Погост

            
«Лишь на погосте ждут не в гости –
На постоянное жильё (…).
Хожу по старому кладбищу
И слышу, стонет тишина.
Ничью я память не обижу –
Она кругом, она жива».
Л.Г.
   Люблю я бывать в этом печальном месте особенно весной, когда всё говорит о зарождении жизни, когда особенно остро чувствуешь противоречие, мучающее людей, но не находящего рационального разрешения: жизнь – смерть.
   Но я оставляю эти мысли за порогом скромного святого места и упиваюсь чувством покоя. Я попадаю в совсем иной мир, именно в тот мир, где легко придаваться размышлениям.
   Но проходит немного времени и я начинаю не слышать, а ощущать звуки, идущие из-под земли. Постепенно они становились громче и отчетливее.
   Жалоб я почти не слышал. Странно, поскольку по нашим представлениям их постигло самое большое несчастье – смерть. Чаще слышались слова сожаления о неисполненной мечте. О, сколько прекрасных мыслей! Мне казалось, исполнись всё, что они наметили, жизнь была бы совершенно иная, жизнь была бы намного легче и значительно интересней.
   Как жаль, ведь эти люди порой всю свою жизнь посвятили не для собственного благополучия, а ради благоденствия человечества. Более того, может быть, именно на стадии завершения своих идей им пришлось по воле Божьей прервать свою работу.
   Я слышал идеи из самых различных отраслей науки и техники. Их речи были наполнены специальными терминами, которых я не знал. Для того чтобы передать специалистам, я мог только выучить их наизусть. Но многие слова звучали глухо, термины я заучивал неправильно и, соответственно, меня не понимали.
   Тогда я принес записывающее устройство, но пленка не запечатлела не единого звука, кроме моего краткого вступления.
   Я пригласил с собой специалиста, но он тоже ничего не услышал, да и мой глухой перевод он не понял. Как жаль, что такое огромное богатство пропадает втуне.
   Я мысленно попросил прощения у них за то, что не смог  помочь, и они замолкли.
   Когда наступал вечер, я видел, как на отдельных могилах сами собой загорались свечи буквально как в Пасхальную ночь.
   Я знал, что это за могилы – там лежат мои родные, любимые женщины, друзья и приятели.
   Раньше я приходил, зажигал свечи, но они не всегда догорали – ветер, дождь. Но потом я заметил, что к моему приходу не догоревшие свечи загорались сами. Тогда я принес много свечей и расставил их на могильных плитах. И теперь, когда я прихожу, они возгораются, и я легко нахожу дорогие мне места успокоения.
   Я подхожу к каждой могиле, сажусь на узенькую скамейку и придаюсь воспоминаниям.
   Наступившая ночь окончательно отрезает меня от внешнего мира, и воспоминания предстают почти, как реальная жизнь.
   Что так крепка память или же это воля божья? Конечно, божья воля.
   Когда в воспоминаньях возникали соответствующие обстоятельства, я благодарил покойного, в иных случаях просил прощение.      Так, переходя от могилы к могиле, я не только проживал свою жизнь, но и очищал её.
   И уходя с погоста, несмотря на слёзы, я испытывал необычное духовное обновление.
   Я знал, я чувствовал, что через узенькую щелку я прикоснулся к горнему миру. А это великое счастье.
   Подойдя к воротам я оборачивался – огоньков не было – так было всегда. Но я также знал, что когда я приду следующий раз, свечи снова зажгутся.
   Меня помнят, меня любят, и я помню, и я люблю.
   Я, может быть, последний их представитель на этой грешной земле.


Рецензии