Дмитрий Глуховский. Метро 33

     Дмитрий Глуховский. «Метро 33»
     
     Постапокалипсис – кажется, так обозначаются подобного рода произведения.
     После атомной войны люди живут в московском метро, редко и с обязательным риском для жизни вылезая на поверхность. Описаны их горести и радости, проблемы постакалиптического быта. Главный персонаж – некий Артем, который идет с какой-то станции метрополитена на какую-то другую станцию того же метрополитена с какой-то невнятной Миссией. Сразу оговорюсь, что невнятной, возможно, только для меня, ибо слушал, каюсь, не очень внимательно. Вообще, можно считать это неудачным опытом прослушивания мною современного фантастического произведения. Когда-то в юношестве запоем читал советскую фантастическую серию «Антология», где были собраны зубры зарубежной фантастики, такие как Р. Шекли, Г. Гаррисон, Р Бредбери, К. Саймак и проч. Потом от фантастики как-то отдалился, сейчас вот решил послушать современных российских авторов, проникнуться их творчеством, но попытка оказалась неудачной. Лукьяненко (признанный № 1) меня не удовлетворил, около шести прослушанных книг его показались мне фантастикой стопроцентно детской: «И тогда он ударил незнакомого мага лучом шестого уровня и обнаружил, что тот парировал его удар. А это могло означать только то, что квалификация мага...» и тому подобная благохрень. Фэнтези же не привлекает меня вообще, потому что читать (слушать) про каких-то эльфов, или благородных пацанов «из рода псов», или принцесс - по-моему, нечто запредельное для психики.
     
     Вдруг где-то наткнулся на восторженные отзывы о «Метро», решил скачать, заценить, чем нынче восторгается народ.
     Скачал. Стал слушать. После пары прослушанных глав удалил это произведение с телефона к собачьим хренам. Но опять наткнулся на очередную аннотацию «Метро» и с удивлением выяснил для себя, что книга переведена на десяток иноязыков, что иноиздатели уже заранее купили права на продолжение, которое еще не неписано и проч. Также, что уже созданы некие фанатские сайты «Метро», существует одноименная компьютерная игра и узнал еще много чего, показавшегося мне удивительным на грани невероятного. Пришлось опять заряжать в телефон недослушанную книгу, благо что с компьютера ее удалить не успел. Стал слушать. И опять не с умел понять, в чем секрет ее успеха – именно в этом и хотелось разобраться. (Не предполагать же, что благодаря падению уровня преподавания в школах появились целые поколения, для которых подобные книги являются вполне и вполне читабельными и на полном серьезе рассматриваются как заслуживающая внимания настоящая фантастика. Таких хотелось бы отослать к перечисленным выше авторам наподобие того же Р. Шекли)... Периодически боролся с искушением опять удалить книгу с телефона, но усилием воли мужественно заставил себя дослушать до конца.
     Общие ощущения: лажа.
     И не просто лажа, но лажа полнейшая.
     1. Если бы произведение «Метро» было некой фантастикой боевой, где красочно и со знанием дела описано, как выжившие люди валят из «калашей» крыс-мутантов и проч., и в этом был бы ее смысл, можно было бы простить недостатки литературные, невнятности философического ряда и многое другое.
     2. Если бы роман был философским, можно было бы простить невнятности «боевые».
     3. Если бы роман был психологическим (описание мыслей и чувств людей, вынужденных выживать, особенности их поведения в экстремальных условиях, можно было бы простить недостатки вышеперечисленные.
     4. Если бы роман был литературным...
     Но нет ни того, ни другого, ни третьего, ни пятого, ни десятого. АБСОЛЮТНО ВСЕ слабо, невнятно и притянуто за уши. (Про хотя бы маломальскую правдоподобность говорить не будем, это, в общем-то, не важно, в книгах подобного рода это не главное, это вполне простительно для любого автора, тут претензий нет). Тут другое.
     Главный персонаж (ни в коем случае не герой, так его назвать не поворачивается язык!) невнятен, как и весь роман. Не вызывает ни интереса, ни сочувствия, ни сопереживания – просто полнейший (и бесполый!) ноль. Ни мужчина, ни мальчик – вообще никто и ничто. Безликая, аморфная масса, серая слизь (по Гарросу-Евдокимову).
     На всем протяжении книги этот юноша ни разу не попытался познакомиться с какой-нибудь девчонкой. Более того, он ни разу не посмотрел на какую-нибудь особу женского пола с интересом. И даже не подумал о девчонке ни разу – и это юноша, у которого в соответствии с законами природы должны вовсю бурлить гормоны!..
     Иногда, читая какую-нибудь книгу, ловишь себя на мысли: жаль, что инженер человеческих душ рановато кого-то убил – очень уж хорошего героя или антигероя он создал, тому бы еще блистать и блистать на страницах книги. Здесь же ловишь себя на мысли, что если бы этого ходульного персонажа замочили в первой же главе, это не вызвало бы ни малейшего внутреннего протеста. Правда, тогда не было бы книги...
     Итак.
     Философия – дешевая. Точнее, потуги на нее. Психология – из того же ряда. Боевой ряд – аналогичен философскому и психологическому. Мое личное мнение, что автор не силен ВООБЩЕ НИ В ЧЕМ.
     Знал бы хорошо военную тематику, хотя бы четко описал боевые действия. Здесь же на уровне знаний вяжущей крючком бабушки - что при стрельбе, допустим, бывает отдача. Ну, и еще громко получается, если в помещении, к примеру, пульнуть.
     Был бы философом... Ну, понятно.
     Был бы психологом...
     Возникает ощущение, что автор просто некий человек без какого бы то ни было специального в любой области образования, все знающий поверхностно, на уровне газетных статей и книг с уличных лотков.
     Откуда взялось такое ощущение. А отовсюду. Незадолго до «Метро» прослушал Д. Корецкого «Рок-н-ролл под Кремлем». Все три части - влет. Там у него помимо всего прочего шарятся под землей диггеры и американские шпионы. Вот где красочно, подробно и правдоподобно описано ковыряние людей под землей. Чувствуется, что автор серьезно копался в теме, возможно, консультировался у специалистов. И это не говоря о боевой составляющей трехтомного романа – все же писал человек военный, со знанием дела, пусть и милиционер...
     Единственное, в чем я убежден совершенно точно – «Метро» написал реальный автор, а не какие-то литературные негры.
     Обоснование: литературные поденщики никогда не написали бы столь бездарно.
     Закрадывается подозрение, что на Глуховском издательство (не знаю какое) успешно опробовало какой-то способ раскрутки. К примеру, запускаются восторженные комментарии каких-то подставных блогеров, где-то книгу похвалил несуществующий критик, потом компьютерщик при издательстве сляпал за зарплату некий форум, где подставные фанаты взахлеб восторгаются книгой, потом он же сляпал игру, потом еще что-то, и еще, и еще. И все это постепенно разрастается подобно снежному кому...
     Иначе абсолютно непонятно, как издатели рискнули вложить в Д.Г. бабки, когда сплошь и рядом читаешь, с каким трудом пробивались на рынок некоторые по-настоящему дельные авторы.
     Примечание: оговорюсь, что про Д.Г. я ничего не знаю – возможно, он до «Метро» уже написал что-то действительно достойное, только в другом жанре, и на этот момент уже был раскручен. Так или иначе, можно только поздравить издателей, сколь успешно им удалось выдуть этот мыльный пузырь под названием «Метро»...
     Когда я благодаря случайно купленному телефону с плеером вообще стал слушать аудиокниги, то ввел для себя термин «пропускаемость», которую можно обозначать в процентах. Означает это – сколько без ущерба для смысла книги, или при условии получения удовольствия от литературного языка автора, или от чего-то еще, можно пропустить текста. К примеру, «пропускаемость» при прослушивании «Заводного апельсина» Берджеса составляет для меня 0 %, потому что там важна каждая фраза. И литературно, и по смыслу. Если, едучи в трамвае, шум его неважно работающего мотора заглушил какое-то даже слово, приходится мотать обратно, чтобы найти пропущенное – там важно ВСЕ. Аналогично происходит с вещами наподобие «Загнанных лошадей пристреливают...» и проч. Слушая того же Корецкого, тоже перематываешь, пропустив что-либо, ибо если не ловишь каждое слово, то внимательно следишь за развитием событий, и вообще, чтиво попросту интересно. (Корецкий вообще не перестает меня приятно удивлять, но это уже отдельная тема).
     «Пропускаемость» же «Метро» для меня – это рекордные 100 %, потому что там не важно вообще ничего. Можно пропустить слово, можно предложение, можно и целый абзац.
     Пропустив случайно главу, две, три, пять или вообще весь текст, не теряешь НИ-ЧЕ-ГО. Если бы я случайно (по пьянке, к примеру) купил такую книгу - настоящую, из бумаги, за реальные деньги, впору было бы кусать себе локти. Лучше бы эту сумму перечислить в детский дом, даже точно зная, что ее в числе других поступлений разворуют чиновники. Про бутылку, которую можно было бы на эти деньги купить, не стоит и упоминать, это и так очевидно; поэтому про детский дом - ввернуто для усиления эффекта.
     С чем и поздравляю всех прослушавших это произведение.
     П.С. Да не станут на меня наседать фанаты творчества Глуховского! Это мое личное мнение и я вполне допускаю, что есть люди, читающие и слушающие «Метро» взахлеб, хотя это и кажется мне воистину невероятным – вот где подлинная фантастика... Не собираюсь вступать с ними в дискуссии, потому что занятие это бесплодное. В конце концов, я не критик, и озвучил сугубо личное. И вообще, кому-то нравится поп, кому-то попадья, кому-то попова дочка, а кто-то, небось, и их сынка с удовольствием оприходовал бы...
     Всем вышеперечисленным - успехов!
     Ну а прослушать «Метро 34» (кажись, есть и такое уже) меня можно было бы только заставить. Ну, или уговорить. Ну, или за бабки – это самое оптимальное.
     Впрочем, не будем зарекаться. Иногда хочется так вот, как сказал один герой одного кинофильма, «зачерпнуть с самого дна». Ну, стеба ради, или в исследовательских целях – посмотреть, какое дерьмецо нынче нюхают другие... Из серии «Чем хуже – тем лучше», как говорил Великий Кормчий.
     Теперь точно все, без П.С.
     


Рецензии
"Таким образом мы сместим земную ось, вернув ее на положенное место..."

А разве она (ось) не на положенном месте?!

Наташа Королькова   26.09.2011 16:23     Заявить о нарушении
Да ученые вроде говорят, что она смещается там куда-то.
Да и неважно это, все равно надо сместить ради эксперимента - посмотреть что будет. Интересно же.

Сам Не Местный   26.09.2011 18:09   Заявить о нарушении
Конечно, интересно. В общем, я готова придти куда скажут и прыгнуть. Пусть только ученые все правильно посчитают.

Наташа Королькова   27.09.2011 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.