О усталости от церкви и уходе из неё. Часть 2

Плоха гордыня с концентрацией на себе, и в православной традиции много и часто об этом говорится . И это верно, понимать свою греховность, своё несовершенство – это значит трезво себя оценивать.
  Но есть ещё и такая, основанная на гордыне, форма зацикленности на себе – комплекс вины , который,  как раз, не редко воспитывается в нашей  церковной культуре под видом  «послушания». Часто  человек отказывается от личного мнения, забитый тем, что он никто, и ничего не понимает по сравнению с имеющими «опыт». Святые отцы   всегда правы, даже когда противоречат друг другу. Общепринятая «школьным богословием» трактовка  Отцов тоже безапелляционно верна, наше дело только слушаться, не думая  и не рассуждая стараться  исполнять аскетические упражнения и читать молитвы на полупонятном языке. Многие духовники так воспитывают своих чад искренне считая , что так и нужно «для спасения». Сознание человека может на это согласиться, и даже порой с радостью, ведь не надо теперь думать, за меня всё решили. Истина подана в упаковке,  готовой к употреблению, но подсознание может воспротивиться от такого насилия над личностью и, опять же, создать эффект «усталости», после которого наступает осознаваемое или нет отхождение. В других случаях вопиющие противоречия будят критическое мышление в человеке, что, опять же, часто вызывает неприятие той системы, которая обещала, что противоречий не будет, но не сдержала своего обещания, результат  тот же  : охлаждение, уход .
Тут возникает ещё один повод для «усталости»: в церковь то люди шли, чтобы утешиться, получить помощь в скорбях и невзгодах, а оказывается, что и здесь «всё не так как надо». Отношение к церкви как к своему, неотъемлемому не особо развито ( да и как ему развиться, если прав у мирян и простых священнослужителей в РПЦ всё меньше), чаще оно ближе к пониманию церкви, как «магазина с благодатью», плохой оказался магазин, почто в него ходить?
Золотой путь , как всегда, посередине, он между самовозношением и комплексом вины, точнее он не «между», он в другую сторону, но именно поэтому его так трудно найти."

http://pravdoiskatel77.livejournal.com/1318644.html 


Рецензии