Синдром отличницы

Предисловие:  все  события  и  герои  этого  рассказа – плод  авторской  фантазии.  Любое  совпадение  с  реальными  персонажами  или  событиями – всего  лишь  совпадение.
Желаю  Вам  приятного  чтения!

ПОСЯЩАЕТСЯ:
самому  замечательному Близнецу в моей жизни =)

Глава 1:
Наташа  с  детства  была  очень  послушной  девочкой.  Даже,  ещё  не  умея  разговаривать,  она  прекрасно  понимала  всё,  что  говорила  ей  мама.  И  когда  мама  просила  её  успокоиться  и  не  плакать,  Наташа  так  и  делала.  Она  умолкала  и  даже  могла  начать  улыбаться,  давая  тем  самым  понять,  что  она  всё  поняла  и  послушалась.  Все  окружающие  восхищались  Наташей  и  её  послушанием.  Она  никогда  не  дралась  с  малышами  в  песочнице,  или  в  детском  садике.  С  удовольствием  рисовала  и  была  очень  музыкальным  ребёнком.  Она  всегда  выполняла  то,  о  чём  её  просила  мама.  Её  мама – Елизавета  Михайловна  работала  в  медицинском  колледже – преподавателем  и  с  самого  рождения  Наташи  лелеяла  мечту,  что  её  дочка  станет  медиком.  Непременно  талантливым  и  знаменитым.  Наташа  впитала  в  себя  эту  мамину  мечту  с  пелёнок  и  прилагала  все  силы  к  тому,  чтобы  исполнить  возложенную  на неё  миссию.  Мечтала  ли  она  о  чём-то  другом?  Думаю,  нет.  Привыкнув  жить  под  чутким  маминым  руководством,  она  не  имела  ни  собственных  желаний,  ни  собственного  мнения.  Если  её  спрашивали,  нравится  ли  ей  новомодная  книга  или  фильм,  она  отвечала,  что  ещё  не  читала  или  не  читала,  потому  что  они  с  мамой  сейчас  перечитывают  собрание  сочинений  Ф.М. Достоевского.  Это  интереснее  и  полезнее,  так  сказала  мама.  Она  носила  те  платья  и  туфли,  которые  ей  покупала  мама.  И  когда  подружки  звали  её  на  танцы,  она  отвечала,  что  спросит  у  мамы,  можно  ли  ей  туда  пойти.  В  общем,  она  была  самым  настоящим  послушным  ребёнком,  не  смотря  на  то,  что  уже  давно  оставила  за  плечами  тот  возраст,  когда  детей  водят  за  ручку  в  школу  и  вяжут  им  пинетки.  Самостоятельность  в  её  характере  отсутствовала,  как данность.  Напрочь!  Конечно  же,  сложно  представить,  что  она  курила,  или  пила  пиво.  К  алкоголю  и  сигаретам  она  относилась  резко  отрицательно,  потому  что  мама  так  сказала.  Мама  сказала,  мама  считает,  мама  думает,  мама  просила, ... – это  были  неоспоримые  факты.  Это  был  неоспоримый  авторитет.  Мама  была  для  неё  Господом  Богом  и  высшей  силой...  На  маму  она  готова  была  молиться  как  на  икону.  И  с  каждым  годом,  да  что  там  с  каждым  годом,  с  каждым  днём,  эта  привязанность  и  неоспоримость  авторитета  становилась  всё  более  и  более  значимой  и  весомой.  Так  продолжалось  вплоть  до  той  поры,  когда  начинается  та  самая  подготовка  к  выпускным  школьным  экзаменам.   То  есть  до  начала  последнего  школьного  полугодия.  Будучи  слишком  ответственным  и  впечатлительным  ребёнком,  Наташа  все  ночи  напролёт,  стараясь  вызубрить  наизусть  все  учебники  за  все  11-ь  лет  школьной  программы.  А  тут  ещё  и  мама  подначивала: «Учи,  доченька.  Учи!  Денег  у  нас  нет,  значит  ты  должна  всё  сама  выучить  и  поступить  в  медицинский.  Жизнь-то  она  вон  какая – всюду  нужны  деньги  и  знакомства,  а  у  нас  ни  того,  ни  другого.  Одна  надежда  на  знания.  Выучишь  всё,  без  денег  поступишь.  Будешь  хорошо  учиться,  стипендию  получать.  Потом  красный  диплом...  Будешь  врачом  хорошим.  Денег  заработаешь.  А  то  мы  видишь  как  живём... Давно  пора  ремонт  в  квартире  делать.  Да,  что  там  говорить,  сапог  приличных  нет...»
Так  они  и  жили.  Мама  твердила  о  необходимости  учить,  а  Наташа  покорно  склоняла  голову  и  сутками  сидела  за  книгами.  Приближалось  время  экзаменов,  и  мама  усилила  своё  давление: «Ты  всё  выучила,  доченька?  Тебе  нужны  только  пятёрки!  ТОЛЬКО  ПЯТЁРКИ!!!  Ты  точно  всё  выучила.  А  вдруг  заволнуешься  и  что-то  забудешь.  Повтори  ещё  раз,  чтобы  «от  зубов  отлетало».  Сама  понимаешь,  денег  у  нас  нет...»  Такая  песня  повторялась  сначала  каждый  вечер,  потом  и  по  утрам.  А  накануне  экзаменационной  недели  она  стала  повторяться  ни  меньше  сотни  раз  в  день.  Мама  могла  даже  среди  ночи  разбудить  Наташу  и  задать  ей  какой–нибудь  вопрос  из  списка  билетов.  Так  сказать – эффект  неожиданности. 
Однажды  учительница  заметила,  что  девочка  выглядит  измученной  и  уставшей. 
«Что  случилось?  С  мамой  всё  хорошо?» - спросила  она  Наташу.
«Да,  всё  хорошо», - ответила  та.
- Почему  ты  тогда такая  уставшая?
- К  экзаменам  готовлюсь.  Учу  всеми  ночами.
- Ой,  детка,  нельзя  же  так.  Ты  же  отличница  и  так  всё  знаешь.  Тебе  нужно  отдохнуть,  а,  главное – выспаться.  А  то  ещё  свалишься,  не  приведи  Господи...
- Спасибо,  за  совет. 

В  тот  вечер,  вернувшись  домой,  мама  застала  Наташу  мирно  спящей  и  учинила  адский  скандал.
- Как  ты  можешь  так  спокойно  спать?  У  тебя  экзамены  на  носу.
- Но  я  всё  уже  выучила.
- Да?  Не  лги  мне!  Экзаменаторы  всегда  найдут,  где  «завалить»!  Нужно  знать  всё  и  отвечать,  не  раздумывая.
- Я  устала.  Хочу  спать! 
- Ах,  ты  перечишь  матери.  Ой-ой-ой,  что-то  мне  плохо.  Ох,  сердце...  Ох,  дурно...
Далее  последовал  спектакль  с  закатыванием  глаз,  «Валосердином»,  вызовом  скорой...
Наташа  испугалась  так,  что  зареклась  никогда  больше  ни  слова  против  маме  не  говорить.  Уже  за  полночь  она  засела  за  учебники  и  учила  до  рассвета.  А  в  09:00 ч.  отправилась  на  экзамен. 

Глава 2:
Комиссия  экзаменаторов  была  строга.  Перед  Наташей  в  кабинет  зашли  несколько  ребят,  учившихся  не  очень  хорошо.  Обратно  они  вышли  недовольные  оценкой  своих  знаний  и  с  целым  коробом  страшных  историй  о  том,  как  эти  «кровопийцы»  «заваливают»... У  Наташи  помутилось  в  глазах,  когда  она  послушала  десятую  часть  всех  этих  сплетен.  С  дрожащими  коленками  она  забилась  в  самый  дальний  уголок  и  решила,  что  пойдёт  в  кабинет  самой  последней.  Она  была  бы  рада  убежать  прочь,  но ... дома  была  больная  мама.  Она  ждала  «пятёрки».  Наташа  отлично  помнила,  как  сегодня  утром,  заглянув  к  маме  в  комнату,  нашла  её  ещё  в  постели. 
- Детка,  я  сегодня  останусь  дома.  Мне  так  плохо.  Иди  одна  на  экзамен.  Я  надеюсь,  что  ты  всё  выучила  и  сдашь  на  пять.  Слышишь?  Обязательно  на  пять!!!  Денег  у  нас  нет...

Ученики  заходили  и  выходили,  но  Наташа  их  не  замечала.  Она  накручивала  и  накручивала  себя.  Вскоре  ей уже  начало  казаться,  что  она  совсем  ничего  не  знает  и  сдать  однозначно  не  сможет.  И  остался  только  один  выход ... какой  именно – она  не  успела  сформулировать.  Из  кабинета  вышла  учительница – экзамен  закончился.  И  она  вышла  проверить,  не  остался  ли  кто-то  в  коридоре.  Заметив  Наташу,  она  окликнула  её.  Сообразив,  что  никого,  кроме  неё  не  осталось,  Наташа,  дрожа  от  волнения  и  страха,  последовала в  кабинет  за  учительницей.  Та,  стремясь  подбодрить  девушку,  приветливо  улыбнулась  ей,  а  Наташе,  со страху,  её  улыбка  показалась  диким  насмешливым  оскалом.  И  она  задрожала  ещё  больше.    Взяв  билет,   она  даже  не  смогла  прочесть  вопросов.  Всё  вокруг  вдруг  стало  каким-то  лёгким  и  нечётким.  Стены  наклонились  и  рухнули  на  Наташу...  В  глазах  потемнело...  Девушка  потеряла  сознание.

Глава 3:
Следующие  пару  недель  она  провела  в  больнице.  Сказалось  нервное  истощение.  Мама  приходила  к  Наташе  каждый  день,  но  не  для  того,  чтобы  поддержать  её,  а  лишь  для  того,  чтобы  накручивать  снова  и  снова  Наташу.  Песнь  о   безденежье  повторялась  снова  и  снова,  вплоть  до  выписки.  Наташа  терпеливо  молчала,  прекрасно  памятуя  о  том,  к   чему  может  привести  противоречие.  О  себе  она  совершенно  не  думала.  Мама  принесла  ей  в  больницу  учебники,  и  Наташа  продолжала  учить  даже  здесь.  Только  сильные  снотворные  препараты  помогали  ей  заснуть.  Но  их  действие  не  бывало  продолжительным.   
Конечно,  она  сдала  все  школьные  экзамены  и  получила  золотую  медаль.  Мама  была  в  состоянии  эйфории.  Её  мечта  начала  сбываться.  Дочь  окончила  школу  с  отличием.  Теперь  предстояло  поступление  в  институт.  И  снова  Наташа  учила  сутки,  наполёт.  В  итоге,  она  поступила  в  институт  на  бюджетное  отделение,  шутя.  Без  всякого  блата  и  взяток.  И  неудивительно.  Пожалуй,  эта  девушка  могла  бы  запросто  поступить  сразу  в  аспирантуру,  так  хорошо  она  знала  свою  будущую  профессию...  Мама  была   счастлива.  На  короткие  три  недели,  она  оставила  дочь  в  покое.  И  Наташа  уже  подумала,  что  всё  позади  и  мамочка,  наконец-то  успокоилась.  Но  это  был  лишь  фантом...

Глава 4:
Наступил  сентябрь  и  всё  пошло  по  кругу.  Каждый  вечер  мама  снова  повторяла  Наташе,  что  денег  нет  и  что  теперь  она  должна  заниматься  вдвойне  старательно,  ведь  деканат  всегда  стремится  отчислить  кого-то  с  бюджетного  отделения,  чтобы  «втолкнуть»  на  его  место  блатного  или  чьё-нибудь  дитятко,  или  того,  кто  заплатит   в  валюте...  И  так  продолжалось.  «Уж  я-то  знаю,  как  такие  дела  делаются.  Сколько  раз  у  нас  в  колледже  такое  случалось.  Смотришь,  раз  и  отчислили  хорошего  студента.  Могли  бы  и  «троечку»  поставить,  ан  нет – придерутся,  то  к  одному,  то  к  другому  и  всё.  Отчислили.  А  на  его  место  такой  оболтус  приходит,  что  кошмар  просто!» - причитала  мама.  Наташа,  молча,   кивала  головой  и  продолжала  денно  и  нощно  сидеть  за  учебниками.  Она  исхудала,  под  глазами  залегли  чёрные  тени.  А  мама  всего  этого,  казалось  и  не  замечала.  Или  не  желала  замечать.  Для  неё  главным  было  то,  что  сбывается  её  мечта – дочка  учится  в  медицинском.  В  престижном  ВУЗе,  на  бюджетном  отделении,  получает  повышенную  стипендию.  И  все  о  ней  так  хорошо  отзываются.  И  о  маме  тоже – вот  мол,  какую  умницу  воспитала.  Одна,  без  мужа,  а  воспитала.  Не  мама,  а  СУПЕР!  Это  было  важно  самой  маме.  Она  была  самовлюблённой  женщиной  и  привыкла  к  почестям. 

Но  человеческие  возможности  всё  же  исчерпаемы,  особенно,  если  их  черпать  такой  большой  ложкой.  Так  же  случилось  и  с  Наташей.  В  очередной  раз  она  попала  в  отделение  невралгии,   во  время  своей  первой  сессии.  Её  держали  в  закрытом  отделении.  И  посещения  родственников  были  запрещены.  Успокоенная  сильными  лекарствами,  она  спала  сутки  напролёт.  И  выйдя  через  месяц  из  больницы  стала  чувствовать  себя  несколько  лучше.  Если  бы  дома  её  ожидал  тот  же  покой,  что  и  в  клинике,  возможно,  всё  было  бы  поправимо,  но ... дома  её  ждала  мама  и  её  громкие  причитания  всё  о  том  же,  что  теперь  Наташа  отстала  и  ей  придётся  усиленно  заниматься,  чтобы  успеть  сдать  все  экзамены  в  ту  краткую  отсрочку,  предоставленную  ей  деканатом,  по  случаю  болезни.  Наташа  содрогнулась.  Но снова  не  посмела  и  слова  против  сказать.  Она  просто  ушла  в  свою  комнату  и  засела  за  книги. 

Глава 5:
Она  сдала  всё.  Сдала  легко  и  на  отлично.  Преподаватели  восхищались  её  знаниями  и  прилежанием.  Сам  декан  сказал: «Вот  бы  все  студенты  были  такими  умничками  и  старательными,  как  Вы,  Наталья!»  Он  хотел  всего  лишь  похвалить  девушку,  но,  запуганная  мамой,  Наташа  услышала  в  этих  словах  скрытый  подтекст: «Учите,  а  то  отчислим,  как  отчисляем  всех  недобросовестных  студентов-бюджетников!»

Страх  потерять  учёбу  затопил  девушку  с  головы  до  ног.  Прибегая  домой,  она  наспех  перекусывала  и  садилась  за  книги.  Учила  до  поздней  ночи,  плавно  переходящей  в  раннее  утро,  а  потом,  вздремнув  пару-тройку  часов,  снова  бежала  в  институт. 
Если  сперва  ей  восхищались,  то  теперь  начали  беспокоиться.  Она  была  вся  в  учёбе  и  не  занималась  ничем  кроме  неё.  Действительно  ничем...  Это  у  кого  угодно  могло  вызвать  серьёзные  опасения.  У  кого  угодно.  Но  только,  ни  у  её  мамы.  Она  по – прежнему  считала,  что  Наташа  слишком  мало  времени  и  внимания  уделяет  собственной  учёбе  и  мало  знает. 

Роковой  день  настал за  пару  лет  до  диплома.  Наташе  предстояло  сдать  серьёзный  экзамен – от  которого  напрямую  зависела  я  будущая  учёба.  Конечно,  студент  он  и  есть  студент.  И  всегда  переживает  из-за  сессии.  Но ... Наташа  была  кем-то  совершенно  отличительным.  Она  не  просто  переживала и   волновалась,  она  жила  этим.  Учёба  стала  её  жизнью,  потерять  учёбу  для  неё  было  равнозначно  смерти. 

В  аудиторию  она  вошла  с  трясущимися  от  волнения  руками и  коленками.  Приветливые  взгляды  экзаменаторов  казались  ей  насмешливыми  гримасами,  а  вежливое  предложение  выбрать  билет – издевательской  колкостью. 
Она  взяла  первый  попавшийся  билет,  бросила  взгляд  на  вопросы  и  вдруг,  как  когда-то  в  школе,  мир  зашатался,  стены  накренились  и  начали  падать  на  девушку.  Она  в  ужасе  закричала,  попыталась  остановить  их,  вытянув  вперёд  руки,  но ... у  неё  ничего  не  вышло – мир  рухнул,  погребая  её  разум  и  рассудок  под  собственными  руинами...


Заключение:  на  окраине  города,  почти  за  его  чертой,  в  небольшом  и  очень  уютном  парке  располагается  психо-невралгический  диспансер  им. Святой  Софии...  Здесь  содержат  маразматических  старушек,  наркоманов,  маньяков  и  тех,  кого  сюда  отправляет  суд  на  принудительное  лечение. 

Дважды  в  месяц,  на  протяжении  вот  уже  пятнадцати  лет,    сюда  приезжает  аккуратная,  седовласая  старушка.  Приезжает,  чтобы  повидаться  с  дочерью ... Эта  женщина – Елизавета  Михайловна – Наташина  мама...


Рецензии