Наши скандинавы

Наши скандинавы…

Цикл "РУСЬ НЕ С 862 года..."

Делая 862 г. началом государственности на землях Руси (ныне части России и её соседей), авторитетные историки неизбежно лгут, а политики ложь поддерживают. Не будем  спорить о причинах, а кратко рассмотрим реальные глубины процесса.

Когда Валдайское оледенение примерно 20 – 17 тысяч лет назад достигло пика распространения, остатки европейского населения (50 – 25 тысячелетней давности) на юге континента были. http://www.proza.ru/2011/09/08/1393 Значительная для того времени масса в регионе Чёрного моря и Каспия. И по мере отступления ледника и возникновения условий для жизни в округе Балтики потомки первых европейцев туда возвращались. Немалой частью и с Русской равнины. Но - это тоже надо подчёркивать - далеко не все скандинавы имели восточно-европейские корни.

Далее неоднократные импульсы гаплогрупп и культур из Восточной Европы в Скандинавию мало уступали импульсам из Центральной и Западной Европы.
Это прослеживается  несколько тысяч лет назад http://www.proza.ru/2010/08/30/787
Это отмечается и  около 2 тысяч лет назад

В это время известны исторические достижения ранней Великой Скифии, Киммерии, Сарматии, Боспорского царства (отчасти его историю продолжило Тмутараканское княжество) и других античных государственных образований на землях России и её соседей. Затем пришёл черед Готии и Гуннии, Тюркского каганата, Великой Болгарии, «северных архонств» славян, да и Хазарии. Варяги никакой дани с части «северных архонств» собирать не могли, если бы веками до них не существовали здесь системы пагусов – погостов. Геродот отмечал административную систему Скифии (ведущее царство - царства - округа) ещё в 5 веке до н.э.

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111074.htm
Знаменитый Тур Хейердал хотел быть похороненным в Азербайджане, по мнению отважного путешественника - на родине пра-предков. Здесь якобы находилась знаменитая страна Асов, из которой пошел на север со своими соратниками прародитель скандинавов Один (Вотан). Средневековые списки скандинавских саг, действительно, живописуют путь Одина через Гардарики (Русь), через Великую Скийфию (Свейсию, Швецию) – страну богов, куда скандинавы затем не раз возвращались в поисках славы и невест... Правда, если брать за основу корень «-ас: — аз» (отсюда и Азия), то стоит помнить и Азовское море, город Азов. В древности граница между Европой и Азией проводилась по Тана-асу (Танаису:Дону). Созвучие Дона (Тана) и Одина (как бы от-Дона ?) завораживает. Как и созвучие русскому - "и Один в поле воин" в противовес "Один в поле не воин"...

Есть подобные сюжеты в эпосе ряда древних народов, указывающих путь своих предков примерно с юга-востока на северо-запад. Этот путь на глубину в десятки и сотни тысяч лет подробно проследили антропологи и археологи. В последние годы к ним подключились и генетики. Разгадывая геном человека, они учитывают многотысячелетнюю генетику мужчин и женщин. Пока большую точность дают мужские маркеры. На протяжении всей человеческой истории мальчики получают от отцов мужскую половую Y-хромосому, обладающую многотысячелетней устойчивостью. Генетический анализ показал, что у большинства европейцев встречаются Y-хромосомы примерно десяти типов. По мнению генетиков, это означает, что почти все население Европы происходит от десятка предков из эпохи позднего палеолита. Три четверти европейцев имеют прародителей, переселившихся в Европу 30 – 50 тысяч лет назад из Центральной Азии или Ближнего Востока. Они активно жили охотой, рыбной ловлей и собирательством. Умели строить полуземлянки и другие подобные жилища. Использовали разнообразные орудия труда из камня, дерева, кости; различные плетения из волокон и прутьев.
http://www.proza.ru/2009/05/14/768
http://runa-odin.narod.ru/po_in.htm

В итоге население Руси и Скандинавии немалой частью составляли родичи – в недавних и давних поколениях. Скандинавы свободно владели русским языком, о чём говорят тексты заключённых в 10 веке договоров с Византией. Они выступали писцами и учителями русского языка. Как например, Упырь Лихой http://copy-www.novsu.ac.ru/chelo/9/sheberg/sheberg.htm
Войска Руси – не одни варяги (наёмники), а дружины княжений и землячеств. Скандинавские руны имеют и варианты славянских прочтений (да и тюркские руны нередко старше и текстуально богаче западноевропейских). http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/005a/02111105.htm
Берестяные грамоты на средневековом славянском пестрят якобы скандинавскими именами (на самом деле – языческими и славян). А вот рунических грамот и грамот на скандинавских языках почти нет.

Древнейшие памятники датского языка, написанные младшими рунами, относятся к IX в. Старейшими памятниками на латинице являются областные законы: «Sk;nske Lov» (1203-22 гг.) «Sk;nsk Kirkelov», «Valdemars sjaellandske Lov», «Absalons sjaellandske Kirkelov», «Jyske Lov» (1241 г.), «Samling af gamle danske Love». В 1495 г. вышла первая печатная книга на датском языке. Эти латинские памятники по возрасту уступают средневековым Руси на два века.

Около 1030 года (по другим данным - примерно с 1000 г.) в Норвегию пришло христианство, принеся с собой латинский алфавит. Норвежские манускрипты, написанные новым алфавитом, стали появляться примерно столетие спустя. Норвежский язык начал отделяться от своих соседей примерно в то же время. Уступают эти манускрипты средневековой развитой письменности Руси тоже века два. Тоже можно говорить и о шведском.

Допустимо спорить о глубине памяти в эпосе, но направление миграции родоначальника скандинавов Одина очевидно.Не скандинавы - с учётом массы источников, - создали Русь, а немалой частью палеолитическое и последующее население Русской равнины участвовало в формировании скандинавов, а потомки того населения – и в формировании скандинавской государственности, хотя бы с энеолита до готов-гетов. Гетов некоторые раннесредневековые источники тоже считали славянами…

Полезны на портале "Родство" подробности об участии в формировании скандинавов носителей гаплогруппы R1a
http://www.rodstvo.ru/forum/index.php?showforum=26 .

===========Русско-скандинавские связи 8 – 11 веков очень значимы и сложны. Хотя эту сложность всемирная историография (и наша услужливая часть) пытается скрыть упорно навязываемым шаблоном – государственность Руси идёт от «древнерусских» (средневековых) скандинавов, которые ничего «славянского» в своей крови не имели.

http://www.proza.ru/2009/06/16/245
Историк С.С.Алексашин справедливо обратил внимание на ряд сюжетов

«Идею о шведском Рюрике торжественно закрыл в 1816 г. пастор Г.Ф. Холлман, опубликовав в Бремене работу “Рустрингия, певоначальное отечество первого российского великого  князя Рюрика и  братьев его. Исторический опыт”[7]. В своей работе пастор доказывал, что Рюрик  ведет свое происхождение не из Рослагена  (Швеция) а из Рюстрингии - провинции Фрисляндии. При этом Холман ссылался на Нестора, поместившего Русь между ютами и англянами…

Надо отметить, что против шведов, объявляющих Рюрика своим единокровным земляком, немецкие историки настойчиво утверждали в это же время славянское происхождение нашего князя. Историей Мекленбургского дома активно и успешно занимался проректор мекленбургской гимназии Ф. Томас. В своей работе он использовал манускрипт 1687 г. нотариуса мекленбургского придворного суда И.Ф. фон Хемнитца. Согласно этому документу, Рерик был сыном ободритского короля по мекленбургской линии Годлиба Биллунга, убитого в 808 г. данами. Род Биллунгов основал Гензерих Биллунг – король вандалов. Теория Ф. Томаса получила развитие в последующих исследованиях по истории Мекленбурга. Ф. Томас опирался также на популярный генеалогический справочник И. Хюбнера 1708 г., где Рерик ; представитель династической ветви герульских, вандальских и вендских королей.

Другой немецкий генеалог - С. Бухгольтц - доказывал явную преемственность родословных таблиц вандалов и вендов. Многие средневековые авторы вплоть до XIII в. называли правителей Мекленбурга «королями вандалов» и настаивали на том, что ключом к пониманию мекленбургской истории является признание полного тождества вандалов и вендов. Не случайно Мекленбургский дипломатический инвентарий 1760 г. открывает запись: “471 год. Завещание Гензериха, короля вандалов в Африке”.

Германские генеалогические таблицы представляют ободритского князя Готлиба  сыном вождя ободритов Витслава ; равноправного союзника Карла Великого, убитого саксами в 795 г. Именно так считали мекленбургские историки Латом и Хемниц, называя Вицлава (Witzlaff, Witislaus, Vicislaus, Witzan, Wilzan) 28-м королём вендов и ободритов, который правил в Мекленбурге во времена Карла Великого. Он женился, согласно германским генеалогическим хроникам, на дочери князя Руси и Литвы, сын от этого брака ; принц Годлейб (Godlaibum, или Gutzlaff), который стал отцом Рерика. Витслав, будучи потомком Аритберта I, чей предок был Гензерих ; король вандалов ; имел тезку по родословной ветви ; Вислава, короля на острове Рюген, который также являлся потомком Аритберту I. Но в этом случае речь идет о линии Биллунгов. Если применить правило аллитерации к родовым именам, как вендов-вандалов, так и русских князей со времени Владимира Святого, то имя Готлиб в любой транскрипции не вписывается в линию имен славянских вождей, но удачно накладывается на линию вендов-вандалов-ободритов: Гензерих, Гунерих, Гунтимер, Гебамунд и Вислав ; сын Гензериха. Таким образом, следует считать, что Готлиб был вандальским князем из дома Биллунгов.

Гаплогруппа R1a1 наибольшее распространение имеет в Восточной Европе: среди сербов-лужичан (63 %) Лужичане те же венды - народность, племя; славянское население, проживавшее  и проживающее с V в. на территории Нижней и Верхней Лужиц - областей,  входящих в состав современной Германии.  Современные лужичане - остаток лужицких сербов- одного из трех главных племенных союзов, так называемых  полабских славян, в число которых входили также племенные союзы лютичей,  вильцов и бодричей, то есть ободритов, называемых ререками или рарогами. Полабские славяне, или, по-немецки, венды,  в раннем  средневековье заселяли не менее трети территории современного немецкого государства - север, северо-запад и восток.

Тогда возможно правы немецкие генеалоги, утверждавшие, что  Рюрик  сын ободритского короля по мекленбургской линии Годлиба Биллунга, убитого в 808 г. данами[14]. И он же, Рюрик ; представитель династической ветви герульских, вандальских и вендских королей?
Если учесть, что родовое имя Биллунг  образовано от древневерхненемецкого bill -  беспристрастие, справедливость, благожелательность, а также суд, право - согласно этимологическому словарю братьев Гримм[15], то становится понятнее притча Нестора о призвании варягов, в которой  происходит в иносказательной форме  обыгрывание  именно этих понятий: суд, право, закон. Отсутствие единого правового поля и закона становится доминирующей причиной призвания Рюрика. Что же  стало поводом столь необычной формы повествования? Скрытый  под эпическое предание подтекст - как попытка  обхождения  табу называть реальное имя князя и определяющий приход именно этой личности на Русь? Вероятно, этот парадокс еще долго останется загадкой. Вспомним у Нестора: « Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву <…..> Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет». Согласно иоакимовскому летописцу мы имеем нравоучительный вывод классической формы  притчи: «чтобы всюду разбирательство справедливое и суд не оскудел, посадил по всем градам князей от варяг и славян…».

Таким образом,  у славянской версии о происхождение князя Рюрика из варяжской Руси, новгородских славян, как писал Нестор, и как считают немецкие историки, больше всего шансов быть единственной и основной теорией генезиса русской нации».

Автор данной ремарки (П.М.Золин) славянскую версию – наряду с другими – происхождения Рюрика тоже не исключает.
http://www.proza.ru/2009/06/16/245

Позиция С.С.Алексашина критикуется так
«С. С. Алексашин, опираясь на данные саг о «тайной любви» между Ингегердой и Олафом и пытаясь объяснить данные генетических исследований современных Рюриковичей, показавших расхождение гаплогрупп у потомков Мономаха («скандинавская» гаплогруппа[1] N1c1) и Олега Святославича («славянская» — R1a[1]), выдвинул гипотезу о внебрачных детях Олафа. Он предположил, что фактическим сыном Олафа от Ингегерды был русский князь Всеволод Ярославич[2], отец Владимира Мономаха[3]. При этом гипотеза полностью игнорирует вероятное скандинавское происхождение Рюрика и возможную неверность жены Олега к славянину, что привело бы к аналогичному расхождению гаплогрупп».
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Но там же отмечается
«В России во имя святого Олафа были освящены храмы в Новгороде (где он жил несколько лет) и Старой Ладоге[4], где он проездом гостил у посадника Рёгнвальда Ульвсона, родственника своей бывшей невесты Ингигерды, так как между Олафом и Ингигердой была «самая большая дружба» или, как сказано, в «Пряди об Эймунде» — Ингигерда «имела с ним тайную любовную связь».
http://en.wikipedia.org/wiki/Olaf_II_of_Norway ; http://de.wikipedia.org/wiki/Olav_II._Haraldsson
Атака противников версии С.С.Алексашина «полностью игнорирует вероятное вендское происхождение Рюрика и …»  Очень трудно понять смысл фразы про «возможную неверность жены Олега к славянину, что привело бы к аналогичному расхождению гаплогрупп». Если Олег Святославович был уже с гаплогруппой R1a, то его жена здесь ничего не могла добавить при любой неверности.

Закат эпохи викингов в Европе во многом связан с конунгами, которых воспитывала и поддерживала Русь. Немало подробностей этого плана в работах Т. Н. Джаксон. Например, «Скандинавский конунг на Руси
(о методике анализа сведений исландских королевских саг)».

Она считает, что «по разным причинам и в разное время оказываются на Руси четыре конунга». Но это разное время: последняя треть 10 века – половина 11 века, менее столетия. Первым упоминает  Олава, сына Трюггви [годы правления как короля  994–1000 (999)], которого выкупает из эстонского плена (девятилетним мальчиком) его дядя по матери Сигурд, приехавший в Прибалтику собирать дань для русского князя, и привозит на Русь ко двору князя Владимира; http://en.wikipedia.org/wiki/Olaf_I_of_Norway
Олаф родился в 963 году, вскоре после убийства его отца. По некоторым данным, он родился в 964 или 969 году. Мать Олафа, Астрид (норв. Astrid), бежала с сыном от убийц мужа в Новгород к Владимиру I Святославичу, у которого служил ее брат Сигурд, но по дороге они были захвачены пиратами, жившими в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства.
Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов.
Затем Олаф оставил службу у Владимира, отправившись бороздить просторы Балтики. В 982 году он попал в шторм у земли вендов (вероятно, Польша), где остался на зиму и женился на дочери местного короля Бурислава Гейре. Кого саги называют Буриславом доподлинно неизвестно. Некоторые ученые считают, что это собирательный образ королей Мешко I и его сына, Болеслава Храброго. Также есть версия, что в одном из польских княжеств действительно правил князь по имени Бурислав.
Надо отметить, что его соратник Лейв Эйриксон открыл Винланд (часть Северной Америки) в 1000 г. http://en.wikipedia.org/wiki/Leif_Ericson
Адам Бременский в 1080 г. отзывался об Олаве так: «Кое-кто говорил, что он был христианином, другие – что он отступился от веры, но все сходятся на том, что он был очень искусен в прорицаниях, предсказывал судьбу и верил в гадания по птицам. Оттого он и получил свое прозвище Кракабен (Воронья Кость). Также рассказывают, что он занимался колдовством и держал при себе колдунов, с помощью которых завоевал страну и своими заблуждениями вверг ее в ничтожество.
Норвежские и исландские источники говорят прямо противоположное, считая Олава просветителем Норвегии. Он, возможно, не интересовался тонкостями христианского учения, и даже самые ревностные почитатели не приписывают ему стремления к духовным идеалам. Но подобно Хакону Доброму, сыновьям Эйрика, Харальду Синезубому и Свейну Вилобородому,  хорошо понимал, какие выгоды сулит его стране принадлежность к европейскому христианскому сообществу. И эту убеждённость он в немалой степени почерпнул на Руси.
Далее упоминается Олав, сын Харальда [1013(1015)–1028], который бежит из Норвегии от своих политических противников к князю Ярославу и княгине Ингигерд. Решив вернуться на родину, оставляет на воспитание князю Ярославу своего малолетнего сына Магнуса [1034(1035)–1046(1047)].
Выше о нём уже говорилось.
Магнус I Благородный, или Добрый (норв. Magnus den Gode; 1024 — 25 октября 1047) —  по Википедиям, - король Норвегии и Дании, сын Олафа Святого и Альвхильд.
Обычно сообщается, что в 1028 году его отец Олаф Святой был вынужден бежать в Новгород к Ярославу Мудрому. Оставил в Швеции Астрид – мать Магнуса. В Новгороде сводная сестра матери Магнуса и жена Ярослава — Ингегерда настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава после возвращения Олафа Святого в Норвегию в 1030 году. В битве за возвращение норвежского трона Олаф погиб.
После смерти отца малолетний Магнус усыновлён Ярославом Мудрым и воспитывался в его семье. Проживал в основном в Новгороде.
После смерти Кнуда Великого норвежская знать, недовольная правлением сына Кнуда Свена, при поддержке Ярослава провозгласила Магнуса королём. После смерти Хардекнуда , согласно договорённости, воспитанник Ярослава унаследовал и датскую корону. Это право оспаривалось Свеном Эстридсеном, племянником Кнуда Великого, сыном его сестры Эстрид и ярла Ульфа. В 1042 Магнус вынужден был дать Свену титул ярла Дании, и назначить своим наместником. В Норвегии на  корону также был претендент — сводный брат отца Харальд Хардроде, вернувшийся в 1045 из Византии, где он служил в варяжской гвардии. В результате борьбы он с 1046 стал соправителем Магнуса.
В 1043 Свен Эстридсен принял титул конунга Дании и отложился от Магнуса.Норвежская армия Магнуса захватила Данию, Свен бежал. В том же 1043 Магнус захватил легендарный Йомсборг, а осенью в союзе со своим шурином герцогом Саксонии Ордульфом наголову разгромил войско вендов-язычников в сражении на Люрсков Хеде. На протяжении 1043-1046 Магнус трижды побеждал Свена Эстридсена в морских битвах: у о-ов Рэ (1043) и Арос (1043), а также у мыса Хельганес (1045). Свену пришлось укрыться в Швеции. В 1047 году Магнус умер. Утверждается, что он сам перед смертью провозгласил своими наследниками в Дании — Свена, а в Норвегии — Харальда. Тело Магнуса было перевезено в Норвегию и захоронено в соборе Тронхейма.
О происхождении прозвища есть две версии. Согласно Снорри Стурлусону, сначала Магнус был жестоким и грозным королём, который мстил за изгнание своего отца, в особенности норвежской аристократии, но затем скальд Сигват так сильно подействовал на Магнуса своей речью, что из тирана он превратился в мягкого и доброго государя. По другой версии, своё прозвище он получил после блистательной победы над вендами, вторгнувшимися в 1043 на Ютландию.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://en.wikipedia.org/wiki/Magnus_I_of_Norway

И наконец ; Харальд, сын Сигурда [1046(1047)–1066]. Он бежит к русским после битвы при Стикластадире, и Русь заменяет ему на время дом и является как бы отправным пунктом для всех его дальнейших странствий; сюда на хранение к князю Ярославу отсылает он награбленные им в Африке и Византии богатства.
По Википедиям, Харальд III Сигурдссон, Харальд Суровый, Гаральд Грозный[1] норв. Harald Hardr;de;1015—25 сентября 1066) — король Норвегии (1046—1066). Погиб в бою при попытке завоевать английский трон. С гибелью Харальда прекратился трёхвековой период вооружённой экспансии скандинавских правителей — эпоха викингов.
http://ru.wikipedia.org/wiki/()
Харальд, сын конунга Восточной Норвегии Сигурда Свиньи и Асты, был по матери младшим сводным братом короля Норвегии Олафа II. Его отец принимал активное участие в воцарении Олафа. Уже в детстве Харальд отличался воинственным нравом. В 1030, когда ему было 15 лет, король Олаф погиб при защите трона от Кнуда Великого. Харальд принимал участие в битве при Стикластадире и был ранен, после чего покинул Норвегию. Он сформировал военный отряд из тех, кто, как и он, был вынужден покинуть страну в результате смерти Олафа II. В 1031 Харальд с отрядом достиг Руси, где поступил на службу к Ярославу Мудрому.
• В 1031—1034 Харальд, вместе Эйливом Регнвальдсоном, сыном ярла (посадника) Альдейгьюборга (Ладоги) Регнвальда Ульвсона, принимает участие в кампании Ярослава против поляков и по сведениям скандинавских саг является со-руководителем войска.
• В 1034 Харальд со своей дружиной (около 500 человек) поступил на службу к византийскому императору. Отряд Харальда вошёл в элитный наёмный отряд, известный как Варяжская гвардия. Достаточно быстро Харальд показал себя в бою и завоевал уважение гвардейцев.
• В 1034-1036 Харальд участвует в походах против пиратов в Малой Азии и Сирии.
• В 1036-1040 Отряд Харальда входит в состав византийской армии Георгия Маниака в сицилийском походе.
• В 1041 В составе Варяжской гвардии принимает участие в подавлении болгарского восстания Пётра II Деляна . По сведениям скандинавских саг и болгарской летописи, Харальд лично убил болгарского царя в сражении. После этих событий он стал командиром всей гвардии.
• В 1042 Харальд и его варяги принимают активное участие в дворцовом перевороте, в результате которого император Михаил V Калафат был свергнут и ослеплён. Затем в результате интриг Харальд попадает в опалу. Спасаясь от суда, Харальд и его варяги принуждены были бежать из Константинополя и укрылись в Киеве.
В период службы в Византии Харальд добыл огромное количество золота и драгоценных камней, часть этой добычи он на протяжении этих лет отсылал на хранение Ярославу Мудрому.
• В 1043 году, Ярослав, «за убийство одного знаменитого россиянина в Цареграде»[2] (в Константинополе), послал своего сына — новгородского князя Владимира совместно с Харальдом в поход на императора Константина Мономаха. Поход закончился миром, заключённым в 1046 году.
• Зимой 1043/1044 Харальд становится зятем Ярослава, взяв в жёны Елизавету Ярославну (Эллисиф в сагах), от которой у него родились две дочери — Мария и Ингигерд. Хотя Харальд был христианином, в 1048 он берёт в наложницы Тору, дочь ярла Торберга Арнасона, родившую ему будущих королей Магнуса II и Олафа III Тихого.
Используя средства, накопленные на службе Византийской империи, Харальд с войском возвратился в Швецию в 1045 и сразу стал большой угрозой королю Норвегии и Дании Магнусу, который являлся сыном Олафа II Святого и племянником Харальда. Харальд заключает союз с Свеном II Эстридсеном — претендентом на датский престол. Магнус расстроил этот союз, сделав в 1046 Харальда своим соправителем в Норвегии. Однако, уже через год Магнус умер, утверждается, что он сам перед смертью провозгласил своими наследниками в Дании — Свена II Эстридсена, а в Норвегии — Харальда. Харальд, не согласившись с таким разделом, начал войну со Свеном за датскую корону. Датчане терпели поражение за поражением, практически каждый год норвежские корабли разоряли прибрежные селения.

В 1050 Харальд разграбил и сжёг дотла Хедебю — главный торговый центр Дании, в 1062 в крупном морском сражении в устье реки Ниссан, Харальд разгромил флот Свена и тот чудом избежал гибели. Тем не менее, несмотря на все победы, Харальду не удаётся завоевать Данию, так как местная знать и простые жители (бонды) оказывали Свену неизменную поддержку. В 1064 Харальд отказался от притязаний на датский трон и заключил мир со Свеном. Кроме долгой и кровопролитной войны с Данией, Харальд в 1063—1065 воевал со Швецией, король которой поддерживал мятежных ему ярлов. В сражении при Венерне (1063 г.) Харальд разбил объединённое войско шведов и мятежных уппландцев. Харальд жестоко подавлял попытки неповиновения внутри Норвегии, как простых бондов, восстававших против тяжёлых налогов и поборов, так и крупных ярлов, которые были окончательно подчинены королевской власти. Несогласные были либо убиты, либо изгнанны из страны. В стремлении установить централизованную королевскую власть, Харальд опирался на поддержку церкви. При нём христианство окончательно закрепилось во всей Норвегии. Кроме ведения войн, Харальд заботился об упрочении торговли. Именно он в 1048 основал торговое поселение Осло, ставшее впоследствии столицей Норвегии.
Харальд погиб 25 сентября 1066 в битве при Стамфорд-Бридже, около города Йорк, против войска короля Англии Гарольда Годвинсона. Он прибыл в Англию с претензией на английский трон, которая основывалась на предполагаемом соглашении между Магнусом и Хардекнудом о том, что, если кто-либо из них умрёт без наследника, то другой наследует и Англию, и Норвегию. В походе Харальда сопровождала жена Елизавета, сын Олаф и обе дочери. Старшего сына Магнуса Харальд оставил в Норвегии, провозгласив его конунгом. Тостиг Годвинсон, опальный брат Гарольда II Годвинсона, заключил с Харальдом союз и обещал оказать ему поддержку. Харальд высадился в Северной Англии с силой приблизительно 15 000 воинов на 300 кораблях и, объединившись с отрядами Тостига, 20 сентября разгромил первые встреченные им английские войска в битве у Фулфорда, в двух милях к югу от Йорка. Но через 5 дней его армия была полностью разгромлена в битве при Стамфорд-Бридже, так, что только 25 из прибывших в Англию 300 кораблей были использованы для доставки выживших обратно в Норвегию. Сам же король получил в этом бою смертельную рану: стрела вонзилась ему в горло.
Менее чем через месяц после этого Гарольд II Годвинсон был побеждён Вильгельмом Завоевателем в битве при Гастингсе и также погиб в бою.
Битва при Гастингсе (англ. Battle of Hastings, 14 октября 1066 г.) — сражение между англосаксонской армией короля Гарольда Годвинсона и войсками нормандского герцога Вильгельма, в результате которого Англия была завоёвана нормандцами, а Вильгельм стал английским королём.

Харальду приписывается авторство множества вис (стихотворений), в том числе и богато аллитерированной висы, обращённой к «Герде монет в Гардах» — Елизавете Ярославне. Там он воспевает свои военные подвиги и говорит, что они не дороги, так как Ярославна «знать его не хочет». Это стихотворение многократно переводилось и переделывалось русскими поэтами (включая Львова Н. А., Батюшкова К. Н., Толстого А. К.) в эпоху романтизма.
• Жена — Елизавета Ярославна (1025-?) о судьбе, после смерти Харальда, ничего не известно.
• Сын — Магнус Харальдссон (1048—1069) конунг Северной Норвегии в 1066—1069 гг.
• Сын — Олаф III Тихий (1050—1093) конунг Восточной Норвегии в 1066—1069, король Норвегии 1069—1093 гг.
• Дочь — Мария (?-1066) «внезапно умерла в тот самый день и в тот самый час, когда пал её отец, Харальд конунг»"[3]
• Дочь — Ингигерд (?- ?) вышла замуж за датского конунга Олафа I Свенсона и стала королевой Дании.
http://en.wikipedia.org/wiki/Harald_Hardrada
Интересны наблюдения Т. Н. ДЖАКСОН
«Хотя обстоятельства появления на Руси норвежских конунгов различны, все они ищут здесь временное прибежище и обретают его. Более того, согласно сагам, все четыре конунга оказываются хорошо принятыми русским князем и окруженными почетом и уважением: «… конунг (князь Владимир. — Т. Д.) взял Олава (сына Трюггви. — Т. Д.) под свое покровительство и обращался с ним прекрасно, как и положено было обращаться с сыном конунга» (;. F., XXVI, 232): «Олав, сын Трюггви, все это время находился в Гардарики (на Руси. — Т. Д.) и был в высочайшей милости у конунга Вальдамара (Владимира. — Т. Д.) и любим княгиней» (;. F., XXVI, 251); «Конунг Ярицлейв (князь Ярослав. — Т. Д.) радушно встретил конунга Олава (сына Харальда. — Т. Д.) и предложил ему остаться у него и взять столько земли, сколько ему нужно, чтобы содержать свое войско» (;. F., [284] XXVII, 326); «…и принимают они его (князь Ярослав и княгиня Магнуса, сына Олава. — Т. Д.) с почетом, и был он воспитан там среди дружины и с не меньшей любовью, чем их сыновья» (Msk., 2); «Конунг Ярицлейв хорошо принял Харальда и его людей» (;. F., XXVIII. 70). Олав, сын Трюггви, и Магнус, сын Олава Святого, находятся некоторое время на воспитании у русского князя (у Владимира и Ярослава соответственно).
Олав, сын Трюггви, и Харальд, сын Сигурда, возвышаются на военной службе на Руси: «Конунг Вальдамар поставил его (Олава. — Т. Д.) хёвдингом (предводителем. — Т. Д.) над тем войском, которое он отправил охранять страну: у Олава было там несколько сражений и он умело управлял войском» (;. F., XXVI, 251); «Сделался тогда Харальд хёвдингом над людьми конунга (князя Ярослава. — Т. Д.), охранявшими страну, вместе с Эйливом, сыном ярла Рангвальда» (;. F., XXVIII, 70).
Все четыре конунга отправляются из Руси назад в свою страну с целью захватить (или, как в случае с Олавом, сыном Харальда, — вернуть себе) власть в Норвегии.
Таким образом, при несходстве деталей общая схема выдерживается во всех четырех случаях: норвежский конунг, являющийся на Русь не с воинственными намерениями, оказывается здесь встреченным со всеми подобающими почестями, он любим князем и княгиней, он проявляет себя с лучшей стороны на службе у русского князя, которая подготавливает его к дальнейшей борьбе за власть в Норвегии.
Итак, описания похождений норвежских конунгов на Руси подчинены определенному стереотипу. Однако не следует забывать, что стереотип не был чисто «литературным» явлением, но являлся отражением действительно существовавших норм и определялся в момент своего возникновения самой жизнью[10].
Чем же объяснить тот факт, что русские источники, знающие скандинавов на Руси, не называют имен норвежских конунгов, находившихся здесь на службе, и не упоминают воспитывавшихся здесь сыновей конунгов? По-видимому, в сагах роль скандинавов на Руси значительно преувеличена. Все рассмотренные нами известия, взятые изолированно, выглядят вполне правдоподобно, и только при рассмотрении их в общем контексте саг можно видеть, что эти части саг созданы в соответствии с этикетными требованиями.
http://norse.ulver.com/articles/jackson/konung.html

Углубляться далее не будем. Источники для самостоятельного изучения здесь указаны. Трудно допустить, что - проживая на Руси долгие годы (в целом века), - эти конунги не знали русского языка и не соблюдали русские (полиэтничные скифские) обычаи и традиции, постепенно тяготевшие к христианским, исламским, а в истоках и иудействим, буддистским и т.п. Но тысячи лет до этого торжествовало язычество, многоцетно проявляющееся и ныне.

Если верить Адаму Бременскому,  Олав Трюггвисон  был очень искусен в прорицаниях, предсказывал судьбу и верил в гадания по птицам. Получил прозвище Кракабен (Воронья Кость). Рассказывали, что он занимался колдовством и держал при себе колдунов, с помощью которых завоевал страну и своими заблуждениями (язычеством)  вверг ее в ничтожество…
Но вскоре начал христианизацию. Стремился приобщиться к посвящённости всемирной элиты...

Осмысление этих фактов позволяет надёжнее отходить от шаблонов западной историографии по отношению связей Скандинавии и Руси (как наследницы Великой Скифии)


Рецензии