Моё шоссе

          Мужики деревни, где я родился, летом пахали, сеяли и косили, как все на Руси, а на зиму нанимались на прядильно-ткацкую фабрику в недалёком подмосковном городке. И вот в 30–е годы, в прошлом XX веке, было решено строить капитальную, мощённую камнем-булыжником  дорогу-большак на Волоколамск напрямую через деревню. Это военно-стратегическое решение на три года изменило место, где моим землякам можно было подработать и навсегда изменило нашу деревню. Она отныне стала важным пунктом новой дороги…
         Работы было много: старую грунтовую дорогу огранили канавами, заново отсыпали и выправили по профилю, подняли над реками и овражками. Напоследок замостили полотно разномастными  круглыми булыжниками, причём по краю мостовой, вдоль обочины, лежали самые увесистые и крупные, ближе к середине - помельче.
         Когда шоссе было закончено, по нему устремился небывало большой для наших мест поток путешествующих. По булыжникам гремели стянутые металлическими полосами-шинами деревянные колёса многочисленных крестьянских телег. Мягко, но тяжело продавливали камень толстыми резиновыми шинами редкие пока  автомобили. Это всё гремело и шуршало, подпрыгивая на бугристой булыжной ленте в резко подросшем за годы пятилеток количестве.
         Но, бедная, пришедшая из прошлых  веков булыжная мостовая привыкшая к фельдъегерским тройкам и лихим гусарским скакунам просто не выдерживала нагрузок нового века. Булыжники покидали насиженные места и разлетались по всей дороге. Да и канавы, честно принимавшие стекающую с круглых работяг-булыжников воду,  весной затягивало илом, осенью засыпало травой и листьями.
          Как следует подумав, дорожное начальство пришло к выводу о необходимости постоянного надзора  за булыжным шоссе и необходимости его постоянного ремонта круглый год.
          Надзор начальство, как это обычно и бывает, вздохнув, взяло на себя, а вот с ремонтом…
         Тут мы несколько отвлечёмся от их забот и вернёмся к мужикам нашей деревни. Толковые и женатые, как помним, были уже «при деле», молодёжь, как всегда, не об этом думала…
        Поэтому, когда вдруг вернулся, взятый  в армию еще в молодом и холостом возрасте, проплутавший где-то ещё  с первой Германской войны, побывавший в австрийском плену, затем по очереди и в Белой и в Красной армиях, уроженец нашей деревни Иван Ковалкин, именно ему  и предложили работать на шоссе.
        Работы немало и работа постоянная, в  отличие от сезонных крестьянских страд – чистить канавы, выравнивать размытые затяжными подмосковными  дождями обочины, ремонтировать и красить полосатые столбики где текучая непрерывная лента дороги шла по насыпям,  да мало ли что ещё… Но главным было  лопатой, ломом и кувалдой возвращать на место выбитые транспортом булыжники.
         И это занятие ему понравилось! Потерявший в перипетиях войн и революций родню и так и не женившийся бобыль, целые дни  со свету до темноты обходил эту, переставшую под его руками быть сиротой, дорогу, чинил её и правил с каким-то даже упоением. По рассказам земляков, он не покидал эту работу даже в дни Войны и, к счастью недолгой, оккупации…
           Жил он на краю деревни в маленькой ухоженной избушке. Скота не держал, но в его сарайчике «стоял» деревенский бык, которого покупали и содержали для рогатых невест-коров  всей деревней. Мы, мальчишки, поэтому побаивались туда ходить, хотя сам хозяин – Иван Тимофеевич был незлым и к детям приветливым.
          Но иногда, крепко выпив, он шёл по середине дороги (именно по самой середине) не обращая внимания ни на движущиеся телеги и машины, ни на ругань возчиков и шофёров. «Моё шоссе» - бормотал он, но это можно было услышать только подойдя к нему совсем близко…
          Вернувшись через много лет, я не встретил его в деревне, ставшей к тому времени районом города. Где он – этого не знаю.
        Даже обычно знающая всё и вся в деревне далеко немолодая женщина, баба Груша, называвшая себя после визита к окулисту «длиннозоркой», не могла сказать, где этот человек Иван Тимофеевич Ковалкин.
         Куда он делся или совсем пропал… А позже, в 60-х, булыжник шоссе покрыли асфальтом. Но, и сейчас  в канавах, затянутые илом и мусором иногда видны круглые, осиротевшие булыжники…

        03.09.2011 год.
      


Рецензии
Вроде бы незатейливый рассказ, а захватил целый кусок нашей истории.
Хорошо написано - тепло.

Валерий Воробьев   07.07.2013 11:06     Заявить о нарушении
Был такой человек...

Владимир Горев   08.07.2013 22:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.