12. Эсхатология Библии и Корана

Эсхатология является неотъемлемой частью любой религиозной системы. Ход истории мира и судеб человека занимает центральное место в Христианстве и Исламе. Главное содержание христианской эсхатологии сводится к представлениям об Антихристе, втором пришествии Христа, конце света, и страшном суде. Схожие воззрения имеются и в Исламе. Эсхатологические воззрения оказывают решающее воздействие на этические принципы религии и верующих, являясь их логическим завершением.

Эсхатология христианства почти полностью описывается в последней книге Нового завета «Откровение святого Иоанна Богослова», или, как еще её называют «Апокалипсис», где содержатся таинственные пророческие указания о будущей судьбе мира. Содержание этой книги, согласно христианским толкователям, покрыто мраком тайны и она во многих местах символична, аллегорична.

Мусульманская эсхатология раскрывается не в одном пророческом видении, как в книге «Апокалипсис». Стихи, описывающие ход исторического процесса встречаются в различных местах Корана. Смысл их не совсем ясен без специального комментария из Сунны пророка Мухаммада. Но даже при наличии этих комментариев многие события не поддаются рациональному анализу. Исламские первоисточники утверждают, что людям не дано знать всех подробностей последних дней и их хронологию. Знания об этом принадлежат Аллаху. «Тебя будут спрашивать о приходе страшного часа. Что ты знаешь о нем? Его срок известен только Господу твоему» (Сура 79:42-44). Рассмотрим сходные моменты мусульманской и христианской эсхатологии, существующие в первоисточниках этих религий.

Особое место в исламской традиции занимает одно из главных событий возвещающих о конце света – это пришествие Даджала и последующие за этим события. Как известно христианская книга «Апокалипсис» также упоминает о пришествии служителя дьявола. Но там он называется Антихристом. Несомненно, что Даджал и Антихрист – это одно и то же лицо. Пророк Мухаммад сказал об этом так: «Не было пророка, который бы не предупредил о его появлении». Этот хадис передан со ссылкой на ибн Омара.

Наблюдается также сходство в событиях, которые будут предшествовать появлению Даджала в хадисах и книге «Апокалипсис». Это войны, которые будут вести праведники со своими врагами. Это относится в первую очередь к войне мусульман с ромеями. Последняя война будет одной из самых драматичных в истории человечества. Об этом имеется много хадисов у Муслима и Бухари. Например, в хадисе, переденном Абу Хурайрой рассказывается о том, что в результате этой войны мусульмане одержат победу и займут Город (возможно, Константинополь). Овладев Городом, мусульмане услышат ложный слух, пущеный шайтаном, о том, что их семьями овладел Даджал. В результате этого они вернутся назад, но достигнув Шама (Дамаска) они услышат, что ромеи вновь готовятся к войне. В книге Откровения записано об аналогичном падении Вавилона (Рима): «И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее» (Откр. 18:2-3). И в это время на политической арене появится Даджал. Перед его появлением на земле в течение трёх лет будут несчастья и голод. В хадисах встречаются описания внешнего вида лжемессии. В частности, говорится о том, что он будет видеть лишь одним глазом, и у него между глазами будет написано «неверный» (арабские буквы «ка», «фа», «ра»): «Он широкотел, краснотел, одноглаз и у него кучерявые волосы». Отличительной особенностью Даджала будут его претензии на божественность. При этом он будет способен творить чудеса, но это будут ложные чудеса: «У него будет вода и огонь. Но его огонь – это (вкусная) вода. А его вода на самом деле это низвергающийся огонь. Кто из вас застанет эти события пусть примет то, что он представляет как огонь. Ведь на деле это вкусная и прохладная вода». Он сможет даже оживлять мёртвых. Пророк говорил, что он будет передвигаться с очень большой скоростью. Ему будут служить дьяволы и создавать иллюзию этих лжечудес. В Евангелие от Матфея и Марка так же указывается на приход лжехристов и лжепророков: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтоб прельстить, если возможно, и избранных» (Матфей 24:24-25).«Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтоб прельстить, если возможно и избранных» (Марка 13:22).

В хадисе, переданном со слов Фатимы приводится следующее описание Даджала: «Я – (лжемессия) Даджал. Близок тот день, когда мне позволено будет явиться. Когда же я явлюсь, я обойду всю землю. В течение 40 дней не останется такого места на земле, которое бы я не посетил, за исключением Мекки и Медины. Эти города будут запретны для меня. Когда бы я не попытался войти в эти города, всякий раз меня будет встречать ангел с мечом в руке и будет мне препятствовать». В приведенном хадисе от Фатимы далее отмечается, что «он (Даджал) придет с Востока».
 
Согласно хадису пророка Даджал «будет на земле в течение сорока дней. Из которых один день равен одному году, другой одному месяцу, третий одной неделе (В оригинале поставлено слово «Джума»), а остальные равны обычным дням, по которым вы считаете». О сорока днях говорится и в хадисе переданной Фатимой бинт Кайс, который был приведен ранее. Необходимо подчеркнуть, для сравнения, что срок пребывания Антихриста в библейской книге «Апокалипсис» составляет сорок два месяца: «И даны ему были уста, говорящие гордо  и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» (Откровение 13:5).

В течение этого времени, в канун битвы мусульман с Даджалом после возвращения воинов Ислама из Константинополя в Дамаск, состоится второе пришествие Иисуса Христа (Исы), который согласно хадисам, придёт на рассвете во время утреннего намаза в день выступления мусульман в поход. «Они (воины Ислама) будут готовиться к битве и встанут на намаз. В момент чтения Икамы, придет Иса».
Иса, возглавив отряд, пойдет на Даджала и убьет его. В хадисе пророка это описывается следующим образом: «Как только враг Аллаха увидит Ису, сразу начнет таять, подобно тому, как тает соль в воде. И если бы его не тронули, то он так и растаял бы до смерти. Однако Аллах умертвил его могущественной рукой». Иса убьёт Даджала и благодаря мольбе Исы Богу человечество будет спасено от нашествия Яджуджа и Маджуджа.
Аналогичный исход сражения с антихристом описан в книге Откровения: «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» (Откр. 19:20).

После этой победы на земле на 1000 лет воцарятся покой и благоденствие. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:4-6). «Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Исаия, 11:4-8).

Содержание библейских стихов напоминает смысл следующих хадисов, где подтверждается, что после пришествия Мессии (Исы) будет прекрасная жизнь. «Сын Марьям будет справедливым правителем. Он уничтожит свиней, установит джизию. Мусульмане не будут переживать потрясений. Зла, ненависти и зависти не будет». «Все религии, помимо Ислама будут полностью упразднены. Обитателям земли будет обеспечена безопасность. Львы будут пасти верблюдов, а дети играть со змеями». Здесь следует  вспомнить арабский перевод глагола эслэмэ, разъяснение которого приведено нами в параграфе «Ваша религия есть единая религия». (Арабский глагол эслэмэ и его производные ислам, муслим, муслимин означают: предаться воле Божией, преданность воле Божией, преданный воле Божией, следовательно, выражение «войти в ислам», «сделаться мусульманином» в переводе с арабского означает покориться воле Бога, предаться Ему). Из представленного разъяснения следует понимать данные хадисы следующим образом: «Предавшиеся, покорившиеся воле Всевышнего, не будут переживать потрясений. Все религии, помимо преданности воле Бога будут полностью упразднены».

Все описанные выше события произойдут последовательно. Последовательность же других событий, являющихся предвестниками дня Суда, не известна. Однако в Библии, Коране и хадисах описываются знамения, повествующие о его приближении.
Одним из таких знамений станет восход солнца с места заката. Пророк сказал: «Не наступит день Воскресения до тех пор, пока солнце не взойдет с места заката. Когда люди увидят восход Солнца с Запада, они все уверуют. Однако те, кто не веровал ранее, не извлечет от этой веры никакой пользы». Ибн Хаджер считал, что это событие произойдет после выхода Даджала, пришествия Исы, нашествия Яджуджа и Маджуджа.

Другим знамением является Туман, дым (Духан), который покроет землю. Об этом говорится в Коране: «Подожди дня, в который небо издаст явный дым, который покроет людей. Это будет тяжкое наказание» (Сура 44:9-12). Появление этого дыма будет предшествовать знамению дня воскресения. Дым этот в течение сорока дней охватит кругом все пространство между востоком и западом. Люди будут потрясены этим и будут в ужасе. От этого тумана неверные будут пухнуть до смерти, а праведники всего лишь перенесут от него болезнь подобную насморку. Подробнее об этом можно прочитать «Тафсир Корана по хадисам» Ибн Касира.

В книге откровения так же упоминается о рассматриваемом знамении «Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы» (Откр. 9:2-3).

Ещё одним таким событием станет выход существа, которое называется «Даббат уль-Арз» из-под земли. Об этом имеется информация в Коране: «Когда приговор их будет готов, Мы выведем из земли тварь, которая скажет им: люди не верили в чудеса Наши» (Сура 27:82) и хадисах. Ибн Касир привел хадис, переданный Али ибн Абу Талибом о том, что вместе с Даббат уль-Арз появятся посох Мусы (Моисея) и кольцо (печать) Сулеймана (Соломона). Посохом Мусы это существо будет ставить печать на лица оставшихся немногих праведников. Эта печать вначале будет в виде белой метки, которая затем расползется по всему лицу и лица праведников, таким образом, будут белыми. Кольцом (печатью) Сулеймана же Даббат уль-Арз будет ударять по лицам неверных и на их лицах вначале появится черная метка, которая расползется по их лицам и они станут черными. Затем он будет возвещать людям о том, кто из них будет в раю, а кто в аду. Подробнее об этом смотри в «Тафсире по хадисам» Ибн Касира.

Здесь необходимо отметить, что сведения о запечатлении праведников неким ангелом имеется и в христианской традиции. В частности об этом говорится в книге Откровения: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. (Откр. 7:2-3); «И сказано было ей (саранче), чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр. 9:4).

Наконец, еще одним знамением перед наступлением дня всеобщего воскресения будет выход огня из-под земли в Хадрамауте (Йемен), «который соберет людей». Местом сбора будет Шам (Дамаск), так как пророк сказал: «Вы должны собраться в Шаме» [43]. В книге Откровения говорится об этом следующим образом: «это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон» (Откр. 16:14;16).

После этого раздастся два трубных гласа (cур) со стороны Божьего Ангела (Исрафила). После первого трубного гласа вся вселенная и всё живое погибнет. Аллах уничтожит небеса, звёзды и моря: «Когда небо растрескается, когда звезды рассыплются, когда моря выйдут из берегов, когда разрушатся могилы, тогда всякая душа узнает все дела свои и давние, и позднейшие. (Сура 82:1-5).

Однако некоторые мусульманские ученых считали, что трубных гласов (сур) будет три и более. Для сравнения в библейской книге «Апокалипсис» говорится о семи трубных гласах: «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить» (Откр. 8:2;6). Далее в Откровении святого Иоанна Богослова описываются события, происходящие после каждого трубного гласа. После того как вострубит седьмой Ангел: «совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» (Откр. 10:7).

Согласно мусульманской эсхатологии, после первого трубного гласа (сур) «Они предстанут пред Господом твоим рядами...» (Сура 18:47). После второго трубного гласа (сур) всё человечество воскреснет: «Час настанет. В этом нет сомнения, и Бог воскресит тех. Которые в гробах» (Сура 22:7); «Затрубит труба, они встанут из гробов и прибегут пред Господа их. О горе нам. Воскликнут они, кто вызвал нас с нашего ложа? Это то, что обещал Милосердный. Его посланные говорили нам истину» (Сура 36:51-52). Кроме того, после второго гласа всё человечество будет собрано воедино (маш'ар): «Придет день, когда они будут, как волны, тесниться одни на других. Затрубят трубы, и Мы соберем их всех вместе» (Сура 18:99); «Господи, Ты соберешь всех людей в день, в котором нет сомнения. Бог не изменяет своих обещаний» (Сура 3:9).

Один из сподвижников пророка Абу Хурайра говорил, что слышал от пророка, что временной промежуток между двумя трубными гласами будет равен «сорока». Однако, по словам Абу Хурайры, пророк не сказал о том, будет ли это промежуток в сорок дней или месяцев, или лет. Ханбалитский Шейх уль-Ислам Ибн Теймия писал об этих грядущих событиях следующим образом: «Когда Великий Аллах распорядится уничтожить вселенную, Он прикажет ангелу Исрафилу дунуть в Сур (трубу). После этого все, что есть на небесах и земле будет уничтожено, помимо тех, кого Аллах пожелает оставить живыми. Вся земля превратится в плоскую равнину. После этого Аллах прикажет Исрафилу во второй раз дунуть в Сур. После этого все люди восстанут из своих могил живыми».

После воскрешения начнётся Божий суд: «В этот день ни с кем не будет поступлено несправедливо. Вы не будете вознаграждены иначе, как по делам вашим» (Сура 36:54). Судьей на нем будет Аллах «Владыка дня страшного суда» (Сура 1:4); «…Ему принадлежит власть в тот день, когда затрубят в трубы…» (Сура 6:73).

Все люди будут в страхе. Неверные и грешники захотят раскаяться, но Аллах не примет их раскаяния «…В день, когда явятся некоторые из знамений Господних, не будет пользы душе от ее веры. Ибо она не уверовала прежде того или, в вере своей не сделала доброго дела…» (Сура 6:158). Все деяния каждого человека будут поставлены на Весы (Мизан): «Бог ниспослал истинную книгу и весы. Кто скажет тебе? Может быть час близок»  (Сура 42:17).

Каждому человеку будет дана Книга его деяний: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни…» (Откр. 20:12). В Коране указывается, что: «Тот, в правую руку которого дана будет его книга. Скажет: ну, читайте мою книгу. Я всегда думал, что придется отдавать отчет мой. Тот же. Которого книгу дадут ему в левую руку, скажет: ах, если бы мне не давали книги моей, и я не знал бы отчета моего. О, если бы смертью кончились дни мои» (Сура 69:19-20;25-27). И, словно продолжением сказанного является фрагмент Откровения: «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:15); «…и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20:12). 

После суда грешники пойдут в огонь ада, в котором вечно будут гореть: «Будут в тот день и мрачные лица, помышляющие о том, что их постигнет бедствие» (Сура 75:24-25), а верующие будут введены Аллахом в рай, где они вечно будут наслаждаться всеми благами, главным из которых будет созерцание Господа: «В тот день будут лица блестящие, смотрящие на Господа их» (Сура 75:22-23). В хадисе, переданном Джариром ибн Абдуллахом говорится: «Вы будете видеть вашего Господа так, как вы видите луну и никаких затруднений вам в этом не будет. И не будет никаких преград между Ним и вами» Сравнивая аят Корана и хадисы пророка о лицезрении Бога в раю с текстом библейской книги «Апокалипсис» нетрудно заметить, что совершенно аналогичный момент этому имеется и в христианской традиции. В частности, о возможности лицезрения Бога говорится: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Апок. 22:4).

Как в Библии, так и в Коране приводится подробное описание рая и ада. Рай место необъятное: «...рай, которого пространство равняется пространству неба и земли...» (Коран, 57:21). В хадисе, переданном Ибн Садом, пророк говорил, что «рай создан из серебряных кирпичей и золотых кирпичей, на которых будет ароматный мускус. Там будет галька из жемчуга и яхонта». Схожие представления о рае содержатся и в библейской книге «Апокалипсис». Там, также говорится о том, что тот город (рай) из золота: «Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот - двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города - чистое золото, как прозрачное стекло» (Откр. 21:18-21). В том же хадисе, переданном Ибн Садом, пророк дал определение состояния, в котором будут там пребывать праведники: «Вошедший туда (т.е. в рай) достигнет благ, у него не будет больше никаких проблем и трудностей, будет пребывать там вечно и его не постигнет смерть». Аят Корана подтверждает данный хадис: «Они там не вкусят более смерти, после первой их смерти. Бог избавил их от мучений ада» (Сура 44:56). Почти аналогично отражена вечная жизнь и счастье обитателей рая и в библейской книге «Апокалипсис»: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Сура 21:4).

Согласно Корану, в раю есть сады и реки: «Объяви тем, которые веруют и делают добро, что для них будут райские сады, орошаемые реками…» (Сура 2:25). В книге Откровения также упоминается исходящая от престола Бога река: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр. 22:1). Там же указывается на наличие в раю дерева: «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» (Откр. 22:2). В хадисах (например, в передаче Анаса)  так же есть упоминания о наличии в раю дерева Туба. А в другом хадисе (в передаче Абу Хурайры) говорится, что помимо этого дерева там есть много деревьев, стволы которых из золота.

Описание особенностей ада и адских мук также занимает особое место в Библии и Коране: «Страшитесь пламени, уготовленного неверным» (Сура 3:131). «Тот, кто предстанет преступным пред Господа своего, получит в удел геенну. Он в ней не умрет и не будет жить» (Сура 20:74-76); «Вот – геенна, которая была вам обещана. Грейтесь сегодня в ней, за то, что вы были неверными» (Сура 37:63-64), «…посреди знойного ветра и кипящей воды, во мраке черного дыма, ни холодного, ни умеренного» (Сура 56:42-44); «Кто объяснит тебе, что такое глубина ада? Она истребляет все и ничего не оставляет. Она сжигает плоть» (Сура 74:2729). Сообщения о наличии огня в аду имеются и в библейской книге «Апокалипсис»: «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (20:15).

Подводя итог сравнительному анализу мусульманской и христианской эсхатологии необходимо отметить, что в новозаветной и коранической эсхатологии присутствуют моменты смыслового единства. Оба варианта развиваются в направлении постепенной деградации человечества в ходе исторического процесса, который сопровождается войнами, падением нравов, природными катаклизмами и наконец, вселенской катастрофой, которая уничтожит существующий мир.

* * *
Проведенный нами сравнительный анализ Священных Писаний религий единобожия наглядно показывает  единство Торы, Евангелия и Корана, которое проявляется в сходстве представлений о Боге-Вседержителе, Его всемогуществе и милосердии, о единстве нравственных заповедей, представлений о Святом духе, душе, об Ангелах и искусителях, о последнем суде над народами и т.д. Все эти представления в иудаизме, христианстве и исламе идентичны, что подтверждает нашу идею о Едином Источнике религий единобожия.
«Мы, люди, движемся в одном караване через просторы космоса, поэтому находка одного должна стать достоянием всех, кто желает утолить жажду» [36]. Потому, обращаюсь к вам, дорогие читатели. Не останавливайтесь, пока не обретете в себе частицу понимания Бога, пока не ощутите едва заметное прикосновение Его дыхания, Его живого присутствия и этого буде достаточно, чтобы ваша жизнь наполнилась новыми, неведомыми ранее ароматами, преисполнилась новыми смыслами. Все устремления, направленные на реализацию этой Великой Цели, не напрасны. В каждом шаге Огонь Постижения оттачивает Стержень Духа, полирует кристалл нового сознания, закаляет внутреннюю суть. Потому вершите намеченное. Горизонты расширяются по мере продвижения вперёд, и нет преград во всём мире, способных сдержать Проявление, задуманное в Высших Октавах Бытия.
«Когда ты кончаешь дело свое,
 трудись опять и обращай все желания твои
 к Господу твоему».
Коран 94:7-8.
Литература
1. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета. По заказу Казанской Епархии, 1991. – 1371с.
2. Коран (перевод с арабского языка, комментарии и примечания выполнены Д.Н.Богуславским). - Стамбул, 2005. - 488с.
3. Архиепископ Аверкий. Апокалипсис или Откровение Святого Иоанна Богослова / Аверский. - М.: изд-во «Оригинал», 1991. - 80с.
4. Ibn Kesir. Hadislerle Kur'ani Kerim tefsiri, c.10. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990, - 630s.   
5. Ibn Kesir. Hadislerle Kur'ani Kerim tefsiri, c.11. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990,-  639s.
6. Ibn Kesir. Hadislerle Kur'ani Kerim tefsiri, c.13. Istanbul, Cagri yayinleri, 1990, - 632s.
7. Ibn-I Teymiyye. El-Akidetu'l Vasitiyye ve serhi. Istanbul, Guraba - 2000.
8. Zuhayli V. Islam fikhi ansiklopedisi, c. 1. Istanbul, Feza yayincilik, 1994, - 551s.


Рецензии
Уважаемая Татьяна Евгеньевна. Мне очень хочется побеседовать... вернее - получить консультацию у здравомыслящего, и в то же время компетентного в религии человека. И мне показалось, что вы и есть такой человек. Не можете ли ответить на мой вопрос? А он вот какой.
В монотеистических религиях краеугольный камень, центральное понятие - это грех. И вообще - у меня такие подозрение, что весь этот сыр-бор затевается для того, чтобы удержать человека от зла, от дурных поступков, чтобы наставить на путь истинный... Мне кажется - ад, рай, геенна огненная, райские кущи, кнут и пряник... это всё для того, чтобы человек вел себя правильно, не грешил. Не знаю, как в Иудаизме и Христианстве, думаю - там то же самое, но в Исламе человек не в себе, то есть - с отклонениями в психике, освобождается от ответственности. (Обратите внимание - я не ставлю вопрос так примитивно: зачем же Бог допускает зло, позволяет человеку грешить, и т.д..). Я не знаю, воспримете ли вы такую вроде бы простенькую мысль, согласитесь ли с ней: здоровый, нормальный человек грешить, то есть поступать неправильно не будет. Это аксиома, не требующая доказательств, это очевидная истина, которую можно проверить на самом примитивном, бытовом уровне. Здесь не требуется гибкого, глубокого ума, серъезных исследований. Здоровый, нормальный человек - это робот, автомат. Он прекрасно знает, что любой необдуманный поступок, любое зло, любой порок... вернется. Здорового, нормального человека не надо уговаривать, что ВЫГОДНО быть дисциплинированным, аккуратным, честным, порядочным, скромным, снисходительным, великодушным, искренним, бескорыстным, милосердным, внимательным, отзывчивым.... Дурно будет поступать только дезадаптант, девиант, человек с изъяном, душевной болезнью той, или иной степени. А с него какой спрос? Так кто же пойдет в ад?

Кузьма Кукин   11.01.2012 23:30     Заявить о нарушении
Спасибо за вопросы-размышление, уважаемый Кузьма. Думаю, что для меня слишком громки звания компетентного, да и здравомыслящего человека тоже. Вопросов всегда больше, чем ответов, причём, если нет вопросов, то человек ничего и не знает, а чем больше изучаешь, тем больше и больше вопросов возникает. Иногда это Незнание встаёт так остро, что становятся так понятны слова Сократа "Я знаю, что ничего не знаю... Но другие и этого не знают". С точки зрения того же Сократа "Человек от природы добр, а дурные поступки - результат невежества". Потому думаю (к сожалению) не все психически здоровые люди не совершают дурных поступков. Если уж вы назвали меня компетентной, придётся блеснуть умом. В своей социологической теории Дюргейм утверждает, что девиация необходима, и что 12-20% девиантов считается нормой, причём среди них патахарактерологическая девиация не учитывается. Ну ладно, хватит умничать. Мне кажется вопрос немного в другом: что понимать под понятием греха. Хотя в заповедях расписаны все "вредные действия", но не всё в них понятно. Например заповедь "Ни убий". Где-то читала, что даже если человек не убивал никого, то не значит, что он эту заповедь не переступал. Он ел мясо убитых животных, например. Скажете, а что если он вегетарианец. на это вам могут ответить, что разве вы не убиваете напрасно время, дарованное вам для жизни. Не знаю можно ли со всем этим согласиться, думаю, что каждый решает сам и только сам решает, что для него грех, а что нет. Один замечательный человек, отвечая на этот вопрос сказал: делая что-либо, думай о том, что Иисус стоит всегда рядом с тобой и наблюдает. Если тебе будет стыдно это делать, значит это уже грех... Хотя возможно вы скажете, что это один из симптомов шизофрении. А спрос будет с каждого, думается мне, но всё это мы узнаем уже тогда, когда будет поздно что-либо исправить. Потому вы очень правильно поступаете, размышляя и подталкивая к этому других над подобными вопросами. С уважением!

Седанкина Татьяна Евгеньевна   12.01.2012 22:45   Заявить о нарушении
Ну, не думаю, Татьяна Евгеньевна, что мы здорово умничаем. Я считаю - это весьма простенькие мысли, элементарные вещи.
Так же элементарна и другая мысль древнего мудреца, не помню какого (хотя, думаю - это не так важно: мудрые мысли кочевали из столетия в столетие)- "Знание - остров в океане незнания, чем больше остров(знание) - тем больше границ соприкосновения с океаном неведомого.." Насчет девиации - господину Дюркгейму надо было немного по-другому сформулировать: без девиантов не обойтись, безотходного производства не бывает. Хотя.. Девианты ведь разные. Есть - с органическими изменениями, с психическими отклонениями. А есть - с высокой подвижностью психики. Такие, кстати, двигают прогресс.. Понятно, что кроме психического здоровья необходимы еще условия, чтобы человек был Человеком. Например - должны быть привиты правильным воспитанием кое-какие моральные нормы.. То есть - люди, находящиеся на переднем крае человеческой культуры.
А вот по поводу "Человек от природы добр...", боюсь, что это немного спорное утверждение. Человек от природы зверь. Его человеком делает общество. Вначале - родители, потом - хорошее, удачное окружение. Учеба. Ну, об этом - разговор впереди...

Кузьма Кукин   13.01.2012 23:47   Заявить о нарушении
Это тоже одно из мнений, которое имеет право на существование. Учёные до сих пор спорят, какой же фактор играет главную роль: биологический или социальный...

Седанкина Татьяна Евгеньевна   13.01.2012 23:56   Заявить о нарушении
Насчет определения термина "грех". Это, наверное, преступление?
Нарушение законов человеческого общества, норм морали, Божьих заповедей (которые, по-моему, не противоречат интересам общества?).
Степень греха (как впрочем, и тяжесть преступления) бывает разная. Начиная от смертного греха (а так же особо тяжких преступлений), и кончая незначительными проступками, которые регулируются совестью и осуждением окружающих. А кто в ответе за грехи, проступки, пороки, преступления человека? Не догадываетесь? Ну как же?! Если человек - продукт общества, то и отвечать за его дела, наверное, должно... ну конечно же! - общество? Ан нет! Нашему современнику даже допустить такую мысль не под силу. Только здесь, на Прозе я много раз пикировался. "Нет - каждый человек должен отвечать за себя сам".. и всё! (после продолжим, если вам уже не надоело это словоблудие...)

Кузьма Кукин   14.01.2012 00:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.