Часовых дел мастер

       
Глядит в окно прохожий-
То там, то тут звенит стена.
И вдруг улыбка, только позже-
Моя им хитрость прочтена.
Л.Г.
   В центре небольшого городка находилась единственная часовая мастерская, в которой работал всего один часовой мастер. Он справлялся со всеми заказами, и нужды во второй мастерской не было.
   Он в течение трех минут вставлял батарейки в электронные часы, но самое главное, колоссальный опыт позволял ему чинить любые старинные часы с любым механизмом для боя.
   Я с ним приятельствовал и довольно часто заходил в мастерскую.
   Мастер был добродушным остроумным человеком. Вести же степенный разговор с ним не удавалось из-за огромного количества заказов, которые он, как правило, выполнял в срок.
   Он ограничивался репликами, острыми шутками, анекдотами, которые произносил, не бросая работы.
   Но не меньше, чем сам мастер, меня привлекала обстановка в его мастерской. Я был окружён огромным количеством живущих своей жизнью механизмов. Часы висели на стене, стояли на столе и на полу. Все они стучали, звенели, пели… Эта хаотическая музыка создавала особое настроение и мне казалось, что я живу внутри единого механизма, механизма доброго, ничем мне не угрожающего.
   Я обратил внимание на то, что все часы показывали разное время. Когда я спросил об этом мастера, то в шутку он ответил, что часы показывают время всех стран света: вот эти в Индии, а эти Аляски, Австралии, Южного полюса и т. д. Затем добавил уже серьезно – когда я запускаю ход часов, они продолжают идти с того времени, на котором когда-то остановились, а останавливались они по разному.
   Одни часы наиболее старинные и наиболее красивые он ставил напротив окна. Эти часы показывали столь же «точное» время, как и все остальные.
   Я видел, как прохожие, чаще всего приезжие (отдыхающие в санаториях) останавливались, сверяли свои часы с теми, что стояли у окна, качали головой и переводили стрелки. Некоторые же тут же обращались к мастеру по поводу наладки механизма, но он, слегка скрывая улыбку, отказывал, ссылаясь на большое количество заказов. А позже говорил мне – неужели трудно поднять голову и взглянуть на городские электронные часы.
   Собственных и, казалось, самых точных часов у него не было. У него вообще никогда не было своих часов. Зачем, когда вокруг столько работающих механизмов.
   А то, что они не точны – ерунда. Он так свыкся со временем, что просто чувствовал его.
   Шуточный ответ мастера меня не удовлетворил – если часы показывают точное время, то это же марка мастера.
   И я однажды, по-приятельски высказал ему свои сомнения. Ты, конечно, прав – ответил он, но знай, что нет в мире часов с одинаковым ходом: одни, пусть даже на секунду в сутки отстают, другие также спешат.
   Со временем это становится заметным, и, если я буду на это обращать внимание, то всё рабочее время мне придётся переводить стрелки. А так, в голову никому не придёт, что у часов неправильный ход, и что я не часовой мастер, а сапожник. Охота ли мне терять клиентов.
   Я поверил своему приятелю. Как бы точно не был налажен механизм часов, они тут же вспоминают темп жизни своих хозяев. А он у разных людей, естественно, отличается.
   Дома их стрелки время от времени поправляют, а здесь они живут свободно, выполняя, может быть, главную функцию своей жизни.


Рецензии