Непридуманная история

Непридуманная история о том, как я чуть не стал баснописцем

В один из октябрьских вечеров 1993-го года сидя за своим письменным столом, я был увлечённо занят переводом какого-то текста с латышского языка, не помню уже точно какого автора и какое именно произведение я переводил, но осталось в памяти предложение, над которым я тогда бился. Дословно перевести на русский язык не доставило особых хлопот: «Старушка мелкими торопливыми шагами побежала к двери и быстрым плачущим голосом что-то тихо говорила». Ясно, что так оставлять было нельзя, хотя вроде бы всё понятно, и описанную ситуацию легко себе представить. И всё же как-то это звучало не по-русски.
В этот момент в комнату влетел сын-второклассник и озадачил меня ещё больше:
- В школе нам дали задание сочинить и выучить к завтрашнему дню басню.
- Может быть не сочинить и выучить, а просто выучить? – с осторожностью выразил я сомнение...
- Нет! Сочинить, а потом выучить наизусть к завтрашнему дню! – стоял на своём отпрыск.
- Но такого не может быть! Ты что-то путаешь… Или учитель думает, что в каждой семье есть свой дедушка Крылов?

Сын ничего не ответил и убежал в другую комнату по своим делам. Я снова склонился над неподдающимся предложением. Голова соображала туго. «Неужели и впрямь – сочинить и выучить? – сверлила мозг мысль. – Фантастика какая-то!»
Вошла жена, я передал ей наш разговор с сыном. Она, к моему удивлению, ничуть не смутилась:
- Ну и  помоги ему, напиши…
-Но я же не Эзоп, не Лафонтен, не Крылов и не Сергей Михалков! Es neprotu!– завершил фразу я почему-то по-латышски. – Я не умею!
- Они тоже когда-то не умели… - получил в ответ.

Жена вышла. Поняв, что сегодня из-за неожиданно возникшей проблемы мне больше не удастся поколдовать над переводом, я, отодвинув в сторону машинку, положил перед собой чистый лист бумаги и мечтательно посмотрел в потолок. Времени оставалось мало, вернее, его почти совсем не оставалось: шёл десятый час вечера. К жене пришла соседка,  и они самозабвенно тараторили на кухне. Поднявшись из-за стола и прикрыв дверь в комнату, я стал медленно прохаживаться взад и вперёд. Мысли текли вяло, словно стадо баранов перед загоном на закате дня, меня это слегка раздражало. «Что за тупые учителя, что за бестолковые задания!» - мысленно сокрушался я. - Ну, разве мыслимо! Во втором классе требовать от несчастных школьников корпеть над  баснями?! Потом сами удивляются, отчего все психбольницы переполнены…»
Однако, взяв себя в руки, стал рассуждать логически: прежде всего в басне должна быть ярко выражена мораль, это её стержень, на ней держится текст. Возьмём хотя бы вот эту: дела важнее, чем слова. Пусть кто-то взялся что-то сделать, но вместо того, чтобы трудиться проболтал весь день, а тем временем… Ну-ка, ну-ка…
Я склонился над столом и написал: «Три лесоруба дуб взялись срубить…» Как бы там ни было, но минут через десять-пятнадцать из-под моего пера вышло вот это:



Лесорубы и дуб.

Три лесоруба дуб взялись срубить
Полдня вокруг него ходили
Всё думали, судили да рядили
Как лучше и скорей его свалить
Хвалились друг пред другом
Кто более сметлив, а кто сильней
Да чей топор заточен всех острей.
От спора голова пошла их кругом
Проспорили весь день, там месяц пролетел,
За ним и год пронёсся…
Тем временем над лесом дуб вознёсся
Своей вершиной взвился выше туч
Стал необхватен, крепок и могуч!

                *  *  *
Мораль, друзья, здесь такова:
Дела важнее, чем слова!


Перечитал несколько раз, кое-что подправил и отправился на суд первых слушателей. Закончив декламировать, по лицам домашних понял, что сплоховал. Мне намекнули, что написано слишком  длинно, нашему мальчику будет трудно запомнить текст, да и по тематике надо бы поближе к школьным проблемам. Хотел было возразить, что, мол, для второклассника написать такую басню не так уж плохо, но сдержался и молча удалился в свою комнату. «Нужно взять пару каких-либо животных, подразумевая под ними учителя и ученика» - пришло мне в голову. После недолгого путешествия по воображаемому зоопарку, выбрал Ворону и Соловья. Через десять минут на бумагу легли такие строки:


Ворона и Соловей

Ворона Соловья учила в школе пенью.
Как только он запел – настал конец её терпенью.
«Ох, замолчи! Ты – бездарь и тупица!
Без голоса и слуха тебе ль у нас учиться?!
Лишь нам, Воронам, послан Божий дар.
Вот, слушай и учись: «Кар-кар, кар-кар, кар-кар!!!»
                *  *  *
Учителей таких и в нашей школе тьма,
Ни пользы нам от них, ни знаний, ни ума!

Закончив написание второго произведения, не решился его зачитывать прилюдно, стал подумывать сразу же над третьим. И вот:





Свинья на конкурсе красоты.

На конкурс красоты средь ланей и газелей
Свинья пришла.
Все на неё глазели, давясь от смеха:
«Вот конфуз! Ну, где же талия?! А что за бюст!
Позор на весь Звериный наш Союз!»

                *  *  *
Однако приз Свинья взяла –
В жюри её родня была!



Набравшись храбрости, отправился на кухню. Жена с соседкой стояли в прихожей: соседка уже собиралась уходить. Зачитал оба. По Вороне и Соловью вынесли такой вердикт: учителя оскорбятся и в школе у сына могут быть неприятности. Насчёт третьего опуса деликатно промолчали. Мозг мой завёлся, вдруг появилось желание сочинять и сочинять эти проклятущие басни. Выпил на кухне чаю, на глаза попался таракан, на которого тут же обрушилось грозное и непримиримое оружие – мой тапок. Взглянул на часы-ходики, которые ритмично выстукивали уходящие в прошлое секунды… «Таракан и часы» - вяло шевельнулась идея под черепной коробкой без особой надежды быть осуществлённой … Однако, спустя четверть часа на свет появилось следующее:



                Таракан и часы.

В настенные часы забрался Таракан,
Он технику любил,
И мог часами
Смотреть на ход их и,  усами
Шевеля, о чём-то думать,
Но насмерть был однажды
раздавлен колесАми…
                *  *  *
Не следуй, друг, его примеру,
Будь любопытен, но любопытен в меру!

22-23 октября  1993 г.

На этот раз никому я читать не стал, переписав плоды своего творчества начисто, я со спокойной совестью лёг спать, намереваясь завтра перед уходом на работу вручить их сыну. Взгляд по касательной попал на оставленный мной лист бумаги в каретке пишущей машинки. Ну, разумеется! Как я раньше не догадался! «Старушка проворно засеменила к двери, причитая на ходу».  Всё стало на свои места.

На следующий день, по возвращении с работы, первым делом поинтересовался у сына:
- Ну, как дела в школе? К доске вызывали? Какую басню рассказал?
- Никакую… Ты был прав – сочинять не надо было, а просто выучить любую на своё усмотрение…

Так закончилась эта эпопея с баснями…
Взял я в руки исписанные вчера листки, перечитал, подправил кое-что и положил в папку черновиков.

Прошло тринадцать лет. Работая ведущим инженером-электриком в Издательско-полиграфическом комплексе «Московская правда», рассказал эту историю товарищам по работе. «Да, не может быть! - засомневался один из них. «Ну, сотвори, например, к завтрашнему дню что-нибудь ещё!» Я согласился, и уже в метро набросал в уме, а дома воплотил на бумаге:




       Глупый муравей

Однажды глупый Муравей
Решил отметить день рожденья
И, приготовив угощенье,
Созвал к себе домой друзей...
И с той поры, мои друзья,
Никто не видел Муравья.
Куда исчез он – не секрет:
Среди гостей был Муравьед!
      ***
Чтобы не пропасть как Муравей,
Умейте выбирать друзей!

20 сентября 2006 г.


Вот так я едва не затмил славу великого Крылова!


История эта, как оказалось, получила неожиданное продолжение…
25 февраля 2011 года, в пятницу, сидел я дома в одиночестве. Немного повозился над текстом будущего рассказа, посмотрел по телевизору весёлый французский фильм с Депардье.  Затем тоскливо смотрел на скучный пасмурный зимний день за окном…
Как это обычно бывает, первые строки пришли на ум сами по себе: "Однажды слон зашёл в салон купить мобильный телефон…"

Через десять минут вышло то, что вышло:


Слон и телефон

Однажды Слон
Зашёл в салон
Купить мобильный телефон
И Кошка-продавщица
Давай пред ним крутиться
Продукцией хвалиться…

Но вышла боком та затея
Слона скрутила диарея
И в тот же миг его понос
Салон с мобильниками снёс…

***

Мораль, друзья, здесь всем знакома
Уж коли болен
Оставайся дома!

25 февраля 2011 года


Вот теперь, наверное, всё….


Рецензии
Басни замечательные! Очень понравилась про учителей и школу. Спасибо.

Екатерина Бобровенко   27.03.2013 22:00     Заявить о нарушении
Спасибо огромное! Удач Вам творческих и личных!

Александр Шатеев   28.03.2013 00:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.