Вокруг Пушкина

История первая.


Предисловие.
Вот уже четвертый год занимаюсь «выращиванием» и непрестанным пестованием своего родового Древа. В одну из его ветвей вплелись представители иного рода –  нижегородские Цедринские. Как известно, на этих же землях в Лукояновском уезде располагалось поместье Пушкиных Болдино с сопричастными деревнями. В 14 томе  полного собрания сочинений А.С. Пушкина (Переписка 1828-1831) содержится один интересный документ. Решила привести текст его полностью, дабы была возможность заглянуть в прошлое, посмотреть, как составлялись в те времена бумаги, затрагивающие вопросы наследования.

***

Прошение в Нижегородскую Гражданскую палату.

Около (не позднее) 25 сентября 1830 г. Нижний-Новгород.

Всепресветлейший, державнейший великий государь, император Николай Павлович, самодержец всероссийский, государь всемилостивейший

Просит 10 класса Александр Сергеев сын Пушкин, а о чем, тому следуют пункты.

1-е

Намерен я заложить в Московский Опекунский Совет недвижимое мое имение, доставшееся мне по отдельной записи, данной родным моим отцем, чиновником 5 класса и кавалером Сергеем Львовичем Пушкиным, состоящее Нижегородской губернии Сергачского уезда в сельце Кистеневе Тимашеве тож, всего по 7 ревизии четыреста семьдесят четыре души, из числа коих по отдельной записи утверждено в мое владение по форме законов двести душ, на каковой предмет нужно мне иметь из Нижегородской Гражданской палаты на означенные двести душ узаконенное свидетельство, почему всеподданнейше прошу

К сему

Дабы высочайшим вашего императорского величества указом повелено было сие мое прошение в Нижегородской Гражданской палате принять и на означенное количество душ для изъясненной надобности выдать узаконенное свидетельство.

прошению

Всемилостивейший государь, прошу вашего императорского величества о сем моем прошении решение учинить. Сентября дня 1830 года. К поданию надлежит в Нижегородскую Гражданскую палату. Прошение сие писал губернский секретарь П а в е л   Ц е д р и н с к и й   вместо чиновника 10-го класса Александра Сергеевича Пушкина по данной мне от него доверенности, которую при сем представляю, по списании с которой копии возвратить мне обратно, крепостной его дворовый человек Петр Александров сын Киреев руку приложил.

Печатается по подлиннику (Исторический архив Горьковского обл. архивного  управления), находящемуся в деле Нижегородской гражданской палаты. „По прошению 10 класса Александр Сергеева Пушкина о даче ему на имение, состоящее Сергачской округи в сельце Кистеневе Тимашево тож, свидетельства. Началось 25 сентября 1830. Решено 16 октября 1830 года“. Подлинник, на гербовой бумаге рублевого достоинства, написан рукою чиновника и подписан П. А. Киреевым от имени Пушкина. Канцелярская помета: „№ 3472. 25 сентября 1830. К докладу“.


Послесловие. Нет у меня полной уверенности, что обозначенный выше губернский секретарь Павел Цедринский имеет какое-либо отношение к нашему роду. Скорее всего – однофамилец. Слишком сложно и длительно приходится получать и сопоставлять архивные данные, дабы достоверно подтвердить родство. Однако не теряю надежды разобраться постепенно и в этом вопросе.


***


История вторая.


В литературно-историческом очерке Евгения Краснова под названием *Дороги 1833 года, или Бывают странные сближения* также имеет место упоминание о фамилии Цедринских. Правда, напрямую не связано оно с именем писателя. Но факт данный, несомненно, исторический интерес представляет.

Однако прежде заглянем в книгу Л.А. Черейского «Пушкин и его окружение» и остановимся на литере Н. Итак, перед нами семья Новосильцевых: «По словам современника, поэт *очень любил* семью Н., *в особенности хозяйку дома, милую и добрую старушку*. Со слов Анастасии Петровны Н. записана беседа Пушкина с дочерьми Н. об *Евгении Онегине*».

Теперь вновь вернемся к повествованию Е.Краснова. Оказалось, что «12 октября 1882 года преставилась, а 14-го похоронена на городском кладбище» города Алатыря «из дворянъ Бригадирская дочь дъвица Анастасiя Петровна Новосильцева» Скончалась она от старости, без исповеди и приобщения Святых Тайн. Отпевал её соборный протоиерей Андрей Зефиров с причтом. Покойница прихожанкой была почтенной, уважаемой поэтому вместе с приходским синклитом священнослужителей отпевал её ещё настоятель Христо-Рождественской церкви отец И о а н н   Ц е д р и н с к и й.

Не ведаю – бывал А.С. Пушкин в Алатыре или нет?  Это прерогатива истинных пушкинистов. Себя отношу к скромным почитателям его таланта уже на протяжении двадцати лет. На четырех полках выстроились в два ряда книги, рассказывающие о творчестве и жизни поэта. В отдельных папках сосредоточена дополнительная информация, почерпнутая из иных источников. Читаю, сопоставляю, делаю для себя маленькие открытия. К их разряду относится и выше представленная заметка.   

А вот то, что в Алатыре жили Цедринские – сомнению не подлежит. Сей факт подтвержден архивными изысканиями.


Рецензии
Комментировать изыскания не берусь, но поразил контраст Пушкинского языка и канцелярского. До последней фразы - писано по доверенности, пребывал в недоумении - ужели Пушкин так мог?))

Юрий Ник   08.06.2017 13:30     Заявить о нарушении
Юрий, здравствуйте!
Думаю, что если бы Пушкин писал о Прошениях в каком-либо из своих произведений, то использовал непременно такой канцелярский стиль. Иначе его просто не поняли бы. Написаны они безупречным языком, согласно требованиям того времени. Для этого и существовала должность чиновника.

Галина Магницкая   09.06.2017 05:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.