О подвиге первых калининградцев
Наш край имеет две истории: одну – до 9 апреля 1945 года, а другую – с первого праздника Великой Победы и до наших дней. Мы, жители самой западной области России, должны с полной ответственностью понимать, на какой земле мы живем и что сделали для истории наши деды и отцы, ценою великих потерь победив фашизм. Мы бы никогда не пришли сюда, не разрушили бы этот город Кёнигсберг с его многовековой историей, не уничтожили бы ее культуру. Нас заставили это сделать трагические события II мировой войны, которая закончилась крахом гитлеровской Германии.
Первыми жителями новой российской области 65 лет назад стали советские солдаты и офицеры, работники тыловых частей, лица, освобожденные из концентрационных лагерей, репатриированные, работавшие на немецких заводах и на полях у бюргеров. Начиная с конца апреля 1945 года, сюда приехали первые специалисты для приемки предприятий. После осмотра и докладов об их состоянии, стали приезжать инженерно-технические работники для налаживания процессов производства. К концу лета на предприятия начали приезжать небольшими партиями рабочие. Но их не хватало, пришлось посылать во все регионы страны вербовщиков для приглашения на работу людей разных профессий.
О сложности обстановки в городе, где совсем еще недавно гремели бои, о больших трудностях в налаживании мирной жизни свидетельствуют лаконичные строки архивных документов. Для поддержания строгого порядка еще 8 апреля 1945 года приказом № 3 военного коменданта города и крепости Кёнигсберг генерал-майора М.В.Смирнова предписывалось:
Всем военнослужащим офицерского, сержантского состава и рядового состава соблюдать в городе твердый воинский распорядок и воинскую форму одежды.
В справке о численности немецкого населения в Кёнигсберге от 6 мая 1945 года имеются такие данные: в отделе регистрации числится зарегистрированного немецкого населения – 26 559 человек. Численность незарегистрированного населения составляет примерно 40 000 человек.
В акте проверки продовольственной и интендантской службы комендатуры города и крепости Кёнигсберг от 30 апреля 1945 года записано:
Ввести единый порядок снабжения немецкого населения продуктами: местному населению, привлекаемому на различные работы, отпускать за плату: хлеба - 400 граммов, соли - 30 граммов, картофеля - 600 граммов; а всем нетрудоспособным: хлеба - 200 граммов, соли - 30 граммов, картофеля - 400 граммов».
И это – в первые послевоенные дни! Где еще найти таких гуманных завоевателей?
Период перехода от военного положения к мирной жизни был, без сомнения, самым трудным в истории области. Приходилось гасить пожары, расчищать улицы, обеспечивать жильем и питанием не только своих, но и немецкое население. Надо было наладить подачу воды и электроэнергии, оживить фабрики и заводы.
Поступление рабочих на предприятия Кёнигсберга шло постоянно. Так, в справке о выполнении постановления Государственного Комитета Обороны, которая датирована 28 августа 1945 года, записано: Фактически по состоянию на 20 августа 1945 года поступило из СССР 5000 человек, из них 1500 человек из школ ФЗО и РУ.
В то послевоенное время казалось, что хаос был во всем. Продовольствия не хватало, болезни, эпидемии. Кругом развалины. Но какая-то сила пробуждалась в людях, они противостояли всем лишениям, а самые сильные и опытные руководили восстановительным процессом. Одержимые верой в силы народа-победителя, они трудились, не считаясь со временем, руководили большими и малыми коллективами, помогали своим подчиненным работать, чтобы приблизить счастливое, благополучное будущее.
Как отблагодарить этих командиров трудового фронта, коммунистов и комсомольцев, которые своим примером, через неимоверные трудности вели за собой других, делали великие дела: восстанавливали, кормили и лечили людей, возрождали жизнь в этом новом, самом западном крае нашей страны?! Наверное, только доброй, благодарной памятью.
Вот лишь один из ярких эпизодов – 16 мая 1945 года. Майор Алексей Семенович Ганжа, приехавший принимать судостроительный завод «Шихау», по просьбе коменданта города пошел помочь хлебозаводу. Мука, хлеб нужны были всем, а там рабочие котлов не могли поднять пар, необходимый для работы жерновов. И он, сняв китель, взял лопату и лично показал, как надо это делать, научил правильно топить котлы. Русские и немцы, рабочие и пленные – все сбежались к котлам, стояли, раскрыв рты, смотрели, как советский офицер работает с лопатой.
Люди приезжали, оставив там, в России, Белоруссии, на Украине свои сожженные, разбитые дома. Советские солдаты, возвратившись домой, и увидев, что сделали немцы с их малой Родиной, ехали сюда, в эту «неметчину». Рабочим, колхозникам, специалистам давали все необходимое для жизни: подъемные, жилье, скот. Первые переселенцы не боялись трудностей и понимали, что изменить жизнь можно только ежедневным, неустанным трудом. И год от года праздников и трудовых побед становилось все больше.
В сентябре 1945 года на Гвардейском проспекте состоялось торжественное открытие первого в послевоенной России величественного мемориального комплекса – 1200 героям-гвардейцам 11-й Армии.
В рекордно короткие сроки удалось пустить в эксплуатацию целлюлозно-бумажный комбинат, открыть школу № 1, создать первую строительную городскую организацию УНР-230.
Первый рабочий эшелон прибыл в город в апреле 1946 года, в нем было 35 вагонов, а это около 1000 человек. Все они были направлены на 820-й завод – бывший немецкий судостроительный завод «Шихау», а ныне – Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь».
В 1946 году открылся кинотеатр «Победа», стала выходить газета «Калининградская правда», немецкие названия улиц были заменены русскими.
Важным событием в жизни Калининграда явился пуск трамвайного маршрута № 1.
25 июля 1947 года в Калининграде было образовано четыре района: Балтийский, Ленинградский, Московский и Сталинградский. Позднее Сталинградский район разделили на два: Октябрьский и Центральный.
Совет Министров СССР в 1946-47 годах принял ряд постановлений по развитию Калининградской области. Для помощи в их реализации в Калининград приезжал заместитель председателя Совета Министров А. Н. Косыгин.
В городе налаживалась мирная жизнь. Драматический театр показал свой первый спектакль, заговорило калининградское радио. В 1948 году в северную Атлантику отправилась первая рыбопромысловая экспедиция. Калининград стал приобретать значение важного пункта рыбного снабжения. Начались занятия в педагогическом институте.
В 1948 году закончилось переселение немцев из Калининграда в Германию.
1949 год заполнился старожилам многими событиями, среди них: открытие энергетического техникума (впоследствии – политехникум, технический колледж), пуск в эксплуатацию восстановленного Южного вокзала.
Как же сейчас молодым понять тех людей, которые преодолели все испытания, выстояли и создали наш город? То поколение, мое поколение – было поколением настоящих людей. Они верили в добро и справедливость, в дружбу и любовь, искореняли зло, настойчиво учились, неустанно трудились, много читали, помогали друг другу.
Не забыть, какую радость и гордость мы испытывали на открытии в 1954 году двух первых, построенных в нашем Калининграде, домов, это на углу Каштановой аллеи и проспекта Мира. Они были двухэтажные, примитивной архитектуры, но нам они казались такими красивыми! Потому что они были – наши, не отремонтированные, а выстроенные заново.
Я хорошо помню тот чужой и неуютный город, каким он был после войны. Фонарей на улицах не было, и руины погружались в темноту. Порой то там, то тут слышалась стрельба. В домах тоже не было света. Мы сидели при керосиновых лампах, а когда не было керосина, то в комнате горели промасленные фитили. Это свернутые тонкой трубочкой кусочки бинта, положенные в маленькое блюдечко с маслом.
Мы тогда отторгали чуждый для нас немецкий мир, но взаимопроникновение со временем становилось все более тесным. Моя мама тогда работала кассиром в гастрономе, а рядом с ней сидела немка – переводчица. В нашей большой коммунальной квартире прижилась пожилая немка, которая наводила порядок, топила печи, а наши родители кормили ее. Мы, дети, очень быстро сходились с немецкими ребятами. Нередко между нами даже завязывалась дружба.
У меня есть давнишняя знакомая, моя ровесница Люда. Она всю войну прошла вместе с мамой и ее военным заводом, который следовал за боевыми порядками наших войск от Ленинграда до Кёнигсберга и ремонтировал боевую технику. После войны Люда стала жить на улице Бассейной. Там она познакомилась с немецким мальчиком, который пришел к ним и попросил хлеба. Потом они частенько вместе играли, пока мальчик не уехал в Германию. А она всю жизнь помнила его. И вот недавно, спустя много лет, он приехал в город своего детства, и они встретились.
Мы сейчас ходим по прекрасным улицам нашего города, любуемся его архитектурой, парками, озерами, где прошлое сочетается, переплетается с настоящим, и порою ругаем тех, кто в послевоенный период выстроил эти неприглядные пятиэтажные коробки. И надо хорошо знать историю нашего города, чтобы понять, что этих людей надо превозносить, за их героический труд, тот гражданский, трудовой подвиг, который они совершили.
Наш край в том далеком 1946 году стал советским, и будет русским, потому что это мизерная плата за миллионы погибших за свободу своей Родины советских людей.
Патриоты страны, советские люди выстроили наш Калининград, наш край, и он будет нашим городом навеки.
Свидетельство о публикации №211091100984