Записки Прогдиггера 53 Великие личности джаза

В целом, всю историю и суть джаза можно постичь исключительно по творчеству наиболее известных джазменов. Вопрос только в том, кого именно считать великим. В начале, этот раздел моей джазовой коллекции содержал длинный список имен, чье влияние в джазе неоспоримо, но потом я решил, что здесь должны быть только те имена, которые являются верстовыми столбами на дороге джазовой истории – как, например, Луи Армстронг илли Майлз Девис. Можно, конечно, спорить, насколько я прав или нет, но для меня именно они олицетворяют эволюцию джаза.

Louis Armstrong (trumpet) – по-моему, это имя известно каждому. С него начинается настоящий джаз. Армстронг сделал множество открытий и нововведений, став родоначальником не только школы джазовой импровизации на трубе, но и законодателем моды на джазовый вокал. Единственным проколом Армстронга было то, что он не разглядел, как джаз из чистого развлечения превращается в серьезное искусство. Его язвительные выпады в адрес зарождающегося би-бопа продемонстрировали недальновидность великого трубача. В итоге, Армстронг так и остался звездой чисто развлекательной музыки.

Benny Goodman (clarnette) – великий джазовый кларнетист. Его вклад в развитие джаза огромен, но прежде всего нужно сказать, что он первым доказал: белые могут играть джаз не хуже черных. После этого он доказал и другое: белые играют джаз гораздо лучше, когда играют его с черными. Гудман выступал с черными музыкантами, когда это считалось неприличным или даже преступным. И делал он это на лучших площадках Америки. Среди прочих достижений Гудмена стоит отметить удачные эксперименты с академической музыкой – именно для Гудмана Стравинский написал знаменитый Эбони концерт.

Billie Holiday (vocal) – самая большая величина традиционного джазового вокала. Великая и величественная певица. У меня была когда-то пластинка с одной из самых ее последних записей - в конце пятидесятых, когда она уже была почти забыта как старомодная и неинтересная. До сих ищу ее в Интернете и не могу найти – изумительный джазовый вокал с блюзовой грустью на фоне струнных аранжировок.

Duke Ellington (big band) – еще одно имя, без которого нет и не может быть джаза. Самый известный и самый великий джазовый композитор и бэнд-лидер.  Эллингтон был одним из первых, кто привнес в джаз элементы европейской академической музыки.

Ella Fitzgerald (vocal) – пожалуй, наиболее известная джазовая певица. Она пришла в джаз в тот самый момент, когда все решительно менялось, и она смогла стать своей и в традиционном, и в современном джазе. Ее манера пения гораздо более динамичная и зажигательная, чем у Билли Холидей, и гораздо более позитивная и оптимистичная, чем у Сары Воэн, может, именно поэтому она до сих пор среди фаворитов у джазовых меломанов. 

George Gershwin (composer) – гордость американской культуры, едва ли не единственный великий американский композитор мирового значения в академической музыке. Гершвин – автор первой народной джазовой оперы "Порги и Бесс", бесчисленные темы из которой стали стандартами и в вокальном, и в инструментальном джазе. Но, конечно, самая знаменитая из них – это бессмертная Summer time.

Count Basie (big band) – еще один великий бэнд-лидер, впрочем, не настолько, чтобы конкурировать с Дюком Эллингтоном. Основная заслуга Бэйси – он оживил начавший чахнуть традиционный джаз больших оркестров, а также сделал блюз основным универсальным языком джаза.

Django Reinhardt (guitar) – уникальный гитарист, единственный не-американец в этом списке. Французский цыган, покалечивший во время пожара руку, смог стать непревзойденной легендой джазовой гитары. Равных ему не было и, скорее всего, не будет. Кстати, Джанго фигурирует в замечательном фильме Вуди Алена «Гадкий и сладкий». Отличный, между прочим, фильм.

Dizzy Gillespie (trumpet) – фигура в наши дни не столько знаменитая, сколько значимая. Вместе с Чарли Паркером он стоял у истоков современного джаза, фактически направляя поиски молодых музыкантов, которые закончились открытием би-бопа. Ему же принадлежит открытие так называемого латин-джаза. Визитной карточкой Гиллеспи всегда были большие щеки и труба с загнутым вверх раструбом.

Charlie Parker (sax) – великий саксофонист, первый гений современного джаза. С него начинается отсчет истории би-бопа.

Miles Davis (trumpet) – пожалуй, самая знаковая фигура в истории джаза. Далеко не виртуоз, он, тем не менее, сумел стать тем центром, вокруг которого собирались самые лучшие музыканты джаза и совершали революционные открытия. Имя Дэвиса значится первым в списках создателей почти всех направлений современной джазовой музыки: би-боп, кул, хард-боп, модальный джаз, пост-боп, фьюжн – все это и много другое возникло под чутким руководством Дэвиса. Другой настолько масштабной фигуры в истории джаза просто нет. А если вспомнить сколько звезд зажег именно Дэвис (один Колтрэйн чего стоит, а ведь еще здесь Шортер, Завинул, Чик Кори, МакЛафлин и многие другие) – то вообще все вопросы отпадают. Как говорил он сам: "Я знаю, как много я значу в истории джаза. Но, пожалуйста, зовите меня просто Майлз Дэвис".

John Coltrane (sax) – второй по времени, но, возможно, первый по значимости гений джазового саксoфона. Культовая фигура современного джаза, один из пионеров модального и фри джаза.

Dave Brubeck (piano) – наиболее успешный пианист, сумевший сблизить джаз и академическую музыку. Возможно, он не совсем к месту в этом списке, но так уж получилось, что мое личное мнение о нем очень высоко. Кроме того, композиция из его альбома (знаменитая Take Five Пола Десмонда) стала первой джазовой записью, проданной миллионом копий.

Charles Mingus (bass) – самый влиятельный контрабасист в истории джаза, автор сложных композиций и аранжировок, участник многих значимых джазовых проектов. Его музыка – самый настоящий серьезный джаз.

Gil Evans (arranger) – наиболее известный и масштабный аранжировщик в современном джазе. Известен работой с Майлзом Девисом и другими великими музыкантами. Тяготел к сложной, почти академической музыке.


Рецензии
Вы правы, Андрей - в приведенном Вами списке значатся неоспоримые звезды джаза, именно звезды первой величины. Только, пожалуй, на мой взгляд, они скорее не ВЕРСТОВЫЕ столбы, а УКАЗАТЕЛИ, на развилках дорог и перекрестках - почти каждый из них открывал новые направления джаза, начинал "тропить" свой путь.
Иногда ведущий параллельно дороге Большого Джаза, с шикарным "покрытием" оркестровок и аранжировок; иногда уходящий от нее под прямым углом к академическому «шоссе» классики… Но чаще ветвящийся немыслимым количеством стежек-дорожек, то и дело пересекающих и самих себя, и дорогу Большого Джаза – ну, как грунтовки без конца мелькают, и справа и слева, от большого Сибирского тракта – и все-таки идущие в одном с ним направлении.
Грамотная работа, полноценный разбор джазовых направлений с кратким описанием музыкантов, ставших личностями в джазе и его последующих вариациях. Даны свои личные характеристики каждому.
Что касается Элеоноры Фэгэн (я до сих пор произношу как Фаган) – ее вокальных композиций очень много, по-моему, даже все (190 альбомов) – на Яндекс-музыке, http://music.yandex.ru/#!/artist/4569. Я даже не качаю – просто включил ее в свой плэй-лист – и слушаю, когда появляется блюзовое настроение (вместе с Леди Эллой и Синатрой, Рэем Чарльзом и Гленом Миллером, Сезарией Эворой и Зутом Симсом, Ниной Симон и многих, многих, о которых Вы знаете, наверняка больше меня)).
А скачать можно здесь: http://3mp3.com.ua/tracks/list/artist/10402 или здесь http://musicmp3.spb.ru/artist/billie_holiday.html (этим сайтом я пользуюсь постоянно)
Я только начал путешествие по Вашим обзорам – постепенно надеюсь добраться и кинообзоров, но начну с музыки.
Успехов Вам!
С уважением, Сергей

Серж-Бродяга   14.12.2011 17:26     Заявить о нарушении
Добрый день, Сергей:)

Значит, вы - любитель джаза? Собственно, по вашей внешности (на фотографии) было только два варианта: джаз или шансон:) На мой взгляд, джаз - это значительно приятнее:)

А насчет Элеоноры Фэгэн (я до сих пор произношу как Билли Холлидэй:)), так у меня и в мыслях не было собрать все ее 190 альбомов:) Во-первых, это слишком много для одной леди, а я люблю разнообразие. Во-вторых, я не большой поклонник вокального джаза: слушаю намного реже, чем инструментальный. И вообще, не очень люблю, когда у инструменталистов вдруг прорываются вокальные номера. Но Леди Дэй - она особенная:) Как и Элла.

Ну, а качать - я в основном качаю альбомами, поэтому musicmp3.spb.ru уже почти десять лет как забросил.

Всего,

Андрей Фко   15.12.2011 09:12   Заявить о нарушении
Да Вы знаете, Андрей, я в большей степени, все таки, поклонник бардовской песни – и это по моей внешности видно ))) ☺☺☺ Хотя – наличие бороды этому ничем не способствует )))))
Но «шансон», в его нынешнем понимании – мне, скорее противен, нежели симпатичен… А уж «тюремный» шансон – и вовсе отвратил от оного ))))
Но Азнавура, Вертинского, Строка, Лещенко (не того☺) (порою даже Дмитриевича☺☺) и всех остальных, ИСТИННЫХ шансонье – я тоже очень люблю.
А к джазу меня приобщил друг, ныне давно покойный – под пару 0.7 Саперави или Ркацители (и джаза и «сухаря» у него было мно-о-о-го) он включал катушки (525м) с Рэем, Луи, Дюком…И с тех пор – я неизменный его поклонник (не фанат!!) ☺☺
Потом, после его гибели, я как-то «ушел» от джаза, лет на 10… «Катушки» забрала жена его, джаз стал недоступен…до эпохи инета и мп3…Но засилие попсы – вновь вернуло меня к нему )))
А о альбомах леди Дэй, в количестве 190 ☺☺☺ – я упомянул лишь потому, что «До сих ищу ее в Интернете и не могу найти – изумительный джазовый вокал с блюзовой грустью на фоне струнных аранжировок.» ☺
Сам я, разумеется o☺☺, такого системного подхода, как у Вас – не имею. Слушаю лишь то, о чем узнал ранее, что слушал с мои другом…Хотя…нового-то в джазе мало чего появилось ☺☺ - на мой взгляд )))

С уважением и радостью обрести единомышленника, Сергей

P.S. А альбомы, любые, я давно перестал качать - закладки поставил на них ☺☺ места не хватает!!! пол-террабайта уже!!! качаю отдельные, мне наиболее любимые ☺☺

Серж-Бродяга   16.12.2011 09:23   Заявить о нарушении
Серж!

Ну, уж нет, на поклонника бардовской песни вы никак не похожи:) Вам вместо галстука и сигары нужны тогда синий советский тренировачный костюм и шапка-петушок:) И взглад немного такой со сквозящим недоеданием:) А так у вас внешность через чур... буржуазная:)

Ладно, это все не серьезно:) Каждый слушает то, что ему нравится:) Я в свое время поездил автостопом, причем, на машинах от раздолбанных ЗИЛов до навороченных джипов, поэтому наслушался, что люди в дорогу с собой берут. Как ни крути, а это попса и тюремный шансон. Кстати, другого у нас теперь и не знают:) Я вот брату своему качаю всякую древне-советскую эстраду, поэтому имею представление и о Вертинском и о Лещенко (который Петр, конечно:)) Ну, да, это вполне шансон в его изначальном смысле.

А я за рулем в основном джаз и классику слушаю (это если с жено и дочкой), или прогрессивный рок (это если один). Чего и вам желаю:)

Всего,

Андрей Фко   19.12.2011 03:57   Заявить о нарушении
Андрей, что Вы уж так-то :) я разве сообщил Вам, что поклонник КСП?! ))))) Я люблю бардов ))) Или Анчаров, Высоцкий, Городницкий, Визбор, да хоть и Сергеев! и прочие многочисленные исполнители своих песен и музыки, кои давно причислены к этому «клану» - вызывают у Вас именно такой образ??
А люди слушают, и в самом деле, весьма различную музыку 0)))) И не только в машинах ))) я бы даже сказал, что именно в машинах они слушают ее меньше всего – как по временному периоду (менее двух десятков лет!!!), так и времени, проводимому за рулем ))))
Много ли людей проводят за рулем более 4-х часов в день, ежедневно?! Чтобы наслаждаться альбомами классиков или любимыми певцами?
За исключением водил-дальнобойщиков – так у них главная и единственная цель «музыкального набора» - НЕ УСНУТЬ! Потому и выбор их таков…как судьбы, так и музыки…
А остальной люд, кому ПРИХОДИТСЯ, помимо своей воли, проводить много времени наедине с собой, в машине – составляют СВОИ сборники.
У меня их – сотни две (может больше), дисков мп3, приобретенных в разное время, составленных мною, на любой вкус, под любое мое и остальных членов семьи, настроение. Хотя последние годы чаще слушаю аудиокниги – читать-то их «на бумажном носителе» времени мало остается )))
Предполагаю, что сами за рулем Вы недавно )))) Иначе знали бы, что возить с собой сотню кассет невозможно, а радио предлагало именно то, что по Вашему мнению, «берут в дорогу» - попсу и шансон )))) Ну, а CD и mp3 появились и вовсе недавно )))) Потому говорить о давнем прослушивании джаза в машине – я бы не стал )))) Не на чем его там было слушать ))) да и качество звука еще лет 8-10 назад не позволяло что-либо, кроме шансона, в машине слушать – в консервной банке классику не слушают )))
Но это все к слову – напрасно Вы обвиняете огульно всех водителей в повальном увлечении тюремным шансоном ))) этим славились обыкновенно братки, (нарэкетировавшие на свои первые 15-летние мерсы и тойоты, со встроенными магнитолами), кои постепенно сходят на нет )))
Вот в прошедшие выходные прошел у нас Снежный джаз – так я сумел только во второй день попасть! Хорошо хоть, именно в этот день Крамер был! А на остальные джазовые концерты и вовсе не всегда попадешь! Бутман бесплатные концерты-то не каждый год дает ))) Так жуликов там было не меньше, чем раньше на концертах Круга )))) Теперь шансон они уже и не слушают – разве что водители их ))))
Ну, и в заключение – шансон, в его классическом понимании, на мой взгляд, это, в первую очередь, ФРАНЦУЗСКАЯ полифоническая песня, весьма близкая именно к эстраде. И ежели ранее это «звание» себе могли «присваивать» исключительно французы, то теперь отчего-то себя стали так именовать все, кто поет плохо, на один мотив и манер )))))) И стало это именоваться почему-то «русским шансоном» )))))
А мне вот равно нравятся и Дассен с Адамо, и Азнавур с Пиаф, и Каас с Фармер, и Брассенс с Ферре ! Да еще и Камбурову с Трофимом, и Ященко с Дольским туда же включу, и Ваенгу с Крыловой, да Земскова с Третьяковым добавлю! Да много кого из достойных, на мой слух, исполнителей – в свои сборники «вставлю». Чтобы было из чего выбирать!
И к какому «классу слушателей» Вы меня теперь отнесете? ))
С уважением, Сергей
P.S. К слову сказать, мне песни Вертинского более нравятся в чужом, не его исполнении ))) голос него, м-м-м, несколько своеобразный – быстро притомляет ))))))
Потому я и вообще не люблю альбомы одного исполнителя писать на диски – будь то Моцарт, как представитель инструментальной классики, джаз, как направление музыки (скорее, синтез направлений), или шансон, как жанр вокала…

Серж-Бродяга   20.12.2011 01:01   Заявить о нарушении
Сергей, не принимайте все в серьез:) Но если честно, то Визбор, Ким, и даже немного Высоцкий (помня про Вертикать) - да, вызывают у меня именно такой образ:)

А на самом деле, я бардов не очень хорошо знаю:) Слушал их время от времени, Иваси там всякие, Дольский. Но до сегоднешнего дня осталась любовь только к одному - Вене Дркину. Впрочем, он и не совсем бард. Был правда еще такой товарищ - Борис Вишневский. Я его на пластинке "Молодые авторы-исполнители Ленинграда" нашел - вот он был тоже, очень для меня:) Но потом он это дело бросил, поменял фамилию, стал писать сценарии и играть во всяких сериалах, так что как бард он давно уже не существует, а жаль:( Я до сих пор иногда пою его песенки "про молодежь" и "про шута":)

За рулем, я и правда недавно - три с половиной года:) Но покатался довольно неплохо - объездил Японию от Токио до Кюсю. Иногда по пять дней подряд путешествовал, с перегонами по полсуток за рулем (от моего дома до Хиросимы, например, 750 километров, до Нагасаки - порядка 1200 или даже больше:)). В дисках это что-то около пятнадцати-двадцати альбомов подряд:) Причем, я не составляю себе сборники, а слушаю только именно альбомами, хоть и чередую жанры:) Так что мой слушательский стаж за рулем весьма большой:) Но вот в предшествующие автостопные годы я насмотрелся на других водителей, так вот им не нужно быть братками, чтобы слушать тюремный шансон:(

Но хватит о грусном:) А то начали про джаз, а теперь только о русском тюремном шансоне:) Давайте лучше про Арефьеву. У нее, кстати, тоже есть альбомчик, "Крутится-вертится" называется...

Вот опять!

Всего,

Андрей Фко   20.12.2011 10:07   Заявить о нарушении
Признаться, Андрей, Вы меня поразили! По фильму 67-года, по актерской роли Высоцкого – поэта и певца, причем известного далеко за пределами России – Вы до сих пор предпочитаете судить о бардах?!!! Об их образе?!! Даже понимая, что все сказанное о свитерах и недоедании - шутка )))
Но дальнейшие Ваши рассуждения тут же отвергают всякий юмор...
Допускаю, что Вы давно проживаете за пределами России, и бардовское движение Вас вовсе не интересует. Но из всего сонма поэтов и певцов, составляющих целый пласт русской культуры (и советской, и российской) – Вы ухитрились полюбить лишь малоизвестного украинского певца, именующего себя рок-бардом!!! Не упомянув при этом ни словом - ни о Саш-Баше, ни о Градском, ни о БГ, ни о прочих бард-и-рок-певцах… Зато помните автора-исполнителя Бориса Бирмана – мне известного более, как актера…. Поразили, что тут еще добавить…

Что касается упомянутых Вами расстояний – они велики лишь по меркам островной Японии )))) Потому – еще раз подчеркну!! – и составляются сборники! Проехать за сутки из Е-бурга до Москвы, останавливаясь лишь перекусить да «слить воду», слушая одного исполнителя, целыми альбомами – либо сам уснешь, даже слушая рок, либо пассажир взвоет )))

Ну, а про Арефьеву – что про нее говорить? Ее слушать надо!
"Альбомчик", Вами упомянутый, я разумеется, знаю ))) Пару-тройку песен из него она пела во втором отделении на недавнем концерте, о котором я говорил ранее. Надеюсь, в новый проект войдут другие песни…Хотя, и эти мне нравятся - даже известнейшая казачья песня "Не для меня" в ее исполнении звучит по другому, как-то пронзительно-тоскливо, что ли...

Кстати, для исполнения одной песни она выходила в наряде эдакого гавроша с пролетарской окраины. Так мне и в голову не пришло бы по этому наряду судить обо всех исполнителях ее жанров (рок, фолк, рэггей, авторская и народная песня). ))))
Это просто камешки в чей-то огород )))) эдакие легкие ассо )))
С улыбкой,

Серж-Бродяга   20.12.2011 16:10   Заявить о нарушении
Сергей, вы совершенно правы: я сильно далек от бардовской суб-культуры. Для меня все они - кспшники, барды, походники и даже толкинисты с голубыми беретами - все как бы дним мирром мазаны. Мне более интересна суб-культура русского рока (в устоявшемся значении этого термина). Между этими двумя пластами есть очень много общего (например, излишнее внимание к слову, а не к ноте), но дискурс русского рока мне ближе:)

По поводу персоналий, упомянутых вами, то "малоизвестный украинский певец, именующий себя рок-бардом" так себя никогда не именовал, да и уже двенадцать лет как его нет, поэтому некоторые итоги подвести на его счет вполне уместно. Я не буду пытаться вам что-то доказывать, но он был реально последним гением русского рока. И это не громкие слова, это проверенно временем.

БГ и Градский - барды? Никогда так не считал. Градского очень люблю, часто слушаю все его сюиты на стихи разных поэтов, но особо люблю Сама Жизнь и Рояль и Флейта - а это скорее арт-рок в классическом виде, какой же Градский бард? Саш-баша слушал мало и никогда особо не проникался. Я больше Янку люблю.

Продолжаю завидовать насчет Арефьевой:) Мечта:)

Всего,

Андрей Фко   21.12.2011 10:19   Заявить о нарушении
Да чего мы станем копья ломать ))) На вкус и цвет, как известно… )))) Кому поповна, кому попадья, а кому и свиной хрящик ))))
Разве что, все-таки хочу заметить, что упомянутый Вами «последний гений русского рока» - был таки украинским исполнителем, и называл себя, САМ, рок-бардом – а равно и его поклонники )))
Что касается БГ и Градского – их-то как раз я и отнес к рок-бардам ))) К коим, окромя них, я еще отношу (это МОЕ личное такое к ним отношение. ИМХО – у Вас может своя классификация!) – упомянутого ранее Башлачева, Ященко с Белой Гвардией, Високосный год, упомянутого Вами Д’ркина, Кинчева, Никольского, «и примкнувшего к ним» Макаревича ))) Янку и Талькова, и многих-многих еще – и это без учета иностранцев!!!
А к какому «подвиду» Вы относите упомянутых мною поэтов, музыкантов и исполнителей?
Что касается Саш-Баша…может быть я просто предвзято к нему отношусь – просто я с ним был знаком, он учился в УрГу, я в УПИ, у нас было – есть! – много общих знакомых, кто-то с ним жил в одной комнате, кто просто дружил, кто проводил время за «бутылочкой-другой»… И я его, действительно, тоже считаю – «последним гением русского рока. И это не громкие слова, это проверенно временем».
Впрочем, для Вас же и Высоцкий – не поэт, не певец, не музыкант – так, кспшник, уровня толкиенистов… А для меня – это не просто некая суб-культура – это было открытие МИРА, другого мира, не того, который нас окружает…
Они оба пришли в этот мир не для того, чтобы гладить нас всех по головам и петь дифирамбы этому миру. И прогибать этот мир под себя они не собирались. Они, эти два великих Поэта, не знакомые друг с другом, шли по миру, с раненной от рождения душой, рвали ее и свои сердца в клочья. Но и нам не давали замереть в вялом безучастии – стихами и песнями, словами, как острыми бритвами, выпиравшими из каждой строки, Владимир Семеныч и СашБаш. Они хотели нас разбудить, заставляли нас очнуться от дурманного равнодушия. Они и сейчас задевают меня и ранят…
Что нисколько не мешает мне любить и других рок-бардов. И не в последнюю очередь, именно поэтому – Янку Дягилеву. И всех остальных, думаю, в первую очередь, потому что – они для меня сначала барды, потом рок. )) Ибо – «вначале было слово», и слово я ставлю ПЕРЕД музыкой (какая бы эта музыка ни была офигенной). Это относится ТОЛЬКО к вокалу, никоим образом не касаясь чистого инструментала.
Когда к нам снова приедет Ольга – я Вам напишу ))))))))))) чтобы подразнить )))))
Успехов,

Серж-Бродяга   21.12.2011 19:20   Заявить о нарушении
Сергей, насчет моего отношения к Высоцкому вы немного перегнули:( Если вы внимательно читали, то я написал так: "Но если честно, то Визбор, Ким, и даже немного Высоцкий (помня про Вертикать) - да, вызывают у меня именно такой образ:)". Обратите внимание, я писал про "образ", а не про творчество - это во-первых. Во-вторых, про Высоцкого я уточнил: "немного" - и указал почему: потому что снялся в Вертикали, где речь шла об альпинистах-походниках:) Это все одного сорта романтика:) Но больше я никак по поводу Высоцкого не распространялся. Да, я не особо люблю его песни (в смысле, я не имею привычку их слушать), но не признавать значение Высоцкого в культуре Советского Союза - это просто глупо. Он равен по значению Вознесенскому, Рождественскому и так далее - без Высоцкого 70-е и 80-е просто не мыслятся:) А СашБаш - не знаю, он скорее икона для тех, кто жил русским роком в период гонений. А сегодня другие критерии выходят на первый план: качество записей, качество исполнения. Впрочем, конечно, это все несколько спорно.

Я так понимаю, мы еще и по разному понимаем термин "рок-бард". Для меня это не столько рок-поэт, сколько бард из рок-тусовки - тоесть автор-исполнитель, который тусуется среди рок-музыкантов и поет в эстетике, близкой к русскому року. Поэтому для меня СашБаш - рок-бард, а Янка - нет. Да и всех остальных я к рок-бардам не отношу. Рок-барды - это, скажем, типа Дилана и Баэз:) Есть категория рок-музыкантов, кто разделяет свое "электронное" и "бардовское" творчество, например, Макаревич или Арбенин из Зимовья Зверей. Как сказал мне один известный бард на фестивале авторской песни: песня спетая под гитару - еще не есть "аторская" или "бардовская" песня:)

А по поводу Оли - дразните, конечно:) Просто если будет шанс с ней поговорить лично, передайте ей от меня спасибо за то, что она есть:)

Всего,

Андрей Фко   22.12.2011 04:24   Заявить о нарушении
Андрей, так я же намеренно перегибал палку-то )) Как-то же нужно было вывести Вас на разговор о Вашем личном отношении к Высоцкому и СашБашу – Вы старательно обходили эту тему ))) Теперь Ваше мнение я услышал. А согласен я с Вами или нет – это ж совсем другая тема )))

Теперь что касается рок-бардов – Вы опять весьма старательно ушли от ответа ))))
И все-таки, к какому песенному «жанру» Вы относите ранее упомянутых исполнителей? При том, что все они – одновременно и авторы своих песен, и композиторы? В первую очередь, я имею в виду – БГ, Градского, Янку и, допустим, Кинчева?
Я, с моей, разумеется, точки зрения, считаю, что поющий поэт – в определенной степени, завсегда немного бард А к какой тусовке он себя относит – вторично! Если он поет «правильные» песни ))) А не «про палатку и костер», не про «яблоки на снегу» и т.п. лабуду )) Таких певцов и сочинителей я отношу к «самодеятельной песне». Исключения для меня составляют попсовые певцы – и не важно (для меня) – свои они поют песни или чужие. Слишком тягостно для меня называть песнями, то, что они поют. Все они для меня – попса, хоть Газманов, хоть Малежик (несмотря на то, что он-то себя считает бардом) )))
А вот Розенбаума бардом Я не считаю – сдается мне, и он себя к ним не относит) ))) Как бы он не разделял свои песни на "электронное" и "бардовское" творчество)))
А ваш знакомый бард (известный) - Америку не открыл ))) Под гитару поют (пели) миллионы певцов и ансамблей, дуэтов и коллективов – начиная с цыганских солистов и ансамблей и заканчивая Бобом Марли))) Что ж они, все – барды что ли?
)))) Я даже больше скажу – не всякая песня, спетая под гитару – песня ))))) И даже еще шире – не всякая спетая, а точнее, ИСПОЛНЕННАЯ под музыку, лабуда – песня ))))
Я для себя однажды принял вот такие определения, и перестал морочить себе голову ))):
Шансон - эстрадное исполнение жанровых песен , зачастую шансонье являются авторами слов и музыки. Крайне редко – сольное исполнение.
Авторская (она же бардовская) песня - исполнение песен на собственную музыку и стихи, обычно на сольном инструменте.
Если те же песни, на собственную музыку и слова, исполняются в составе коллектива – рок-бардовская песня.
Один и тот же исполнитель – может выступать, как в роли барда – сольное исполнение своих песен, так и рок-певцом – теже песни, но в составе группы. Примеры даже и приводить не стану – Вы их не хуже меня знаете ))))))

Ольге-то я привет бы передал, при следующей встрече…Да вот боюсь, примет ли она его от Андрея Фко? ))))) Или Беспощадного критика ))))) Поймет ли, от кого сей привет? ))))

Андрей, у меня есть к Вам лично просьба – есть у меня пара стихов, о джазе, не могли бы Вы порядке консультации, взглянуть – не накосорезил ли я где? Имею в виду, в плане джазовых терминов и музыкальных вообще – я так понимаю, Вы некоторым образом, специалист по джазу? Я-то дилетант, любитель, юзер – не более того. Безо всякого музыкального образования, к тому же.

Успехов,

Серж-Бродяга   23.12.2011 22:55   Заявить о нарушении
К слову сказать, есть еще у меня одно определение для шансона и бардов ))) Ежели ты сделал исполнение своих песен (неважно, соло, в группе) - своей профессиональной деятельность - ты "русский шансон". И никуды не денесси! ))) А если те же самые песни исполняешь на конкурсах, фестивалях, слетах, тусовках - доказывая свое мастерство - ты автор, бард ))))))) И многие барды - да-а-а-вно перешли в категория "шансон"...

Серж-Бродяга   23.12.2011 23:03   Заявить о нарушении
Перечитал сейчас еще раз Ваше и свое "послание" и увидел, что на первый-то Ваш "постулат" я так и не ответил - об "образе"
Дело в том - я сейчас высказываю лишь свою точку зрения – что у авторов/исполнителей (оставим в покое КСПшников, это совсем другое!), у КАЖДОГО из них – свой, индивидуальный, узнаваемый образ. Причём, именно образ, а не голос или игра на гитаре. И этот образ не внешний, как у попсы, да и всех эстрадников, включая группы и ансамбли, а внутренний - образ Личности, её мировозрения, мироощущения. И это образ – напрямую связан с творчеством!
Поэтому, для меня не имеет вообще никакого значения, как и во что одет поэт, поющий свои песни. Зато очень многое значит – О ЧЕМ он поет.
Именно этот образ я и имел в виду, говоря о том, что «для Вас же и Высоцкий – не поэт, не певец, не музыкант – так, кспшник, уровня толкиенистов…» Вы же «осудили» ))) его только за то, что он снялся в роли «альпиниста-походника:) Это все одного сорта романтика».
Ким, Городницкий, Егоров и сотни других бардов (давайте пока остановимся на этом их определении – писать быстрее) – никакого отношение к альпинситам-походникам, посиделкам у костра под гитару не имеют. Тот же Визбор альпинизмом-то и горными лыжами занимался в свое удовольствие ))) в СВОБОДНОЕ от основной работы время ))) как, допустим, Янка Дягилева (В становлении личности которой, кстати, решающую роль сыграл именно СашБаш! Им она «заболела», до самой его смерти - а он-то не кто иной, как рок-бард. Тут-то Вы спорить не станете?)) – бегала на коньках. И любила Высоцкого. Очень. А что не каталась на горных лыжах – так просто не успела, наверное… Она же вообще ничего почти не успела – кроме песен…

Серж-Бродяга   23.12.2011 23:56   Заявить о нарушении
Сергей, с наступающими:)

Чтобы не запутаться, буду краток и буду отвечать по существу:)

Во-первых, давайте оставим тему Высоцкого:) Я его нив чем и никак не осуждал. Вот по этой ссылочке есть кадр из Вертикали - это для меня типичный образ барда времен Оттепели и раннего Застоя. Это я и имел в виду.

Во-вторых, БГ, Янка и Кинчев для меня прежде всего "музыканты русского рока", во вторую очередь - "поэты русского рока". Ни один из них для меня не рок-бард. Никольксий - вот он рок-бард (особенно, до и после Воскресенья). Градский для меня прежде всего "певец и композитор", потом "рок-музыкант" (но не "музыкант русского рока"), и, наконец, как ни банально - "золотой голос России" (пусть ныне и спорно).

Тут вот в чем тонкость: я поддерживаю мнение, что "русский рок" - это особая субкультура мировой культуры, в которой специфическая поэзия диссидентского и внесистемного толка сплавлялась с вторичной (полузаимствованной) рок-музыкой, двольно средней по качеству исполнения и обеспечения (инструменты и оборудование). Русский рок близок бардовской песне, но имеет свой четко отграниченный от бардовского дискурс, поэтику и мелодику. Общая особенность обоих направлений и отличие от "обычной песни" и даже от западной рок-песни состоит в том, что текст первичен - в поэтическом отношении он самодостаточен и стоит над музыкой, тогда как в обычной песне текст чаще всего вторичен, лишен поэтической самости.

В-третьих. Я чуть-чуть мистик, поэтому привык верить, что есть такое понятие как "дух" чего угодно. Главное отличие рок-барда от обычного барда - это присутствие "рок-н-рольного" духа в музыке. Не значит, что все песни написаны рок-н-рольный квадрат, как "рок-н-ролл" давно не значит быстрый танец в темпе буги:) Рок-н-рольный дух - это дух бунтарства или, напротив, вселенского одиночества. Барды и рок-барды поют о разных вещах или - по-разному об одном и том же. В этом и вся разница. А уж поют ли они сольно или ансамблем - совершенно не важно. Когда Янка пела под одну гитару - это все равыно был самый настоящий рок, а когда Никольский пел с группой после Воскресенья - это была все равно бардовская песня. Разная эстетика, разная философия, разная подача.

"Ольге-то я привет бы передал, при следующей встрече…Да вот боюсь, примет ли она его от Андрея Фко?" Так а ей и не надо знать, от кого:) Думаю, любому человеку просто приятно, если кто-то очень любит то, что он делает:)

Всего,

Андрей Фко   26.12.2011 04:22   Заявить о нарушении
С наступающим и Вас, Андрей.
В завершение темы о Высоцком, да и о бардах вообще (лучше продолжим беседы о джазе ☺), хотелось бы только заметить, что барды сильно изменились «времен Оттепели и раннего Застоя» ☺ Это я и пытался донести своим, вероятно, излишним многословием. Об «осуждении» и речи не шло ☺ Кавычки-то подразумевают иносказание и иронию ☺☺
Градский же – для меня, по крайней мере – и сейчас лучший певец, наравне с Ходорковским (тех, кто себя именует «золотым голосом» - я и за певцов-то не считаю вовсе). Тут наши мнения совпадают.
По поводу БГ, Кинчева и Янки – я, пожалуй, также склонен скорее согласиться с Вами, нежели оспаривать их принадлежность к «русскому року».
Ну, а о первичности слов перед музыкой в русском роке – и говорить не стоит! Я именно с этого и начал свои «тезисы» - ««вначале было слово», и слово я ставлю ПЕРЕД музыкой».
Ну, а затем, свое «слово» берет музыка – и начинаются те самые «две большие разницы», которые отличают «бардов» от «русского рока».

Если я не ошибаюсь, история искусств давно определила, что музыка - это частный случай театра. Что точкой отсчета служат - архаичные и античные театральные формы, из которых в последствие выделились различные виды искусства, в т.ч. и музыка и поэзия.
Оттого и поэзия первоначальна – как искусство звучащего, а тем паче – поющегося слова.
Я не имею сейчас в виду определение «театра», принятое в бытовой речи. Речь идет о его первоначальном смысле – «зрелище», как форма исполнительского искусства, в котором акт сотворения и акт восприятия произведения (любого!) этого искусства неразрывно связаны, совпадают во времени (т.е., – по Станиславскому, "здесь и сейчас"). В отличие, скажем, от кинематографа, живописи, архитектуры и пр. – хотя и эти виды искусства являются театром, в синтетическом его понимании.

Что касается "рок-н-рольного" духа в музыке» - вот тут позвольте с Вами не согласиться ☺☺
Дух-то (в этом я более чем согласен с Вами!) – обязательно ДОЛЖЕН присутствовать в любой музыке, и уж тем более, в роке! И это главное отличие его отличие от попсы! В которой, как раз, духа-то и нет вовсе! Только ведь духа нет и в западных роковых, рок-н-рольных и пр. композициях (предназначенных, скорее, именно для противоположного – для «ловли кайфа»). Музыка, лучше или хуже, есть (как мелодия), а бунтарского, протестного начала, в словесном ли выражении, в ритмике, тональности (т.е., той самой «поэтики и мелодики», и тут я опять же солидарен с Вами ☺) – нет. Кейф есть, протеста нет.
Так ведь дух, да, иной, не такой, может быть, ярко выраженный протестный – непременно присутствует и в любой авторской (бардовской) песне! Именно там-то он и начинался – не оттуда ли родился русский-то рок?!
Просто, как мне кажется, эти «жанры» (хотя, какие нафиг жанры! – и песня-то сама по себе – не жанр, просто надо же как-то обозначить ☺) – рок и бард нет нужды различать по техническим признакам (тип музыки, качество слова, аранжировка и прочее). Если уж и делать между ними различия – а как иначе! ☺ - так, скорее, по назначению.
То бишь, рок-музыка (западная) предназначена для кайфа, духовная - для отрешения от мирского, "русский шансон" (блатняк) - для моральной поддержки уголовщины и вовлечения в свои ряды пополнения, поп-музыка - для развлечения, и т.п.
В таком разрезе, предназначение русского рока – выражение протеста. Против чего угодно – против одиночества и против засилия толпы, против власти и против безвластия, против наркотиков ☺☺☺ или против абортов ☺☺ Это моя точка зрения, не более – основана на обобщенных впечатлениях от множества прослушанных концертов (Екатеринбург таки не менее столица русского рока, нежели Питер ☺☺ - просто они потом туда все уезжают ☺☺)
А авторская песня – предназначена для общения. Это камерный «жанр», присутствие его на большой сцене – на мой взгляд, ошибка.
Потому что для дружеского разговора понты не нужны, как и всякого рода шаманские воздействия на подсознание – громкость звука, мелькание света, дымовая завеса, блестящие одежды (или их отсутствие) и пр...
Для АП нужна минимальная дистанция (в любом смысле) между исполнителем и слушателем. Идеальный концерт АП - "гитара по кругу", т.е, слушатель одновременно является и исполнителем. В этом – уникальность авторской песни. Правда, не всем нужная.
И в этом, к слову – ее же сходство с «квартирниками» рок-исполнителей – Янки, СашБаша, Бутусова, Цоя, Ященко и пр. Потому я и отношу их к рок-бардам – им не обязательна сцена, колонки, свет, цвет и т.п. – им достаточно тех слушателей, которые разделяют их мысли, чувства, сопереживания. В отличие, скажем, от исполнителей тяжелого, металлического, панк-рока, «кислотников» и пр. Сразу скажу, что отнесение Янки к представителям панк-рока, я не приемлю ☺☺ хоть некоторые так и считают (я не о Вас).
Хотя, и технически оснащенный концерт, русскому року не помеха – напротив, увеличивается число слушателей – а протестовать лучше вместе, нежели в одиночку – гуртом и батьку сподручнее бить. ☺ Но слушатели, зрители – еще не единомышленники, не сподвижники, не бунтари! И цель протестующего русского рока, собирающего многотысячные концерты – сделать их таковыми. Иначе – зачем нужны были власти гонения на него?
Возвращаясь, на секунду, к АП – а в кругу друзей и единомышленников-то, зачем и против кого протестовать?
И вот тут я опять вынужден с Вами согласиться ☺ - это действительно, «Разная эстетика, разная философия, разная подача». Добавлю, повторяя Ваши слова – и поэтика с мелодикой тоже разные. Так и цели с задачами у них разные ☺ равно, как и предназначения.

Передавая Ольге привет от ВСЕХ ее почитателей и поклонников – будет смешно и нелепо, ибо они меня на то не уполномочивали ☺☺ А лично от Вас, как от человека, очень любящего ее творчество, ныне живущего в Японии и не могущего сделать это лично – это могу. И обязательно сделаю – вероятно, в феврале или марте.
Успехов,

Серж-Бродяга   26.12.2011 15:50   Заявить о нарушении
Доброе утро, Сергей:)

Ну, думаю, с авторской песней, русским роком и образами мы разобрались:) Так что можно считать эту тему закрытой:)

С наступающими вас еще раз! Увидимся уже в следующем году:)

Андрей.

Андрей Фко   30.12.2011 06:56   Заявить о нарушении
Совершенно верно, Андрей, тема себя исчерпала.
С новым годом (вероятно, уже наступившим! – Вы же встретите его раньше нас).
До встречи в Новом году!
Сергей

Серж-Бродяга   30.12.2011 10:38   Заявить о нарушении