Взгляд из-под вуали. Часть 2

Как живется в Саудовской Аравии? (http://shkolazhizni.ru/archive)
 
Положение женщин в Саудовской Аравии – повод для бесконечных обсуждений и протестов. Ограничения на публичные взаимоотношения с мужчинами, исламские нормы в одежде, посещение общественных мест только в сопровождении мужчины-родственника, запрет на вождение автомобиля... Может показаться, что женщины находятся здесь на положении рабынь. Но так ли это?

Под черной абаей – современная одежда модных брендов и украшения на немыслимые суммы, сама абая часто украшена вышивкой, стразами, а иногда и драгоценными камнями. На женской половине дома – дорогая мебель и современная техника, в том числе и новейшие телефоны, компьютеры с доступом в Интернет.

Права женщины в семье защищены брачным договором, и в случае несоблюдения его мужем – например, плохого обращения с его стороны или недостаточно «достойных условий жизни» – она может потребовать развода, обратившись к судье шариата, «кади». Саудовская женщина может получить образование, может работать, правда, на определенных условиях и с некоторыми ограничениями.

А что думают о своем положении в обществе сами саудовские женщины?
Об образовании и замужестве

...Мальчики по очереди назвали свои имена и возраст, ответили на довольно уверенном английском на мои вопросы об учебе и увлечениях.

– Старшие учатся в Америке, – с материнской гордостью сказала Амира.
– А я тоже учусь в университете, только здесь, в Эр-Рияде, – сообщила Лейла.
– Обучение, наверное, раздельное?
– Конечно, девушки отдельно от парней.
– А преподаватели у девушек – только женщины?

– Нет, почему же, много мужчин, только они же нас не видят, мы в отдельном помещении сидим, перед большим экраном. А если возникнет вопрос у студентки или, наоборот, у преподавателя – для этого есть специальные телефоны. Образование в нашем университете очень хорошее!
– А как ты это образование собираешься применять, кем будешь работать?

– Я еще не знаю, буду ли работать, я просто хочу быть образованной, для этого и английский язык с частным преподавателем изучаю. Женщины у нас работать могут, главное, чтобы только в женском коллективе и только для женщин-клиенток. Например, несколько банков таких есть, где и работающий персонал, и клиенты – только женщины.

Вот только Лейла не сказала, что как для учебы, так и для работы женщине в Саудовской Аравии требуется разрешение мужа, а для незамужних – отца.
– А когда ты собираешься замуж, тебе ведь уже восемнадцать, какой в Саудовской Аравии обычный возраст для замужества? Я слышала, здесь выходят замуж очень рано?

– Ну, нет, замуж только после окончания университета. У нас сейчас выходят часто и в 25, и в 27.
Забегая вперед, хочу сказать, что у отца девушки оказалось иное мнение на этот счет.
– А это правда, что ты не можешь выбирать мужа и даже не увидишь его до свадьбы?
– Конечно нет, за месяц до свадьбы мы с женихом увидимся, поговорим в присутствии наших семей и если друг другу не понравимся, никто настаивать не будет.

– А как ты вышла замуж, Амира, и сколько тебе было лет?
– Мне был 21 год, – засмущавшись, сказала Амира, она стеснялась своего несовершенного, на ее взгляд, владения английским языком. – Сестра Джамала – одна из моих подруг, она рассказала ему обо мне и даже устроила встречу, мы очень друг другу понравились, и его семья сделала предложение моей семье.
О женской доле и... Интернете

– Скажи, ведь вся твоя жизнь проходит под контролем мужчин: сначала отца, теперь мужа, ты все время дома, многие твои права ограничены, нужно закрывать лицо, водить машину нельзя, работать практически нигде нельзя, только вечная домашняя работа, даже кино посмотреть, и то ты не можешь – кинотеатры здесь запрещены, тяжело ведь так жить?
– Ну что ты такое говоришь! Во-первых, обычно в саудовской семье есть водитель, который везет тебя, куда нужно, и помощницы по хозяйству. Во-вторых, то, что ты называешь ограничениями, для нас на самом деле – свобода. Лицо и тело европейской женщины видят все, даже если она этого не хочет. Что она может сделать, чтобы ее не рассматривали?

Когда она выросла и покинула семью, кто заботится о ней, особенно если мужа нет? А еще подруга моей подруги была в Европе и рассказывала, что там бывают случаи, когда муж не работает, а жена его кормит и одевает, а он, – она сделала паузу, собралась с духом и выпалила, – лежит на диване и телевизор смотрит! Скажи, соврала она, наверное? Ну никак не могу в такое поверить!

Тут паузу пришлось делать мне, чтобы сообразить, что ответить.

– Да, бывает такое, но очень, очень редко.
– Вот видишь, а в моей стране муж обязан содержать свою жену и всем ее обеспечивать!

– И фильмы новые мы все смотрим, – добавила Лейла. – Вот скажи, ты билет в кинотеатре покупаешь или диск с фильмом?
– Когда как...
– А я бесплатно смотрю, в Интернете! – торжествующе заявила она, – Хочешь, дам тебе названия сайтов, где бесплатно он-лайн смотреть можно? Кстати, а ты есть на Facebook? И какое имя у тебя в Skype?

Что сказать, обе говорили очень искренне, и хоть какого-то ощущения недовольства жизнью я так и не заметила. Снова забегая вперед, хочу сказать что тому, с какой заботой и любовью говорил о своей жене глава семьи, позавидовали бы многие женщины.
Потом мы еще много говорили и много вопросов было и ко мне: из какой я страны, какие там традиции, где еще я бывала, и понравилось ли мне там. Несколько раз я была совершенно сбита с толку географическими представлениями моих собеседниц – наверное, географии в университете не придают особого значения. Испания, например, по их твердому убеждению находится на Американском континенте. Конечно, это могло быть и простое лингвистическое недоразумение.

Вошел Джамал, чтобы пригласить меня ужинать.

– Мы можем пойти с тобой, – сказали мои новые подружки, – но тогда нужно полностью одеваться, ведь там твой муж, так что мы лучше тут поедим и подождем тебя.

А я уже предвкушала возможность задать несколько вопросов хозяину дома о том, как живется в Саудовской Аравии...

Как живется в Саудовской Аравии? Мужской взгляд:
 
Саудовская Аравия – государство с колоссальными запасами нефти, Коран здесь является конституцией. Часто говорят, что здесь все принадлежит мужчинам и ничего женщинам. Положение саудовских женщин – предмет частых общественных дискуссий, а вот о подробностях жизни саудовских мужчин мы слышим не так часто.

Я прошла за хозяином дома в столовую, где был накрыт стол с разнообразными блюдами арабской кухни: мясные кебаб, кофта и кикка, овощные салаты, пшеничный кускус и гороховый хумус, пшеничные лепешки и маленькие пирожки с мясной начинкой. Обращало на себя внимание явно ресторанное оформление блюд.

Сыновья Джамала уже сидели за столом с видом обычных проголодавшихся мальчишек. Тем не менее, они терпеливо дождались, пока их отец предложил еду гостям и только потом наполнил их тарелки.

– Прислуга в отъезде, и я заказал еду в ресторане. Жена и так очень много работает. Сегодня она очень устала – сама делала уборку в доме перед вашим приходом.

Как и положено по арабскому этикету, за столом мы говорили на отвлеченные темы, обсуждали национальную кухню, слушали подробные объяснения хозяина, говорили о национальной одежде, в том числе и о мужской.

В отличие от женщин, украшающих свои черные абаи вышивкой, стразами и даже драгоценными камнями, и носящих под ней модную современную одежду, саудовские мужчины просто надевают длинную, до лодыжек, белую тунику из хлопка или шерсти, в зависимости от сезона, головной платок, опоясанный нитяным жгутом, обмотанным черной шерстью, и маленькую белую тюбетейку под ним.

– А почему ваши женщины в черном, а мужчины в белом?
– Не знаю, никогда не задумывался об этом. Какое интересное наблюдение!

Постепенно беседа перешла на вопросы религии.
О религии

– Джамал, как мусульманин ты ежедневно молишься, сколько раз в день?
– Мы совершаем ежедневную пятикратную молитву в определенные периоды дня. Я молюсь обычно в 4-15, 12-00, 15-00, 18-15 и после наступления полной темноты.

– Выходит, спишь ты немного, и в течение дня должен находить место для молитвы, где бы не находился?
– Да, ночной сон получается часа четыре, но я могу позволить себе послеполуденный отдых. Молиться утром и ночью я могу дома, а в течение дня всегда можно зайти в любую мечеть – их же множество в городе.
– Мы много слышали о религиозной полиции в Саудовской Аравии, но на улицах города их не видели.
– Обычно сотрудники и волонтеры религиозной полиции ходят в обычной одежде, но они обязательно представятся, если понадобится. Их миссия очень важна. Главная их задача – борьба с наркотиками, алкоголем и проституцией, а кроме того, контроль за соблюдением норм шариата в одежде и за правильным выполнением религиозных обрядов.

– И часто они находят наркотики?
– Нет, сейчас совсем редко, ведь за наркотики – смертная казнь, а нарушения норм шариата выявляются довольно часто. Вот почему в религиозной полиции так много волонтеров – очень много работы. Я полностью их поддерживаю и, хоть официальным волонтером не являюсь, при случае всегда окажу помощь сотрудникам религиозной полиции.
Почему-то у меня возникло желание сменить тему на более нейтральную.
Если б я был султан...

– Джамал, у тебя прекрасный дом, просторный и уютный.
– Да, построить дом для саудовца очень важно, ради этого можно и пояс затянуть на несколько лет. А я вижу, моя жена и дочь были очень рады общению с тобой.

– Мы обсудили так много интересного! Некоторые факты о вашей стране, известные мне, оказалось неточными. Судя по всему, многое здесь меняется. Например, девушки теперь выходят замуж гораздо позже, могут даже сначала закончить университет, как планирует ваша дочь Лейла.

– Лейла уже взрослая, но, пока она не выйдет замуж, мы, ее родители, полностью отвечаем за ее судьбу. Мы не торопим ее, но, если посватается достойный мужчина, ждать окончания университета мы не будем. Пусть заканчивает учебу, уже живя с мужем. Удачный брак детей важен для семьи. Кроме того, я обязан содержать детей до тех пор, пока они не создадут свою семью. Вот жду, когда старший сын вернется из Америки и женится, тогда он начнет обеспечивать себя сам, а пока все его затраты оплачиваю я.
– Если девушки не выходят замуж в 14–15 лет, как раньше, то и разница в возрасте между супругами теперь не велика?
– Нет, обычно супруги одного возраста, вот как я и моя жена. Значительная разница – если это вторая, третья жена. Мы же можем иметь четырех жен.

– И как много саудовцев женаты на нескольких женщинах?
– Немного. Я бы сказал, около 5% взрослого мужского населения, и чаще всего это члены королевской семьи.

– Хотел бы ты вторую жену?
– Нет, что ты! Я очень люблю свою Амиру! Да, Коран позволяет нам иметь четырех жен, но, на мой взгляд, для принятия такого решения могут быть три причины: если первая жена опостылела, но желания разводиться с ней нет; если имеешь очень хорошее мужское здоровье, но как праведный мусульманин не желаешь иметь связей с другими женщинами, кроме законных жен, и если хочешь иметь много (20–30) детей. Одна женщина физически не сможет тебе их родить. А вообще, далеко не каждый может позволить себе иметь больше одной жены, ведь это очень дорого: нужно полностью обеспечить каждую из них и всех детей, а здоровье какое нужно иметь – всем нужно уделить одинаковое внимание!

– А правда, что прежде чем жениться на следующей жене, нужно спросить разрешения первой?
– Ни в коем случае! – эмоционально воскликнул Джамал. – Она же никогда не разрешит!
Провожая меня, Амира и Лейла взяли с меня обещание непременно посетить их снова и научили приветственному и прощальному поцелую, принятому в женском обществе – дважды в правую щеку.

Расставаясь с Джамалом и его младшими сыновьями, мы немного поиграли в футбол во дворе. Это выглядело необычно и естественно одновременно. Солидный мужчина в длинном арабском одеянии, бегающий за мячом со своими сынишками, как и многие отцы других национальностей.

Этот визит в дом саудовской семьи сильно изменил мое мнение не только по поводу сведений об отдельных особенностях жизни в Саудовской Аравии, но и о способе получения подобной информации вообще. В который раз убедилась в старой истине – лучше один раз увидеть.

Чтобы составить собственное мнение о том, как живется в Саудовской Аравии, узнать о ее культуре и обычаях, стоит эту страну посетить. И не раз.


Наталия Миллс

Rahhal / Shutterstock.com


Рецензии