Маски

               

   Вы помните выступление знаменитого французского мима Марсель Марсо. Нет. Жаль. Во-первых эта была первая, пусть и очень маленькая дырочка в «железном» занавесе, а, во- вторых это было замечательное выступление.
   Одним из его коронных номеров были маски. Он прикрывал лицо ладоням, а когда открывал, появлялась совершенно новое выражение лица. Это он проделывал несколько раз подряд.
   Сейчас на эстраде встречается что-то подобное, да, что-то… А это был великий мастер.
   Но представляете себе, что в этом плане он был ничто по сравнению с известным парижским клошаром.
   Этот человек имел десятки обличий да таких, что их невозможно было представить просто, как гримасу. Он менял выражение абсолютно без всяких усилий, практически не напрягая ни одного мускула лица. В результате десятилетних  тренировок он достиг такого совершенство, что изменялась не гримаса, а изменялось само лицо
   А что делать? Это был его единственный заработок.
   Его лицо в течение дня автоматически многократно менялось. Он этого настолько не замечал, что даже забыл свое собственное выражение.
   Был даже такой случай. Устроились на ночлег (Ящики, газеты, тряпки…) под одним из мостов Сены. Рядом, естественно такой же бездомный, как и он. Долго разговаривали. А утром его новый знакомы, взглянув на него, бросил все и в испуге бежал.
   Наш клошар блуждал по небогатым пригородам Парижа. Там его узнавали только по одежде. Он показывал свои «маски», забирал несколько монет, брошенный ему под ноги, низко кланялся и отправлялся в бистро.
   Так он жил. Ни знакомых, ни друзей у него не был. Да и сам с собой он не дружил – он уже давно не помнил своего настоящего лица. Какая из гримас, какое из лиц его? Вначале это волновало, но позднее перестал даже думать об этом. Живу. Ну, и ладно…
   Настало время и его потянуло в родные места умирать. В своей деревне он не был наверно уже лет двадцать. Жива ли жена? Детей не было…
   И вот он отправился в дорогу – дня три в пути. Сплошные виноградники – какая и ни есть еда. А вокруг никого. Дорога есть, но по ней никто не ездит. Может урожай винограда повезут, или большие бочки...
   Короче, добрался до своей деревни. Никто с ним не здоровается – не узнают, наверно. Зашел в свой двор, кликнул жену. Вышла согнутая пополам старуха:
    Кто ты. Откуда знаешь мое имя?
   – Да муж я твой, вот вернулся умирать.
   – Какой такой муж, никакого сходства, нет, не муж. Не признаю.
   Стали на шум собираться соседи.
  – Да мы твоего мужа прекрасно помним. Проходимец это. Что домом захотел овладеть, не дадим. Пошел вон отсюда!
   В стороне лежала старая с седой шерстью собака. От старости ей трудно было даже голову поднять. Она открыла один глаз, затем второй, приподняла голову и вдруг неожиданно, откуда только силы взялись, бросилась на клошара. Две лапы положила ему на плечи, завалила его и давай лизать лицо и руки и радостно скулить – не оторвать.
   – Собака не предаст, это наш сосед, только уж сильно изменился. Забыли уже твое имя. Зовут- то как?
   – Зовите клошар. Так много лет меня звали в Париже.
   А дальше он рассказал, как зарабатывал на хлеб насущный, меняя свое лицо, и что в этом деле он достиг такого совершенства, что без всяких усилий менял не только выражение лица, но и само лицо, да так, что теперь не знает какое лицо его истинное. Вот и вы меня не узнали. Спасибо верному псу, он узнает по другим признакам. Его не обманешь – верный, самый верный друг.
   В дом приняли. Кто, что мог, принес поесть.
   Но крепко задумались. На их кладбище деревенском принято к кресту крепить фотографию усопшего. А какую крепить клошару, если он умрет. Ведь на их глазах его лицо постоянно меняется.
   Всем сходом приняли такое решение. Соберем денег и отвезем своего клошара в соседний городишко. Там сфотографируем максимальное количество «лиц». Сделаем деревянный венок, прикрепим к нему дощечки, а на них и наклеим все эти фотографии. Так и сделали. Ждать долго не пришлось. Вскоре клошар и представился. Осторожно по очереди деревенские подходили к гробу и наблюдали за выражением его лица. Оно не менялось. Это было его истинное лицо, да,
то лицо, которое они хорошо знали. Срочно привезли фотографа, и фото истинного лица поместили в середине венка. Такого креста на кладбище еще никогда не было. О небывалых способностях покойного слух стал постепенно распространяться по округе. Стали приезжать, приходить отдельные люди, а затем группами, экскурсиями. В деревне возник туристический бизнес. Короче говоря, за один день прибыль составила больше, чем наш бедный клошар заработал за всю свою жизнь. О, великий Марсо ты не достиг полного совершенства. А может это и хорошо, иначе тебя могла ждать участь бедного клошара, человека, потерявшего свое лицо.


Рецензии