Отечественные записки, или кто кого заслуживает

 Время собирать камни.
Вновь вернулся к весеннему чтиву, - Отечественные записки.
Среди прочего разного - статья А.Койранского - Театр в Англии.

 В статье автор сетует, и видимо справедливо, о коммерциализации театра в Англии, где погоня за барышом превратила театральное искусство в бесконечный конвейр. Меня же, другое в этой статье привлекло. Цитирую.

" Когда в той незначительной части печати, которая не заинтересована в театральной рекламе, появляются нападки на безнадежное состояние английского репертуара, театральные предприниматели обычно валят ответственность на публику... Она-де виновата. Что делать, если ее калачом не заманишь не только на Шекспира, но даже на Шоу и Голсуорти? Предприниматели не могут не считаться со вкусами публики: они дают ей то, чего она требует... Всякая публика имеет тот театр, какого заслуживает... и т. д. Эти рассуждения не новы. На них еще в 1787 г. Фридрих Шиллер возражал следующими словами: «Утверждение, что публика — причина падения искусства, не основательно. Артист держит публику на уровне своего миросозерцания; и во все эпохи упадка искусства оно падало благодаря своим жрецам. От публики можно требовать только способности чувствовать, и этой способностью она обладает. Она занимает места перед опущенным занавесом, полная невысказанных ожиданий и разнообразных возможностей. Она приносит с собой восприимчивость к высшему, готовность наслаждаться всем добрым и справедливым...»."

 Весь мир театр... Ну и так далее. И это правильно, мир, среди прочего разного, есть грандиозное шоу, некоторые участники могут с этим не очень-то соглашаться, но их resentment - таки-да - входит в шоу, искренность, знаете-ли, дорого стоит и неплохо оплачивается, многие просто не подозревают, что в их воле сменить свое место на любое другое, но я не об этом, да и фразу пора крикончить.

 Я же здесь за другим. Пора прикончить одну крылатую фразу. То есть, Ф.Шиллер её уже прикончил. Каждый народ заслуживает своего правительства. По Шиллеру-же, выходит наоборот. Все зависит от актера, от пьесы, от режиссера. Вопрос же - а что, нынешние режиссеры - так уж непременно - должны нравится всем участникам пьесы?

Ссылка на первую книжку журнала "Современные записки" - Париж, 1920й. - http://www.emigrantika.ru/news/644-bookiv

Ссылка на статью "Театр в Англии" - http://www.emigrantika.ru/news/668-bookiv


Рецензии
Плнравилось, но досадная опечатка? Голсуорси надо?

Карагачин   22.09.2011 06:19     Заявить о нарушении