполненное драматизма  встречное движение в описании Е.Домбровской,  опаляет  жаром   души,  вникая, явственно  ощущаешь   глубокую веру, взращённую и выстраданную в тяжких переживаниях и напряжённом   духовном поиске.

 Читая книгу, я поняла главное:писать о сокровенном допустимо только тогда,  когда  пережила по-настоящему то, чем собираешься поделиться. Поняла, что нельзя писать остуженной душой и холодной  кровью. Наверное, потому и закончила своё  «писательство». Для начала нужно обрести веру, разбудить душу и отогреть сердце.

Книга, о которой пишу -это своеобразный тест на читательскую зрелость, на способность понимать и любить свою историю, свой народ.Русскую историю, подчеркну, потому что это книга истинного патриота, страстно, до боли сердечной любящего родную землю, болезненно переживающего всё, что происходит на ней.

Чтение требует особой работы души, поскольку книга Е.Домбровской из тех замечательных творений, ума и таланта,которые способны многое изменить в, казалось бы, устоявшемся мировоззрении. Это, как говорится, из первых уст, глубоко личное, и я не испытываю неловкости, признаваясь, что многое пришлось передумать и пересмотреть в своём отношении к вере.

Для меня  «Воздыхания окованных» -это молитва по ушедшему времени, это плач по России нынешней, блуждающей в поисках особого спасительного пути.Господи,да оглянитесь вокруг, он в людях, наделённых от рождения высоким понятием о достоинстве и чести, в людях, помнящих своё родство, искренне верующих и стремящихся следовать  нравственным  постулатам.

А ещё это книга редкой поэтичности, пронизанная нежной  мелодией ушедшего времени, которое смотрит со старых семейных фотографий. Вглядитесь в эти одухотворённые, благородные и прекрасные лица - вот  истинная  Россия, которая восстанет, возродится, отряхнет всё мелкое и суетное, потому что у страны  с такой историей и такими личностями не может не быть будущего.

http://www.proza.ru/avtor/skityanka/

Фотография взята из Интернета

Журнал "Москва" 2013 г.№2


Рецензии
Не потому ль нас до глубины души трогает эта жизнь "дворянских гнёзд",
что мы так далеки от всего этого, и потому иная жизнь кажется нам
сказачно-идеальной. Разрыв между тем - и этим настолько велик, что душа
просто не успевает понять, впитать и принять те истины - потому и противимся
на первых порах. Для того, чтобы хоть как-то приблизится к той высоте
нужно подняться над собой, а это удаётся не каждому. Для этого нужна хотя бы исходная высота души. У тебя, Таня, она есть. От того и такие мысли:
"Читая книгу, я поняла главное:писать о сокровенном допустимо только тогда, когда пережила по-настоящему то, чем собираешься поделиться. Поняла, что нельзя писать остуженной душой и холодной кровью. Наверное, потому и закончила своё «писательство». Для начала нужно обрести веру, разбудить душу и отогреть сердце".
Подняться на ту самую высоту...
Да, мы сопереживаем, сожалеем, мучаемся отсутствие "идеальности", недосягаемости этой высоты. Потому и прекращаем писать. Знакомое чувство. Горькое чувство.
Рада, что смогла прочесть эту статью. Вышла на неё через страничку Евгения Валецкого.
Спасибо, Таня. И всё-таки я грущу от того, что ты перестала писать. Так не хватает твоей правды, твоей истории, твоего отношения к миру, ко всему - прошлому, настоящему и очень хочется надеяться - будущему.
Твоя:

Тамара Злобина   29.11.2017 10:00     Заявить о нарушении
Дорогая Тамара, спасибо тебе за тепло и сердечность. Я действительно отошла и от Прозы, от соцсетей в силу складывавшихся в последние годы обстоятельств личного свойства. Ты выделила главное: нельзя писать остуженной душой. Вот это и чувствую в последнее время. Это не просто нежелание писать, это невозможность что -то сказать, искренне , просто, что не будет натужно оптимистичным и излишне грустным. Просто понадобилась пауза, которая поможет душе восстановиться. Дай Бог, чтобы это произошло и появилась потребность поделиться чем -то с близкими людьми, у меня они есть на портале, я очень их люблю, мне жаль, что не могу сейчас к ним зайти, почитать, отозваться. Ты в их числе, дорогих и близких мне. Спасибо, что ты есть, что помнишь.
Твоя Т.

Татьяна Алейникова   30.11.2017 14:12   Заявить о нарушении
Желаю скорейшего восстановления.
Мне кажется, что твоё творчество -
на разрыв души, поэтому она и устаёт.
Мне не хватает такой силы, поэтому
использую совсем иную прозу -
можно сказать "художественную попсу" -
до твоей высоту мне тянуться и тянуться...
С любовью - твоя:

Тамара Злобина   30.11.2017 14:59   Заявить о нарушении
У тебя не попса, ты сама это знаешь, а у меня нет той высоты.
И всё равно, спасибо, я ценю твоё великодушие.

Татьяна Алейникова   30.11.2017 20:06   Заявить о нарушении
Извини, лишние запятые не смогла убрать.

Татьяна Алейникова   30.11.2017 20:07   Заявить о нарушении
Мне порой кажется,
что я уже ничего не знаю...
С улыбкой:

Тамара Злобина   30.11.2017 21:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 87 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.