Имя придумает небо

                Ужин с дочкой

- Мама, ужин сегодня готовлю я.
- Какое счастье!
- А ты пишешь сочинение.  Мы участвуем в литературном конкурсе – Современные дети о детях войны. Учительница сказала - Напишите о ком-нибудь из своей семьи. И желательно с интересной героической биографией.
- Знаешь, лучше вместе готовим ужин, а потом пишем. А то ни ужина, ни сочинения…
Я  расскажу тебе интересные истории о военном детстве твоей бабушки, а потом прибавим что-нибудь героическое для конкурса. Хотя,  лучше жизни не напишешь.

                Царское Село – Каунас - Уфа

     1937 год – не самый подходящий для рождения. Впрочем, в нашей стране трудно вписаться в благополучие. 
     Итак, середина июля – венец лета, в семье военного летчика ждут первенца. Имя выбиралось счастливым отцом в воздухе, во время очередного полета. Если мальчик – Илья, если девочка – Галина.
     Красивые имена и с отчеством сочетаются. Мой дед Николай, который не успел стать дедом, и я сейчас уже старше его, родился в декабре на зимнего Николу, а погиб в мае – на Вешнего Николу.
     Всегда в нашей семье молились Святому Николаю, даже когда молиться не умели, и были еще не крещены. В любом испытании, в болезнях, в путешествиях, в любви, когда экзамен трудный… И всегда он помогал.
     В июле 1937 родилась Галина, но характер и воля у этой девочки были под стать Илье.
Судьба семьи военных – вечные переезды и бродячий образ жизни.
     Помню, моя бабушка Клавдия не любила смотреть фильмы "Офицеры" и "В бой идут одни старики". Сквозь весь их романтический оптимизм она чувствовала и вспоминала свою жизнь – жены и вдовы офицера.
     Царское Село подарило им три года счастливой спокойной жизни.
     Жене офицера повезло найти хорошую работу, бухгалтером в музее, и даже участвовать в исторической инвентаризации Екатерининского дворца, который потом сильно разрушили во время войны. А она еще застала все былое великолепие. Видела и легендарную Янтарную комнату, которая была под особенным надзором. Туда обычных служащих не пускали.
- А что такое инвентаризация?
- Ну, это все равно, что разборка вещей в твоем гардеробе – все ли на месте, какие постирать-погладить, какие отдать по наследству, а какие и носить можно, и не появилось ли что новое…
Представляешь царскую обстановку, которую нужно было сверять по карточкам учета. Комиссию особенно поразила сказочная кровать…
     В 1939 году в семье родилась вторая дочка, названная Татьяной. И Галина в полтора года стала старшей сестрой со всеми вытекающими …, да и характер подходил. Имя мальчика не пригодилось. Не успели.
     Через месяц после рождения младшей дочки отца с летным отрядом перевели в Прибалтику, ближе к границе.  Отец участвовал в Финской войне, и говорил о ней с болью в сердце.
     А в 1940 году в Каунас переехали  семьи офицеров. То, что надвигалось - чувствовали, но боялись в это поверить. Не было приказа. А пока обзаводились на новом месте обстановкой, мебелью, посудой… Соседи, более дальновидные и не доверяющие родному государству, почему-то с мебелью не спешили, а на все деньги покупали золото.
     22 июня в первые часы войны Каунас сильно бомбили. Чудом отец сумел вывезти своих и соседей на вокзал, посадить в поезд. Все бросили. С собой взяли лишь документы и детские вещи. Если бы остались, в лучшем случае их ждал расстрел, как семью офицера.
     Ехать решили в Уфу, там жил старший брат. По дороге бомбежки не прекращались. Поезд часто останавливался, все бежали в лес или в поле. В общей панике  часто терялись дети. Но наших мать всегда  крепко держала  - двухлетнюю  на руках, четырехлетнюю за руку.  К тому же они были налегке. Их попутчица потеряла в бегущей толпе дочку,  пытаясь спасти свои вещи.
    Отец отдал им свой паек. Особенно выручил шоколад. Правда,  дети были до крови расчесанные от диатеза, оборванные, уставшие, но живые.
    Потом бабушка не раз рассказывала нам, внучкам, эту историю - не сентиментально, а как инструкцию на случай…
- Если что, вещи бросайте, и крепче держите детей - одного на руки, другого за руку…
- А если будет третий? – спрашивали мы
- Здесь с двумя бы управиться!
Моя дочка повысила планку.
- А вот я хочу четверых. Двоих своих, двоих приемных.
- Тут с одним бы управиться! Очень надеюсь, у вас таких поездок не будет. В любом случае, семья должна крепко держаться друг за друга.
- А если, как у нас, кто на севере, кто в Америке, кто в Москве? По Skype что ли?
- Духовно держаться. Ну, и по скайпу тоже.
      До Уфы доехали в полном составе. Брата уже мобилизовали на военный завод.

                Будем жить!

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?
               

      Мама, рассказывая о своем детстве, всегда вспоминала сначала голод. Потом заготовку дров. Потом игры с мальчишками, иногда опасные, как и все их детство.
     Клавдия, по натуре немного авантюристка, как и все женщины в нашей семье, в патриотическом порыве записалась на курсы радисток. И даже закончила их. Перед отправкой к месту службы неожиданно выяснилось, что у нее двое маленьких детей. С кем она собиралась их оставить – не ясно. Не став радисткой, она продолжила свое образование в более мирной и полезной сфере – пошла на курсы поваров. Если азбука Морзе не пригодилась, то борщи, отбивные и пироги всегда выдавали профессионала.
      Чтобы разжиться продуктами, Клавдия совершила партизанскую вылазку в деревню. На обмен она достала (как и где – покрыто тайной)  мануфактуру, как тогда называлось, т.е. ткань (когда на уроке истории мы проходили английские мануфактуры, я вспоминала бабушку). Бизнес-леди военных времен. В деревне пришлось непредвиденно задержаться, и несколько дней дети в городе жили одни. Сдавали вторсырье с мальчишками, доедали картошку – как-то перекантовались.
       Скоро глава семьи устроилась на работу в детдом завхозом. Для первого рабочего дня она одолжила у соседки юбку, чтобы предстать перед директором в подобающем такой должности виде. Позже списанная одежда  воспитанников очень выручала их семью и, еще более нуждающихся,  родственников.
     В 1944 году их смертельно настигла война. Погиб отец.  Остались его открытки и фотографии. На одной открытке были стихи - Жди меня. А на обороте фотографии, где улыбкой и глазами он так похож на Гагарина,  была дата и всего два слова:
   - Будем жить!
      День Победы, который мы отмечаем как историю, для детей войны стал символом жизни. У нас таких дней общей радости нет. Все больше реформы да разборки...
   А у них кроме Дня Победы был еще полет Гагарина...
    - И я что-то не помню таких событий. Разве что, когда Салават Юлаев выиграл у Акбарса и стал чемпионом. Тогда весь город ночью бродил по улицам, и все пели и обнимались, как родные.
- Ну, что-то подобное, только гораздо сильнее, было в день Победы. А бабушка, оставшаяся вдовой в 28 лет, среди общего ликования, грустно сказала:
- Вот только отца не вернуть.
  У нас осталось несколько военных фотографий.
  Он везде улыбается.   

( продолжение http://www.proza.ru/2011/09/14/551)


Рецензии
Просто, душевно и правдиво рассказана история одной семьи, одной общей беды.
Вот прошла эта акция - "Бессмертный полк", мы увидели портреты героев, а сколько миллионов подобных рассказов можно было бы услышать от наших людей, сколько могло бы открыться таинств, сокрытых от истории!
Спасибо Вам!
С уважением, Виталий.

Виталий Валсамаки   12.05.2015 16:43     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова! Семейные истории помогают в испытаниях и выборе пути. Думаешь, раз бабушка и мама держались, любили, надеялись, значит и нам по силам наша современность. И еще память и настоящая правда жизни не даст исказить в сердце понятия о родине, добре и зле, своих и чужих. Точка отсчета и опоры должна быть.
Всего доброго!
Вдохновения, мужества и любви!

Иволга Летняя   12.05.2015 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.