Всем стоять, никому не падать
С таким вот восклицанием заходил я на штурманский мостик до некоторых пор.
Пока старший помощник Андрей Выборов не вытерпел и не сказал мне: Александр, перестань говорить эту фразу, когда заходишь на мостик.
- Почему это? – искренне удивился я, - что тут такого?
- Не говори, ладно?
- Обьясни!
- Не буду. Не нравится она мне.
Что ж его так раздражает, чифа? - думал я. Может я переусердствовал? Часто говорил эту, знаменитую фразу? Тогда всё просто.
Мой третий механик Гиртс категорически чифа не принимает. Но, молодежь и меня не принимает. У нас пропала связь – Е-маil, уже два месяца, как не работает. Каждый заход в порт кончается ничем: нет связи!
Кого это устраивает? Где-то и нас с кэпом. Меньше хлопот с бумагами. Связь в основном телексная и мобильными телефонами в портах.
И со сменой экипажа – заморочки. Всю вину валят на нас с кэпом: от связи до замен.
Прислали в Аль Жубаил юниора-третьего. Хотят, чтобы мы сделали из бывшего студента- третьего механика. Второй на дыбы: я не буду за него работать. Мы дали телекс, что юниору далеко до третьего. Что ему надо ещё 3-4 месяца практики, шлите нам нормального третьего меаника.
Кругом одни трусы. И слабаки. Как тот же чиф, я думаю. Может я не прав?
Если он не принимает моих шуток или не понимает их?... Как капитана Гиртс его не признает. Рано, говорит. И никогда не согласился бы с ним работать.
Вчера мы с ним тихо поругались, с Гиртсом. Отход из Ричардс Бея был в глубоком молчании. Один раз я ему порекомендовал привязать язык, а в другом – заткнуться вообще.
Обиделся.
А что я ему должен был сказать на его провокационное: что вы со мной сделаете, если я завтра не выйду на работу? Или: где мой стимул?
У меня намедни хватило ума обьяснить ему, что означает слово «стимул» с греческого ли, с латыни ли. И он образно мне показывает, как я ему до этого: шило в бок. Стимул, в самом деле и обозначает, как раз длинный острый стилет, для подбадривания уставших животных.
У Гиртса давно закнчился контракт. Переживает. Шла активная переписка с конторой, насколько это возможно телексами. Толпа конторой недовольна. И много по этому поводу шума. Порой без цельного. Ну и мы с кэпом попадаем под раздачу. Кэп уже один раз выгнал с мостика активистов улучшения работы Хансеатика. Мне уже тоже надоело порядком это нытьё.
Мне чиф понравился спервоначалу. Во-первых компьютерами владеет на хорошем уровне; во вторых – охотник; в третьих – хороший специалист, владеет газовыми вопросами не хуже газового механика. И еще много хороших качеств. Но, манерность: не будете ли вы так любезны... Подчеркнутое внимание к проблемам, но ... А Гиртс еще говорит, что он унижает экипаж. Гиртс его на дух не переносит. И меня вечно подкалывает: ваш друг...
Капитан, конечно, из него будет классный. А вот дальше...
Будь он капитаном, он бы меня списал в одночасье за мои пьянки. Как говорил Тимофеевич в отношеннии другого капитана: Саша, он тебя списал бы сразу. На что я ответил: я бы сам себя списал.
В начальный период нашего знакомства Андрей какую-то информацию (охота-работа) скинул мне в компутер. А я, не будь дурак, поэзию свою – ему. Теперь жалею. А чего жалеть то?
Теперь вот: всем стоять, никому не падать! – стоит между нами, как предупредительный знак, «кирпич»: проезд воспрещен. На мостик во время его вахты я не ходок.
Когда еще был у нас газовый механик Андрей, Марис и Гиртс, механики мои, вели против него кампанию и мне казалось, что они и меня настраивают против него. Я сопротивлялся, но столкнувшись лоб в лоб с газовым, понял: мне его прошибить не перешибить: дуб. И в итоге механики мои оказались правы: не выдержал напруги Андрей, забастовал и ушел с судна без замены в Ричардс Бее. Да и то: все сроки уже прошли, он уже за полгода, как работал. А вчера я узнал от кэпа, что Андрей в прошлом – сундук, так называли в советское время солдат-сверхсрочников (за полгода до окончания института пошел служить Родине. 5 лет отслужил в Балтийске, понял, что ошибся, демобилизовался, закончил институт и вот к нам и прибыл). Не вписался. А ему было гораздо тяжелее, чем мне.
Значит мнению, скажем, Гиртса, надо доверять. Да я и сам вижу какую-то искусственность в поведении чифа. Он естественен, когда увлечен. Той же охотой, хотя бы. Все время приглашает меня на мостик («Когда вы оторветесь от своей «нетлёнки», заходите к нам на мостик ). Не тянет. Хотя раньше я часто ходил к нему на вахту. Да и «нетлёнка» то, с его легкой руки. Это он мне дал такую вводную насчет моей литературы, название: звёздочка-символ, файл в компутере: «Нетлёнка.»
Это была, конечно, ирония. Но игнорировать иронию, а еще больше – смех – самое достойное искусство в жизни. И ещё самое достойное, по выражению неопознанного героя, встречать всё смехом.(Только не похороны. Коля, старпом с достославного «Беби» не мог удержаться от смеха как раз на похоронах(!)
Мне оно (достойное искусство) даётся с трудом. Единственное спасает последнее время, это слова Геронды: вы живете не для мнения окружающих, вы живете для Бога. А и Витька Трусов так говорил.Это я взял на вооружение. Это должно быть Нетлёнкой жизни, а не танцы вокруг себя – хорошо ли я выгляжу ? И только его взгляд, Бога, на тебя важен. И ещё от Геронды – не оправдывайся (не подводи Бога). Но если игнорировать начисто мнение окружающих тут недалеко свалиться в гордость, грубость и т.д. Так что вот тебе и Сцилла, вот тебе и Харибда. И попробуй пройти между этими двумя скалами, не задев ни одну!... Так что, плыви, сынок!
Теперь кусочек истории.
«Получив приказание Наполеона о переходе в Средиземное море, франко-испанская эскадра вышла из Кадиса и направилась к Гибралтарскому проливу. Союзная эcкадра имела 18 французских и 15 испанских линейных кораблей против 27 английских, которые под командованием адмирала Нельсона блокировали Кадис.
Встреча противников произошла утром 21 октября 1805 года на параллели мыса Трафальгар, в 10 милях от Кадиса (за углом направо, как выходишь из Гибралтара в Атлантику). Франко-испанский флот шел на юг со скоростью 3-4 узла. Адмирал Вильнев, обнаружив на горизонте английскую эскадру, в 8 часов повернул на обратный курс, чтобы в случае неудачного исхода сражения иметь возможность укрыться в Кадисе. Поворот союзной эскадры продожался около двух часов. И-за слабого ветра и плохой подготовки командиров кораблей строй кильватерной колонны после поворота нарушился, и это в дальнейшем не позволило многим кораблям использовать свое оружие в бою.
В момент обнаружения франко-испанского флота английская эскадра шла в двух колоннах. Разгадав намерение Вильнева уклониться от сражения и укрыться Кадисе, Нельсон принял решение немедленно атаковать противника, тем более, что погода вполне благоприятствовала этому: дул слабый вест-норд-вест и с запада шла крупная океанская волна. Английские корабли, сближаясь с противником почти под прямым углом, шли более полным ветром, чем корабли союзников, которые к тому же принимали крупную океанскую волну бортом, что затрудняло управление кораблями и ведение прицельной стрельбы. В свою очередь, движение английских кораблей, сближавшихся с противником под курсовым углом, близким к 90 градусам, ставило их в чрезвачайно невыгодное положение, так как они почти лишались возможности использовать свою артиллерию в период сближения, тогда как неприятель мог их поражать продольными залпами. Только слабая артиллерийская подготовка союзных кораблей не позволила им воспользоваться своим преимущетвом.
В 12 часов Нельсон поднял сигнал начать сражение. Флагманский корабль Коллингвуда «Ройал-Соверен» первым сблизился с противником вплотную и около 12.30 прорезал его строй под кормой 16-го корабля с конца колонны. Вслед за ним со значительными интервалами по времени поочередно стали прорезать строй союзного арьергарда и остальные корабли англичан. При прорезании строя английские корабли с дистанции нескольких десятков метров давали с обоих бортов продольные залпы, причиняя кораблям противника серьезные повреждения в корпусе и нанося большие потери в личном составе. Аглийские комендоры вели огонь по противнику примерно в три раза быстрее, чем союзники. Это, безусловно, сказалось на результатах боя, в котором решающую роль играла артиллерия. Но, несмотря на эти, казалось бы, благоприятные условия, намечавшееся планом сосредоточение превосходящих сил английского флота на направлении главного удара (15 кораблей против 12 союзного арьергарда) из-за просчета адмирала Коллингвуда не удалось. Вследствие ошибки в маневрировании 15-ти английским, действовавшим на главном направлении, пришлось вести бой с 16 союзными кораблями. Кроме того, англичане не смогли добиться и одновременности атаки. Их корабли вступали в бой поодиночке и с большими промежутками по времени, что ставило их в чрезвычайно невыгодное положение, так как противник получал возможность сосредоточивать против них превосходящие силы. Однако союзники не использовали и этой возможности.
В 13 часов вступила в бой колонна Нельсона. Первым прорезал строй линейный корабль «Виктори», который шел за кормой флагманского корабля Вильнева «Бюсантор» и дал по нему продольный залп. Вслед з ним один за другим вступили в бой и остальные корабли колонны.После прорезания строя флагманский корабль Нельсона подвергся ожесточенному артиллерийскому и ружейному обстрелу одновременно с нескольких кораблей противника, окуживших его. Во время боя адмирал Нельсн был смертельно ранен и умер еще до окончания боя. С этого момента боевые построения кораблей окончательно нарушились. Командиры по своему усмотрению выбирали корабли противника и вели с ними артиллерийский бой на предельно коротких дистанциях, исчисляемых десятками, а то и несколькими метрами. В этих условиях превосходство английских комендоров и скорострельность артиллерии имели решающее значение для исхода сражения.
К 15ти часам, когда бой достиг наибольшего напряжения, англичане успели ввести в действие только 14 кораблей против 23-ёх противника. Несмотря на то, что англичане к этому времени доблись известного успеха, захватив в плен несколько союзных кораблей, все же положение их было трудным. Многие английские корабли получили настолько серьезные повреждения, что уже не смогли подолжать бой. Если бы авангард союзной эскадры вовремя пришел на помощь своему центру, а арьергард, где в основном находились испанские корабли, проявил бы больше упорства и настойчивости в достижении поставленной цели, то низвестно, как бы закончилось сражение. Но этого не произошло. Авангард союзного флота, несмотря на неоднократные сигналы Вильнева повернуть на обратный курс и идти на помощь центру, фактически не выполнил этого приказания и подошел к месту боя с частью своих кораблей уже после того, как исход сражения был решен в пользу англичан. Одиннадцать кораблей арьергарда союзного флота, воспользовавшись ошибкой Коллингвуда, направившегося со своими кораблями навстречу приближащемуся с севера авангарду противника, вышли из окружения и вместо оказания помощи своему центру ушли в Кадис.
К 17.30 сражение закончиось полной победой англичан. Союзники потеряли 18 кораблей (из них один был уничтожен и 17 взято в плен) и около 7 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными. Англичане потеряли до 2 тысяч человек, а их корабли были настолько повреждены, что не смогли привести в свои базы захваченные в плен корабли. Некоторые из них затонули, а другие на следующий день были отбиты французами.
Победа английского флота в Трафальгарском сражении обьясняется следующими основными причинами. Англичане имели хорошо подготовленные экипажи, особенно комендоров; во главе флота стоял опытный (одноглазый и однорукий(!) и энергичный командующий и т.д.» (100 великих битв, 1998, «Вече». Москва).
А самое главное, на мой взгляд, это его призыв к морякам перед битвой:
«Всем стоять и никому не падать!»
Англия, или по другому – Великобритания и стала владычицей морей, благодаря таким морякам, как Горацио Нельсон. А также, к чему скрывать, – своим знаменитым пиратам и флибустьерам (не всех повесили, некоторые стали пэрами, сэрами и лордами. Как Генри Морган, напрмер). Правь, Британия!
И не удержусь, приведу еще кусочек из книги И.Можейко (Кир Булычев) в подтверждение главной своей мысли: Всем стоять!..
«...Наконец 26 сентября 1580 года, пробыв в плавании два года, десять месяцев и одиннадцать дней, «Золотая лань» благополучно прибыла в Плимут. Дрейк стал первым капитаном, который обошел земной шар, сохранив при этом жизнь большинства матросов, ушедших с ним на «Пеликане»(позже переименованный в «Золотую лань»). Ведь Магеллан, как известно, домой не вернулся.
Трудно преувеличить славу, доставшуюся на долю Дрейка. (Я думаю эта слава равнялась славе первых космонавтов в ХХ веке). «Мой дорогой пират(!)» называла его королева, вкладывая в эти слова все возможное расположение и благодарность к путешественнику. «Золотая лань» стала обьектом поклонения.
...Сам Дрейк был осыпан почестями англичан и, естественно, проклятиями испанцев. Испанский посол в Лондоне официально именовал его «главным вором». Королева и лорды, умевшие смотреть в будущее, лишь улыбались. Королева не хотела ещё начинать войну с Испанией.
В англйских книгах о Дрейке рассказывается, что ранней весной следующего года королева во время торжественного приема подозвала к себе посла своего «возлюбленного брата» короля Испании, взяла его за руку, а другую свою руку возложила на плечо коленопреклоненному Дрейку и произесла:
- Поднимись, сэр Френсис Дрейк!
Так Дрейк стал рыцарем.
Посол не посмел вырвать руку.
Дрейк ещё не раз отличится на службе королевы. Он разгромит испанский флот в Кадисе, будет одним из победителей «Непобедимой армады» и умрет на борту корабля во время большого похода к берегам Латинской Америки.
...На памятнике Дрейку, стоящему в немецком городе Оффенбурге, великий пират изображен с цветком в руке. Это цветок карофеля. Надпись на постаменте гласит: «Сэру Френсису Дрейку, распространившему картофель в Европе. Миллионы землевлвдельцев мира благославляют его бессмертную память. Это помощь беднякам, драгоценный дар Божий, облегчающий горькую нужду».
Спасибо тебе, сэр Дрейк и от многострадального белорусского народа, для которого картошка (бульба) стала национальным продуктом.
...У меня смутное подозрение, что фразу эту: Всем стоять и никому не падать - выдумал я сам.
Свидетельство о публикации №211091000799
Ваш рассказ, Саша, написан в обожаемой мною манере -- вроде бы о серьезных вещах, но просто, с тонкой иронией, изящным юмором. А кроме того, информация о памятнике пирату-распространителю картошки для меня просто в кайф! Не знала этого, хотя живу в той самой бульбяшной стране, о которой Вы вскользь упомянули...
Все очень понравилось! Естественно жму на зеленый.
С уважением
Ольга Клионская 10.09.2011 17:59 Заявить о нарушении
Без преувеличений скажу второе дыхание появилось у меня
тут на краю света. А что тут край так физически ощущается.
Одно утешает,что между Страной восходящего солнца и Страной утренней свежести(Корея - Чосон) обретаемся. И это настраивает на возвышенный лад.
Но частые тайфуны опускают регулярно на грешную, хотел сказать, землю, но - на воду.
Через 3 часа как раз и идем в Квангъянг. Там в самом деле сейчас очень свежо, как в Крыму в июне на рассвете. А здесь в Нагойе как в Сочи в августе, океан нагретый за лето душит и собирает силы на новый тайфун.
Еще раз и много раз огромное спасибо, милая Оля!
Удачи.
Саша Д.
Александр Дворников 11.09.2011 14:20 Заявить о нарушении
Наконец я на берегу и заработал Интернет. Жизнь продолжается. Оля, если не трудно, ответь мне, как сделать подзаголовок под Произведения, как у тебя, скажем:Моя любимая Лула. Я хочу с продолжением поместить дневник последнего морского вояжа.
Спасибо за добрые слова и поклон нашей замечательной Бульбашии!
Успехов
Саша
Александр Дворников 08.11.2011 09:19 Заявить о нарушении
Немного не поняла. Подзаголовок это второе название. А какое первое? Оно уже есть? Если есть, то какое. А если под понятием "подзаголовок" ты подразумеваешь само название, то о чем будет цикл очерков? Без этих вопросов невозможно что-либо предложить.
Ольга Клионская 08.11.2011 11:28 Заявить о нарушении
заглавие, скажем: Хождение за три моря,но как его выделить из того что написано? Как выйти за рамки - Произведений? Что-то не разберу я технику - ваша(нашей) страницы. Предполагается, что это будет печататься как у тебя Лула,кусками. Прости за тупость.
Саша
Александр Дворников 09.11.2011 06:21 Заявить о нарушении