Дядя Матиас

Мы подъезжали к Эйзенхуттенштату, что находится в Германии, бывшей ГДР, на границе с Польшей.  Машина пробиралась по заснеженным улицам, чтобы привезти нас к гостеприимному дому бабушки Маши и дедушки Миши. Я их так называю по старой привычке. По-настоящему их зовут Матильда и Михель. 
 Я предвкушала встречу. Я уже ожидала тёплые объятия, расспросы « что да как», простой с голубцами и картошкой,  колбасой и зеленью, дешёвым немецким шампанским  новогодний стол.  Знала, что придёт тётя Регина и дядя Матиас с женой немкой, которая ничего не понимала по-русски, поэтому дядя Матиас   всё время будет переводить. А моя бабушка Маша будет незаметно для себя переходить с русского на немецкий язык.
 С дядей Матиасом я познакомилась совсем недавно. Полюбила его сразу, всем сердцем. Да и как можно не полюбить этого дородного красивого  весёлого человека, полного жизни и интересных рассказов. А рассказчиком он был удивительным.  И не только рассказывал, но и записывал  свои воспоминания. Его жена немка потом приводила его записи в порядок, а какой-то лондонский музей хотел их купить. Он не продал. Это его память.
И я знала, что его память и память моей бабушки Маши и дедушки Миши, а ещё тёти Регины,  --общая.  И они поделятся ею со мной и моими детьми. И рассказ их будет,  как девичья коса. Каждый будет вплетать свою историю в один большой фрагмент их общей жизни в селе  Щедрихе.
 А началось всё в 46 году.  В Закарпатье , в селе , где уже не один десяток лет жили, работали, рождались и умирали немцы.  Закарпатье -- родина моих  бабушки и дедушки. В 46 году , лютой зимой, за ними пришли , погрузили всё село в вагоны, и отправили в Тюменскую область, село Щедриха.
--А там, --скажет моя бабушка,-- стоят бараки, длиннющие, с перегородками, их построили когда-то ещё ссыльные поляки. И не вещей у нас не было, ни одёжки какой, ни еды. А мамка моя только Лидочку родила. И я спала ночью, а на спине у меня была привязана мокрая пелёнка, так мы их сушили.
 И тут дедушка, всегда в этом месте, добавит:
--И много НАС умирало. Каждое утро мёртвых вывозили.
--У Миши,-- вставит  бабушка,--как-то утром четыре человека в семье умерло, братья, сестра и дядька.
 Потом бабушка расскажет, как по весне они, дети, собирали листья берёзы, сушили их, толкли на муку и делали из них лепёшки.
--У них был такой, немного сладковатый вкус,-- вспомнит бабушка.
А потом она расскажет, как они с Лидой и девочкой Агнес поплыли весной на лодке. Где-то на другом берегу они собирали ягоды. Лодка перевернулась.  Агнес сразу утонула. Моя бабушка выплыла.-- А Лидочке было только 4 года. В то время мужики работали . Рубили лес и сплавляли его вниз по реке. И один мужик увидел платье Лидочки, подхватил его какой-то палкой и вытянул её.
---Твой дед Миша тоже там работал, с 14 лет. За сделанную норму  хлеба давали.
 Вообще, дед мой предприимчивым был  человеком, и рыбу ловил, и ягоды собирал, и грибы. А ещё сбегал он из Щедрихи за 70 км, в русские сёла. Работал там у какого-то доброго мельника. Он ему немного муки давал.  И дед раз в несколько недель возвращался в Щедриху, отдавал муку мамке и сёстрам. Но однажды его подловили кто-то из односельчан и попросту ограбили. От мамки ему тогда шибко досталось. А мамке за его побеги от старосты доставалось.
 Вот тут, всегда в этом месте, начнёт свою историю дядя Матиас.  Что удивительно в этом человеке, что,  практически не имея школьного образования, он настолько всегда тянулся к знаниям, что стал совершенно интеллигентным человеком с абсолютно правильной речью и разнообразными знаниями.
 Дядя Матиас расскажет о своей матери Лене. Которая не могла смириться с ссылкой. Посадила детей на сани, а было их трое человек, и той же зимой 46-го на себе потянула их домой, назад, в Закарпатье.  Так ехали они несколько месяцев. То в вагонах, то пешком. Многое пережили за это время.  Была даже история, как они заночевали в какой-то избушке, а ночью бродил медведь, они сильно испугались и только утром оттуда высунули нос, когда пришли селяне на полях работать. Добрые люди их накормили, и Лена с детьми  пошли дальше.  Когда же добрались до родного села, их мать, -- о наивная!  Её  посадили в тюрьму на 7 лет, а потом на 25 лет отправили на работы в шахты. А дядя Матиас с сёстрами попал в детский дом. А через несколько лет опять в ту же Щедриху.
 И тут бабушка Маша расскажет  трогательную историю, как ей было 15 лет, а дедушке17 лет, и как они поженились. И была на всё село одна фата, не фата даже, а какая-то белая тряпка.  И всё равно они любили друг друга  и родили детей.  И из Щедрихи потом попали в Украину.  А был август. Были фрукты.  И Украина им показалась, -- раем.
 И сейчас,  сидя в своей квартирке в Эйзенхуттенштаде, они ждут меня, свою внучку, чтобы обнять, встретить со мной Новый год, новое счастье  и рассказать свои истории. Истории, которые  уже давно стали частью наших застолий, частью  меня,  моей жизни и моей памяти.  И теперь мои дети будут сидеть рядом, тоже слушать эти истории,  и они станут частью их жизни и их детства, частью слова,-- семья.


Рецензии