Социомедийная психология-

Медиа перемещается в интернет, нем – в сегмени социальных медиа. Дефицит офлайновой социальной коммуникации (Фуко) компенсируется в онлайне. Это также следствие инфантилизации общества. Для понимания этих смоциальных явлений важен психологический анализ социомедийного поведения социомедийного поведения людей – или, если так можно выразиться, функционирования социомедийного (со)общества.
Психологический анализ поведения пользователей социальных медиа  - не столько поверхностно-описательное, сколько аналитическое исследование, призванное прояснить глубинные мотивы, подсознательные механизмы поведения социомедийной аудитории. Подобный анализ, как и любой психодинамический подход, основывается на представлении о внутреннем дуализме человеческой психики, связанном с противоречивыми  взаимоотношениями ее поверхностного, сознательного слоя и  глубинного, подсознательного.
В частности, это ярко проявляется в процессе обычной, непосредственной межличностной коммуникации, в которой сочетаются сознательное (левополушарное) восприятие получаемой информации («что сказано») и ее подсознательное (правополушарное) восприятие («как сказано»). Последнее существенно влияет как на эффективность усвоения информации, так и на отношение к ней (мотивация и авидность восприятия, доверие/недоверие).. В коммуникации же массовой, опосредованной, в зависимости от ее форматов дуализм восприятия проявляется по-разному.
  При восприятии обычных медийных текстов подсознательные компоненты редуцированы, в сравнении с восприятием текстов художественных. Соответственно по отношению к воспринимаемому тексту более активно проявляются механизмы «сознательной цензуры», или внутренней критики.  Главную роль в реакции аудитории здесь играет сам информационный повод, а не его текстовое освещение.
  В аудиовизуальных медийных форматах, за счет обширного невербального контента (визуального экстралингвистического) участие правополушарных, иррациональных механизмов в восприятии информации возрастает. Соответственно за счет обращения к ним возможно использование эффекта дополнительной мотивации аудитории (особенно при радиальной коммуникации) и снижения критики. 
  Социомедийная же коммуникация, будучи потенциально массовой, с одной стороны, в еще большей мере приближается к коммуникации обычной, микросоциальной – не только за счет аудиовизуального контента, но и главным образом за счет персонализации коммуникации и ее интерактивности, наличия обратной связи. Последняя и способна делать СМ-коммуникацию актуально массовой, благодаря радиальной коммуникации, когда получатели информации становятся ее дальнейшими «разносчиками» и размер аудитории многократно возрастает.
Таким образом, (социо)медийное влияние, помимо информационных поводов, зависит от форм подачи информации – медиаэффективность тем больше, чем в большей степени массовая коммуникация имитирует черты коммуникации естественной, персональной. Главную роль в этом повышении эффективности воздействия играет иобращение к подсознательным, правополушарным механизмам восприятия, которые по своей основе являются регрессионными – либо инфантильными, либо эволюционно архаичными.
Именно с этими инфантильно-регрессионными либо эвлюционно-примитивными, инстинктивными механизмами переработки информации связаны некритическое усвоение и гипермотивационное влияние последней. Как известно, на социальном уровне«идея становится материальной силой, когда она овладевает массами» (это справедливо не только в политическом, но и в экономическом аспекте – например, эффекты брендов, моды, поведение биржевых игроков). На индивидуальном же уровне идея становится почти «материальной» мотивационной силой, когда она овладевает подсознанием – подсознательно усвоенная идея воспринимается как категорическое руководство к действию (механизм идеодинамики по Брейду).
Уместно вспомнить формулу Маклюэна: Media is the message. Медиа тогда оказывается успешным, когда его содержание оказывается действительно посланием, причем востребованным. Когда оно представляет собой не просто набор фактов (зеркало информационного шума), а послание "от человека к человеку", воспринимаемое получателем персонализованно. Так срабатывает регрессионный, детский эгоцентризм - "именно для меня" (хотя в этом можно усмотреть не только проявления инфантильности, но и некоторые проблески патологии).
Для того, чтобы сделать медиа в наибольшей мере воспринятым «мессиджем», необходимо обращаться к правополушарным, подсознательным механизмам переработки информации – базовым установкам (Бион), инфантильным комплексам (Юнг, Адлер), первичным примитивным защитам объектным отношениям (Кляйн).
Медийную значимость последнего подхода, модели объектных отношений, необходимо подчеркнуть отдельно. Эта модель описывает инфантильные механизмы отношений, в которых ребенок выступает объектом, поскольку субъектность у него еще не сформирована на должном уровне. Точно так же и для медиа адресат выступает объектом – и является таковым тем в большей мере, чем больше он отказывается от своей субъектности.
Установки по Биону (ba)
1. Индивидуальный уровень: борьба – бегство
2. Детско-родительский уровень: pairing - поиск спасителя
3. Социальный уровень: зависимость - патернализм

Рассмотрим их подробнее

1. Индивидуальный уровень: борьба – бегство
А) бегство – базовая тревога (Хорни) и «детские страхи»
Иррациональная реакция аудитории, связанная с восприятием информации как угрозы собственным интересам, когда эта угроза оценивается неадекватно, преувеличенно (катастрофизация). Пример: свежий мексиканский твиттер-римейк индукции массового сумасшествия аудитории, уэллс-уэллсовской инсценировки "Войны миров" 1938 г. Школьный учитель Г. Вера и радиоведущая М. Паголу из Веракруз (Мексика) арестованы и могут быть приговорены к 30-летнему заключению за распространение в "Твиттере" панических слухов. Их твиты о якобы вооруженном захвате школ бандитами спровоцировали в городе панику,  большое число автомобильных аварий , т.к. напуганные родители спешили забрать детей из школ, а  также коллапс работы местной службы спасения из-за массовых телефонных обращений, сообщает Guardian  Аналогичные информационные технологии:
-Поглощение банка вследствие паники вкладчиков (Краснодар)
-Слух про обрушение путепровода, подхваченный СМИ (екатеринбургский форум е1)
-Твиттер-заявления об инцидентах с ВИПами

Б) Борьба
-словесная агрессия/ троллинг
Детские «дразнилки», подростковая реакция протеста. В эпизодической форме – инфантильная психологическая защита. В «хронической» форме – личностные проблемы, эмоциональная неустойчивость.
-скандалы и провокации
То же в сочетании с детско-подростковым группированием. Достаточно дать затравку для подобной игры – и внимание публики обеспечен на этом основан скандал-PR

Троллинг/провокации в рунете нередко могут выступать как способ привлечения внимания, особенно в сообществах (где мишень троллинга не может заблокировать/забанить агрессоров)
-«ловля на никнейм» (аналогично «ловле на живца»)
-привлечение аудитории (которая «запасается попкорном»)

2. Детско-родительский уровень: pairing - поиск спасителя
У Фрейда – 1й этап формирования либидо, оральный (тревога/ агрессия). Симбиотическая привязанность (Боулби).
Защиты:
А) идентификация - отождествление с другими ("родителями"), собственное «я» еще не сформировано (индивид выступает не субъектом, а объектом). Поиск спасителя в СМ-варианте – авторитет «звезд»
Б) проекции - приписывание окружающим своих желаний ("родители" должны осуществлять все желания ребенка) – «я знаю, хочешь, но молчишь»
В) проективная идентификация – приписывание другим неприемлемых собственных желаний
В СМ проявляется инфантильная идентификация, как стремление к СМ-ВИПам, и групповая идентификация (сообщества – пубертатная реакция группирования)
Примитивные защиты (Кляйн): «Все плохое – извне» (параноидная защитя по М. Кляйн), отсюда расщепление внутриличностное и межличностное, «мы» и «они» (шизоидная защитя по М. Кляйн).
СМ-расщепление как поляризация аудитории, непримиримое деление на «своих» и «чужих»,
Отсюда – холивары и «идейный» троллинг
СМ-Вытеснение – нежелание видеть очевидное (в СМИ – замалчивание, в СМ – резонанс)

3. Социальный уровень: зависимость - патернализм
У Фрейда – 2й этап формирования либидо, анальный ()педантичность, скупость, властолюбие)
По М, Кляйн: депрессивное недовольство собой (мазохистическое) и тем, что есть; амбивалентность
Двойственность/ амбивалентность как невозможность сделать выбор

Социомедийные феномены инфантильной, неадекватной социализации

А) СМ-Псевдонимность/ псевдоанонимность
-уход от ответственности (избегающее поведение)
-многоролевое поведение (альтер эго/ базисное нарушение)

Б) СМ-Псевдокоммуникация
-коммунитейнмент
Общение не для получения информации, а с целью развлечения, досуга, структурирования времени.
-виртуальный (социломедийный) нарциссизм
Стремление показать себя – не столько высказаться, сколько быть замеченным. Проявление инфантильного эгоцентризма, стремления привлечь внимание любой ценой (вплоть до морального эксгибиционизма), самолюбование (нарциссизм) и гиперкомпенсация комплекса неполноценности. 

В) СМ-Псевдосоциализация
-СМ-афилиация, или причастность – френдинг как смещение мотива на цель. Детская общительность/группирование 
-СМ-конформизм – групповое давление, «эффект 10%»
-СМ-подражание - от копипаста до группового мнения, конформизм, групповизация мышления
-СМ-персонализация – «бартер доверия» (японский принцип менеджмента ниндзё–гири, доверие в ответ) и отсюда заимствование «чужого смысла» (в СМ- «лидеры мнений» - авторитет)
-СМ-амбивалентность

4. Идентичностный/смысловой уровень: Информационный вакуум/ пресыщенность и скука

-«детская непоследовательность»
Совмещение/чередование противоположных точек зрения (аналог базисного нарушение личности)
СОциомедийный текст как поток сознания. Блоготим

-«детская восприимчивость» - сензитивность (придание информации чрезмерной значимости) AIDA - Attention\Interest

-«детское мышление»
-парадоксальная логика. Эпидемия иррациональности (см. Райх)
-вера в возможность маловероятных событий («чудо») – напр. во время катастрофы на СШ ГЭС
-ожидание мгновенных изменений (даже не «500 дней»)
-неопределенность и «таинственность» (отсюда конспирология)
-
псевдозащиты
-негативизм («детское упрямство») и реактивное образование («детский протест», синдром-31)
-рационализация –стремление объяснить не столько другим, сколько себе (резонерское комментирование)



Критерии социомедийной эффективностис

Критерием эффективности сетевого мессиджа выступает не только динамика интернет-трафика, но и социомедийный резонанс – в противоположность рекламным обращениям, не  количество кликов, а  количество откликов,
Перефразируя известный слоган, можно сказать, что для соцмедиа нет неинтересных событий - есть лишь неинтересное освещение. Казалось бы, оценить эффективность социомедийного сообщения, уровень его интересности для аудитории можно по степени интерактивности отклика, по «вебдванольным» критериям  - числу комментариев и ссылок. Но это лишь количественный критерий, в котором упускается из вида качественная сторона реакции аудитории: «за» или «против». Как учесть их соотношение в конечной оценке социомедийной эффективности?  В последнее время много говорят в сети про "критерий Якеменко" - когда количество комментариев "за" в 2 раза превышает число комментов "против". Конечно, подобный критерий подходит лишь для оценки эффективности "показушной" деятельности, продукта оёрганизованной  коллективной деятельности организованных юзерских контингентов с ограниченной ротацией. По сути, таких групп, в которых люди успешно заменяют ботов:)
В реальности все наоборот: если в дискуссионном посте количество комментариев "против" превышает число комментариев "за" (и комментов хотя бы несколько десятков), то это означает, что текст вызвал реальный интерес инет-аудитории. Количество юзеров с демонстративно-критическим поведением (их мотивация - повысить собственную самооценку за счет других) превышает численность активно-конструктивных юзеров (большая часть адекватных юзеров немногословны, читают больше, чем пишут). Это на самом деле формулирует требование, предъявляемое к СМИ.

 
 




Современные рецепты сетевой популярности
Тезисы для интернет-активистов

Технология в инете проста; жж + ссылки – твиттер и ФБ, а также других сетях и на локальных форумах
Технология информационная – сложнее: сегодня недостаточно просто «жить в сети»
Не ждать информационных поводов – а создавать их.
Успех онлайна сегодня создается в офлайне, поскольку инет все больше проникает в офлайновую жизнь, интегрируется с социальной реальностью.
«Идти в народ» не только виртуально, но и реально –
Для этого предназначены комплексные (онлайн для сбора – офлайн для действия) проекты
А) онлайн–офлайновые клубы общения/творчества/дискуссий (офлайновые встречи – онлайновое освещение)
Б) онлайн–офлайновые конкурсы (онлайновое участие и голосование - офлайновое награждение)
В) Акции, направленные на решение реальных социальных проблем. Участники акций, помимо волонтерского удовлетворения, приобретают еще и сетевую популярность
- «Проверки на дорогах» - акции с автопробегами (сюда же примыкают борцы с мигалками)
- «Проверки на улицах» - «Блогеры против мусора)
- «Проверки на земле» - экологические акции
- «Проверки в головах» - акции или «Блогеры проив мусора в головах» или «Борьба с дураками» Терновского


Рецензии